Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Центр образования, требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на основе авторской «Комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы», авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, Просвещение 2009г.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 9 кл.»
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение центр образования г. ДолгопруднОГО
(МБОУ центр образования)
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ___________
Кирина О.А.
«__________» 20__ г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
физической культуре
9класс
Составитель: Антощук Евгения Анатольевна
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Центр образования , требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на основе авторской «Комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы», авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, Просвещение 2009г.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Последнее время все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения занимает Олимпийское образование.
Современное олимпийское движение имеет ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Поэтому цель педагогической деятельности в рамках Олимпийского образования гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого движения, его связью со спортом. Следовательно, программа носит "спортивно - гуманистический" характер, будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют.
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения - формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его а высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения.
Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе, обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом учащиеся, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений.
В программе учтены климатогеографические особенности региона и материально-техническая база школы. В связи с особенностями материально-технической базы школы из комплексной программы исключены разделы «Плавание», «Элементы единоборств» и «Лыжные гонки». Некоторые разделы спортивно-оздоровительной работы изучаются на теоретическом уровне.
В соответствии с Учебным планом МБОУ Центр образования, утвержденным приказом по школе от 29.08.2014г. № 171, на изучение предмета отводится 0,25 часа в неделю. Итого 9 часов за учебный год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Основы знаний( в процессе уроков) Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно - значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, предупреждение травматизма и оказание первой медицинской помощи.
Основы истории возникновения и развития физической культуры. Олимпийское движение, Олимпийские и Паралимпийские игры, их истории, цели, задачи. Основные идеалы и ценности олимпизма. Гуманистический, социально-культурный потенциал спорта, его роль в здоровом образе жизни человека, его место в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей.
Легкая атлетика. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Легкоатлетические упражнения. Старты (высокий, с опорой на одну руку, низкий) с последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег. Прыжки в длину с места. Кроссовая подготовка. Ходьба и бег с изменением длины и частоты шагов. Развитие выносливости 6 (и)- минутный бег. Прыжки через небольшие вертикальные и горизонтальные препятствия. Эстафеты, круговая тренировка.
Баскетбол. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Специальные упражнения и технические действия с мячом, без мяча; ведение мяча на месте и в движении ( по прямой, «змейкой», с обеганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении. На теоретическом уровне: броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия; правила игры. Волейбол.. Терминология избранной игры по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Специальные упражнения и технические действия с мячом, без мяча; прием и передача мяча стоя на месте и в движении. На теоретическом уровне: подача мяча (нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия; правила игры.
Гимнастика с элементами акробатики. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий. Строевые упражнения на месте и в движении. Комплексы упражнений с мячом, скакалкой, гимнастической палкой, гантелями и набивными мячами. Акробатические упражнения: кувырок вперед и назад, стойка на лопатках, мостик из положения лежа, стойка на голове. Составление акробатических комбинаций. Гимнастическая полоса препятствий. Развитие гибкости.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Тест, , зачет, контрольные упражнения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате освоения физической культуры ученик 9 класса должен:
знать/понимать
-технику безопасности во время занятий физической культурой;
- питание и питьевой режим, двигательный режим;
- влияние занятий физкультурой на вредные привычки;
- режим дня школьника;
- влияние физических упражнений на развитие телосложения;
- реакцию организма на различные физические нагрузки;
- влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие школьника;
- особенности построения и содержания самостоятельных занятий по ОФП;
- развитие физических качеств;
- основные формы занятий физической культурой;
- влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма;
- врачебный контроль за занимающимися физкультурой;
- основные причины травматизма, одежда и обувь;
- влияние физкультуры на развитие внимания, памяти, мышления;
- первая помощь при травмах;
- поддержание репродуктивной функции человека средствами физкультуры;
- значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы;
- значение ЗОЖ, приемы самоконтроля (ортостатическая проба);
- приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита;
- признаки различной степени утомления, что делать при их появлении.
уметь:
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
Демонстрировать: двигательные умения, навыки и способности, соответствующие , как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Содержание материала
Планируемые сроки
Легкая атлетика / 2 /
1
Вводный урок по легкой атлетике. Различные виды бега. Низкий старт.
2
Челночный бег. Прыжок в длину с места.
Гимнастика с элементами акробатики / 3 /
3
Вводный урок по гимнастике. Строевые упражнения. Техника акробатических упражнений( стойка на голове и руках. (юн.), равновесие на одной ноге, выпад вперед (дев.) кувырок вперед и назад).
4
Строевые упражнения. Техника акробатических упражнений(длинный кувырок с трех шагов разбега (юн.), кувырок вперед, перекатом стойка на лопатках. (дев.) Переворот боком. Сед углом).
5
Техника акробатических комбинаций
Спортивные игры / 4 /
6
Вводный урок по баскетболу. Техника передвижений, остановки, повороты, стойки.
7
Ловля и передача мяча. Ведение мяча.
8
Вводный урок по волейболу. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек
9
Прием и передача мяча
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учащихся
№
Наименование
Авторы
Издательство, год издания
1
Физическая культура. 8-9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений
В.И. Лях
М.: «Просвещение», 2015
Литература для учителя
№
Наименование
Авторы
Издательство, год издания
1.
Программы общеобразовательных учреждений
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы
В.И.Лях
А.А. Зданевич
М.: «Просвещение», 2009
2.
Закаливание школьников: Пособие для учителя. // -
Ю.Н. Чусов
М: Просвещение, 2005
3
Справочник учителя физической культуры
П.А. Киселев, С.Б. Киселева. –
В.: Учитель, 2010
4
Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 кл.: Метод пособие.