kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спорт – очень сложен и порой противоречив, поэтому его влияние на становление личности неоднозначно. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимаются и осмысливаются спортсменами по-разному.  В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств.»

Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств. 

Михайлин Антон Геннадьевич

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №45 Калининград

Спорт – очень сложен и порой противоречив, поэтому его влияние на становление личности неоднозначно. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимаются и осмысливаются спортсменами по-разному. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других (Ю.Я. Киселев, А.Ц. Пуни, В.И. Столяров и др.). Серьезное позитивное влияние на коммуникативные, волевые, нравственные качества личности оказывают занятия футболом (В.А. Коровин, М.Ю. Нифонтов и др.).

Особенно важным может стать влияние занятий спортом на личность в подростковый период. В этом возрасте в психике школьников происходят серьезные изменения в морально-волевой, мотивационно-ценностной, поведенческой сферах личности. Происходит переоценка жизненных ценностей и идеалов, осуществляется поиск своего места в мире людей, серьезно повышается значение мнения окружающих для самооценки и пр. Все это приводит к серьезным трудностям подростков в их взаимоотношениях с окружающими, в отношении к самому себе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Д. Столяренко, Д.И. Фельдштейн и др.). Важнейшими субъективными факторами преодоления указанных и иных трудностей являются развитые качества: вежливость, дисциплинированность, коллективизм, нормативность поведения, целеустремленность, стремление к достижениям и другие. Становлению вышеназванных и других важных качеств подростков во многом способствуют занятия спортом (в том числе, футболом).

В возрастном развитии школьников очень важная роль принадлежит физической культуре и спорту, поскольку они выполняют не только специфические, но и общекультурные функции. К важнейшим общекультурным функциям физической культуры и спорта относятся духовные функции. Духовные функции, в свою очередь, подразделяются на следующие группы:

– мировоззренческая, отражающая особенности проявления форм общественного сознания в сфере физической культуры и спорта (идеологическая, философская, научная, идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная);

– творческая (развитие творческих сил человека);

– информационная (обеспечение культурной связи поколений через накопление, сохранение и передачу социального опыта физической культуры);

– нормативная и оценочная (нормирование общественной потребности в развитии физических способностей членов общества);

– гедонистическая (получение физического и духовного удовольствия от двигательной активности);

– катарсическая (с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение);

– эстетическая (формирование эстетических способностей) (М.Я. Виленский, В.Л. Динер, В.И. Ильин, В.И. Жолдак и др.).
Каждый человек – частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней
Ещё в прошлом веке американский психолог Джемс предложил формулу:
успех
Самоуважение = притязания
Из этой простой формулы видно, что самооценка (пусть Джемс называет её самоуважением) тем выше, чем большего успеха достиг человек. Но вот личностная, субъективная оценка успеха определяется, оказывается не только и не столько объективными какими – то критериями, сколько соответствием достигнутого запланированного, реального результата – заранее намеченной цели. Чем выше эта цель, чем значительнее планы человека, тем труднее ему их осуществить, тем ниже его оценка собственной деятельности, тем меньше у него оснований быть довольным собой.
Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Видно также, что влияние это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в связи с тем, как протекает жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.
Самооценка оказывает влияние на многие и многие сферы жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Конечно, система ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями и факторами. Тем не менее, нет оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных – полярных – самооценок на черты характера человека, определяющиеся основными его отношениями.
Если человек оценивает себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении к труду. У человека с низкой самооценкой скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера.
Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.
Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.
Наверно, правильное поведение и способы общения, воля, способность к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель. И пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё – таки рекорд – не для рекорда, победа – не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы – средство, не цель.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств.

Автор: Михайлин Антон Геннадьевич

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по физической культуре 5,6,7 классы "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-5-6-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "115346"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411929536"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(50) "fizichieskaia-kul-tura-rabochaia-programma-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233249"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443031803"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Программа по физической культуре "
    ["seo_title"] => string(36) "proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "188915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426773003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Влияние спорта на здоровье человека "
    ["seo_title"] => string(41) "vliianiie-sporta-na-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "183736"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425919809"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Положение о системе оценки планируемых результатов по физической культуре по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(94) "polozhieniie-o-sistiemie-otsienki-planiruiemykh-riezul-tatov-po-fizichieskoi-kul-turie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "255076"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447860571"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства