Музыкотерапия- как метод оздоровления
Воспитатель: Сидорова М.С.
«Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою» Бертольд Ауэрбах
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.
Генри Уорд Бигер
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга».
В. Шекспир
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть музыкантом – достаточно включить музыку .
Музыкотерапия представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции различных эмоциональных отклонений у детей, страхов, двигательных и речевых расстройств и т. д.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Цель исследования:
Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность метода музыкотерапии на физическое и психологическое развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность психологического здоровья;
- показать музыку как средство эмоционального благополучия дошкольников;
- изучить и проанализировать предлагаемый материал по музыкотерапии детей старшего дошкольного возраста;
- экспериментально проверить эффективность внедрения музыкотерапии в режимные моменты ДОУ
Объект исследования: Музыкотерапия в работе с детьми старшего возраста
Предмет исследования: Физическое и психологическое здоровье дошкольников
Различают три основные формы музыкотерапии:
- рецептивную,
- активную,
- интегративную
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что человек в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья.
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
С целью создания положительного эмоционального фона в утреннее время в процессе приема детей воспитатели могут включать музыку П. И. Чайковского, И. Штрауса, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова и других композиторов. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Утренняя гигиеническая гимнастика в дошкольном учреждении обязательно должна проводиться под музыкальное сопровождение.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.
Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты
рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:
- метод арттерапии
- метод цветотерапии
- элементы сказкотерапии
- игротерапия
- психогимнастические этюды и упражнения
- ритмопластика
- вокалотерапии
- прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
- Массаж, самомассаж под музыку
На данный момент времени мною использованы только некоторые методы:
- элементы сказкотерапии
- психогимнастические этюды и упражнения
- вокалотерапия
- ритмопластика
- массаж, самомассаж под музыку
ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ
На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры.
Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.
РИТМОПЛАСТИКА
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка, Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают дошкольнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
МАССАЖ, САМОМАССАЖ ПОД МУЗЫКУ
Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.
Пример: «Паучок»
Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра)
А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками)
Солнце стало припекать, (поглаживание спины)
Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера)
А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке.
СКАЗКОТЕРАПИЯ - является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
Сказкотерапия, как здоровьезберегающая технология, интегрирует все технологии арт-педагогики для развития личности, ее творческих способностей и оздоровления. Проведённые исследования доказывают, что сказкотерапия развивает и раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость.
Вокалотерапия
Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.
Пение способствует:
- активизации речи,
- развитие речевого и певческого дыхания,
- голоса,
- звукообразования,
- артикуляции,
- интонации
Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…» и.т.п.
Таким образом, необходимо констатировать, что музыкотерапия является эффективным средством достижения положительных изменений в физическом и психологическом здоровье детей старшего дошкольного возраста.
Музыка способствует снятию нервно-психического напряжения в процессе повседневной жизни в ДОУ.
Дети заряжаются положительными эмоциями и у них прививаются навыки расслабления при помощи музыки, что способствовало коррекции психоэмоциональной сферы.
Положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего этапа эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешным.
Данный вид деятельности способствует:
- Созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
- Развитию воображения, творческого восприятия.
- Созданию новых условий образовательной среды, позволяющих использовать фоновую музыку в течение всего дня.
Использование музыки в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной работы детского сада.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!