kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика нарушения осанки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема правильной осанки состоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся проблемами здоровья школьников. Поэтому эта тема не терет своей актуальности. Осанка -  это положение тела, при котором в норме нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Нарушения в осанке проявляются не только внешними признаками, но и доставляют множество неудобств, болей, способствуют возникновению некоторых заболеваний, снижают устойчивость организма к физическим нагрузкам, снижается иммунитет. 

Как правильно сидеть за столом:

Спина прямая, опираясь на спинку стула, голову вперед не наклонять. Между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. Сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см, локти стоят на парте.

Каждый раз при чтении книг или при письме проверяйте  себя таким образом.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушения осанки. »

Профилактика нарушения осанки  Выполнила учитель по физической культуре МАОУ «СОШ №20» Абдрахманова Р.Г

Профилактика нарушения осанки

Выполнила учитель по физической культуре МАОУ «СОШ №20» Абдрахманова Р.Г

Введение Разновидности нарушений осанки Положения позвоночного столба Меры профилактики  Коррекция осанки Упражнения для формирования правильной осанки Тест на определение осанки у школьников Как правильно сидеть за столом школьникам Подвижные игры для профилактики нарушений осанки Вывод

Введение

Разновидности нарушений осанки

Положения позвоночного столба

Меры профилактики

Коррекция осанки

Упражнения для формирования правильной осанки

Тест на определение осанки у школьников

Как правильно сидеть за столом школьникам

Подвижные игры для профилактики нарушений осанки

Вывод

Объектом исследовательской работы являются ученики школьного возраста. Предмет исследовательской работы- физические упражнения как средства формирования правильной осанки у детей школьного возраста. Методы исследования- наблюдение, тестирование, практическая работа.

Объектом исследовательской работы являются ученики школьного возраста.

Предмет исследовательской работы- физические упражнения как средства формирования правильной осанки у детей школьного возраста.

Методы исследования- наблюдение, тестирование, практическая работа.

Гипотеза Если проводить с детьми комплексные занятия, включающие гимнастические упражнения для профилактики нарушения осанки, а также посредством научить ребят правильно определять осанку, то можно повысить эффективность формирования правильной осанки

Гипотеза

Если проводить с детьми комплексные занятия, включающие гимнастические упражнения для профилактики нарушения осанки, а также посредством научить ребят правильно определять осанку, то можно повысить эффективность формирования правильной осанки

Осанка Осанка - это положения тела, при котором в норме нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Нарушение в осанке проявляются не только внешними признаками, но и доставляют множество неудобств, болей, способствуют возникновению некоторых заболеваний, снижают устойчивость организма к физическим нагрузкам, снижается иммунитет. Признаки правильной осанки : • голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;  • если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию; • если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Осанка

Осанка - это положения тела, при котором в норме нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Нарушение в осанке проявляются не только внешними признаками, но и доставляют множество неудобств, болей, способствуют возникновению некоторых заболеваний, снижают устойчивость организма к физическим нагрузкам, снижается иммунитет.

Признаки правильной осанки :

голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;

если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Осанка Признаки неправильной осанки • голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова); • плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч); • круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад; •  излишне увеличен поясничный изгиб.

Осанка

Признаки неправильной

осанки

голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;

излишне увеличен поясничный изгиб.

Как обнаружить дефект Осанка  Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо вн и мательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

Как обнаружить дефект

Осанка

Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо вн и мательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

Неправильная осанка Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

Неправильная осанка

Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

Разновидности нарушений осанки Нарушение осанки - это отклонения в положении позвоночника . Круглая спина : увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью. Плоская спина : грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена. Седлообразная (кругловогнутая) спина:  увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен .  Круглая спина  Плоская спина  Кругловогнутая спина

Разновидности нарушений осанки

Нарушение осанки - это отклонения в положении позвоночника .

Круглая спина : увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью.

Плоская спина : грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.

Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен .

Круглая спина

Плоская спина

Кругловогнутая спина

Положение позвоночного столба правильное

Положение позвоночного столба

правильное

Положение позвоночного столба неправильное

Положение позвоночного столба

неправильное

1.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки. 2.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола. 3.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо. 4. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

1.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.

2.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.

3.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.

4. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Нагрузка на позвоночник При поднятии тяжести спина согнутая (неправильно) спина прямая (правильно)

Нагрузка на позвоночник

При поднятии тяжести

спина согнутая (неправильно)

спина прямая (правильно)

Коррекция осанки Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении. Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании

Коррекция осанки

Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении.

Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании "навыка правильной осанки (на основе мышечно- су ставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела.

После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений . Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной; исправление дефектов осанки по указанию учителя физкультуры (например: «Галя, разверни плечи!», «Сергей, не сутулься!» и т. п.).

Упражнения для формирования правильной осанки В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ  Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.   Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной. Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной .

Упражнения для формирования правильной осанки

В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной .

Упражнения для формирования правильной осанки СТ ОЯ НА КОЛЕНЯХ Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.   Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице

Упражнения для формирования правильной осанки

СТ ОЯ НА КОЛЕНЯХ

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

 

Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице

Упражнения для формирования правильной осанки ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ  Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п. Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п .

