Просмотр содержимого документа
«Карточки для баскетбола»
Броски в движении в одной колонне
Все выстраиваются в одну колонну, один становится под кольцом
направляющий в колонне ведет мяч и выполняет бросок в движении из-под корзины, Партнер, стоящий под корзиной, овладевает мячом при отскоке и передает его следующему игроку в колонне. Игрок, передавший мяч, уходит в конец колонны, а выполнивший бросок занимает его место.
Броски в движении в двух колоннах
направляющий в левой колонне передает мяч первому игроку из правой колонны после его выхода для броска из-под корзины в движении;
в) каждый следующий игрок в колонне выходит вперед для приема или передачи мяча. Упражнение выполняется с обеих сторон от корзины
Броски в движении в трех колоннах направляющий левой колонны передает мяч в среднюю колонну игроку, стоящему у линии штрафного броска. Игрок, принявший передачу, выполняет поворот левым плечом назад и передает мяч игроку правой колонны, выходящему для броска в движении из-под корзины.
Все игроки меняются колоннами слева направо. Упражнение выполняется на обеих сторонах площадки
«Восьмерка» б) игрок 2 начинает упражнение передачей вправо и проходом вслед за игроком, выходящим для получения мяча;
в) игрок с мячом продолжает движение и передает мяч игроку 1, выходящему из левой колонны. Затем этот игрок передает мяч игроку 2, первоначально владевшему мячом, и тот выполняет бросок в движении из-под корзины;
г) все три игрока могут выполнять броски в конце упражнения. При этом игрок 1 может снова получить мяч и передать его игроку 3, выходящему для броска левой рукой. Затем мячом овладевает игрок 2 и передает его игроку 1, выходящему для броска левой рукой. И наконец, игрок 3 овладевает мячом и передает его игроку 2, выполнявшему бросок первым и выходящему для повторного броска теперь уже с левой стороны (рис. 4, б).
Передача, поворот, подбор и бросок в движении
б) игрок 1 передает мяч игроку 2. Игрок 2 выполняет передачу игроку 3, который поворачивается и посылает мяч с отскоком от пола игроку 4, выходящему для броска в движении правой рукой;
в) игрок 1 занимает место игрока 3, игрок 2 — место игрока 1, а игрок 3 становится в конец колонны. Игрок 4 занимает место игрока 2. Это означает, что теперь уже игрок 2 должен начинать упражнение. Игроки продолжают смену в этом направлении, пока упражнение не будет закончено.
Упражнение в проходах мимо центрового игрока
игрок 1 передает мяч игроку 2, который, выполнив передачу игроку 3, проходит внутрь междуигроками 3 и4. Игрок 3 передает мяч заспиной у игрока 2 игроку 4 и следует за передачей. Игрок 1 выполняет финт на движение влево и проходит после игрока 3 мимо игрока 4. Игрок 4 может передать мяч игроку 3 или игроку 1. Затем игроки 1 и 2, пара разыгрывающих меняются колоннами, а игрок 3, нападающий, и игрок 4, центровой, возвращаются на свои места.
Сопровождение в двух колонах
направляющий левой колонны (№ 3) передает мяч направляющему правой колонны (№ 1) для броска из-под корзины в движении. Игрок 2 из правой колонны следует за бросающим и овладевает мячом. Затем он передает мяч игроку 1, стоящему в трех шагах от корзины на лицевой линии, который посылает его игроку 3, выходящему для броска с левой стороны. Игрок 4 выходит следом, овладевает мячом ипередает его игроку, стоящему втрех шагах от корзины у лицевой линии. Затем игрок 3 передает мяч выходящему игроку 5, и упражнение продолжается.
Добивание при сопровождении
направляющий ведет мяч к корзине и выпрыгивает, как при броске в движении, но вместо броска мягко посылает мяч в переднюю часть обруча корзины;
в) второй игрок в колонне сопровождает первого игрока и добивает мяч в корзину. Затем первый игрок овладевает мячом, передает его обратно в колонну, и упражнение продолжается.
Разминочное упражнение «четыре угла»
игрок 1 начинает упражнение передачей игроку 4. Затем игрок 1 следует за передачей и занимает место в конце колонны. Игрок 4 передает мяч игроку 2 и занимает место в конце колонны 2. Игрок 2 передает мяч игроку 3, который выходит для броска из-под корзины в движении и занимает место в конце колонны 3. Игрок 3 овладевает мячом после броска, передает его в колонну 1 и идет в конец этой колонны.
Упражнение с центровым игроком
игрок 1 начинает упражнение передачей игроку 2. Тот передает мяч центровому, который выполняет передачу из рук в руки игроку 3, проходящему справа от него;
в) игрок 1 переходит на место игрока 2, а последний уходит в конец колонны. Центровой овладевает мячом и передает его игроку 4, который теперь занял место игрока 1. Игрок 3 возвращается в ту же колонну
Разминочное упражнение с проходами
игроки выстраиваются в три колонны в центре площадки; б) игрок 1 передает мяч игроку 3, а тот, в свою очередь, игроку 2, выходящему для броска в движении правой рукой;
в) игрок 1 овладевает мячом после броска и передает его игроку 3 в угол. Игрок 3 отдает мяч следующему игроку в средней колонне с тем, чтобы упражнение могло продолжаться. Упражнение можно выполнять и в другом направлении.
