Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность волейбол 9 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Настоящая рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «волейбол» для 9 классов МБОУ лицей № 25 составлена в соответствии с нормативными документами:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897,
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей № 25;
и на основе программы В.И. Ляха «Физическая культура Рабочие программы». М., Просвещение, 2019г.
На изучение внеурочной деятельности отводится 31 часа в учебном году.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знания о физической культуре
Обучающийся научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда,находить возможности и способы их улучшения.
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Планируемый результат освоения программы «Волейбол».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
положительное отношение к систематическим занятиям волейболом;
понимание роли волейбола в укреплении здоровья.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научаться:
Рассказывать об истории развития волейбола в России;
Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма
Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.
Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
Понимать цель выполняемых действий
Различать подвижные и спортивные игры
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;
- овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);
- самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
- могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;
- умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях, -овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,
-приобретают необходимые волевые, психологические качества, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях
- решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт детей от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в городе.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Обучающийся научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия по волейболу с использованием полученных знатий, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
играть по упрощённым правилам
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов— приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИИ И ВОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы знаний
Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении.
Освоение техникой передвижений
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.)
Освоение техники приемов и передач мяча
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещений. Передачи над собой, перед собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны.
Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.
Освоение техники подачи мяча и приема подач.
Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку.
Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным зонам.
Верхняя прямая подача в прыжке.
Прием подачи в зону 3.
Освоение техники прямого нападающего удара
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3.
Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2, 4.
Прямой нападающий удар при встречных передачах.
Овладение техникой защитных действий
Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка.
Овладение тактикой игры в нападении.
Выполнение подач в определенные зоны. Групповые действия – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока передней линии без изменения позиций игроков.
Командные тактические действия через игрока передней линии с изменением позиций игроков.
Овладение тактикой игры в защите
Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии. Система игры в защите «углом вперед».
Овладение игрой и развитие психомоторных способностей.
Учебная игра в волейбол с заданиями. Учебно-тренировочная игра. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ.
Овладение организаторскими способностями
Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий.
Занятия проводятся в спортивном зале. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.
1
2
Перемещения лицом вперёд и спиной: правым, левым боком, лицом вперёд.
Уметь выполнять стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)
Формировать способы позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений.
Развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4
Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх.
5-6
Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку).
7-8
Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой.
9
Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах.
Знать правила игры волейбол. Правила безопасности на занятиях волейболом.
выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.
Формировать и проявлять положительных качеств личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
10
Совершенствование верхней прямой подачи.
Уметь выполнять стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)
Осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление, объяснение своего двигательного опыта.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
11-12
Двусторонняя учебная игра.
13
Развитие физических качеств.
Уметь выполнять стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)
Выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игровых действий.
14
Закрепление прямого нападающего удара.
Уметь выполнять передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передачи мяча над собой, то же через сетку.
Осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление, объяснение своего двигательного опыта.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
15-16
Приём мяча снизу двумя руками.
17
Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.
Знать правила игры волейбол. Правила безопасности на занятиях волейболом.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владеть специальной терминологией.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
24-25
Совершенствование страховки при блокировании.
Уметь выполнять нижнюю прямую подачу с середины площадки.
выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники верхней прямой подачи.
26
Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите.
27-28
Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите.
29-30
Разучивание командных тактических действий в нападении, защите.
31
Судейство учебной игры в волейбол.
Знать правила игры волейбол. Правила безопасности на занятиях волейболом.
выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.