Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии, Здоровье учителя". Описывыются факторы, влияющие на здоровье учителей: мировоззренческие причины, психические причины, внутренние усилия. Психологические причины: неумение противостоять стрессам, отсутствие навыкам управление своими эмоциями, превышение своих психических возможностей.Описываются профессиональные заболевания учителей: болезни, связанные со стрессом, стоячее или сидячее положение, болезни органов чувств и др. В работе рассказываются методы профилактики и комплексы физических упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровье учителя »
Здоровьесберегающие технологии :
Здоровье учителя
Выполнили: учитель физической культуры Денисова Ю.В.
учитель физической культуры Горская С.В.
основные причины заболевания учителя
профессиональный эмоциональный стресс
эмоциональная и интеллектуальная истощенность и депрессивное состояние
Вынужденное превышение нормативных нагрузок
Причины, разрушающие здоровье учителя
Мировоззренческие причины:
отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего «непотопляемость» личности, несмотря ни на какие условия
неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста
неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни
наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека
неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы и сохранить свое здоровье
неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем
Психические причины:
психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенностью жизнью
у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость ;
неумение противостоять стрессам
50% учителей –невротики
отсутствие навыка управления своими эмоциями
10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе
частое превышение своих психических возможностей
Если в коллективе 10-12% невротиков – он нестабилен и конфликтен
Внутренние усилия:
Лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку и всего 1% женщин
20% учителей курят
5% алкоголики
До 5% учителей проявляют скрытые формы садизма
5% учителей пробовали наркотики
Профессиональные заболевания учителей
болезни, связанные со стрессом
проведение значительной части времени в стоячем или сидячем положении
болезни органов чувств
Проблемы с желудочно-кишечным трактом
варикозгеморойостеохондрознарушения функций опорно-двигательного аппарата
1. Встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч. Кисти рук обратите к «зрителю» ладонью, а локти расположите недалеко от туловища. С силой сожмите кисти с кулаки, делая при этом глубокий вдох носом. Затем полностью выдохните через нос, разжимая кулаки .
2. С силой обнимите себя несколько раз. В момент объятия шмыгайте носом.
3 . Наклонитесь вперед: спина колесом, руки опущены вниз. В тот момент, когда вы наклонитесь достаточно низко, сделайте резкий и глубокий вдох носом .
4, Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
5. «упражнение Тарзана». Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее
Дополнительные меры профилактики
Профилактика варикоза
Варикоз относится к такой группе заболеваний, которые проще и дешевле предупредить, чем потом лечить.
Помимо всего прочего, варикозная болезнь — это отражение общего состояния нашего организма. Поэтому если заниматься профилактикой варикоза, то заниматься ею необходимо комплексно. Тогда даже наследственная предрасположенность к варикозу не перерастет в заболевание. Необходимо только чуть скорректировать свой образ жизни — скорректировать питание, активно двигаться, организовать труд и отдых, следить за своим самочувствием.
Профилактика заболеваний, комплекс упражнений для спины
«Человек умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями, не нуждается в лекарствах.» (Авиценна)
Необходимо соблюдать 10 золотых правил “спинальной школы” по Kramer (1986) 1. Ты должен двигаться. 2. Держи спину прямо 3. Упражняйся в ходьбе в согнутом (на корточках) положении. 4. Не поднимай тяжелых предметов. 5. Распределяй груз и держи его ближе к туловищу. 6. Избегай вращения в поясничном отделе позвоночника с одновременным наклоном вперед. 7. Не стой с выпрямленными ногами. 8. В положении лежа согни ноги. 9. Занимайся спортом: плавание, бег, велосипед. 10. Тренируй ежедневно мышцы позвоночника.
Для профилактики болей в спине необходимо всегда поддерживать правильное положение туловища. На рисунке показано правильное (синим) и неправильное (красным) положение туловища во время выполнения различных действий.
Комплекс упражнений для снятия боли в спине «на рабочем месте»
Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд прямо. Каждое упражнение повторяйте в неспешном комфортном темпе, пять-десять раз.
Упражнение № 1
Поверните голову в крайнее правое положение, затем в левое. Интенсивность движений следует контролировать болевыми ощущениями.