Упражнение Стетсона
а) четное число игроков, как минимум шесть, занимает место в правой колонне. Вполовину меньше игроков становятся в левую колонну;
б) игрок 1 ведет мяч к боковой стороне трапеции и поворачивается для передачи толчком левой руки игроку 2, который прорывается справа-сзади для броска из-под корзины в движении. Игрок 2 продолжает движение после броска и останавливается в трех шагах от лицевой линии, ожидая передачи от игрока 1. Тот подбирает мяч, передает его игроку 2 и возвращается в конец правой колонны;
в) игрок 2 передает мяч игроку 7, прорывающемуся для броска из-под корзины, левой рукой. Игрок 7 продолжает движение после броска и останавливается в трех шагах от лицевой линии. Игрок 2 подбирает мяч, передает его игроку 7 и занимает место в конце левой колонны. Игрок 7 передает мяч игроку 3, который вновь начинает упражнение, вовлекая в него трех других игроков (рис. 12, б).
Непрерывное взаимодействие пяти игроков а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 1 передает мяч игроку 2 и проходит мимо игрока 5. Игрок 2 передает мяч перед проходящим игроком 1, а игрок 5 получает мяч. Затем игрок 2 проходит мимо игрока 5 с другой стороны;
в) пока игроки 1, 2 и 5 взаимодействуют между собой, игроки 3 и 4 передвигаются, занимая места игроков 1 и 2;
г) игрок 5 передает мяч игроку 3. Игрок 3 передает его игроку 4, а игрок 4 — игроку 5. Игроки 3 и 4 проходят скрестно мимо игрока 5, который может отдать мяч любому из них (рис. 13, б).
«Западная разминка»
Упражнение также в достаточной степени сложно и выполняется опытными игроками.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 1 начинает упражнение передачей игроку 2. Игрок 2 передает мяч игроку 4, а тот передает его игроку 3, который выходит для броска в движении;
в) игрок 1 уходит в конец дальней колонны, а его место занимает игрок 2. Игрок 3 встает на место игрока 4, который овладевает мячом после броска и идет в конец ближней колонны. Для совершенствования бросков левой рукой упражнение можно провести на другой стороне площадки.
«Сан-луисская разминка» (рис. 15). Весьма зрелищное упражнение, но его могут выполнять только опытные игроки.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 5 начинает упражнение передачей игроку 4. Игрок 4 передает мяч игроку 1 и прорывается между игроками 3 и 1. Игрок 1 передает мяч игроку 3 перед прорывающимся игроком 4 и следует за своей передачей;
в) игрок 4 принимает мяч от игрока 3 и ведет его в направлении корзины для броска в движении, но в последний момент откидывает мяч назад над головой в мягкой замедленной манере. Игрок 1 после изменения направления движения приближается к мячу и мягко откидывает его над головой назад игроку 2. Игрок 2 откидывает мяч назад игроку 3, который откидывает его игроку 4, снова выходящему к корзине. Игрок 4 откидывает мяч назад игроку 5, который и добивает мяч в корзину.
Затем новая пятерка игроков выполняет то же упражнение
Разминка с двумя центровыми (рис. 16). Упражнение нужно выполнять так, чтобы избежать столкновения игроков под корзиной. Оно дает возможность совершенствовать игру с центровыми игроками, располагающимися сбоку от трапеции, одновременно с обеих сторон площадки.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 1 передает мяч игроку 2 и прорывается снаружи. Игрок 2 выполняет передачу игроку 3 и проходит мимо него вслед за передачей. Игрок 3 выполняет финт на передачу игроку 2 и передает мяч игроку 1 для броска в движении левой рукой. В то время, как выполняется это взаимодействие, игрок 4, используя второй мяч на правой стороне площадки, передает его игроку 5. Игрок 5 передает мяч игроку 6 и следует за передачей. Игрок 4 прорывается снаружи от игрока 5 к корзине. Игрок 6 передает мяч из рук в руки игроку 5, который готов выполнить бросок левой рукой в движении сразу же вслед за игроком 1.
При изменении упражнения игрок 3 может выполнить передачу игроку 2, а игрок 6 может передать мяч игроку 4. В этом случае оба игрока выполняют бросок в движении на одной стороне площадки.
Упражнение с двумя мячами (рис 17). Упражнение очень эффектно. Необходим точный расчет при проходах, чтобы избежать неприятностей в области штрафного
броска.
Выполнение: а) центровые игроки становятся на обеих сторонах области штрафного броска, остальные игроки выстраиваются в две колонны у средней линии;
б) направляющий игрок в каждой колонне ведет мяч кбоковой линии, останавливается и передает мяч центровому игроку на своей стороне площадки. Отсюда оба направляющих проходят мимо центровых к корзине, причем игрок слева проходит первым;
в) игрок 3 должен передать мяч игроку, выполняющему проход с другой стороны площадки, т. е. игроку 2, а игрок 4 передает мяч соответственно другому проходящему, т. е. игроку 1.
Броски в движении в высоком прыжке
Выполнение: а) неподалеку от лицевой линии за щитом ставится стул. Расстояние зависит от скорости выполнения упражнения, которая может варьироваться При умеренной скорости выполнения упражнения стул ставится, как показано на рис. 18, а. Если упражнение будет выполняться с высокой скоростью, стул следует поставить несколько дальше, как показано на рис. 18, б;
б) тренер передает мяч игроку в том случае, если игрок не меняет направления движения к корзине. Игрок должен идти прямо на стул и высоко выпрыгивать с тем, чтобы приземлиться перед стулом, а не сбить его. При выполнении упражнения используются одна колонна игроков и разные углы приближения к корзине.
Финт и проход с ведением (рис. 19).
Это упражнение развивает умение выводить защитника из равновесия.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в расстановке, соответствующей их игровой позиции в нападении; б) стул перед каждым игроком условно выполняет роль защитника;
в) используются обе половины площадки. Каждый игрок выполняет финт головой, плечами и ногами в одну сторону, прежде чем пройти с ведением в другую сторону и выполнить бросок в движении.
Соревнование в бросках в движении (рис. 20). Игроки должны руководствоваться девизом «поспешай медленно» при выполнении этого упражнения. Команда, которая выполняет броски свободнее, окажется победителем.
Выполнение: а) игроки делятся на две равные команды и выстраиваются в две колонны лицом к корзине, как показано на рисунке;
б) направляющий каждой команды находится строго на одном расстоянии от корзины;
в) по сигналу направляющие игроки в командах быстро ведут мяч к корзине и выполняют бросок в движении;
г) как только мяч будет заброшен и игрок овладеет им, он может передать мяч очередному игроку в команде. Второй игрок не должен покидать стартовую линию, пока мяч не коснется его рук;
д) команды каждый раз громко объявляют свой счет. Например, если первый игрок попал в корзину, все члены его команды должны выкрикнуть: «Два!». Угол приближения к корзине меняется.
Упражнение продолжается, пока одна из команд не наберет 20 очков, получая по два очка за каждый успешный бросок.
Упражнение для обучения надежному контролю мяча при движении на бросок :
а) часть игроков выстраивается в колонну лицом к корзине под любым углом. Угол следует часто менять. Другая часть игроков выстраивается в колонну возле корзины;
б) по очереди прорываясь к корзине, игроки получают мяч из третьей колонны в углу;
б) после того как игрок получит мяч и начнет движение на бросок, направляющий из колонны под корзиной может подтолкнуть его, слегка ударить по руке и т. д.
Упражнение, совершенствующее умение увидеть открытого игрока при ведении к корзине
Многие игроки проходят к корзине для броска как «несущийся поезд». Это хорошо, если при высокой скорости игроки могут заметить партнера, находящегося в лучшей позиции.
Выполнение: а) два игрока становятся по обе стороны от корзины, а перед каждым из них в защитной позиции располагается помощник тренера б) оставшаяся колонна игроков располагается на достаточном расстоянии от корзины, так, чтобы после поворота каждый игрок мог вести мяч для броска в движении, если никто из партнеров не будет открыт;
в) с помощниками согласовываются сигналы рукой (используя пальцы, положение руки и т. д.), чтобы определять, когда один из них должен быстро занять плохую защитную позицию, оставив своего подопечного открытым, когда они должны сделать это оба и когда остаться на месте;
г) сигналы меняются с тем, чтобы игроки постоянно были наготове решить задачу — продолжать ли ведение или передать мяч партнеру;
д) угол приближения к корзине меняется.
Упражнение дляобучения игроков умению оттеснить защитника наружу, если нападающий имеет преимущество в полшага {рис. 23).
) игроки выстраиваются в колонну убоковой линии {в углу — защитник);
б) первый игрок в колонне стоит на полшага впереди от защитника;
в) по сигналу «Начинай!» нападающий прорывается в направлении корзины;
г) помощник передает мяч нападающему после того, как тот выполнит один или два больших шага;
д) нападающий, получив мяч, двигается к корзине, оттесняя защитника. Он выполняет бросок в движении левой рукой на дальней стороне щита.
Изменение направления движения для броска с отражением от щита а) строго под корзиной ставится стул;
б) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
в) во время прохода игрока к щиту на линии штрафного броска ему передается мяч;
г) игрок ведет мяч к корзине и, изменяя направление, проходит с одной или другой стороны от стула для броска с отражением от щита.
Скрестный выход после заслона (рис. 168,
Выполнение: а) левый защитник передает мяч правому и ставит для него заслон. Правый защитник передает мяч центровому игроку и ждет, пока левый защитник не выполнит поворота назад на левой ноге для прохода к корзине;
б) как только левый защитник закончит поворот, правый защитник прорывается за его спиной и слева от центрового игрока;
в) центровой отдает мяч любому из защитников.
Любопытным вариантом упражнения будет передача от левого защитника центровому, выход для постановки заслона правому защитнику и т. д. (рис. 168, 6).
Скрестный выход с ведением (рис. 169).
Выполнение: а) левый защитник ведет мяч в направлении правого защитника;
б) правый защитник двигается навстречу дриблеру и получает мяч из рук в руки на полпути между позициями игроков задней линии. Получив мяч, он выполняет передачу крюком левой рукой центровому игроку;
в) оба игрока продолжают движение к корзине мимо центрового игрока, который может передать мяч любому из них,
Бросок из-за двойного заслона (рис. 170).
Выполнение: а) левый защитник передает мяч центровому игроку, проходит мимо него и останавливается рядом;
б) правый защитник выходит за двойной заслон и получает мяч от центрового;
в) получив мяч, правый защитник выполняет бросок впрыжке или с места
Передача выходящему игроку (рис. 155).
Обратный поворот и атака корзины (рис. 156).
Выполнение: а) левый нападающий врывается в область штрафного броска и получает высокую передачу от правого нападающего;
б) левый нападающий ловит мяч и останавливается. Выполнив поворот назад па левой ноге, он атакует корзину в движении.
Скрестный выход нападающих (рис. 157, а).
Выполнение: а) левый нападающий выходит к линии штрафного броска и получает высокую передачу правого нападающего. Поймав мяч, он немедленно останавливается лицом к центру площадки;
б) правый нападающий следует за своей передачей и проходит слева от левого нападающего, получая мяч из рук в руки и атакуя корзину в движении.
В другом варианте этого упражнения левый нападающий делает финт на передачу из рук в руки проходящему правому нападающему, а сам уходит с ведением в другую сторону для броска правой рукой в движении (рис. 157, б).
меняются колоннами, а игрок 3, нападающий, и игрок 4, центровой, возвращаются на свои места.
Встречное ведение (рис. 158).
Выполнение: а) правый нападающий, используя низкое ведение, входит в область штрафного броска;
б) левый нападающий пересекает область штрафного броска со своей стороны. Он проходит справа от правого нападающего, получает мяч из рук в руки и выполняет бросок правой рукой в движении.
Передача из рук в руки в центре (рис. 159).
Выполнение: а) нападающие и игроки задней линии выстраиваются на своих обычных местах. Центровые стоят под корзиной, а один из них на линии штрафного броска;
б) со своих мест игроки поочередно выполняют передачи и проходят мимо центрового игрока, ожидая ответной передачи из рук в руки. Проходящие всегда делают финт на уход в одну сторону, а проходят с другой. Получив мяч, нападающий ведет его к корзине дальней по отношению к воображаемому защитнику рукой. Центровые выполняют поворот на месте.
Упражнения для тренировки одного игрока
1. Совершенствование бросков с близкого расстояния в движении. Игрок ведет мяч к корзине, выполняет бросок, ловит мяч, ведет его от корзины (5—6 м), опять ведет мяч к корзине, выполняет бросок (рис. 90), Броски выполнять с разных точек.
2. То же самое, но игрок, выполнив бросок, не ведет мяч от корзины, а сразу выполняет бросок, сделав только самые необходимые подготовительные движения (поворот, обманное движение, короткое ведение), чтобы броски выполнялись из удобных положений. Выполнять броски разными способами, применяя обманные движения.
3. Совершенствование бросков в прыжке после ведения. Игрок ведет мяч, останавливается и выполняет бросок в прыжке. После этого бежит к мячу, ловит его, ведет мяч 6—7 м от корзины, поворачивается, ведет мяч к корзине, останавливается и выполняет бросок в прыжке (рис. 91). Броски выполнять с различных точек.
4. Совершенствование бросков с одной точки. Игрок выполняет броски с одного и того же места (рис. 92).
5. Совершенствование бросков с близкого расстояния, применяя обманные движения и поворот. Игрок ведет мяч в штрафную площадку до корзины, останавливается, выполняет обманное движение, имитируя бросок, после чего выполняет поворот вперед и правой рукой (с другой стороны) выполняет бросок (рис. 93).
6.То же самое, но бросок выполняется после обманного движения, имитирующего бросок без поворота.
7.Совершенствование «прохода» и бросков в движении. Игрок с мячом стоит на расстоянии 6—8 м от корзины, выполняет обманное движение, имитируя бросок в корзину или ведение мяча в одну сторону, и после этого мгновенно «проходит» в противоположную сторону к корзине. Игрок совершенствует характерные для себя проходы с излюбленных мест. После этого он заканчивает «проход» броском мяча в корзину на большой скорости и начинает упражнение сначала с того же места или с другого (рис. 94).
8. Игрок ударяет мячом о стену, ловит его, ведет к корзине, останавливается и выполняет бросок (или в прыжке, или с места с дальнего расстояния), бежит к корзине, ловит мяч, ведет его к другой стене и выполняет то же самое (рис. 95).
9.То же самое, но игрок ловит мяч, отскочивший от стены, стоя спиной к корзине, выполняет обманное движение, имитируя проход посередине площадки, выполняет поворот вперед, «проходит» по лицевой линии и выполняет бросок (рис. 96).
10. Игрок, находящийся у центрального круга (или у лицевой линии лицом к противоположной корзине), бросает мяч вверх-вперед, как можно быстрее бежит вперед, стараясь поймать мяч, пока тот не упал на пол. Поймав мяч, выполняет обманное движение, ведет мяч вперед к корзине и выполняет бросок (рис. 97;). То же самое повторяет в другую корзину.
Вариант: поймав мяч {у центрального круга), повернуться и вести мяч обратно (рис. 98).
11. Совершенствование разных бросков с разных расстояний. Игрок бросает мяч с дальней дистанции, бежит к корзине, ловит мяч, выполняет бросок с ближнего расстояния, ведет мяч от корзины, поворачивается, ведет к корзине и бросает со среднего расстояния в прыжке.
12. Если в зале несколько корзин, то вести мяч вокруг зала (или в разных направлениях) и выполнить разные броски.
13. Совершенствование дальних бросков. Игрок выполняет бросок с дальнего расстояния с избранной точки, бежит к корзине, ловит мяч (если мяч пойман в удобном положении, то выполняет бросок с близкого расстояния), ведет его в исходное положение (или в другое место;), опять выполняет бросок издали.
14. Совершенствование добивания мяча в корзину. Игрок у щита бросает мяч об щит выше кольца и в прыжке в возможно более высокой точке одной рукой (концами пальцев) «добивает» мяч в кольцо. Если мяч не попал в кольцо, добивать его еще и еще раз.
Упражнения для тренировки двух игроков
1. Два игрока имеют один мяч. Поочередно каждый выполняет броски в движении. Игрок, выполнивший бросок, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру, который за это время занимает на площадке место по своему усмотрению (рис. 99).
2.То же самое, но игрок, выполнивший бросок, передав мяч партнеру, бежит к нему и выполняет роль защитника. Действия защитника могут быть пассивными и активными.
3. Игроки занимают положение, показанное на рис. 100. Игрок без мяча вбегает в штрафную площадь, получает мяч, выполняет обманное движение в одну сторону, поворачивается вперед и бросает мяч. Выполнив бросок, он сам ловит мяч, возвращает его партнеру и занимает место за пределами штрафной площадки. Затем он опять вбегает в штрафную площадку и получает мяч. Выполнив 5—10 бросков, игроки меняются местами.
, 4. Один игрок бросает мяч в корзину с избранной точки (или нескольких точек), второй ему подает мяч. Игрок с одной точки выполняет серию — 5—10 бросков, переходит на другую точку, или же игроки меняются ролями.
5. То же самое, но игрок, подающий мяч, после каждой передачи бежит к партнеру и выполняет роль защитника.
6. Игрок выполняет серию бросков в прыжке со средних дистанций, а партнер подает мяч. Игрок, бросающий мяч, каждый раз должен быстро бежать к мячу, поймать его, остановиться (или остановиться после короткого ведения мяча) и выполнить бросок (рис. 101').
7. То же самое, но игрок, подающий мяч, выполняет и роль защитника.
8. Игроки на площадке стоят рядом на расстоянии 4— 5 м и передают мяч друг другу. После нескольких передач один из них бросает мяч в корзину, бежит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру и опять занимает место рядом с партнером. После нескольких передач бросок выполняет другой игрок (рис. 102).
9. Игроки стоят один против другого, как показано на рис. 103. Игрок получает мяч, стоя спиной к корзине, выполняет обманное движение в одну сторону, поворачивается в другую, ведет мяч и выполняет бросок. Поймав мяч, он возвращает его партнеру и занимает исходное положение и т. д.
10.Из того же исходного положения игрок, передав мяч, бежит в одну сторону, изменяет направление бега, останавливается. Перед игроком, стоящим у линии штрафного броска, получает от него мяч и выполняет бросок в прыжке. Игрок, стоящий у линии штрафного броска, бежит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру, который за это время возвратился в исходное положение (рис. 104).
11. Игрок без мяча бежит к корзине. Поймав мяч, останавливается, выполняет обманное движение в одну сторону, поворачивается в другую, ведет мяч и выполняет бросок (или бросок со средней дистанции в прыжке). Поймав мяч, он передает его партнеру и возвращается на свое место (рис. 105).
12. Игрок, получив мяч под кольцом, делает обманное движение, имитируя бросок в корзину, поворачивается вперед, ведет мяч и выполняет бросок с другой стороны корзины (рис. 106).
13. Игрок без мяча стоит у центрального круга. Получив мяч, он ведет его до линии штрафного броска, останавливается и выполняет бросок. После этого возвращается на исходное положение (рис. 107). Вести мяч следует в быстром темпе.
Вариант: вести мяч, изменяя направление, ритм передвижения.
14. Игроки у центрального круга. Игрок бежит к корзине, получает мяч, ведет его, выполняет бросок в корзину, ловит сам мяч и передает его партнеру, бегущему к противоположной корзине. Передав мяч, игрок возвращается на исходное положение (рис. 108).
15. Игрок ведет мяч к линии штрафного броска. Игрок без мяча бежит к игроку с мячом, останавливается перед ним, получает мяч и выполняет бросок в прыжке (или делает обманное движение и прорывается к корзине). Игрок, выполнивший бросок, ловит мяч, ведет его к линии штрафного броска, а второй игрок занимает место у центральной линии и упражнение продолжается (рис. 109).
16. Упражнение для совершенствования добивания мяча. Игроки стоят у щита с обеих сторон кольца. Один игрок бросает мяч о щит выше кольца партнеру (или набрасывает на кольцо); второй — старается добить мяч в корзину.
17. Один игрок выполняет броски со средних или дальних дистанций, второй — подает мяч. Если мяч не попадает в корзину, игрок, подающий мяч, добивает его в корзину (или, поймав мяч, выполняет бросок с близкого расстояния, если добить неудобно) и после этого возвращает мяч партнеру.
18. Игроки выполняют поочередно броски с дальней дистанции. Бросив мяч с дальней дистанции, игрок бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого расстояния. За попадание с дальней дистанции — 2 очка, с близкой—1. Кто быстрее наберет определенное количество очков (например, 25).
19. Каждый игрок имеет по мячу. Игроки выбирают на площадке аналогичные точки, с которых выполняют броски. Игрок, выполнивший бросок, бежит за мячом, ведет его на исходное положение и опять бросает мяч. Кто быстрее забросит 15 раз? Когда один игрок попадет нужное количество раз, игроки меняются местами и мячами и опять выполняют броски (рис. 110).
Если броски выполняются с дальней или средней дистанции, можно ввести дополнение; после броска с дальнего (или среднего) расстояния игрок, поймав мяч, выполняет бросок с близкого расстояния. Зачет может быть разный: если бросок с близкого расстояния не точен,— очки не начисляются, за попадание с дальней (или средней) дистанции 2 очка, с ближней— 1 очко.
20. Игра «Школа». На площадке отмечается определенное число точек, с которых будут выполняться броски в корзину (рис. 111). Начинать броски с самой близкой точки. Игрок, забросивший мяч с ближайшей точки, имеет право выполнить бросок со следующей точки. Игрок, забросивший мяч со всех точек, возвращается обратно, тоже забрасывая мяч поочередно с каждой точки. Когда игрок забросит мяч со всех точек по два раза (пройдет «школу» туда и обратно), он держит экзамен, бросает штрафные броски. Надо забросить поочередно 5 (или 10, в зависимости от степени подготовленности) штрафных. Кто быстрее закончит «школу»? Это «малая школа».
Может быть «большая школа» (рис. 112). Игрок, забросивший мяч из всех точек «малой школы», возвращается обратно, забрасывая мяч поочередно из всех точек «большой школы», и потом держит экзамен: бросает штрафные броски. Можно штрафные броски выполнять и после окончания «малой школы» и после окончания «большой школы».
21. Игра в одну корзину 1X1, акцентируя совершенствование бросков мяча в корзину. С этой целью игроки при первой возможности выполняют броски. Игрок, действующий в роли защитника, до того момента, пока игрок не выполнит броска, действует пассивно (чтобы было возможно больше удобных положений для бросков). В игре 1X1 игроку запрещается выполнять броски с безнадежных положений. Если игрок с мячом очутился в таком безнадежном положении, откуда невозможно выполнить бросок по кольцу, он должен передать мяч партнеру.
Упражнения для тренировки трех игроков
3. Игроки бегут по кругу. Первый игрок бросает мяч в корзину, бегущий за ним игрок ловит мяч (старается поймать мяч на лету) и передает игроку, бегущему за ним, который выполняет бросок в корзину (рис. 113).
2.Три игрока имеют два мяча. Один игрок бросает мяч в корзину, ловит его и передает игроку, не имеющему мяча. Следующим выполняет бросок второй игрок, имеющий мяч, ловит его и передает тому игроку, который не имеет мяча. Игрок, выполнивший бросок и передавший мяч партнеру, быстро занимает место для получения мяча и выполнения броска.
3. Игроки располагаются, как показано на рис. 114. Игрок без мяча, которого держит защитник, делает обманное движение и бежит получить мяч. Получив мяч, выполняет бросок. Защитник действует полуактивно. После броска оба игрока бегут к корзине и стараются поймать мяч, отскочивший от щита (если мяч не попал в корзину). Игрок, поймавший мяч, возвращает его третьему игроку. Третий игрок, имеющий мяч, может менять свое местонахождение. Игроки меняются ролями.
4.То же самое, но игрок выполняет сериями броски с определенной точки полуактивно, потом активно, мешая защитнику. После броска защитник возвращает мяч третьему игроку.
5. Игрок ведет мяч до линии штрафного броска (или другого отмеченного места), где находится защитник, останавливается и выполняет бросок. Потом бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру. Игрок, выполнивший бросок, становится защитником (рис. 115}.
6. Два игрока имеют по мячу (если мяч один, то упражнение выполняется поочередно). Передав мяч игроку, стоящему у линии штрафного броска, они бегут к нему, меняя направление бега. Пробегают мимо игрока с мячом, получают от него мяч и выполняют бросок. Выполнив бросок, игроки подбирают мяч и ведут его на исходное положение. Игрок, который находится у линии штрафного броска, по очереди заменяется (рис. 116).
7. Игроки располагаются, как показано на рис. 117. Игрок, имеющий мяч, передает его игроку, стоящему у линии штрафного броска, бежит к нему, получает мяч обратно и, не снижая скорости, ведя мяч и применяя обманные движения, старается обойти защитника и выполнить бросок. Затем игрок передает мяч партнеру, а сам занимает положение защитника. Игрок, бывший в роли защитника, занимает место для выполнения приемов с мячом.
8. Игроки располагаются, как показано на рис. 118. Игрок 1 бежит к игроку с мячом, получает мяч и выполняет бросок (любым способом). Тем временем игрок, отдавший мяч, перебегает в другую сторону площадки. Игрок 2 ловит отскочивший от щита мяч и передает его игроку 3. Игрок 1 опять бежит к игроку с мячом и, получив мяч, выполняет бросок (рис. 118). Игроки меняются ролями.
9. Два игрока имеют по мячу и с выбранных мест (или меняя место) поочередно бросают мяч в корзину. Третий игрок подает мяч обоим партнерам (рис. 119). Подающего мяч поочередно сменяют.
10. Игрок с мячом выполняет серию бросков мяча в корзину с одного места (или меняя место). Другой игрок в роли защитника, он разрешает свободно получать мяч, а во время броска мешает, имитируя действия защитника. Третий игрок подает мячи бросающему (рис. 120). Выполнив серию 15—20 бросков, игроки меняются ролями.
11. Два игрока быстро передают мяч между собой. Третий, как можно быстрее передвигаясь от одного игрока к другому, старается помешать броску. Как только игрок с мячом на мгновение окажется свободным, он тут же выполняет бросок, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру, а сам становится защитником. Расстояние между передающими мяч такое, что третий игрок — защитник, — быстро передвигаясь, какое-то время, может помешать свободно бросить мяч (рис. 121).
12. Игроки стоят за центральным кругом один за другим лицом к дальней корзине. Мяч у игрока, стоящего в середине. Первый игрок бежит к корзине, получает мяч, быстро ведет его вперед, выполняет бросок и возвращает мяч второму игроку, а сам бежит и становится за ним. То же выполняет впереди стоящий игрок (рис. 122).
13. Игроки располагаются так, как показано на рис. 123. Игрок, имеющий мяч, с середины площадки передает его игроку, стоящему в углу площадки, сам бежит по направлению к другому углу, потом быстро изменяет направление, бежит к мячу, получает мяч и выполняет бросок. Игрок, выполнивший бросок, занимает место в углу площадки, а игрок, который уже находился в углу, ловит отскочивший от щита мяч, передает его игроку, находящемуся у центрального круга, сам бежит туда же, и упражнение продолжается.
14. Один игрок выполняет броски с дальних и средних расстояний. Остальные игроки стоят так, как показано на рис. 124, и стараются добить мяч, не попавший в кольцо. Игроки поочередно меняются местами.
15. Игрок с мячом — у центрального круга, два игрока занимают места, как показано на рис. 125. Один из них вбегает на площадку штрафного броска, получает мяч и выполняет бросок (сделав перед этим обманное движение, поворот и т. д.). Игрок, выполнивший бросок, сам ловит мяч, передает его игроку, стоящему у центрального круга, и возвращается на свое место. Сейчас же на штрафную площадку для получения мяча вбегает второй игрок. Игрок, передающий мяч, меняется.
16. Один игрок в роли нападающего, другой в роли защитника. Третий игрок имеет мяч и подает его нападающему, который, используя все свои знания и умения, старается забросить мяч в корзину. Если нападающий очутился в таком положении, из которого выполнить бросок невозможно, он возвращает мяч третьему игроку, который опять передает ему мяч, когда нападающий выберет удачное положение. Тогда нападающий опять пытается «обойти» защитника и выполнить бросок. Если после броска мяч не попал в корзину, оба игрока борются за мяч, и тот, который поймал мяч, выполняет бросок (рис. 126), Игроки меняются ролями.
17. Игра 1x1 в одну корзину при наличии третьего игрока. Третий игрок в роли пассивного помощника. Нападающий передает ему мяч, когда находится в положении, неудобном для броска, а третий игрок опять возвращает мяч нападающему. Мяч в игру вводит тоже третий игрок, он передает мяч тому игроку, который забросил его в корзину. После определенного количества бросков игроки меняются ролями или играют до установленного числа очков (до 10 и т. д.).
Для совершенствования бросков мяча в корзину в тренировке двух игроков полезно применять упражнения, рекомендованные для тренировок одного игрока, а в тренировке трех игроков (и более) — упражнения, рекомендованные для одного и двух игроков. Кроме того, следует, возможно, больше упражнений для совершенствования передач мяча заканчивать бросками в корзину. Очень важно броски выполнять сосредоточенно.
Конец формы
Упражнения для тренировки двух игроков
1. Игроки стоят, как показано на рис. 133. Игрок, имеющий мяч, передает его партнеру, бежит к воображаемому защитнику партнера и ставит заслон. Игрок, получивший мяч, выполняет обманное движение вправо, левой рукой ведет мяч к корзине и выполняет бросок. Игрок, выполнивший заслон, поворачивается к корзине и борется за отскочивший мяч {если бросок был неточен).
Игроки, передавая мяч друг другу, возвращаются в исходное положение. Важно согласованно действовать обоим игрокам: игрок начинает вести мяч тогда, когда партнер поставил заслон.
2. То же самое, но игрок, получивший мяч, после ведения передает мяч партнеру. Передачу выполнить в момент, когда игрок, ставивший заслон, поворачивается и начинает бежать к корзине (рис. 134).
3. Игрок ведет мяч к партнеру, и, как только приблизится к нему игрок без мяча, делает обманное движение, вправо, и бежит влево от игрока с мячом (используя игрока с мячом как заслон), получает мяч, ведет его и выполняет бросок. Игроки меняются местами (рис. 135).
4. Игрок передает мяч партнеру, бежит к месту воображаемого защитника и ставит заслон. Игрок с мячом выполняет обманное движение, левой рукой ведет мяч к корзине и выполняет бросок. Игрок, ставивший заслон, поворачивается и тоже бежит к корзине (рис. 136). То же самое можно выполнить, когда мяч у игрока, находящегося в положении нападающего. Тогда будет вести мяч и выполнять бросок игрок, находящийся в роли защитника.
5. Игрок с мячом (из положения защитника) ведет мяч к нападающему. Как только игрок с мячом приближается, игрок без мяча выполняет обманное движение вправо, изменяет направление передвижения, получает мяч, левой рукой ведет его и выполняет бросок (рис. 137).
6. Игрок из положения защитника передает мяч партнеру (нападающему) и бежит к нему так, чтобы навести воображаемого защитника на своего партнера, из рук партнера перенимает мяч, ведет его и выполняет бросок (рис. 138).
7. Игрок из положения защитника передает мяч партнеру (находящемуся в положении нападающего) и бежит к нему, будто для получения мяча. Игрок с мячом делает движения, имитирующие передачи мяча, поворачивается и левой рукой ведет мяч к линии штрафного броска. Тем временем игрок без мяча продолжает двигаться к корзине. Игрок с мячом наблюдает за партнером и, как только тот оказывается под корзиной, передает ему мяч. Игрок, находящийся в положении нападающего, получив мяч, должен точно имитировать передачу мяча партнеру, когда тот пробегает мимо него, и точно, своевременно передать мяч партнеру, когда тот окажется под щитом (рис. 139).
8. Игрок из положения защитника передает мяч партнеру, бежит к нему, получает обратно мяч и ведет его к корзине. Игрок без мяча поворачивается и стремится к корзине, как показано на рис. 140. Как только игрок без мяча окажется на площадке штрафного броска, тотчас же следует ему передача и бросок..
9. Игрок с мячом стоит у линии штрафного броска, второй игрок — у противоположной линии штрафного броска. Игрок ведет мяч к противоположной корзине, стремясь прорваться в середину площадки до самой корзины и выполнить бросок. Как только игрок с мячом пересечет воображаемую среднюю линию, игрок без мяча, выполняющий роль защитника, бежит к игроку, ведущему мяч, и старается оттеснить его от основного направления к углу площадки (рис. 141),
10. Два игрока, передавая друг другу мяч, приближаются к корзине. Игрок, получивший мяч вблизи корзины, выполняет бросок, ловит мяч и ведет к противоположной корзине. Второй игрок становится защитником и старается помешать игроку прорваться (рис. 142). Занимающиеся учатся быстро переходить от роли нападающего к роли защитника, а также действовать на площадке 1X1.
Упражнения для тренировки трех игроков
1. Два игрока занимают позиции защитников, третий — позицию правого нападающего. Игрок ведет мяч левой рукой по указанному направлению, останавливается перед воображаемым защитником своего партнера, образуя заслон, и передает мяч партнеру, который правой рукой ведет мяч к игроку, находящемуся в позиции нападающего, и выполняет то же самое. Игрок, находящийся в позиции нападающего, получив мяч, левой рукой ведет его к корзине и выполняет бросок. Важно согласовать действия игроков, ведущего мяч и получающего мяч (рис. 143).
2. Расположение игроков на площадке то же самое. Игрок, передавший мяч в указанном (рис. 144) направлении, обегает вокруг игрока, которому передал мяч с внешней стороны, получает мяч обратно и ведет его к лицевой линии. Второй игрок, передавший мяч, бежит к линии штрафного броска, там останавливается, чтобы третий игрок использовал его для заслона. Третий игрок, «освободившийся» от защитника, получает мяч и выполняет бросок. Важно передать мяч третьему игроку в тот момент, когда он только выскочил из-под заслона.
3. Расположение игроков то же самое. Игрок, передавший мяч в указанном направлении, бежит на помощь третьему игроку, ставит заслон воображаемому защитнику третьего игрока. Игрок, получивший мяч, ведет его к линии штрафного броска. Третий игрок, воображаемому защитнику которого поставлен заслон, бежит к игроку с мячом, получает мяч и атакует корзину (рис. 145).
4. Два игрока занимают позиции защитников, один — в позиции нападающего. Игрок O1 имеет мяч и передает его игроку О2. Передав мяч, игрок O1 бежит под кольцо для получения мяча. Игрок О2 имитирует передачу мяча игроку О1, но мяча не передает. Игрок О1 не получив мяча, возвращается обратно и занимает место игрока О3, а игрок О3 тем временем занимает место игрока O1 (рис. 146, а). Игрок О2 возвращает мяч игроку О3, тот игроку О1 и сам бежит под корзину для получения мяча. Не получив мяча, он возвращается обратно и занимает место игрока О2, который в то время занял место игрока О3 (рис. 146, б). Тогда игрок O1 передает мяч игроку О2, тот игроку О3 и сам бежит к щиту (рис. 146, в и 146, г)..
Упражнение прививает навыки обманных движений после передачи мяча, приемов техники владения телом, наблюдения за партнером и площадкой, ориентировки, взаимодействия трех игроков.
5. Игрок, передавший мяч партнеру, первым пробегает мимо него. Игрой, стоящий у линии штрафного броска, передает мяч любому из пробегающих или поворачивается и выполняет бросок. В этом случае другие игроки борются за отскочивший мяч (рис. 147).
6. Игрок, передавший партнеру мяч, ставит заслон воображаемому защитнику партнера и, разрешив своему партнеру пробежать первым, сам атакует корзину. Игрок, находящийся у линии штрафного броска, отдает мяч любому из партнеров (рис. 148).
7. Игрок ведет мяч к партнеру, который бежит навстречу, и, приблизившись, передает ему мяч. Второй игрок, получивший мяч, передает мяч игроку, стоящему у линии штрафного броска. После передачи мяча третьему игроку дороги первых игроков скрещиваются. Первым пробегает игрок, передавший мяч третьему игроку (рис. 149).
В упражнениях 5, б, 7 расположение игроков можно изменить так, чтобы один игрок находился в позиции защитника (играющего сзади), второй — в позиции нападающего (играющего впереди) и выполнял те же действия.
8. Игрок передает мяч партнеру, стоящему у линии штрафного броска, бежит к нему и становится рядом. Третий игрок, воспользовавшись «стенкой» двух игроков как заслоном, быстро выскакивает перед ней, получает мяч и выполняет бросок (рис. 150),