Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанций
Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанций
Мақсатым – ұлт болашағына алаңдайтын ұлы тұлғалар тәрбиелеу. Міндетім – тәліммен қоса тәрбиені де қатар беру. Еңбек еткен ұстаздық жолымда қанша шәкіртке бағыт-бағдар бердім. Білім бәйгесінде баптағандарым бүгінде бір отбасының ұйтқысы, бір елдің белді азаматы болып отыр. Мамандықпен мақтану әсте әбестік емес. Өйткені, мұғалімнің қашанда рөлі шынайы, болмысы биік. Педагогика мен психологияны қатар алып жүру кім-кімнің болсын қолынан келе бермейді. Ұстаздық жолында одан бөлек, қоғамнан да хабарың болуы маңызды. Демек, әлеуметтану да артықшылық етпейді. Философия да ұстаздың басты қаруы. Ұстаз – осындай әмбебаптықты талап ететін күрделі мамандық. Мен Ұстазбын. Ертеңгі күннің еңселі ұрпағын саналылыққа қарай бағыттау басты міндетім. Ол үшін білім де, әдіс пен тәсіл де, арнайы дәреже де маңызды емес. Ең әуелі адамдықтың шынайы бейнесін шәкіртке көрсете білу қажет. Мейірімге мұқтаж мына заманда мұғалімнің берері мол. Қаталдық қағидасы бұл күнде өз мәнісін жойған. Себебі, бүгінгі қоғам тым күрделі. Оқушы психологиясы да соған сай қиындау. Ата-анамен дұрыс қарым-қатынас орнату, оқушымен тіл табыса білу, түрлі методика арқылы қызығушылықты арттыру – ұстаздың жетістігі.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанций»
Для более успешного освоения результативного броска ученикам важно знать основные технические компоненты, обусловливающие точность попадания в корзину. На наш взгляд, это следующие:
РАВНОВЕСИЕ ТЕЛА
При хорошем равновесии нападающий может координировать напряжение каждой группы мышц для создания общего усилия в момент броска. Известно, что бросок достигнет цели только в том случае, если в момент выпуска мяча игрок будет в равновесии, позволяющем ему закончить плавное, непрерывное сопровождение мяча.
СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМОГО УСИЛИЯ
Развитие общего усилия при выполнении броска в корзину осуществляется взаимодействием следующих факторов: плавного движения кисти и пальцев вперед; быстрого разгибания руки резким движением локтя и плеча; быстрого выпрямления ног в коленных суставах одновременно с подниманием на носки. При броске в прыжке значительная часть созданной энергии переводится в движение вверх, сила, необходимая для броска мяча в корзину, может быть обеспечена руками, кистями, пальцами.
РАСЧЕТ
При броске в прыжке расчет начинается с постановки ног для отталкивания и заканчивается сопровождением и восстановлением исходного положения. При броске с места правильный ритм обеспечивает плавное, непрерывное бросковое движение снизу вверх, при котором развивается максимальное усилие перед выпуском и в момент выпуска мяча кончиками пальцев. При броске в прыжке скорость тела быстро уменьшается до нуля, и бросок должен быть рассчитан так, чтобы выпуск мяча кончиками пальцев произошел в высшей точке прыжка. В тех случаях, когда это выполняется правильно, создается впечатление, что «снайпер» на секунду зависает в воздухе в момент выполнения броска.
ФИНАЛЬНОЕ УСИЛИЕ ПАЛЬЦЕВ
Силы, прилагаемые к мячу, должны пройти через кончики пальцев. Это дает возможность в момент выпуска мяча направить пальцами его движение точно в цель и обеспечивает мягкое естественное обратное вращение. Благодаря исключительной чувствительности кончиков пальцев и мягкому уверенному движению кисти у игрока образуется «чувство мяча», которое становится решающим фактором в определении точности броска. Вынося руки в исходное положение для броска, надо разъединить пальцы, крепко держа мяч кончиками и подушечками пальцев обеих рук. Важно развивать чувство «мяча», чтобы правильное расположение рук стало привычным.
