«Адаптивная физическая культура для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
«Адаптивная физическая культура для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Здоровье граждан всегда является одной из приоритетных задач государственной политики в России, при этом, особое внимание уделяется созданию условий для предоставления детям с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями, доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. Интеллектуальные нарушения (ИН) это состояния психического недоразвития, которые манифестируют в детском и подростковом возрасте. Нарушение интеллекта выражается не только в снижении когнитивных функций ребёнка, но и является причиной аномального развития его двигательной сферы. Данные ограничения мешают в приобретении социального опыта и подготовки к самостоятельной жизни. Главной причиной, затрудняющей формирование у лиц данной нозологической группы двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики.
Адаптивная физическая активность (АФК) — главное средство для обеспечения развития и адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями в социальной среде. Для таких обучающихся физкультура выполняет как общие, так и специфические задачи. К общим относят укрепление здоровья, закаливание, развитие физических способностей, воспитание волевых качеств, повышение работоспособности. Специальные же задачи направлены на компенсацию утраченных или пораженных функций: развитие координации движений, компенсация утраченных или нарушенных функций,
Здоровье граждан всегда является одной из приоритетных задач государственной политики в России, при этом, особое внимание уделяется созданию условий для предоставления детям с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями, доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. Интеллектуальные нарушения (ИН) это состояния психического недоразвития, которые манифестируют в детском и подростковом возрасте. Нарушение интеллекта выражается не только в снижении когнитивных функций ребёнка, но и является причиной аномального развития его двигательной сферы. Данные ограничения мешают в приобретении социального опыта и подготовки к самостоятельной жизни. Главной причиной, затрудняющей формирование у лиц данной нозологической группы двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики.
Адаптивная физическая активность (АФК) — главное средство для обеспечения развития и адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями в социальной среде. Для таких обучающихся физкультура выполняет как общие, так и специфические задачи. К общим относят укрепление здоровья, закаливание, развитие физических способностей, воспитание волевых качеств, повышение работоспособности. Специальные же задачи направлены на компенсацию утраченных или пораженных функций: развитие координации движений, компенсация утраченных или нарушенных функций,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Адаптивная физическая культура для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».»
«Организация тренерской деятельности по адаптивной физической культуре и спорту»
По теме:
«Адаптивная физическая культура для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями».
Выполнила:
Петрова Светлана Владимировна
Содержание
Введение……………………………………………………………………...........3
Адаптивная физическая культура в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.............………………………………………………………..…..5
Противопоказания к занятиям АФК……………………………………………………….………………………5
Организация адаптивного физического воспитания и развития………………………………………………………….……………….7
Заключение……………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………………..9
2
Введение
Здоровье граждан всегда является одной из приоритетных задач государственной политики в России, при этом, особое внимание уделяется созданию условий для предоставления детям с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями, доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. Интеллектуальные нарушения (ИН) это состояния психического недоразвития, которые манифестируют в детском и подростковом возрасте. Нарушение интеллекта выражается не только в снижении когнитивных функций ребёнка, но и является причиной аномального развития его двигательной сферы. Данные ограничения мешают в приобретении социального опыта и подготовки к самостоятельной жизни. Главной причиной, затрудняющей формирование у лиц данной нозологической группы двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики.
Адаптивная физическая активность (АФК) — главное средство для обеспечения развития и адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями в социальной среде. Для таких обучающихся физкультура выполняет как общие, так и специфические задачи. К общим относят укрепление здоровья, закаливание, развитие физических способностей, воспитание волевых качеств, повышение работоспособности. Специальные же задачи направлены на компенсацию утраченных или пораженных функций: развитие координации движений, компенсация утраченных или нарушенных функций, 3
быстроты реагирования, поддержание равновесия, формирование точности мелкой моторики, развитие познавательной деятельности и другое. Физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями происходит в замедленном темпе. Оно проявляется в несоответствующем росте и весе, нарушении правильной осанки, деформации черепа, парезах нижних конечностей. Нарушается и развитие двигательных навыков из-за особенностей психических и эмоционально-волевых особенностей. Физическая культура благоприятно влияет на течение заболевания и состояние здоровья, поэтому она должна быть неотъемлемой частью жизни. Детям с умственной отсталостью необходимы систематические занятия адаптивной физической культурой, так как они являются мощным фактором компенсации и коррекции двигательных нарушений. При системном посещении данных занятий у детей улучшается общее самочувствие, повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшается эмоциональное состояние, развиваются физические качества, поднимается самооценка и снижается уровень тревожности.
Таким образом, можно говорить о том, чтоАФК— это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. А значит – необходимость его использования для развития и обучения детей с нарушениями интеллекта очевидна.
Целью данной работы является рассказать об эффективности коррекционного воздействия средств АФК, и системе ее реализации выстроенной в школе для детей с интеллектуальными нарушениями.
4
1.Адаптивная физическая культура в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Методы и средства адаптивного воспитания в школе существенно отличаются от занятий спортом со здоровыми детьми. Безусловно, детям с нарушениями психического или физического развития требуется особое отношение со стороны преподавателя, четкое понимание специфики своего обучения. Несмотря на то, что у детей есть отклонения в каждой области (умственная отсталость, нарушение слуха или зрения, церебральный паралич, и т.д.), им необходимо стать полноправными членами общества. Это является задачами и школы, и конкретно, предмета «Адаптивная физическая культура».
Основными задачами адаптивной физической культуры в ОУ являются:
- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
-формирование дополнительных навыков;
-укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
2.Противопоказания к занятиям АФК.
Противопоказания к занятиям АФК для обучающихся с интеллектуальным
5
нарушениями носят индивидуальный характер, так как один и тот же диагноз
может по-разному влиять на способность человека адаптироваться к среде и взаимодействовать с другими. Противопоказанием могут быть деструктивные поведенческие реакции, которые нарушают процессы взаимодействия в командных видах спорта. В таких случаях показаны индивидуальные занятия АФК или ЛФК.
Система адаптивного физического воспитания в школе преследует следующие цели: развитие внутренней потребности заниматься спортом, пробуждать любовь к физическому воспитанию;
-сохранение и укрепление здоровья;
-обучение умению работать самостоятельно;
-улучшение основных психических процессов, интеллектуального и речевого развития;
-адаптация в обществе;
-развитие личности.
Адаптивное физическое развитие и воспитание в школе выполняют следующие задачи:
-обучение навыкам гигиены и самообслуживания;
-повышение психической и физической устойчивости;
-формирование привычки к здоровому образу жизни;
-расширение пределов физических возможностей ребенка;
-обучение основным навыкам безопасности;
-осознание своих способностей по сравнению с обычными детьми;
- компенсация утраченных навыков в ущерб функциям других органов;
-формирование значимых личностных и эмоциональных характеристик;
-формирование гражданской позиции;
-формирование навыков адаптации в обществе;
-формирование хорошего отношения к себе.
6
3.Организация адаптивного физического воспитания и развития
Правильная организация адаптивного физического воспитания и развития в школе достигается за счет выполнения основных задач:
1.Образоваельные:
-получить необходимые знания для осознанного восприятия движений тела и новых навыков;
-развитие важных повседневных физических навыков;
-владение правилами выполнения полезных для ребенка упражнений;
-научиться ориентироваться в окружающей среде, понимать свои физические возможности и правильно их рассчитывать;
2.Развивающие:
-повышение точности, реакции и силы двигательной системы;
-развитие прикладных навыков;
-практическое владение терминами времени и пространства;
-обновление словарного запаса и развитие речевого навыка;
3.Оздоровительные и коррекционные:
-укрепление здоровья, его поддержание;
-закаливание;
-поддержание иммунитета;
-улучшение работы внутренних органов и систем, основное внимание уделяется сердечно - сосудистой и дыхательной системам;
-коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательного аппарата;
-улучшение мелкой моторики;
7
-преодоление психомоторных расстройств (боязнь высоты, клаустрофобия, нарушение самооценки).
2.Воспитательные:
-укрепление уверенности в себе;
-преодоление внутренней несвободы;
-развитие упорства, мужества, воли и умения работать самостоятельно;
-воспитание желания заниматься спортом;
-обучение осознанию своей ответственности за собственное здоровье
Заключение
В состав адаптивной физкультуры входят – адаптивная физическая культура, адаптивное двигательное восстановление, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все виды физической активности детей с физическими и умственными недостатками и помогают им адаптироваться к окружающему миру, поскольку обучение различным типам движений связано с развитием психических навыков, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает им общечеловеческие ценности.
8
Список литературы:
Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Е25 Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.: ил. https://151020.selcdn.ru/public/b9253d7a1c49fc39019090946502e224.pdf
Насибулина Т.В., Новикова И.Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ОВЗ: учебное пособие. – Сыктывкар, 2016г.http://kriro.ru/upload/docs/Организация%20занятий%20адаптивной%20физической%20культурой%20с%20детьми%20с%20ОВЗ.pdf
Теория и организация адаптивной физической культуры Tl 1 [Текст] : учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.: ил. https://studfiles.net/preview/4113293/