Упражнения для формирования правильной осанки

ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.

Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п .

Упражнения для формирования правильной осанки С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п.   Ноги вместе, руки вперед. Делать в ыпады вперед правой, затем левой н огой. Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.

Упражнения для формирования правильной осанки

С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ

Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п.

  Ноги вместе, руки вперед. Делать в ыпады вперед правой, затем левой н огой.

Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.

Упражнения для формирования правильной осанки В ВИСЕ Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»). Повороты туловища вправо и влево как м ожно больше. Прямые ноги вместе . Вис на гимнастической стенке или перекладине.

Упражнения для формирования правильной осанки

В ВИСЕ

Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»).

Повороты туловища вправо и влево как м ожно больше. Прямые ноги вместе .

Вис на гимнастической стенке или перекладине.

Встаньте к стене, прислонитесь к ней спиной. Стопы сомкните, смотрите прямо перед собой. Затылок, плечи, ягодицы, пятки касаются стены. В области шейного отдела и поясницы (в местах прогиба позвоночника) расстояние от стены до тела не должно превышать 3-4 см. Измерьте расстояние от седьмого позвонка (наиболее выступает на шее) до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки. Расстояния должны быть одинаковыми.  Измерьте ширину плеч со стороны груди и ширину плеч со стороны спины. Ширина плеч со стороны груди должна быть не менее 90% от значения ширины плеч со стороны спины. Если три теста пройдены – у вас правильная осанка.

Встаньте к стене, прислонитесь к ней спиной. Стопы сомкните, смотрите прямо перед собой. Затылок, плечи, ягодицы, пятки касаются стены. В области шейного отдела и поясницы (в местах прогиба позвоночника) расстояние от стены до тела не должно превышать 3-4 см.

Измерьте расстояние от седьмого позвонка (наиболее выступает на шее) до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки. Расстояния должны быть одинаковыми.

Измерьте ширину плеч со стороны груди и ширину плеч со стороны спины. Ширина плеч со стороны груди должна быть не менее 90% от значения ширины плеч со стороны спины.

Если три теста пройдены – у вас правильная осанка.

Как правильно сидеть за столом  Спина прямая, опираясь о спинку стула, голову вперед не наклонять. Между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. Сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см, локти стоят на парте.  Каждый раз при чтении книг или при письме проверяйте себя таким образом.

Как правильно сидеть за столом

Спина прямая, опираясь о спинку стула, голову вперед не наклонять. Между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. Сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см, локти стоят на парте.

Каждый раз при чтении книг или при письме проверяйте себя таким образом.

Подвижные игры для профилактики нарушения осанки «Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними - 5-10 м. У стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно. Методические указания. Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.

Подвижные игры для профилактики нарушения осанки

«Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними - 5-10 м. У стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно.

Методические указания. Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.

Проанализировав здоровье своих одноклассников по медицинским картам, мы выявили:  - нарушение осанки у 23% ребят;  - плоскостопие у 10%;  - часто болеют ОРЗ 15%;  - здоровых 52%.

Проанализировав здоровье своих одноклассников по медицинским картам, мы выявили:

- нарушение осанки у 23% ребят;

- плоскостопие у 10%;

- часто болеют ОРЗ 15%;

- здоровых 52%.

ВЫВОД: Таким образом для предупреждения нарушений необходимо воспитывать у детей правильную осанку, уже с раннего возраста приучать правильно сидеть, стоять, не сутулиться. При малейшем подозрении на нарушение правильной осанки нужно показаться врачу-ортопеду, чтобы вовремя установить характер и степень нарушения и назначить курс лечебной физкультуры. Чем раньше выявлен дефект, тем легче его исправить.

ВЫВОД: Таким образом для предупреждения нарушений необходимо воспитывать у детей правильную осанку, уже с раннего возраста приучать правильно сидеть, стоять, не сутулиться. При малейшем подозрении на нарушение правильной осанки нужно показаться врачу-ортопеду, чтобы вовремя установить характер и степень нарушения и назначить курс лечебной физкультуры. Чем раньше выявлен дефект, тем легче его исправить.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика нарушения осанки.

Автор: Абдрахманова Рамиля Гайсаровна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Профилактика нарушения осанки и плоскастопия. "
    ["seo_title"] => string(48) "profilaktika-narushieniia-osanki-i-ploskastopiia"
    ["file_id"] => string(6) "158455"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421748596"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Профилактика нарушений осанки у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(55) "profilaktika-narushienii-osanki-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "240487"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445019005"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Оздоровительная гимнастика на фитболах для профилактики нарушений осанки школьников "
    ["seo_title"] => string(91) "ozdorovitiel-naia-ghimnastika-na-fitbolakh-dlia-profilaktiki-narushienii-osanki-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "104195"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402676270"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Современные методы диагностики и профилактики нарушения осанки в подростковом возрасте"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_metody_diagnostiki_i_profilaktiki_narusheniia_osanki_v_podrostkovom_"
    ["file_id"] => string(6) "502500"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552243371"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Памятка-буклет для родителей "Профилактика нарушений осанки учащихся""
    ["seo_title"] => string(76) "pamiatka_buklet_dlia_roditelei_profilaktika_narushenii_osanki_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "514453"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560318481"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства