kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание самостоятельности у детей, занимающихся в специальной медицинской группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ре­бенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной активности и увеличиваются статические напряжения. В результате этого создаются предпосылки для развития у учащих­ся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нару­шениям обмена веществ и т. д.

Рациональные занятия физическими упражнениями в специальных медицинских группах служат надежным профилакти­ческим средством против многих заболеваний, и особенно против сердечно-сосудистых.

Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма - выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных на­пряжении. Чередование занятий физическими упражнениями с умствен­ным трудом обеспечивает быстрое восстановление работоспособности. Это особенно важно для школьников специальной медицинской группы, так как у  них  наблюдается повышенная утомляемость организма, ослабленного болезнью.

Итак, движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего орга­низма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами. Большое влияние на состояние здоровья школьников отнесенных к специальной медицинской группе оказывают занятия физическими упражнениями, которые способствуют улучшению двигательного режима школьников, помогают снять утомление, повышают эмоциональный фон ребенка. А также помогают совершенствовать двигательные умения и двигательные навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание самостоятельности у детей, занимающихся в специальной медицинской группе. »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

Щелковского муниципального района

Московской области


141 103 Московская область, г.Щелково -3, ул. Гагарина. 17 тел. 8-496-567-78-32

e-mail sch12sch@ yandex.ru







Воспитание самостоятельности у детей, занимающихся в специальной медицинской группе.


Учитель МАОУ СОШ №12: Крутых Елена Викторовна











Щелково-3

2015






Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Организация занятий со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе……………………………………………………………5

1.1 Значение, задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп………………………………………………

1.2. Организация учебного процесса…………………………………………..

1.3. Методы организации учебного процесса………………………………..

Глава 2.

2.1. Самонаблюдение и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями…………………………………………………………………...

2.2. Субъективные и объективные данные самоконтроля……………………

2.3. Тестовый контроль как средство повышения эффективности




физического воспитания школьников…………………………………………

2.4. Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями….

















Введение


Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ре­бенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной активности и увеличиваются статические напряжения. В результате этого создаются предпосылки для развития у учащих­ся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нару­шениям обмена веществ и т. д.

Рациональные занятия физическими упражнениями в специальных медицинских группах служат надежным профилакти­ческим средством против многих заболеваний, и особенно против сердечно-сосудистых.

Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма - выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных на­пряжении. Чередование занятий физическими упражнениями с умствен­ным трудом обеспечивает быстрое восстановление работоспособности. Это особенно важно для школьников специальной медицинской группы, так как у них наблюдается повышенная утомляемость организма, ослабленного болезнью.

Итак, движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего орга­низма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами. Большое влияние на состояние здоровья школьников отнесенных к специальной медицинской группе оказывают занятия физическими упражнениями , которые способствуют улучшению двигательного режима школьников, помогают снять утомление, повышают эмоциональный фон ребенка. А также помогают совершенствовать двигательные умения и двигательные навыки.

Объект - процесс занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе.

Предмет - учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Цель - разработать методику воспитания самостоятельности у учащихся, отнесенных к в специальной медицинской группе.

Задачи:

1. Определить условия эффективного проведения занятий в специальной медицинской группе;

2. Изучить научно- методическую литературу по данному вопросу;

3. Повысить уровень самостоятельности на занятиях физической культуры у учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе.

Гипотеза - предполагается , что самостоятельность, как качество личности ребенка, положительно влияет на мотивацию учащегося во время занятий в специальной медицинской группе.

Методы научно-педагогического исследования:

  1. Изучение научно-методической литературы и медицинских карт учащихся;

  2. Педагогическое наблюдение;

3. Опрос;

4. Анкетирование;

5. Тестирование;

6. Педагогический эксперимент.








Глава 1. Организация занятий со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе


1.1 Значение, задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп


Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все школьники распределяются по со­стоянию здоровья на медицинские группы.

В соответствии с этим к основной группе относятся учащие­ся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физиче­ского развития.

К подготовительной медицинской группе относятся учащие­ся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовлен­ность.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограни­чения физических нагрузок, определенных учебной программой.

С целью более дифференцированного подхода к назначе­нию двигательных режимов детей, относящихся к специальной медицинской группе по тя­жести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы - «А» и «Б».

К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.).

Деление на подгруппы - это тот фактор, который опреде­ляет режим занятий. При этом наиболее доступным критерием по отбору соответствующих нагрузок служит пульсовой режим.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, являются:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение; - повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

Комплектование специальных медицинских групп к предстоящему учебному году долж­но проводиться на основе учета состояния здоровья, показа­телей физической подготовленности и функционального иссле­дования, проведенного в апреле - мае текущего года, и за­вершаться к 1 июня. Таким образом, у директоров школ есть время до 1 сентября для оформления приказом состава груп­пы. Наполняемость групп не менее 10 человек.

Школьный врач совместно с медицинским персоналом шко­лы знакомит учителя физкультуры с пофамильными списками учащихся, с состоянием их здоровья. Далее они совместно раз­рабатывают план и тактику проведения физкультурно-оздоро­вительных мероприятий на четверть, на год, на летние кани­кулы, индивидуально на каждого учащегося, намечают сроки проведения врачебно-педагогических наблюдений. Все это вно­сят в индивидуальную карту, в которой в дальнейшем будут отражены результаты медицинских осмотров, диагнозы, реко­мендации врача и учителя физкультуры.

Основными документами в учебной работе должны быть: поурочный план на полугодие для каждой группы; план-кон­спект урока; журнал учета занятий со школьниками, отражаю­щий общие сведения об учащихся.

Основной формой физического воспитания учащихся в специальных медицинских группах являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Посещение их учениками обязательно. Ответственность за это возлагается на учителя, ведущего уроки физкультуры, или классного руково­дителя. Контролирует работу специальных медицинских групп заместитель директора или врач.

Уроки обязательно должны дополняться системой домаш­них заданий, физкультминуток на уроках, организацией пра­вильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением спортивно-массовых мероприятий.





















1.2. Организация учебного процесса


Уроки рекомендуется проводить на стыке смен или на пятом-шестом уроках при односменных занятиях в школе. Не следует проводить сдвоенные уроки, в том числе и по лыжной подготовке, предполагающей проведение трехразовых занятий в неделю длительностью по 30 минут.

Схема построения уроков в специальных медицинских группах в принципе не отличаются от занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.

Вводная часть включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться очень осторожно и постепенно на основе гибкого и рационального применения средств и уп­ражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части не рекомен­дуется предлагать большое количество упражнений, намного увеличивать нагрузки. В вводную часть урока должны войти такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мячами, бег в мед­ленном темпе, а также упражнения на гимнастической ска­мейке.

В основной части урока школьники овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них оп­тимальную физическую нагрузку и эмоциональное напряжение. В этой части решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движении, овладения двигательными навыками, воспитания во­левых качеств.

Средствами являются общеразвивающие и спе­циальные упражнения, направленные на повышение уровня об­щего физического развития и активного отдыха занимающихся. Круг этих средств должен быть широк и разнообразен. Большое значение при этом приобретают подбор и чередо­вание упражнений, дозировка нагрузки, организация санитар­но-гигиенических условий, использование естественных сил при­роды.

Упражнения для общего развития мышечной системы, гиб­кости и силы могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач. Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учащихся движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной систе­мы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.

Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Силь­ное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой по­следующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Как показывает практика, надо чередовать упражнения, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благо­приятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений рекомендуется применение упражнений на расслабление.

В заключительной части урока необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятий. В этой части рекомендуется приме­нять простые упражнения для отдельных частей тела, различ­ные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные, упражнения на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя. Урок завершается изложением его результатов и заданием на дом.

При определении структуры конкретного урока учителю на­до стремиться к его целостности, особо обеспечивая органиче­скую связь всех трех его частей.

Ведущий принцип в работе с учащимися специальных медицинских групп является дифферен­цированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивиду­альных особенностей. Этот принцип можно успешно реализо­вать на практике, соблюдая следующие условия:

- построение на "уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные де­ти, на левом - менее; перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. Дети, у которых частота сердечных сокращений выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг;

- при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовлен­ные - одно;

- при проведении игр слабоподготовленные ученики заменя­ются через каждые 2 минуты;

- в первой четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоя­щих из упражнений, которые рекомендуются врачом в зависи­мости от диагноза заболевания.













1.3. Методы организации учебного процесса


Методика организации урока в специальной медицинской группе затрагивает методы работы преподавателя учащихся , порядок выполнения ими заданий, расположение преподавателя, учащихся и снарядов на рабочей площадке (зал, стадион, площадка) . Правильная организация урока в специальной медицинской группе обеспечивает оптимальные условия для решения учебно-воспитательных задач.

Различают три основных метода организации занимающихся на уроке в специальной медицинской группе : фронтальный, групповой и индивидуальный.

Фронтальная организация учебной деятельности в специальной медицинской группе характеризуется одновременным выполнением всеми учащимися одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения ( в колоннах, в круг). Чаще всего она используется при необходимости управления однородной деятельностью учеников, например при разучивании упражнений, не требующих страховки и помощи.

Групповая организация учебной деятельности в специальной медицинской группе предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах различных заданий. Разделение учеников на группы и определение содержания учебных заданий осуществляется с учетом пола, уровнем подготовленности , а иногда и росто-весовых показателей. Групповая организация учебной деятельности в специальной медицинской группе возможна при достаточном уровне дисциплинированности класса. Она используется преимущественно в средних и старших классах.

Индивидуальная организация учебной деятельности в специальной медицинской группе предусматривает одновременное выполнение занимающимися независимо друг от друга персонального задания , определяемого учителем с учетом уровня подготовленности, двигательных возможностей, анатомо-физиологических и психологических особенностей каждого ученика. Индивидуальная организация учебной деятельности в специальной медицинской группе представляет собой реализацию дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся и может использоваться в разных целях: для ликвидации диспропорции в физическом развитии конкретных учеников , для расширения возможностей физического совершенствования сильных учеников и стимулирования учебно-познавательной активности отстающих. Применение данной формы характерно для занятий со старшими школьниками.

Каждый из методов имеет достоинства и недостатки. Так, проведение урока фронтальным методом позволяет наилучшим образом держать в поле внимания всех учащихся и непосредственно руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход к учащимся. Применение группового и индивидуального метода, наоборот, ограничивает возможность преподавателя в равной мере контролировать всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке , зависит от степени новизны и сложности учебного материала, материальной оснащенности места проведения урока, возраста занимающихся .

На уроках в специальной медицинской группе , как правило, происходит смешанное использование методов. Начало урока обычно проводят фронтальным методом , в основной части урока занимающихся делят на группы или работаю с ними индивидуально, и, наконец, завершают урок вновь фронтальным методом.

Методика урока так же определяется порядком выполнения учащимися заданий. Существует два основных способа: одновременный и поочередный. В первом случае упражнения или другие виды деятельности выполняются всеми учащимися, во втором – каждым поочередно. И при том, и при другом способе учащиеся могут работать непрерывно (поточно) или с интервалами.

Сущность поточного выполнения заключается в том, что учащиеся выполняют упражнения одно за другим.

Особую разновидность поточного метода представляет собой круговое выполнение упражнений, позволяющее развивать физические качества. Оно заключается в том , что учащиеся выполняют комплекс заданий поточно на специальных местах или «станциях» , расположенных по кругу, переходя с одной «станции» на другую.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую интенсивность работы, чем раздельное. Однако оно менее эффективное в образовательном отношении, так как отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других методов обучения.

Успех работы учащихся специальной медицинской группы зависит также от расположения преподавателя, учащихся и снарядов на площадке для занятий.

Рациональными могут быть самые разнообразные построения, но во всех случаях они должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Обеспечивать учителю и учащимся возможность хорошо видеть и слышать все, что происходит на уроке.

2. Соответствовать правилам личной и общественной гигиены.

3. Исключать возможности помех и травм.


Итак, все учащиеся образовательного учреждения подразделяются на медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К специальной медицинской группе относятся те учащиеся, которые имеют значительные отклонения в состоянии здоровья. По характеру заболевания учащиеся подразделяются на подгруппы «А» и «Б». Их комплектование осуществляется вместе со школьным врачом и проводится на основе состояния здоровья, и физической подготовленности учащихся. Основной формой занятий в специальной медицинской группе являются уроки, которые проводятся 2 раза по 45 мин или 3 раза по 30мин. В каждый урок включаются общеразвивающие упражнения, в сочетании с дыхательными и коррегирующими упражнениями, а также игры, по упрощенным правилам в соответствии с заболеванием. Ведущим принципом в работе с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, является: дифференцированный подход и дозировка нагрузки с учетом индивидуальных особенностей.

Существует 3 основных метода организации занятий: фронтальный, групповой и индивидуальный. Каждый из методов организации занятий имеет положительные и отрицательные стороны. На практике мастера-педагоги используют несколько методов организации занятий.




Глава 2.

2.1. Самонаблюдение и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями


Самонаблюдение - это регулярная регистрация показателей состояния здоровья и самочувствия человека, уровня его физического развития и физической подготовленности.

Самонаблюдение проводят четыре раза в год, т. е. каждую учебную четверть .

При регулярных занятиях физическими упражнениями, кроме самонаблюдения, проводят самоконтроль, который позволяет проверить, как организм переносит физическую нагрузку.

Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений, или пульса. Чем больше нагрузка, тем выше показатели частоты сердечных сокращений.

Пульс измеряют наложением пальцев нате места, где пролегают кровеносные сосуды - артерии. Существует несколько способов измерения пульса:

- подушечками трех пальцев на запястье;

- большим или указательным пальцами к шее (на сонной артерии);

- кончиками пальцев на виске (на височной артерии);

- ладонью на груди в области сердца.

Первым способом измерения обычно пользуются для оценки общего состояния сердечно-сосудистой системы. Для этого надо взять секундомер или часы с секундной стрелкой, лечь на ровную поверхность и спокойно полежать 5мин. Затем, не вставая, подсчитать пульс за 10 с и результат умножить на 6, т.е. определить количество ударов сердца за 1 мин. После этого спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разность между двумя результатами не должна превышать 10-14 уд./мин. Если разность более 14-16 уд./мин, то надо снизить величину физической нагрузки, если более 16-20 уд./мин, следует обратиться к врачу. Полученная величина у каждого будет своя и может колебаться от 70 до 80 уд./мин. У девочек пульс на несколько ударов больше. Остальные три способа измерения ЧСС используют непосредственно во время занятий физическими упражнениями. Для после выполнения упражнения измерить пульс за 10с и полученную цифру умножить на 6. Если показатели пульса более 200уд/мин, значит, нагрузка слишком велика и ее надо уменьшить. Если показатели пульса в пределах 120-130 уд./мин, значит, организм легко справляется с нагрузкой и ее следует увеличить.

Под самоконтролем понимается ряд мероприятий, проводимых самим занимающимся в целях активного наблюдения за состоянием своего здоровья, физической подготовленности.

Самоконтроль является ценным дополнением к врачебным осмотрам, при аккуратном и регулярном наблюдении за состоянием своего здоровья и работоспособности. Самоконтроль школьника имеет большое образовательное и воспитательное значение; он является показателем сознательного отношения к учебным и тренировочным занятиям.

При помощи самоконтроля педагог может планировать и проводить занятие в соответствии с индивидуальными особенностями, что благоприяно отражается на работоспособности и физической подготовленности занимающихся. Самоконтроль способствует длительному сохранению спортивной формы. Важное значение имеет самоконтроль за непосредственным воздействием физического упражнения на организм. Он позволяет выяснить, достаточна ли данная нагрузка, можно ли увеличить нагрузку или следует уменьшить. Наконец самоконтроль является ценным средством предупреждения состояния перетренированности или перенапряжения.




2.2. Субъективные и объективные данные самоконтроля

Систематические занятия в школе требуют от занимающихся большого физического и нервного напряжения. Естественно, при этом работоспособность его снижается. Работоспособность зависит от многих условий: состояния здоровья, заболевание физического развития, уровня общей физической подготовленности и тренированности, а также от степени утомления и быстроты восстановления сил. Изменения, которые происходят в организме в период отдыха, способствуют процессам восстановления. Оба эти процесса (утомление и восстановление) взаимно обусловливают друг друга.

Чем сильнее выражено утомление, тем энергичнее протекают процессы восстановления. Наиболее целесообразным средством борьбы с утомлением является сон. Восстановление сил и работоспособности организма после учебных занятий имеет первостепенное значение. Наиболее эффективным средством отдыха является сон. Во время сна восстанавливается работоспособность всех органов и клеток нервной системы. Для того чтобы отдых во время сна был полноценным, школьник должен спать в благоприятных условиях внешней среды.

В период весеннего полезно спать днем после еды, так как это повышает работоспособность во второй половине дня. Чем тяжелее дневной труд тем полноценней должен быть ночной сон.

Чем больше физическая нагрузка, тем лучше должно быть питание, так как потери энергетических веществ ( белков, жиров и углеводов ) в организме тренирующегося человека увеличиваются.

В дневнике самоконтроля аппетит оценивается как хороший (нормальный), удовлетворительный (непосредственный ), плохой (отсутствие аппетита, отвращение к еде, повышенная жажда).

В подготовительном периоде тренировки у занимающихся довольно часто появляются боли в мышцах. Чаще эти боли чувствуются в тех мышцах, которые обычно раньше не вовлекались в напряженную работу, а также в мышцах, способствующих дыханию, и мышцам брюшного пресса и других. Боли появляются не во время тренировки, а после нее в период отдыха, причем чаще всего в тех случаях, когда спортсмен долго не тренировался или долгая тренировка оказалась для него непривычной.

Боли в боку возникают у многих спортсменов. Отмечают нужные боли в правом подреберье (области печени) или в левом (в области селезенки). Боли обычно наступают после больших физических напряжнний.

В отличие от субъективных данных, объективные показатели можно измерить и результатами выразить в определенных единицах измерения - в килограммах (см), в секундах и других количественных показателях.


Физическое развитие.


Определение физического развития производится на основании результатов всестороннего врачебного обследования, в который входят и антропометрические измерения ( антропометрия в переводе с греческого означает «измерения человеческого тела» ).

При оценке физического развития и его изменений в целях самоконтроля практически используют следующие антропометрические показатели: длина тела, вес, окружность грудной клетки, окружность талии и др. эти данные дополняют исследованием функции некоторых органов, например легких (жизненная емкость легких), мышечной системы (динамометрия) и пр.

Основными задачами антропометрического обследования являются: определение степени физического развития и его особенности у занимающих отставания в физическом развитии, недочетов в телосложении под влиянием систематических занятий спортом. Особенно важное занятие имеют антропометрические обследования детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся физическими упражнениями. Занимающихся должны обязательно выяснить, какие у них показатели физического развития: рост, вес, окружность и емкость грудной клетки. Первые измерения желательно провести перед началом занятий в сентябре, последнее - в мае.

Прежде чем приступить к самоконтролю за физическим развитием, необходимо знать правила проведения измерений.

Для получения точных результатов измерений рекомендуется соблюдать следующие правила:

- все измерения нужно проводить, придерживаясь единой методики, при одной же выверенной аппаратуры, в одних и тех же условиях;

- измерения нужно проводить в определенное время дня, лучше всего в утренние часы.

Ниже даются основные практические указания о том, как проводит самоконтроль за физическими развитиями.


Вес тела.


Вес тела зависит от степени развития мышечной и жировой ткани, от развития костей скелета, от веса внутренних органов человека, особенностей телосложения, а также качества питания и количества принятой пищи и жидкости, времени года и дня, условий погоды, работы, работы на производстве, физической нагрузки, от занятий физической культурой. Поэтому вес тела колеблется в широких пределах, особенно в период тренировки и соревнований. Вес тела служит одной из основных характеристик физического состояния спортсмена и превосходным показателем развития его организма.

Наблюдение за весом тела является одним из самых простых, доступных и действительных способов самоконтроля.

Для более точной оценки веса тела можно применить так называемый весо-ростовой показатель или показатель упитанности. Он определяет путем деления веса (в граммах) на величину роста (в см).


Рост.


Рост является одним из важных показателей физического развития (главным образом в сочетании с весом тела, окружностью грудной клетки, жизненной емкостью легких и другими показателями). Между ростом и этими данными существует тесная зависимость. Поэтому измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения, и для определения на 1-2 см. После сильного утомления вследствие физической нагрузки, тренировочных занятий, длительной ходьбы ( особенно с грузом), длительного стояния рост человека может уменьшится на 2-3 см и более. У очень высоких людей уменьшение роста выражено более явственно, чем у людей среднего роста.


Окружность грудной клетке.


Окружность груди в трех измерениях (в покое, при максимальном вдохе и максимальном выдохе) характеризует степень развития грудной клетки. Окружность грудной клетки дает общее представление о развитии грудного костяка, мускулатуры туловища.



Окружность плеча.


Окружность плеча при систематических занятий физическими упражнениями увеличивается главным образом за счет увеличения двуглавого плеча (бицепса) и характеризует развитие мышц плеча. Чем больше разница в окружности плеча в напряженном и спокойном состоянии, тем быстрее и сильнее будет работать мышца. Вот почему для спортсменов интересно иметь данные окружности плеча как в спокойном состоянии, так и в напряженном.


Окружность шеи.

Окружность шеи измеряется сантиметровой лентой, наложенной горизонтально под щитовидным хрящом. Этот показатель определяет развитие мышц шеи.

Окружность талии.


Окружность талии характеризует состояние брюшного пресса. На величину окружности талии влияют: форма грудной клетки и таза, толщина подкожного жира, фаза дыхания, степень наполнения желудка и кишок. У увеличение окружности талии в отличии от других данных физического развития: обычно считается неблагоприятным признаком. Увеличивается окружность талии можно объяснить положением тонуса мышц брюшного пресса и слабостью мышц разгибателей бедра.

Окружность талии является показателем влияния занятий физических упрочнений на укрепление мышц брюшного пресса. По мере повышения степени тренированности окружность талии обычно уменьшается за счет уменьшения жировой ткани и укрепления брюшных мышц. Уменьшение окружности талии особенно заметно у спортсменов – новичков, у людей с избыточным весом тела, после того как они приступили к тренировкам. Средняя окружность талии у спортсменов среднего роста: у мужчин-73см, у женщин- 67см/

Мышечная сила.


Физические упражнения вызывают, прежде всего, изменения в деятельности нервно-мышечной системы.

Мышечная сила руки увеличивается в общем параллельно развитию длины тела (росту), веса тела, окружность груди и другим антропометрическим признакам; в период успешного роста она даже развивается быстрее, чем эти величины. Наибольший рост силы происходит между 14-18 годам.

Сила мышц увеличивается в результате работы и спортивной тренировки. При этом развитие мышечной массы происходит не за счет увеличение длины мышечных волокон, а за счет их утолщения. Из физиологии известно, что сила мышц пропорциональна их поперечному сечению.

Сердечно сосудистая система.


Работа сердца тесно связана с другими органами и тканями посредствам

сосудистой системы.

Уровень тренированности занимающихся их работоспособность во многом зависит от работоспособности сердца и состояния кровеносных сосудов. Установлено, что сердце, как правило, утомляется раньше, чем скелетная мускулатура. Поэтому, определяя границы функциональной работоспособности сердца, мы можем оценить работоспособность человека.

Частота сердечных сокращений.


С тех пор как ученые узнали, что кровь по артериям проходит вследствие

сокращений желудочков сердца, исследование пульса стало одним из главных способов изучения состояния сердца. Пульсу начали придавать основное значение и рассматривать его как «зеркало» сердце.

Врачи и физиологи стремились при помощи исследования особенностей пульса изучить работоспособность сердца. И до настоящего времени исследование пульса является одним из главных, самых простых и наиболее доступных методов изучения функции сердца.

Занимающийся должен научится исследовать пульс и определять состояние сердца и его деятельность. Частоте пульса и его качеству (полноте, ритму) уметь оценивать состояние своего организма, принимая во внимание и другие данные самоконтроля.

Методики наблюдения за пульсом. Пульсом называется периодическая, толчкообразное колебание стенок артерий, вызываемое током крови, выбрасываемое сердцем в аорту при каждом его сокращении. Пульс обычно измеряют на лучевой артерии у основания пальца руки.

Если пульс составляет меньше 60 уд/мин, то говорят о замедленном пульсе; такое замедление носит название брадикардия. Если учащение пульса достигает больше 80уд/мин, то говорят об учащенном пульсе; пульс свыше 120уд/мин (в состоянии покоя) носит название тахикардия. Определение числа пульсовых сокращений следует производить в покое, лучше всего утром после сна, лежа в постели.

Если у занимающегося отсутствует признаки перетренированности, перенапряжения и др. неблагоприятные моменты, причем наблюдается постепенное снижение частоты пульса, то это как правило, является одним из признаков того, что степень тренированности спортсмена растет.

Дыхание.


В целях самоконтроля за состоянием дыхательного аппарата можно пользоваться следующими: определение частоты дыхания, размеров грудной клетки и жизненной емкости легких. Данные, полученные в начале. В середине и в конце тренировочного периода или при ежемесячном (еженедельном) исследование, записываются и сравниваются между собой.

2.3. Тестовый контроль как средство повышения эффективности




физического воспитания школьников


По степени воздействия на организм различают пороговые и оптимальные нагрузки.

Пороговая нагрузка – это нагрузка, превышающая уровень обычной двигательной активности. Это тот минимум нагрузки, который может обеспечить некоторый оздоровительный эффект.

Оптимальная нагрузка обеспечивает максимальный оздоровительный эффект для конкретного занимающегося. Для достижения такого эффекта необходимо проводить со школьниками не менее 3-х занятий в неделю продолжительностью по 45-50 минут. При этом надо иметь в виду, что выполнение физических упражнений связано с утомлением. Поэтому в процессе занятий могут быть травмы, перенапряжения. Различные формы утомления у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых. Поэтому в занятиях с детьми нецелесообразно включать упражнения с высокой интенсивностью и с большой продолжительностью. Учитывая, что работоспособность у школьников падает от 1-го урока к последнему, от понедельника к субботе, в режиме дня следует предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок.

Следует отметить, что важную и составную часть процесса физического воспитания школьников представляет тестовый контроль. Наблюдения педагога или родителей за состоянием и динамикой физической подготовленности школьников должны быть систематическими и

длительными.

Важно научить ребенка простейшим приемам самоконтроля: подсчету пульса, соблюдению режима дня, определению своего самочувствия по субъективным данным (сон, аппетит, боли в мышцах и т.д.).

Систематический контроль педагога в сочетании с самоконтролем занимающихся могут обеспечить достаточно высокий эффект урочных и внеурочных занятий.

Для постоянного контроля за физической подготовленностью школьников можно использовать тесты, которые позволяют учителю физической культуры и родителям решать следующие задачи:

- активизировать мотивацию школьников в занятиях физической

культурой и спортом;

- вносить соответствующие коррективы в учебный процесс и во

внеклассную работу по физической культуре;

По результатам тестирования можно составить оценочные таблицы физической подготовленности школьников.При выборе контрольных упражнений и функциональных проб необходимо учитывать соответствие их основополагающими критериями: надежности, валидности, объективности.

Наиболее информативных показателем, «индикатором» физического здоровья человека является пульс. Самый доступны метод регистрации пульса – пальпаторный. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы занимающихся аэробными упражнениями определяются по коэффициенту выносливости. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы можно определить с помощью простейшего теста - пробы Герцума. Достаточно информативным показатели аэробной работоспособности является Гарвардский степ-тест. Известный американский врач К.Купер предложил определять аэробную работоспособность человека с помощью так называемого 12-митутного бега.

В практической деятельности учителей физической культуры в нашей стране и в научных исследованиях в последние годы широко применяют следующие тесты для определения состояния и динамики физической

подготовленности школьников: прыжки в длину с места, наклон вперед из основной стойки, поднимание туловища в сед из положения, лежа на спине, поднимание прямых ног до горизонтального положения из виса на гимнастической стенке, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, подтягивание на перекладине, бег на 30 или 60 метров.

Регулярный педагогический контроль за физической подготовленностью школьников с помощью экспресс-тестов способствуют повышению эффективности учебной и внеурочной работы по физическому воспитанию.

Он способствует повышению активности школьников на учебных занятиях, позволяет учителю своевременно определить недостатки в улучшении физической подготовленности школьников и вносить соответствующие коррективы в учебный процесс.



2.4. Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями


Физическими упражнениями можно заниматься дома, во дворе, на пришкольных или садово-парковых площадках. Утреннюю зарядку, физкультминутки и физкультпаузы, упражнения для формирования правильной осанки чаще всего делают в помещении. На открытых же площадях занимаются подвижными и спортивными играми, выполняют домашние задания по развитию физических качеств и совершенствованию техники упражнений из программных видов спорта (легкой атлетики, гимнастики и др.).

Для того чтобы занятия проходили успешно и приносили только пользу, необходимо правильно выбрать и подготовить место для них.


Как выбрать и подготовить место для занятий физическими упражнениями.

Правильно выбрать и подготовить место для самостоятельных занятий -значит обеспечить безопасность и удобство выполнения физических упражнений.



Открытые площадки.


Лучше всего проводить занятия на открытых площадках, расположенных вдали от дорог и машин. Площадка должна быть ровная, без посторонних предметов. Если площадка оборудована спортивными снарядами (перекладина, канат, шест, трапеция, рукоход, гимнастическое бревно и т. п.), то, прежде чем начать заниматься, надо проверить, не сломаны и надежны ли они. Заниматься на неисправных спортивных снарядах категорический запрещается.

Выбирая дорожку для бега, следует обратить внимание на то, чтобы на ней не было бугров, впадин, скользких участков грунта. Прежде чем выполнить прыжки, необходимо проверить место приземления. На нем не должны быть посторонних предметов( битого стекла, веток и т. п.).

Домашние условия.


Для занятий дома необходимо небольшое, свободное от мебели место(2х2 м).

При этом мебель, имеющую острые углы, перед началом занятий надо накрыть сложенным в несколько раз одеяло. Обозначить границы площадки можно ковриком. Это позволит контролировать безопасную зону. Для домашних занятий надо искать небольшой набор спортивного инвентаря: гантели, эспандер или резиновый бинт, скакалку, обруч, гимнастическую палку. Хранить свой инвентарь можно в спортивной сумке или другом специально отведенном для этого месте.

Заниматься следует в хорошо проветренном помещении. Температура в комнате должна быть не более + 18С.


Как выбрать одежду и обувь для занятий физическими упражнениями.


Спортивная одежда должна быть легкой и удобной, соответствовать погоде, а также вашему росту и размеру. Если одежда велика, то вероятность зацепиться за спортивный снаряд и получить травму. Если мала, то она сковывает движения, препятствует нормальному кровообращению и дыханию.

Перед занятиями физическими упражнениями необходимо снять часы, значки, различные украшения, так как в они могут стать причиной травм.

В помещении и на улице в теплую безветренную погоду можно заниматься в спортивных трусах и майке или в легком хлопчатобумажном костюме. Для занятий в прохладную погоду необходимы хлопчатобумажное белье, теплая рубашка и спортивный трикотажный костюм или шерстяной свитер и спортивные брюки. На голову следует надевать легкую спортивную шапочку.

Спортивная обувь должна быть удобной, эластичной, не сжимать стопы ног. Тесная обувь может нарушить кровообращение в мышцах ног, что приведет к болевым ощущениям. Слишком просторная обувь может вызвать появление потертостей и трещин. Шнурки на обуви должны быть всегда хорошо завязаны, иначе во время занятий на них можно наступить и упасть. Спортивная одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Прилегающие к телу майку, плавки и трусы нужно стирать после каждого занятия; верхнюю одежду проветривать на свежем воздухе; загрязненную, намокшую обувь чистить и просушивать.

Как подбирать физические упражнения.


Все движения выполняются за счет работы мышц, их напряжения и расслабления. Чем больше мышц включает в работу, тем больше энергии затрачивается на ее выполнение, тем более активно взаимодействует системы дыхания и кровообращения. Поэтому при выборе физических упражнений очень важно учитывать, какие мышечные группы будут участвовать в работе. В зависимости от этого упражнения можно разделить на три группы:

  1. упражнения, в которых участвуют одна группа мышц. Например, во вращении головой в правую и левую стороны участвуют мышцы шеи;

  2. упражнения, в которых участвует несколько групп мышц.

Например, в наклонах вперед из положения стоя участвуют мышцы спины живота;

  1. упражнения, в которых участвует значительное количество мышц и мышечных групп. Например, в ходьбе, беге или передвижениях на лыжах участвуют практически все группы мышц.


Как дозировать физическую нагрузку.


Физическая нагрузка - это работа, которую выполняют мышцы, перемещая или удерживая тело в пространстве. Величина нагрузки зависит от скорости и продолжительности физической работы. Чем больше нагрузка, тем больше частота дыхания и сердцебиения, потребления, потребление кислорода и расходование энергии. На основе этой зависимости на занятиях физической культурой можно регулировать физическую нагрузку, изменяя ее воздействие на организм.

Регулирование нагрузки называется дозированием. Оно осуществляется за счет изменения количественных и качественных показателей в выполнении физических упражнений.

Для занятий оздоровительной гимнастикой используют следующие

способы дозирования физической нагрузки:

  1. изменение количества упражнений на занятии. Например, вместо 10 упражнений выполняют 12, и поскольку упражнения разные, то и в работу включают различные мышцы, а в целом нагрузка на организм увеличивается;

  2. изменение количества повторений одного и того же упражнения. Например, вместо 10 прыжков на месте выполняют 20. В работе

  3. принимают участие одни и те же мышцы, общая нагрузка на организм увеличивается;

  4. изменение скорости выполнения упражнения. Например, вместо бега трусцой выполняют быстрый бег. И хотя в обоих случаях работают одни и те же мышцы, но частота их напряжения и расслабления в единицу времени увеличивается, что и обеспечивает повышение физической нагрузки;

  5. изменение продолжительности выполнения упражнений. Например, вместо 5 мин бега- 3 мин. Уменьшается время работы мышц, значит,

  6. уменьшается величина нагрузки;

  7. изменение величины дополнительных отягощений на мышцы. Например, вместо простых приседаний выполняют приседания с отягощением (гантелями). В этом случае напряжение мышц существенно возрастает, что приводит к увеличению физической нагрузки;

  8. изменение продолжительности интервалов между упражнениями. Например, после пробега 30 м с максимальной скоростью повторный пробег выполняют не через 50с, а через 30с. В этом повторный бег приходится на тот период, когда организм еще не восстановился от предыдущего, и это ведет к повышению физической нагрузки.

Таким образом, используя эти способы дозирования, можно

регулировать величину нагрузки на организм.


Как оценивать эффективность занятий физическими упражнениями.


Чтобы узнать, насколько эффективны занятия физическими упражнениями, которые происходят с организмом под влиянием физических нагрузок. Самонаблюдение и самоконтроль помогают не только узнавать об индивидуальных особенностях и возможностях организма, но и развивать их целенаправленно.







ЛИТЕРАТУРА

1. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991.

2. Гузик Н.П. Учить учиться. -М.: 1981.

3. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

4. Селевко Г.К. и др. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М.:РИПКРО, 1996

5. Унт Инге Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.

6. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М.:1994

7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: 1996

8. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: 1992.

9. Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор - 1994.

10. Логинова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М.: 1994.

11. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота - М.: Педкультура и спорт, 1987.

12. Булич Э.Т. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учебное пособие для техникомов - М.: Высшая школа, 1986.

13.Организация физического воспитания детей и подростков с отклонениями здоровья. А. С. Васильев, Красноярск, 1986г.

14. Амоношвили. Ш. А Педагогика здоровья., - М., "Педагогика", 1990г.

15. Балонов . Г. П.Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения - М., "Творческая мастерская", 2003г.
















ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра ________________________________________________

Итоговая практико - значимая работа

по индивидуальной дополнительной профессиональной программе стажировки

«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях

введения ФГОС ООО»

Вариативный модуль

36 ч.

Стажер: Крутых Е.В.

Куратор стажировки__________________________

____________________________________________

____________________________________________

Москва 2015

Воспитание самостоятельности у детей, занимающихся в специальной медицинской группе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание самостоятельности у детей, занимающихся в специальной медицинской группе.

Автор: Крутых Елена Викторовна

Дата: 21.06.2015

Номер свидетельства: 220801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы предмета «Физическая культура»  для специальной медицинской группы (1-4 классы)"
    ["seo_title"] => string(164) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-adaptirovannoi-rabochiei-proghrammy-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-dlia-spietsial-noi-mieditsinskoi-ghruppy-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "254654"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783453"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Первые шаги в бадминтоне "
    ["seo_title"] => string(29) "piervyie-shaghi-v-badmintonie"
    ["file_id"] => string(6) "117161"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412704576"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(56) "orghanizatsii_fizkul_turno_ozdorovitiel_noi_raboty_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "350587"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476896353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства