Просмотр содержимого документа
«Горнолыжный спорт»
Горные лыжи
История
История современных горных лыж начинается с конца XVIII века, когда в Норвегии появились прочные деревянные лыжи, на которых можно было спускаться по склонам гор. Сначала для спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями, ботинок крепился к лыжам посредством кожаных ремней и металлических скоб. В 1930-е годы в Австрии ввели металлический кант, что делало лыжи долговечнее и удобнее в управлении.
Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что также повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.
Внешний вид первых лыж
Первые лыжи, которые использовались для спуска с гор имели длину более 2 метров. С развитием технологии производства, лыжи стали более короткими. Кроме простых видов горнолыжного спорта с поворотами имеющими длинный радиус, появились виды спусков с более коротким радиусом, например «слалом». Экипировка сборной СССР образца 1975 года включала лыжи для слалома длиной 210 см. В 1995 году средняя длина слаломных лыж составляла 180 см, а в 2005 уже меньше 160 см.
На рубеже XX и XXI веков произошла так называемая «карвинговая революция», приведшая к переходу на совершенно другие по геометрии, именуемые карвингом от латинского carve — резать. Carving — общее название современных (на 2014 год) лыж, предназначенных для «карвинговой» (в противоположность «классической») техники катания с параллельным ведением лыж на кантах. Широко используются с конца XX века.
Конструкция лыж
«Сэндвич» — лыжа состоит из нескольких слоев материалов, соединённых в лыже подобно бутерброду. Все они «работают». Жёсткость, обычно, обеспечивают нижний и верхний слой, выполненные из жёстких материалов.
«Кэп» — роль основного, конструктивного «несущего слоя» выполняет профиль лыжи выполненный в виде «чашки» (кэпа), а сердечник лыжи полностью находится внутри этого самого кэпа.
«Короб» (Монокок) — более новый тип конструкции лыж, который конкурирует с традиционными «сэндвичами» и «кэпами». В данной конструкции середина лыжи находится в «обёртке» из синтетических материалов или в металлической оплётке со всех сторон. Такая конструкция обеспечивает большую торсионную жёсткость лыжи (лыжа не скручивается при нагрузке). Лыжа с большей торсионной жёсткостью устойчивее в повороте, мягко идёт по дуге, менее чувствительна к неровностям рельефа.
«Полукэп»—имеет в конструкции как кэп, так и сэндвич. Сэндвич под платформой, кэп в носке и пятке.
Жесткость
Торсионная жёсткость — сопротивление скручиванию.
Продольная жёсткость — сопротивление прогибу.
В зависимости от назначения лыжи, сильно меняются и требования к её жёсткости. Лыжа может быть жёсткой на скручивание, но мягкой на прогиб.
Распределение жёсткости по лыже у разных моделей неоднородно. Как правило, пятка лыжи несколько мягче носка. Иногда лыжа имеет жёсткую центральную часть, легко сгибаясь на концах.
Крепления
К ботинкам лыжи крепятся крепления, состоящими из передней головки и пятки, которые могут устанавливаться как непосредственно на лыжу, так и на платформу, которая закреплена на лыже. На старших моделях лыж часто применяются интегрированные системы лыжа-платформа-крепление, которые облегчают процесс установки креплений, а также обеспечивают возможность прогиба лыжи под жёсткой подошвой ботинка. Рядом с задней головкой размещается аварийный тормоз (ski-stop), предотвращающий движение лыжи без встёгнутого в крепление ботинка.
Классификация горных лыж
Big-mountain/Backcountry/Freeskiing/Fat/Фрирайд (Freeride) — широкие или очень широкие лыжи для фрирайда (внетрассового катания). Появление их на стыке XX и XXI веков[2] было, возможно, большей инновацией, чем «карвинговая революция», произошедшая примерно в то же самое время.[2]
Racing — специализированные спортивные карвинговые лыжи, предназначены для катания на подготовленных склонах. Разделяются на лыжи для слалома, слалома-гиганта, супер-гиганта, скоростного спуска, ски-кросса.[3]. Характеристики спортивных лыж нормируются правилами FIS.[4]
слалом (SL) — неширокие и недлинные (для мужчин 165см) лыжи для трассы с боковым вырезом небольшого радиуса (для мужчин 13м)[4]
гигантский слалом (GS) — лыжи для слалома-гиганта с радиусом бокового выреза 35 м для мужчин и 30 м для женщин, они длиннее слаломных лыж.[4]
супергигант (SG). Лыжи ещё более длинные и с большим радиусом выреза, чем для GS.[4]
скоростной спуск (DH) — очень длинные лыжи с радиусом более 50 м, предназначенные для больших скоростей.
All-mountain/All-terrain/Allround[3] — универсальные карвинговые горные лыжи, предназначены для любительского катания. Они удовлетворительно работают при самом разном состоянии склона, в каждом отдельном случае уступая лыжам специализированным, что является платой за компромисс.[2]
Freestyle — Лыжи для фристайла — лыжи акробатических упражнений в специально подготовленных лыжных парках, предполагают прыжки с трамплинов, акробатику в пайпе, могульную трассу (специально подготовленные бугры). Могут быть твинтипами (быть загнуты с обеих сторон) для большей надёжности при прыжке и приземлении.[источник не указан 2976 дней]
Aerials — лыжи для воздушной акробатики.
Moguls — лыжи для могула. Отличает геометрия без ярко выраженной талии. Мягкие.
P&P (Park & Pipe) — название иногда используется для фристайла новой школы.[2]
Скиборды — короткие карвинговые лыжи. Короткие лыжи с длиной от 60 до 120 см, применяются в том числе и для трюков. Известны также как Snow blades или Big foot.[5]