Упражнение № 2
Наклоните голову в ту сторону, где болит спина. При этом нужно немного запрокинуть голову назад. В этой позе оставайтесь 30–60 секунд. Это упражнение хорошо снимает усталость и расслабляет напряженные мышцы спины.
Упражнение № 3
Опустите голову вниз, стараясь по возможности прижать подбородок к груди. Можно помочь себе руками. Это упражнение улучшает гибкость шейного отдела позвоночника, расслабляет и растягивает спазмированные крупные мышцы задней поверхности шеи, снимает усталость и боль в спине.
Упражнение № 4
Упражнение № 5
Переместите голову назад, одновременно втягивая подбородок. При этом упражнении происходит коррекция свойственной людям письменного труда позы, при которой голова и шея вытянуты вперед. Происходит расслабление и растяжка мышц задней поверхности шеи.
Наклоните голову вперед, одновременно надавливайте ладонью на лоб, противодействуя движению головы, в течение нескольких секунд, затем отдыхайте столько же времени. Происходит снятие усталости и укрепление мышц передней поверхности шеи.
Упражнение № 6
Сделайте несколько круговых движений головы в медленном темпе. Важно! Не нужно слишком запрокидывать голову назад.
Упражнение № 7
Представьте, что вы рисуете кружочки носом. Смотря перед собой, «нарисуйте» несколько кружочков «на стене», двигая головой влево – вверх – вправо – вниз. Затем – несколько кружочков на полу, двигая головой влево – вперед – вправо – назад. При этом смотрите прямо, не опускайте голову. Затем несколько кружочков в боковой плоскости (по траектории колеса), двигая головой вверх – вперед – вниз – назад. Постепенно увеличивайте диаметр кружочков.
Упражнение № 8
Упражнение № 9
Наклоните голову в сторону, помогая себе рукой. Расслабляются мышцы боковой поверхности шеи (с той стороны, куда происходит наклон), растягиваются мышцы с противоположной стороны.
Надавите на боковую поверхность головы, одновременно противодействуйте смещению головы рукой. Укрепляются мышцы боковой поверхности шеи (с той стороны, куда происходит давление), расслабляются мышцы с противоположной стороны, боль в спине уходит.
Упражнение № 10
• не стремитесь к увеличению угла наклона головы; • важнее выполнять упражнения медленно, плавно и без усилий; • следите за регулярным, глубоким дыханием и общим расслаблением тела.
Для снятия усталости и напряжения с шейных мышц сделайте массаж акупунктурных точек затылка. Они находятся на линии пересечения мышц задней поверхности шеи, располагающихся по обе стороны позвоночника, с нижней частью черепа. Делайте легкие вращательные движения, затем легкие растирающие движения в течение 10–30 секунд. Упражнение делайте с открытыми глазами.
Упражнение № 11
Упражнение на расслабление грудного отдела спины и улучшение вентиляции легких. Исходное положение: сидя на стуле с крепкой спинкой и без острых углов. Положите руки на затылок, назад так, чтобы позвоночник был прижат к верхнему краю спинки стула. На вдохе прогнитесь назад, затем на выдохе наклонитесь вперед и немного задержитесь в этом положении.
Упражнение № 12
При условии, что вы правильно и регулярно выполняете упражнения для снятия усталости и боли в спине, результат появится через несколько дней.
Другой вариант. Исходное положение: сядьте на край стула так, чтобы верхняя часть грудного отдела позвоночника опиралась на верхний край спинки стула. На вдохе прогнитесь назад, на выдохе наклонитесь вперед так же, как и в предыдущем случае. Дыхание должно быть чуть глубже обычного.
Упражнение для снятия усталости и напряжения с нижнего отдела спины. Выполняется один-два раза для каждой ноги. Сядьте удобно на стул, откиньте спину на спинку стула, стопы на полу. Положите левую ногу на правую, сплетите пальцы рук и положите их под левое колено. Затем поднимайте колено с помощью рук вверх и вправо (по диагонали относительно тела).
Напрягите все мышцы. Зафиксируйте это положение на 30–40 секунд. Вы должны чувствовать растяжение мышц ягодиц и мышц наружной части левого бедра, левой стороны поясницы. Повторите упражнение правой ногой. Упражнение выполняйте медленно, без усилий. Ногу надо поднимать только с помощью рук, дискомфорта не должно быть.