от 30 .08. 2018 г. 31 .08. 2018 г. Приказ № от 31 .08. 2018г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре
Наименование курса: «Спортивный калейдоскоп» Направление: спортивно-оздоровительное Форма: кружок
Класс: 5
Уровень общего образования: основнаяшкола
Учитель: Бородина Ирина Игоревна
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Рабочую программу составила _____________________ Бородина Ирина Игоревна подпись расшифровка подписи
Содержание
стр.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»
1-7
Содержание курса внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»
8-9
Тематическое планирование
10-11
Календарно –тематическое планирование.
12-23
Нормативы ГТО.
24
Литература.
25
1 Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»
Актуальность программы позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными играми, выходящими за рамки школьной программы, Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, выполняя упражнения, задания, игры и совершенствовать навыки по развитию двигательной активности. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая двигательные навыки.
Практическая значимость обусловлена обучением на развитие двигательных качеств и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах, играх, конкурсах, соревнованиях, направленных на оздоровление подрастающего поколения.
Связь с уже существующими программами. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2013.
Вид программы - авторская
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с новыми сюжетными играми, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами нестандартными проведениями занятий.
2.Цель и задачи программы
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, закрепить двигательные умения и навыки.
Задачи:
Обучающие:
сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического;
сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека в различных видах и соблюдение правил безопасности;
развивать интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
развивать координационные способности;
формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
Воспитывающие:
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений.
Развивающие:
содействовать развитию психических процессов (восприятие, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности;
укреплять здоровье, улучшать осанку, осуществлять профилактику плоскостопия, содействовать гармоническому физическому развитию, выработке устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
3. Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Спортивный калейдоскоп» разработана для учащихся средних общеобразовательных школ 10 - 11 лет и ориентирована на формирование ценности сохранения и укрепления здоровья ребенка. Данное направление включает в себя не только занятия для укрепления здоровья, но и духовного оздоровления.
Двигательные умения, навыки и способности при занятиях внеурочной деятельностью.
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать по спортивному залу, старт из различных исходных положений, преодоление полосы препятствий; прыгать на одной, двух ногах с продвижением вперед.
В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи (малый теннисный мяч) с места на дальность и в цель (щиты), стоя, правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы); бросать большой мяч (резиновый, волейбольный, малый баскетбольный) в вертикально установленное кольцо на расстоянии 3 м – для мальчиков, 1 – 2 м – для девочек, броски мяча двумя руками из-за головы через сетку (волейбольного мяча).
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить по прямой (руки в стороны на носках, руки к плечам на пятках, руки на пояс перекатом с пятки на носок); ходить с изменением частоты и ритма (быстро, медленно); выполнять строевые упражнения (повороты на месте: направо, налево, кругом); принимать основные положения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (с большим и малым мячами, обручем, флажками, гимнастическими палками, набивным мячом массой 1 кг – с соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической стенке; проползать по гимнастической скамейке; проползать по гимнастическому мату по-пластунски; прыжки через скакалку стоя на месте, прыжки с вращением вперёд, прыжки через предмет (мяч, кубик, гимнастическую палку).
В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями, владеть мячом; держать мяч, катить мяч, переносить мячи, кегли и др. предметы ,выполнять передачи на расстоянии до 2-3 метров; выполнять ловлю, ведение на месте и с продвижением вперёд, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр: «Перестрелка», «Мини - футбол», «Метко в цель», «День и ночь», «Кто дальше» - комплексно воздействуют на организм ребенка.
5.Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня приобретение школьниками знаний о влиянии физической культуры на организм.
Результаты второго уровня развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Личностные результаты
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Познавательные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
II. Содержание программы
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места , со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста.Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол
1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота».
Форма деятельности: групповые занятия Виды деятельности: игровая, спортивно-оздоровительная
III. Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов всего
1.
Основы знаний о физической культуре
1.1
Правила по ТБ на занятиях во внеурочной деятельности
В процессе всех занятий
1.2
Закаливание организма
1.3
Влияние физических упражнений на организм
2
Физическое совершенствование с оздоровительной и корригирующей направленностью
2.1
Развитие двигательной активности
2
2.2
Развитие двигательных качеств
3
2.3
Развитие координации движения
2
2.4
Развитие ориентировки в пространстве
1
2.5
Развитие гибкости и подвижности в суставах
5
2.6
Развитие ловкости
4
2.7
Развитие силы
3
2.8
Развитие быстроты
3
2.9
Развитие выносливости
2
2.10
Межпредметная взаимосвязь
1
3
Весёлые старты
1
4
Подвижные игры в зале
4
5
Развитие прыгучести
3
6
Ориентировка на местности
1
Итого
34
Примечание: Во всех разделах программы даются сюжетные упражнения, сюжетные игры с предметами и без предметов (Мячи: набивные, баскетбольные, волейбольные, резиновые большие, малые теннисные; флажки скакалки, гимнастические палки, обручи, гимнастические скамейки, маты, шведская стенка, канат, кубики, барьеры, надувные шары.)
V. Календарно – тематическое планирование (5 класс)
№ п/п
Тема занятий
количество часов
Дата проведения
по плану
фактически
Инструктаж по ТБ. Спортивная ходьба. Эстафеты с бегом «Самый быстрый».
1
Бег по сигналу учителя с преодолением препятствий. Сюжетная игра «Огород».
1
ОРУ без предметов на 12 счетов. Музыкальная зарядка.
1
Метание различных предметов. Игра «Метко в цель» с малыми теннисными мячами.
1
ОРУ с большими мячами. Игры: «Попади в мяч», «Передача мяча в колоннах».
1
Прыжки из различных исходных положений. Прыжок в длину с места, тройной прыжок.
1
ОРУ с обручем. Игра «Самый ловкий». Эстафеты с обручем.
1
ОРУ со скакалкой. Лазание по шведской стенке, передвижение.
1
ОРУ без предмета. Отжимания от пола. Игра «Тачка».
1
Элементы по акробатике. Поднимание туловища из положения лёжа.
1
ОРУ сидя, лёжа на гимнастическом мате. Проползание по-пластунски под предметами. (обруч и т.д.).
1
ОРУ(гимнастическая палка). Игра «Преодолей препятствие» (ров).
1
ОРУ с флажками. Игра «Бег к флажкам», «Эстафеты с флажками».
1
Упражение с большими мячами. Игра «Догони мяч. Бросок мяча на дальность».
1
Ходьба с ведением баскетбольного мяча. Эстафеты с элементами баскетбола.
1
ОРУ со скакалкой. Игра «Карусель». Прыжки через скакалку.
1
ОРУ с набивными мячами. Ловля и броски одной, двумя руками. Игра «Боулинг»
1
ОРУ с набивными мячами. Метание небольшими мячами сидя и стоя. Эстафеты.
1
ОРУ на гимнастической скамейке. Наклоны, поднимание туловища, отжимания.
1
Преодоление полосы препятствий методом круговой тренировки. Эстафеты.
1
Бег по отрезкам 20,30, челночный бег 6 м х5 раз. Эстафеты с бегом.
1
Бег «ёлочкой, змейкой». Игра «Кто быстрее»
1
Бег на результаты. Бег- 30м, 60м. эстафеты с бегом.
1
Специальные беговые упражнения медленно, быстро ( 6 мин). Бег по пересеченной местности.
1
Бег с преодолением препятствий (барьеры-балоны). Игра «Бег по кочкам», «Через ров».
1
Бег с выполнением заданий (попасть в кольцо, прыжки на двух ногах). Решить пример.
Игры без предметов «Салки», «лабиринт», эстафеты с бегом.
1
Игры с предметами «Передача мячей в колоннах», «Мяч соседу», «Подвижная цель».
1
Коррекционные игры: «Настольный бадминтон». Игра с шаром.
1
Игры развивающие внимание. «Делай как я», «Повтори за соседом» под музыку.
1
Прыжки из различных исходных положений. (в длину с места, по полоскам, тройной прыжок).
1
Прыжки через предмет, через скамейку, верёвочку. Прыжки в высоту.
1
Подвижные игры на воздухе. Игра в футбол.
1
Игра «Зарничка» на улице. Ориентирование на местности (с заданиями)..
1
6.Система отслеживания и оценивания результатовобучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.
Учащиеся должны демонстрироватьи выполнять:
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег с высокого старта: 30 метров
60 метров
Быстро
равномерно
равномерно
равномерно
Силовые
Прыжки на левой правой ноге с продвижением вперед
равномерно, удерживая равновесие тела
5-8 м
медленно
Прыжки на двух ногах:
«Зайка»
«Кенгуру»
«Лягушка»
Прыжки«По полоскам»
Прыжок в длину с места
равномерно 8 м
равномерно 5 м
удерживая равновесие тела – 5 м
(шир.50-70 см.)
от 130-135 см
равномерно 8 м
равномерно 5 м
удерживая равновесие тела –
равномерно
от 115-125 см
К выносливости
Бег 300 – 500 м
Бег с чередованием ходьбы до 500 м
без учета времени
без учёта времени
без учета времени
без учёта времени
К координации
Бег по прямой, «змейкой», «противоходом», «челночный бег 3х10»,
«эстафета с бегом до предмета»
без учета времени
равномерно
без учета времени
равномерно
Список литературы
Литература для учителя
1. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму. Минобразования России от 11.06.2013 № 30-51-4331/16.
2. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерство образования Российской Федерации от 02.04.2013 № 13-5118/13.
3. Методические рекомендации расширения деятельности детских и молодёжных объединений в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерство образования Российской Федерации от 11.02.2013 №101-28-16
4. Физическая культура. Рабочие программы В.И. Лях 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 год.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2013.
6. Ковалько Н.И. «Здоровьесберегающие технологии» 5-6 классы. Москва, «Вако», 2014 год.