СОПРОВОЖДЕНИЕ
Успех броска определяется постоянным визуальным контролем за движениями, непрерывным наращиванием двигающей силы, которая достигает оптимальной величины в момент, когда мяч сходит с кончиков пальцев. Сопровождение является составляющей частью последовательности движения при выполнении броска.
БРОСОК ОДНОЙ РУКОЙ С МЕСТА
Расположение ног может быть различным, хотя большинство игроков предпочитают ставить одноименную бросающей руке ногу несколько впереди. Уровень, на который выносится мяч в исходном положении, также может быть неодинаков у разных игроков. Одни предпочитают бросать от груди, другие — от плеча. Однако, как правило, чем выше выносится мяч в исходном положении, тем ближе нападающий может располагаться к защитнику и при этом иметь возможность выполнить бросок. Высота расположения мяча влияет на дальность его полета: чем выше находится мяч, тем короче полет. Правая рука, которой выполняется бросок, находится на нижней и задней поверхности мяча, пальцы удобно расставлены, ладонь обращена к корзине, мяч лежит на кончиках пальцев и основании ладони. Левая рука, обеспечивающая равновесие и контроль, располагается на передней и нижней поверхности мяча, тыльной стороной ладони к корзине. Левая рука отводится в сторону до момента выпуска мяча, и усилие создается только рукой, выполняющей бросок. В момент, когда атакующий поднимается на носки и разгибает ноги, он одновременно разгибает руку с мячом до полного выпрямления, кисть плавно сгибается вниз в лучезапястном суставе, придавая мячу обратное вращение в момент выпуска.
Бросок в прыжке в настоящее время является одним из наиболее эффективных средств нападения. В современном баскетболе нет, пожалуй, другого броска, который был бы так опасен для защиты. Быстрый и точный бросок в прыжке, которому предшествует финт, фактически невозможно блокировать.
Техника та же, что и при броске одной рукой с места. Поэтому, если бросок с места освоен, сравнительно легко расширить арсенал бросков, включив и бросок в прыжке с близкой и средней дистанции (в зависимости от возраста и физических данных занимающихся).
Отталкивание может выполняться либо с места, либо в движении после ведения или приема мяча. Отталкивание с места выполняется обеими ногами.
Положение ног в воздухе определяется естественностью положения. В зависимости от равновесия, расстояния до корзины и активности защиты прыжок может быть выполнен либо вертикально вверх, либо с отклонением вперед или назад. Однако во всех случаях важно достичь почти неподвижного уравновешенного положения для броска в воздухе лицом к корзине, при котором рука с мячом поднята для броска мяча. Если это движение правильно рассчитано, создается впечатление зависания игрока как рез в момент выполнения броска. Если же прыжок рассчитан неверно или выполнен неправильно, получается неуклюжий, неуравновешенный бросок, который, как правило, далеко не точный.
Независимо от индивидуального стиля описанная ниже техника является основной для точных бросков в прыжке, как с места, так и в движении.
В момент приседания «снайпер» выносит мяч, держа его в обеих руках, в подготовительное положение над плечом. Приседание выполняется на обеих ногах, вес тела равномерно распределен на передней части ступней. Локти выдвинуты слегка вперед, под мяч, а руки расположены так, что поддерживающая рука (левая) находится впереди, а выполняющая бросок (правая) сзади, пальцы удобно расставлены, как при броске одной рукой с места. Во время прицеливания и разгибания ног в начале прыжка игрок поднимает мяч двумя руками в позицию для броска немного вперед или прямо над головой, либо в сторону от головы над правой рукой (более высокие игроки предпочитают положение над головой, низкорослые — слегка в сторону от головы). Приближаясь к высшей точке прыжка, игрок направляет локоть правой руки в сторону корзины, кисть обращается ладонью вверх-вперед, а левая рука держится высоко впереди. Необходимо постоянно смотреть на цель. Достигая высшей точки прыжка, игрок делает быстрое и легкое разгибающее движение предплечьем и кистью правой руки, опуская левую руку, а кончиками пальцев придает мягкое обратное вращение мячу. Сопровождение заканчивается полным выпрямлением правой руки, а кисть согнута в лучезапястном суставе и как будто опущена внутрь корзины.
БРОСАЮЩЕМУ МЯЧ В КОРЗИНУ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СОВЕТЫ:
1. Необходимо знать когда и как бросать мяч в корзину:когда следует производить бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска. Овладевать всеми основными способами бросков и совершенствовать те из них, которые больше всего ему подходят.
2. Уметь расслабляться при бросках, совершенствуя это умение на каждом занятии.
3. Всегда быть уверенным в своих силах. Воспитывать в себе чувство способности реализовать каждый выполненный бросок. В тренировочных занятиях начинать броски с ближних дистанций, постепенно по мере возрастания надежности броска отходя от корзины. Если игрок постоянно не попадает в корзину, выполняя какой-нибудь бросок, следует подойти ближе к корзине, а затем по мере улучшения результативности отходить Назад.
4. Следует учиться бросать обеими руками. Когда в игре нападающий окажется в удобной позиции для выполнения броска «слабой» рукой, он должен воспользоваться этой возможностью.
5. Все внимание следует сосредоточить на цели. При бросках с близкой дистанции и особенно под углом к Щиту рекомендуется целиться в щит. При бросках со средних и дальних дистанций следует целиться в переднюю дужку кольца.
Баскетбольные корзины шире, чем это кажется на самом деле. Внутренний диаметр кольца равен 45 см, и два мяча могут пройти в корзину одновременно. Знание этого факта должно придать ученикам уверенность при выполнении бросков в кольцо.
6. Всегда находиться в равновесии при броске, только в таком положении можно выполнять бросок.
7. Необходимо знать траекторию своего броска. При выполнении любых бросков игрок должен посылать мяч со средней траекторией, т. е. чем ближе к кольцу, тем меньше траектория, и наоборот. Овладение оптимальной траекторией повышает результативность броска.
8. Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.
9. Придавать мячу минимальное вращение и только тогда, когда это необходимо. Резкое движение пальцев вниз в момент броска придает мячу избыточное вращение. Чтобы придать небольшое обратное вращение, необходимо выполнить мягкое и плавное движение кистью.
10. Упражняться в бросках целесообразно в условиях, как можно больше напоминающих игровые: например, ставить партнера в позицию защитника, чтобы он, размахивая руками, мешал выполнять бросок, использовать чаще упражнения с элементами соревнований, выполнять броски в корзину после игры — на фоне утомления.
11. Необходимо быстро выполнять бросок. Лучшие снайперы никогда долго не готовятся к броску.
12. Необходимо точно определить расстояние до кольца, сосредоточив все внимание на цели.
В процессе обучения броскам в корзину наиболее часто встречаются следующие ошибки: неумение сосредоточить внимание на цели, потеря равновесия при броске, слишком сильное вращение мяча, поспешность при выполнении броска, разведение локтей при броске, слишком низкая или слишком высокая траектория полета мяча, держание мяча на ладони во время броска, несогласованность работы ног и рук при выполнении броска.
Бросок мяча в прыжке разучивается точно так же, как и с места: сначала имитационные упражнения, затем броски в стену, в парах, передавая мяч бросковыми движениями друг другу справа от щита с отскоком от него, затем слева от щита и наконец с близкого расстояния напротив корзины. Расстояние между щитом и выполняющим бросок постепенно увеличивается. После освоения броска с места разучивается бросок в прыжке после ловли, а затем после ведения мяча.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БРОСОКА МЯЧА В КОРЗИНУ ОДНОЙ РУКОЙ
1. Игрок 1 посылает мяч выходящему под щит игроку 2 и переходит в конец колонны, куда передал мяч (рис. 1). Игрок 2 ловит мяч в движении, делает остановку и выполняет бросок мяча в корзину, передает мяч игроку 3 и становится в колонну за ним. - 2. Игрок 1 ведет мяч в сторону кольца, в указанном месте делает остановку и затем бросок указанным способом, ловит мяч и передает его следующему в колонне, а сам становится в конец ее (рис. 2).
Бросок мяча в корзину одной рукой
3.Игроки размещаются, как показано на (рис. 3.) Игрок 1 ведет мяч и после остановки делает бросок. В это время игрок 5 выбегает под щит, ловит отскочивший от щита мяч и передает его игроку 2, а сам становится в конец колонны справа. Игрок 1 после броска переходит в конец противоположной колонны.
4. Игроки располагаются, как показано на (рис. 4). Игрок 1 передает мяч игроку 2, передвигается к кольцу, ловит мяч в движении, переходит без остановки на ведение, затем делает остановку под кольцом и производит бросок, затем подбирает отскочивший от щита мяч и отдает игроку 3, а сам становится за игроком 5. Игрок 2, передав мяч, становится за игроком 4.
Бросок мяча в корзину одной рукой
5. То же, только игрок 1 после получения мяча от игрока 2 делает остановку, изменяет направление (двигается в центр области штрафного броска), ведет мяч левой рукой, затем снова останавливается и выполняет бросок.
6. Занимающиеся становятся парами, как показано на рис. 5. Игроки передвигаются параллельно друг другу, передавая мяч между собой. Игрок, который получит мяч в непосредственной близости от кольца (или в указанном месте), делает остановку и бросок в кольцо. Затем они возвращаются по боковым линиям в конец колонны, предварительно поменявшись сторонами.
7. Бросок одной рукой сверху с сопротивлением (рис. 6). Игрок 1 ведет мяч к корзине, защитник 1 опекает его пассивно. Затем защитник подбирает отскочивший от щита мяч, а если мяч не упал на площадку, может добить егов корзину одним из указанных способов.
Передав мяч следующему нападающему, первая пара уходит в конец колонны, поменявшись местами.
8. Бросок одной рукой, сверху в тройках со сменой мест (рис. 7). Игрок 2 передает мяч партнеру 1 и выполняет проход перед ним, когда тот ведет мяч. Игрок 3 выходит для получения мяча от игрока 1, выполняющего проход перед партнером 3, и передвигается к корзине для добивания мяча. Игрок 3 ведет мяч и передает его игроку 2, выходящему на бросок из-под корзины. Игроки 1 и 3 могут подобрать отскочивший от щита мяч и добить его в коль- цо. После этого игроки переходят из первой колонны во вторую, а затем в третью и снова в первую.
9. Броски в парах (рис. 8). Игрок начинает упражнение с позиции 1 и бросает мяч в корзину до тех пор, пока не попадет. Партнер добивает мяч и возвращает его первому игроку. Как только игрок забросит мяч с'точки, он переходит на позицию 2. И так до тех пор, пока не попадет в корзину с каждой точки. После этого партнеры меняются местами и продолжают упражнения. В одну корзину могут выполнять броски несколько пар игроков.
Технические приемы. Бросок мяча в корзину одной рукой со среднего расстояния.
10. Бросок в прыжке после ведения с сопротивлением (рис. 9). Игрок 1 ведет мяч к корзине, защитник 1 опекает его. После резкой остановки нападающий бросает мяч в прыжке или выполняет финт перед броском. Оба игрока борются за мяч при отскоке, овладев, передают очередным в колоннах и меняются местами.
11. То же, только упражнение проводится в виде соревнования в парах. За удачный бросок в прыжке игроку начисляется 2 очка, а за подбор мяча 1 очко (как бросающему, так и защищающемуся). После поочередного выполнения несколько раз подсчитываются набранные очки.
12. То же, только игроку, подобравшему мяч, разрешается выполнить бросок в корзину с места, где он овладел им. Теперь очко присуждается только после попадания мяча в кольцо.
Обязательным условием при выполнении последней серии упражнений является соблюдение правила ведения мяча «дальней рукой» от защитника, т. е. при ведении мяча слева в сторону щита левой рукой и наоборот.
Целесообразно широко использовать соревновательный способ проведения упражнений. Это повышает эмоциональность занятий и интерес к ним. Ниже приводим примерные упражнения и игры. Естественно, указанное количество команд и число участников в командах, а также место выполнения бросков в тексте указываются приблизительно. Конкретное их число определяется возможностями и количеством занимающихся на уроке и устанавливается самим учителем. Все упражнения показаны по схеме бросков справа от щита с близкого расстояния. Однако после броска справа целесообразно выполнять броски и слева от щита, а затем по центру или под каким-то определенным углом к щиту. Броски выполняются с близкой дистанции, затем расстояние постепенно увеличивается. Некоторые упражнения можно проводить одновременно с обеих сторон щита, а если есть дополнительные щиты, использовать и их. При включении в упражнение защитников сначала они пассивны, а при повторении начинают действовать активно.
13. «Баскетбольный гольф» (рис. 10). В упражнении можно использовать любой способ броска. Каждый игрок начинает броски с точки 1, после удачного броска переходит на следующую точку. После неудачного броска игрок подбирает мяч и снова бросает с той же точки. Подсчитывается общее число бросков, сделанных на всем пути до точки 9. Побеждает тот, кто доберется до нее, сделав минимальное число бросков.
Технические приемы. Бросок мяча в корзину одной рукой со среднего расстояния.
Броски с точки 1 начинают по очереди выполнять несколько игроков. Если занимающихся много, можно одновременно другой группе учеников начинать упражнение с точки 9, передвигаясь последовательно к точке 1.
14. «21 очко». Играющие делятся на команды по 4 — 6 человек в каждой и размещаются на одинаковом расстоянии от корзины. Направляющие в колоннах бросают мяч с места в кольцо, после броска стараются овладеть мячом после отскока его от щита. Если мяч не коснулся пола, игрок повторяет бросок с места, где овладел мячом. Затем мяч передается следующему игроку в колонне. Каждый проделывает то же самое. За бросок с начальной дистанции — 2 очка, за точный бросок после ловли мяча, отскочившего от щита,— еще 1 очко. Побеждает команда, набравшая первой 21 очко.
15. «11 очков». Играют несколько команд по 5—6 человек в каждой, которые размещаются на одинаковом расстоянии от линии круга области штрафного броска. Стоящий первым в каждой команде ведет мяч до указанной точки (1,5— 2 м от щита) и оттуда делает бросок в прыжке, подбирает мяч и передает следующему и т. д. За каждый точный бросок команда получает 1 очко. Побеждает команда, первой набравшая 11 очков.
16. Игрок с мячом начинает бросок из-под корзины и продолжает выполнять броски с каждой обозначенной точки (рис. 11) до первого промаха, после чего повторяет бросок с той же точки, а при попадании переходит на очередную точку. После второго промаха (или третьего— по условию) игрок ждет, когда вся команда выполнит броски с этой точки, и затем повторяет бросок с нее же.
Технические приемы. Бросок мяча в корзину одной рукой со среднего расстояния.
17. Две команды выстраиваются на равном расстоянии от корзины в колонну по одному, каждая на своей половине площадки. По сигналу стоящие первыми выполняют бросок указанным способом, овладевают мячом и передают очередному в колонне. Побеждает команда, набравшая первой обусловленное количество очков. За каждое попадание — 2 очка.
Технические приемы. Бросок мяча в корзину одной рукой со среднего расстояния.