kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие координационных способностей у баскетболистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Координация в переводе с латинского языка - порядок. Координационные способности - это совокупность свойств человека, появляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающиеся успешность управления двигательными действиями и их регуляции. Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные особенности организма. К ним относятся свойства нервной системы, индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие координационных способностей у баскетболистов»

Развитие координационных способностей у баскетболистов.

Развитие координационных способностей у баскетболистов.

Координационные способности являются комплексным физическим качеством, включающим в себя целый ряд двигательных способностей.

Координационные способности являются комплексным физическим качеством, включающим в себя целый ряд двигательных способностей.

  • «Координация» (от лат. Coordination - согласование, приведение в порядок).
  • Координационные способности (КС) - это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
  • Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.
  • Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

  • - быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
  • - точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный про­межуток времени;
  • - дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
  • - приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
  • - прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
  • - ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способностей.
В основе координационных способностей лежит широкий комплекс факторов, выходящих за пределы чисто двигательных качеств:

В основе координационных способностей лежит широкий комплекс факторов, выходящих за пределы чисто двигательных качеств:

  • 1. Пластичность центральной нервной системы (подвижность процессов возбуждения и торможения). Вследствие этого ловкость в немалой степени определяется наследственностью.
  • 2. Уровень развития физических качеств, прежде всего скоростные способности, динамическая сила и гибкость.
  • 3. Двигательный опыт, т.е. запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков.
  • 4. Способность быстро расслабляться при выполнении двигательных действий, особенно скоростно-силовой направленности.
  • 5. Антиципация, т.е. способность к предугадыванию последствий как своих возможных двигательных актов, так и наиболее вероятных действий соперника или партнера.
  • 6. Психологическая установка, направленная на достижение двигательной задачи в любых условиях, в частности, находчивость и инициативность, способность к неожиданному экспромту в разных ситуациях и т.д.
В связи с комплексным характером координационных способностей, естественно, отсутствует обобщенный показатель уровня их развития. Для этого используется ряд критериев, наиболее важными из которых являются:

В связи с комплексным характером координационных способностей, естественно, отсутствует обобщенный показатель уровня их развития. Для этого используется ряд критериев, наиболее важными из которых являются:

  • 1. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.
  • 2. Время, необходимое для перестройки своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей.
  • 3. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий или их комплексы (комбинации).
  • 4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).
  • 5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.
  • 6. Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений. Нерациональная мышечная напряженность свидетельствует о слабых координационных возможностях человека.
Классификация координационных способностей.

Классификация координационных способностей.

  • -способность к реагированию;
  • -способность к равновесию;
  • -ориентационная способность;
  • -дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения;
  • -ритмическая способность.
Способность к реагированию

Способность к реагированию

  • - это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно- моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом.
Способность к равновесию

Способность к равновесию

  • - это сохранение устойчивого положения тела в условиях затрудняющих сохранение равновесия. Различают статическое и динамическое равновесие. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее. Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
Ориентационная способность

Ориентационная способность

  • - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации или движущегося объекта.
Способность к дифференцированию

Способность к дифференцированию

  • - это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске.
Ритмическая способность

Ритмическая способность

  • - это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта.
Современный баскетбол отличается большими нагрузками, огромным напряжением физических, психических и волевых усилий спортсменов. Вместе с тем, важнейшим показателем в игре в баскетбол всегда остается результативность команды. Результат выступления баскетболистов зависит от эффективности процесса спортивной тренировки, одной из составляющих которой является физическая подготовка игроков. Особое значение в физической подготовке баскетболистов, наряду с другими факторами, отводится развитию координационных способностей.
  • Современный баскетбол отличается большими нагрузками, огромным напряжением физических, психических и волевых усилий спортсменов. Вместе с тем, важнейшим показателем в игре в баскетбол всегда остается результативность команды. Результат выступления баскетболистов зависит от эффективности процесса спортивной тренировки, одной из составляющих которой является физическая подготовка игроков.
  • Особое значение в физической подготовке баскетболистов, наряду с другими факторами, отводится развитию координационных способностей.
Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания координационных способностей.

Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания координационных способностей.

  • 1. Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения.
  • Тренировочные средства бывают общие, то есть совершенствовать общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные - это совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые с высокой точностью.
  • 2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполняться под контролем сознания, это:
  • - наблюдение тренера или спортсмена;
  • - объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля);
  • - использование зеркала или запись на видеопленку.
  • 3. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).
  • 4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи.
  • 5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств.
Существуют методические примеры для воспитания координационных способностей:

Существуют методические примеры для воспитания координационных способностей:

  • •  Варьирование способа выполнения движения.
  • •  Изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее).
  • •  Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).
  • •  Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).
  • •  Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.
  • •  Выполнение упражнения после предварительной подготовки - для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.
Актуальность повышения уровня развития этих способностей у современных баскетболистов определяется следующими обстоятельствами:

Актуальность повышения уровня развития этих способностей у современных баскетболистов определяется следующими обстоятельствами:

  • во-первых, координационные способности относятся к спортивно важным качествам баскетболистов и закономерно включаются в содержание специальной физической подготовки игроков;
  • во-вторых, повышение интенсивности соревновательно-игровой деятельности заставляет тренеров искать новые пути повышения координационной подготовленности баскетболистов;
  • в-третьих, в мировом баскетболе отмечаются тенденции значительного повышения уровня технической оснащенности игроков, применения новых неожиданных приемов, финтов, дальних бросков в кольцо и других тактико-технических действий, которые основываются на тщательной физической подготовке с применением упражнений на развитие координационных способностей;
  • в-четвертых, рост высококвалифицированных баскетболистов с годами постоянно увеличивается. Так, на примере сборных олимпийских команд США и СССР (затем России) по баскетболу с 1952 по 1996 средний рост баскетболистов вырос примерно на 14 см . Это обстоятельство приводит к определенным затруднениям в проявлении координационных способностей у высокорослых спортсменов (например, при подборе мяча с игровой площадки).
исследования, посвященные развитию координационных способностей баскетболистов, встречаются довольно редко . В частности, имеются работы, в которых рассматриваются, например, вопросы специальной координационной подготовки студенческих баскетбольных команд , построения физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии . Выделяется ряд диссертационных работ, в которых решается проблема повышения результативности броска в кольцо, как главного способа завоевания победы в соревнованиях по баскетболу.
  • исследования, посвященные развитию координационных способностей баскетболистов, встречаются довольно редко . В частности, имеются работы, в которых рассматриваются, например, вопросы специальной координационной подготовки студенческих баскетбольных команд , построения физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии . Выделяется ряд диссертационных работ, в которых решается проблема повышения результативности броска в кольцо, как главного способа завоевания победы в соревнованиях по баскетболу.
Традиционные методики развития координационных способностей у баскетболистов опираются, в основном, на идею постепенного повышения степени проявления координационных способностей (ловкости) на первом этапе путем развития общей координации и пространственной точности, на втором этапе проявление первого и второго качества в минимально короткое время, на третьем этапе проявление указанных способностей в короткое время и в меняющихся условиях . Развивать координационные способности предлагается с помощью гимнастики, акробатики, различных игр, включения неожиданных ситуаций для решения двигательных задач, применения полосы препятствий, эстафет, чтобы разнообразить и увеличивать двигательный опыт, который в дальнейшем может пригодиться в игровой практике баскетболиста .
  • Традиционные методики развития координационных способностей у баскетболистов опираются, в основном, на идею постепенного повышения степени проявления координационных способностей (ловкости) на первом этапе путем развития общей координации и пространственной точности, на втором этапе проявление первого и второго качества в минимально короткое время, на третьем этапе проявление указанных способностей в короткое время и в меняющихся условиях . Развивать координационные способности предлагается с помощью гимнастики, акробатики, различных игр, включения неожиданных ситуаций для решения двигательных задач, применения полосы препятствий, эстафет, чтобы разнообразить и увеличивать двигательный опыт, который в дальнейшем может пригодиться в игровой практике баскетболиста .
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в современном спорте растет значение углубленной специальной физической подготовки. Поэтому в новых подходах к разработке методик развития координационных способностей баскетболистов следует ориентироваться на специальные координационные способности, к которым, в частности, относят «ловкость рук», ориентировку в пространстве, способность сохранять равновесие и некоторые другие. Большое значение при этом имеет также владение предметом игры – баскетбольным мячом. Ведущей идеей развития координационных способностей баскетболистов должна быть методика, опирающаяся на данные положения.
  • Вместе с тем, необходимо учитывать, что в современном спорте растет значение углубленной специальной физической подготовки. Поэтому в новых подходах к разработке методик развития координационных способностей баскетболистов следует ориентироваться на специальные координационные способности, к которым, в частности, относят «ловкость рук», ориентировку в пространстве, способность сохранять равновесие и некоторые другие. Большое значение при этом имеет также владение предметом игры – баскетбольным мячом. Ведущей идеей развития координационных способностей баскетболистов должна быть методика, опирающаяся на данные положения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Развитие координационных способностей у баскетболистов

Автор: Бахрунов Анатолий Валерьевич

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Баскетбол. Стойка и перемещения игрока, повороты и остановка. Развитие координационных способностей. "
    ["seo_title"] => string(110) "baskietbol-stoika-i-pieriemieshchieniia-ighroka-povoroty-i-ostanovka-razvitiie-koordinatsionnykh-sposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "148545"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419771338"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Развитие координационных способностей юношей  старшего школьного возраста в учебно-тренировочном процессе  (на примере баскетбола) "
    ["seo_title"] => string(148) "razvitiie-koordinatsionnykh-sposobnostiei-iunoshiei-starshiegho-shkol-nogho-vozrasta-v-uchiebno-trienirovochnom-protsiessie-na-primierie-baskietbola"
    ["file_id"] => string(6) "216431"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432983984"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Развитие координационных способностей обучающихся на уроках физической культуры в баскетболе». "
    ["seo_title"] => string(108) "razvitiie-koordinatsionnykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-v-baskietbolie"
    ["file_id"] => string(6) "121298"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413915201"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Развитие координационных способностей обучающихся  по средствам игры в баскетбол». "
    ["seo_title"] => string(93) "razvitiie-koordinatsionnykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-po-sriedstvam-ighry-v-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "147383"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419365194"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа спортивных игр "Баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-sportivnykh-ighr-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "205410"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429880778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства