Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по физической культуре. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» в IX классе, из расчета 3 часа в неделю.
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В примерной программе для среднего (полного) общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия примерной программы «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и воспитание бережного к нему отношении. Через свое предметное содержание она нацеливается на формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом использовании осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности. В разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» содержаться сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способах и средствах профилактики профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление индивидуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их организма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой» соотносится с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся сведения об основах самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности, даются понятия тренировочного процесса и тренировочного занятия, раскрываются общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивно-оздоровительной деятельностью. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной физической подготовкой» дается учебное содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся по одному из базовых видов спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. Отличительной особенностью этого раздела примерной программы, является предоставление возможности учащимся осуществлять углубленную подготовку по одному из базовых видов спорта. Определение вида спорта устанавливается решением педагогического Совета образовательного учреждения, исходя из интересов большинства учащихся, имеющихся в школе спортивных традиций и квалифицированных учителей (тренеров), а также его популярности и массовости в конкретном регионе. Принимая решение об углубленном освоении одного из видов спорта, предусматривается и соответствующее для этого увеличение объема часов (до 15%), который формируется за счет его уменьшения по другим темам раздела «Спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой». В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся практические умения, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных оздоровительных тренировок в режиме спортивной подготовки.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Для освоения базовых основ физической культуры отведено 88 часов, на вариативную часть 17 часов.
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего образования по физической культуре предметом обучения в средней школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у старших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся средней школы предусматривает следующие образовательные цели и задачи:
Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание |
План | Факт. |
Раздел 1. Легкая атлетика (18 часов) |
1 | | | Правила по ТБ на уроках физкультуры. Низкий старт и стартовый разгон. | Вводный | Низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег по дистанции 50–60 м. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Инструктаж по ТБ | Уметь пробегать с максимальной скоростью 100 м с низкого старта | Ускорения: 3 * 30 метров |
2 | | | Биохимические основы техники бега, прыжков, метаний. Бег на корот- кие дистанции:30 м. | Комбини- рованный | Низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег по дистанции 70–80 м. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы бега | Уметь пробегать с максимальной скоростью 30 м с высокого старта | |
3 | | | Финиширование в спринтерском беге. Бег на 60 метров на результат. | Учетный | Низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег по дистанции 90–100 м. Финиширование. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы бега | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта | Бег на 100 метров с низкого старта |
4 | | | Развитие скоростных способностей. Бег на 100 метров на результат. | Учетный | Бег на результат 100 м. Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей | Уметь пробегать с максимальной скоростью 100 м с низкого старта | |
5 | | | Эстафетный бег. Спортивная игра «Лапта» | Комбини- рованный | Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь пробегать с максимальной скоростью до 70-80 м | Комплекс прыжковых упражнений |
6 | | | Прыжок в длину с разбега. Биохимические основы прыжков | Изучение нового материала | Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 13–15 беговых шагов. Отталкивание. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы прыжков | Уметь совершать прыжок в длину после быстрого разбега с 13–15 беговых шагов | |
7 | | | Подбор разбега. Отталкивание в прыжках. Приземление. | Комбини- рованный | Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 13–15 беговых шагов. Разбег Отталкивание. Развитие скоростно-силовых качеств. Призем- ление в прыжках Основы прыжков | Уметь совершать прыжок в длину после быстрого разбега с 13–15 беговых шагов | Прыжки через горизонтальные препятствия |
8 | | | Прыжок в длину «согнув ноги» на результат. | Учетный | Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь совершать прыжок в длину после быстрого разбега с 13–15 беговых шагов | |
9 | | | Развитие скоростно-силовых качеств. Доврачебная помощь при травмах. | Комбини- рованный | Развитие скоростно-силовых качеств. Знание типов травм и оказание первой помощи при них. Специальные беговые и прыжковые упражнения. | Уметь пробегать с максимальной скоростью короткие дистанции. | Комплекс специальных беговых упражнений |
10 | | | Метание мяча на дальность с 5-6 беговых шагов. Биохимическая основа метания. | Комбини- рованный | Метание мяча на дальность с 5–6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимическая основа метания. Т/Б. | Уметь метать мяч на дальность с разбега знать технику безопасности. | Метание предметов на дальность |
11 | | | Метания. Виды метаний. Элементы техники метания гранаты. | Комбини- рованный | Метание мяча на дальность с 5–6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимическая основа метания. Т/Б. | Уметь метать мяч на дальность с разбега знать технику безопасности. | |
12 | | | Метание гранаты на дальность с трех шагов разбега. Совершенство вание техники выполнения. | Комбини- рованный | Метание гранаты из различных положений. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Соревнования по легкой атлетике, | Уметь метать гранату из различных положений на дальность и в цель | Метание предметов в цель |
13 | | | Метание гранаты на дальность на результат | Учетный | Метание гранаты на дальность на результат. ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь метать гранату на дальность | Бег в течение 8 минут |
14 | | | Развитие скоростной выносливости. Шестиминутный бег. | Учетный | Развитие выносливости. Распределение сил по дистанции. Финиширование в беге на длинные дистанции. | Уметь распределять силы по дистанции, финишировать | |
15 | | | Кроссовая подготовка. Бег по дистанции в разном тепе. | Комбини- рованный | Кросс по пересеченной местности. Т/Б. в беге. Развитие выносливости. Распределение сил по дистанции. Финиширование в беге на длинные дистанции. | Уметь распределять силы по дистанции, финишировать. | Бег на 2 км |
16 | | | Бег на 2000 м (девочки) и 3000 м (мальчики). | Учетный | Пробегание в медленном темпе зачетную дистанцию. Развитие выносливости. | Уметь распределять силы по дистанции, финишировать | |
17 | | | Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий | Комбини- рованный | Равномерный бег (15 мин). Бес преодолением препятствий. Спортивная игра «Лапта». Развитие выносливости | Уметь: бегать в равномерном темпе (до 20 мин) | Прыжки через препятствия |
18 | | | Прыжок в длину с места на результат. | Учетный | Развитие скоростно-силовых качеств. Специальные беговые и прыжковые упражнения . прыжок в длину с места на результат. | Уметь совершать прыжок в длину с места | |
Спортивные игры: баскетбол (21 час) |
19 | | | Инструктаж по ТБ при занятиях баскетболом. Ведение мяча с приёмами обыгрывания защитника. | Комбини- рованный | Инструктаж по ТБ. Специальные беговые упражнения. Варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях), различными способами на месте и в движении (ловля двумя руками и одной; передачи двумя руками сверху, снизу; двумя руками от груди; одной рукой сверху, снизу, от плеча, над головой, с отскоком от пола). Учебная игра. | Знать: правила игры в баскетбол. Уметь: ловить и передавать мяч, вести мяч с сопротивлением защитника, технически выполнить броски мяча, владеть техникой приема и передачи мяча | Сообщения о современном олимпийском движении. |
20 | | | Ведение мяча с поворотом. Современное олимпийское движение, цели и задачи. | Комбини- рованный | |
21 | | | Ведение мяча с изменением направления, обводкой. | Комбини- рованный | Ведение баскетбольного мяча. |
22 | | | Передачи мяча в парах различными способами на месте | Комбини- рованный | |
23 | | | Оценка техники передачи мяча различными способами. | Учетный | ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Перемещение в стойке баскетболиста Комбинации из освоенных элементов техники перемещений, в парах в нападающей и защитной стойке. Развитие координационных способностей. Правила 3,5 секунд и 30 секунд. Учебная игра. | Знать: правила игры в баскетбол. Уметь: ловить и передавать мяч, вести мяч с сопротивлением защитника, технически выполнить броски мяча, владеть техникой приема и передачи мяча | Ускорения 3*30 м |
24 | | | Передачи мяча в движении с сопротивлением защитника. Совершенствование передвижений и остановок игрока. | Комбини- рованный | |
25 | | | Защитные действия: вырывание и выбивание | Комбини- рованный | Упражнения для рук и плечевого пояса. Варианты ловли и передачи мяча. Ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Учебная игра | Челночный бег |
26 | | | Защитные действия: перехват, накрывание. Сдача контрольного норматива: челночный бег | Учетный | |
27 | | | Броски мяча в кольцо в прыжке | Комбини- рованный | Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении. Быстрый прорыв. Развитие скоростных качеств. | Уметь выполнять на оценку броски в кольцо с разных дистанций | Броски мяча в цель |
28 | | | Оценка техники исполнения бросков мяча в кольцо в прыжке. | Учетный | |
29 | | | Броски мяча в кольцо со средних и дальних расстояний. | Комбини- рованный | ОРУ с мячом. СУ. Варианты ловли и передачи мяча. Варианты ведения мяча. Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитников (бросок двумя руками от груди и сверху, бросок одной рукой от плеча, сверху; добивание мяча. Учебная игра | Уметь выполнять на оценку штрафной бросок | Сгибание рук в упоре лежа |
30 | | | Оценка техники исполнения штрафных бросков | Учетный | Многоскоки |
31 | | | Индивидуальные тактические действия в защите. | Комбини- рованный | ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Ловля и передача мяча. Тактика игры в нападении, в защите, индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Учебная игра. | Знать: тактические действия в нападении и защите. Уметь: владеть техникой защитных действий, действий в нападении владеть техникой приема и передачи мяча | Прыжки через вертикальные препятствия |
32 | | | Индивидуальные тактические действия в защите. | Комбини- рованный | ОРУ. СУ. Личная защита под своим кольцом. Взаимодействие трех игроков в нападении «малая восьмерка». Учебная игра. | |
33 | | | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Учебная игра. | Учетный | Разработать комплекс упражнений с мячом |
34 | | | Командные тактические действия. Зонная защита | Комбини- рованный | Комплекс ОРУ. Зонная система защиты. Нападение быстрым прорывом. Нападение через центрального игрока. Броски мяча в кольцо в движении. Эстафеты. Комплекс на дыхание. Учебная игра. | Знать: правила игры в баскетбол, командные тактические действия в нападении. Уметь: ловить и передавать мяч, вести мяч с сопротивлением защитника, технически выполнить броски мяча, владеть техникой защитных действий, владеть техникой приема и передачи мяча | |
35 | | | Зонная система защиты. Учебно-тренировочная игра. | Комбини- рованный | Прыжки через скакалку |
36 | | | Командные тактические действия в нападении. Учебная игра. | Комбини- рованный | ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Ловля и передача мяча. Тактика игры в нападении, в защите, индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Учебная игра. | |
37 | | | Командные тактические действия. Быстрый прорыв. | Комбини- рованный | Бег с изменением скорости |
38 | | | Тактика игры в баскетбол. Учебно- тренировочная игра. | Комбини- рованный | |
39 | | | Совершенствование техники и тактики в игре баскетбол. Учебная игра. | Комбини- рованный | Подъем туловища из положения лежа |
Гимнастика (21 час) |
40 | | | Правила по Т.Б. на уроках гимнастики и акробатики. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. | Комбини- рованный | Инструктаж по ТБ. Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. ОРУ в движении. Вис согнувшись, вис прогнувшись. Подтягивание на перекладине Угол в упоре. Повтор изученного в 9 кл. размахивание изгибами и подтягиванием. Подъем разгибом. Оборот назад. Развитие силы. | Уметь выполнять строевые приемы, элементы на перекладине | Вис на прямых руках в течение 2 минут |
41 | | | Вис согнувшись, вис прогнувшись. Сдача контрольного норматива: подъем туловища из положения лежа на спине. | Учетный | Уметь выполнять строевые приемы, элементы на перекладине | |
42 | | | Акробатические упражнения: кувырок вперед, назад, мост, Полушпагат | Комбини- рованный | Повороты в движении. Перестроение в движении «разведением и слиянием». ОРУ на гибкость. Ю.длинный кувырок. Кувырок вперед и назад. Стойка на голове с выходом в стойку на руках (с помощью.) равновесие. Д . мост , равновесие. Кувырки . стойка на лопатках с выходом на одно колено в полушпагат. Комбинации из элементов. | Уметь выполнять строевые приемы, акробатические элементы Знать Т/Б | 2 кувырка вперед-2 кувырка назад |
43 | | | Акробатические упражнения: сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках. | Комбини- рованный | Уметь выполнять строевые приемы, акробатические элементы Знать Т/Б | Подготовить комплекс акробатических упражнений |
44 | | | Оценка техники исполнения акробатической комбинации из 5-6 элементов. | Учетный | Уметь выполнять строевые приемы, акробатические элементы Знать Т/Б | |
45 | | | Упражнения в равновесии, лазание по канату в 2 и 3 приема | Комбини- рованный | Лазание в два и три приема. Техника исполнения. Лазание на выносливость. Прыжки через скакалку. Работа на снарядах по желанию | Уметь выполнять прыжки через скакалку, лазать по канату. | Подтягивание на руках |
46 | | | Сдача контрольного норматива: лазание по канату. | Учетный | |
47 | | | Комбинация упражнений в равновесии. | Комбини- рованный | Ю. равновесие в сторону, кувырок вперед -назад, стойка на голове и руках, кувырок прыжок прогнувшись. Д. «Ласточка»-кувырок вперед-назад- стойка на лопатках -кувырок в полушпагат-мост | Уметь выполнять строевые приемы, акробатические элементы | Составить КУ на гибкость |
48 | | | Стойка на голове и руках. | Комбини- рованный | Уметь выполнять строевые приемы, стойку на голове и руках | |
49 | | | Развитие гибкости. Сдача контрольного норматива: наклоны вперед из положения сидя. | Учетный | Уметь выполнять комбинацию из изученных элементов. | Прыжки через вертикальные препятствия |
50 | | | Прыжок углом с разбега и толчком одной ноги через коня | Комбини- рованный | Подтягивание на перекладине. Подъем переворотом. Лазание по канату. Фазы опорного прыжка. Развитие силы Ю.- Опорный прыжок конь в длину; Д. - конь в ширину . техника прыжка через коня. Прием задолженностей. Подтягивание на перекладине | Уметь выполнять строевые приемы, элементы на перекладине, прыжок через коня в длину | |
51 | | | Фазы опорного прыжка через коня. | Комбини- рованный | Прыжковые упражнения |
52 | | | Техника выполнения опорного прыжка через коня | Учетный | Подъем ног за голову |
53 | | | Развитие силовой выносливости. Сдача контрольного норматива: подъем ног за голову из положения лежа. | Учетный | Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Развитие силы. Прыжки через скакалку на выносливость. Сдача контрольного норматива: подъем ног за голову из положения лежа. | Уметь выполнять комбинацию из изученных элементов, поднимать ноги за голову из положения лежа | Подтягивание на перекладине |
54 | | | Развитие силы. Сдача контрольного норматива: подтягивание на перекладине. | Учетный | Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Развитие силы. Сдача контрольного норматива: подтягивание на высокой перекладине (юноши) , на низкой перекладине (девушки). | Уметь выполнять комбинацию из изученных элементов, подтягиваться на перекладине | |
55 | | | Элементы стрейтчинговой гимнастики | Комбини- рованный | Комплекс упражнения тонического стречинга. Комбинации из ранее освоенных акробатических элементов. Прыжки «змейкой» через скамейку. | Уметь выполнять комбинацию из изученных элементов. | Прыжки через скакалку |
56 | | | Развитие силовых способностей и гибкости. Гимнастическая полоса препятствий. | Комбини- рованный | ОРУ в движении. Строевые упражнения. Упражнения со скакалками. Упражнения на гибкость у гимнастической стенке. Полоса препятствий с использованием гимнастических снарядов. | Уметь выполнять комбинацию из изученных элементов. | |
57 | | | Развитие скоростной выносливости. Сдача контрольного норматива: прыжки через скакалку. | Учетный | ОРУ на осанку. Специальные прыжковые и беговые упражнения. Переменный бег в течение 3 минут. Контрольное упражнение: прыжки через скакалку в течение 1 минуты. | Уметь выполнять комбинацию из изученных элементов, прыгать через скакалку на скорость. | Составить КУ с гимнастическими палками |
58 | | | Развитие общей выносливости. Круговая тренировка. | Комбини- рованный | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазанием и перелазанием. | Уметь выполнять комбинацию из изученных элементов. | Составить КУ ритмической гимнастики. |
59 | | | Составление комплексов ритмической гимнастики. Аэробика. | Комбини- рованный | Строевые упражнения. Понятие ритмической гимнастики и аэробики. Комплекс упражнений ритмической гимнастики. | Уметь составлять комплекс ритмической гимнастики | |
60 | | | Упражнения с обручами и гимнастическими палками. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | Учетный | Комплекс упражнений с гимнастическими палками и обручами. Развитие силовой выносливости. Контрольное упражнение: сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Уметь выполнять комбинацию из изученных элементов. | Составить комплекс из 5 прыжковых упражнений. |
Спортивные игры: волейбол (25 часов) |
61 | | | Утомление, переутомление, их признаки и меры предупреждения. Правила ТБ на уроках волейбола. | Комбини- рованный | Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в парах с шагом. Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар. Позиционное нападение. Учебная игра. Развитие координационных способностей. Инструктаж по ТБ | Знать: правила игры волейбол, правила ТБ. | Прыжки через препятствия |
62 | | | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | Комбини- рованный | Уметь выполнять передачу мяча сверху 2-мя руками | |
63 | | | Передачи мяча двумя руками сверху в парах на месте, с перемещением. Прием мяча двумя руками сверху. | Комбини- рованный | ОРУ. СУ. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Прием и передача мяча (верхняя и нижняя) на месте индивидуально и в парах, после перемещения, в прыжке. Развитие прыгучести. | Прыжки через скакалку |
64 | | | Оценка техники передачи мяча сверху над собой. | Учетный | ОРУ в движении. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Прием и передача мяча (верхняя и нижняя) на месте индивидуально, в парах, в тройках, после перемещения, в прыжке. | |
65 | | | Передачи мяча двумя руками снизу в парах на месте, с перемещением. Прием мяча двумя руками снизу. | Комбини- рованный | Уметь выполнять передачу мяча снизу после перемещения вперед. | Челночный бег 3 по 10 метров |
66 | | | Оценка техники передачи мяча снизу над собой. | Учетный | ОРУ в движении. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Прием и передача мяча (верхняя и нижняя) в тройках, после перемещения, в прыжке. | |
67 | | | Передачи мяча двумя руками в парах через сетку. | Комбини- рованный | Уметь выполнять передачу мяча снизу после перемещения вперед; передачу мяча в тройках и парах у сетки с последующей передачей через сетку. | |
68 | | | Совершенствование техники передачи мяча в тройках через сетку. | Комбини- рованный | ОРУ. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Прием и передача мяча (верхняя и нижняя) на месте индивидуально и в парах, после перемещения, в прыжке. Развитие прыгучести. | Специальные прыжковые упражнения. |
69 | | | Прием мяча с подачи и передача в зону 3. | Комбини- рованный | |
70 | | | Совершенствование техники нижней прямой подачи. | Комбини- рованный | ОРУ. Боковая и нижняя подача. Развитие координационных способностей. Подача подачи на точность в заданную зону. Учебная игра | Уметь выполнять верхнюю прямую подачу мяча, принимать снизу двумя руками, передавать в зону 3 с последующей передачей в зону 2 и 4. | Составить КУ утренней гимнастики |
71 | | | Обучение верхней прямой подачи. | Комбини- рованный | ОРУ. Специальные беговые упражнения. Верхняя прямая и нижняя подача мяча: а) имитация подачи мяча и подача мяча в стенку с 6 - 7метров; подача на партнера на расстоянии 8-9 метров; подачи из - за лицевой линии.; подача с изменением направления полета мяча: в правую и левую части площадки., на точность попадания.. Учебная игра. | |
72 | | | Совершенствование техники верхней прямой подачи. | Комбини- рованный | Сгибание рук в упоре лежа |
73 | | | Сдача контрольного норматива: верхняя прямая подача на точность. | Учетный | |
74 | | | Прием мяча от сетки. Нападающий удар. | Комбини- рованный | ОРУ. Верхняя прямая и нижняя подача. Развитие координационных способностей. Варианты нападающего удара через сетку: имитация нижнего удара в прыжке толчком двумя ногами с места и с разбега в 1,2, 3 шага. Атакующие удары по ходу: из зоны 2 с передач игрока из зоны 3; из зоны 3 с передач игрока из зоны 2. Учебная игра | Уметь отбивать мяч кулаком у верхнего края сетки; принимать мяч отраженного сеткой. | Многоскоки |
75 | | | Прямой нападающий удар. Учебно- тренировочная игра. | Комбини- рованный | Уметь выполнять прямой нападающий удар у верхнего края сетки | |
76 | | | Сочетание приемов: приема, передачи, нападающего блокирования. | Учетный | Ускорения 3 по 30 метров |
77 | | | Одиночное блокирование. Учебно-тренировочная игра. | Комбини- рованный | ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Групповые упражнения с подач через сетку. Верхняя прямая и нижняя подача мяча. Одиночный блок, страховка. | Уметь выполнять одиночное и групповое блокирование нападающего удара | |
78 | | | Групповое блокирование нападающего удара. | Комбини- рованный | ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Групповые упражнения с подач через сетку. Верхняя прямая и нижняя подача мяча. Одиночный блок и вдвоем, страховка. | Прыжки через вертикальные препятствия |
79 | | | Групповое блокирование нападающего удара и страховка блока. | Комбини- рованный | |
80 | | | Совершенствование скидок мяча. Учебно-тренировочная игра | Комбини- рованный | Специально беговые упражнения. Защитные действия: после перемещения вдоль сетки; в зонах 4, 3, 2, в определенном направлении. Скидки и обманные удары у сетки. | Уметь выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия | Подъем туловища из положения лежа |
81 | | | Позиционное нападение с изменением позиций. | Комбини- рованный | ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Групповые упражнения с подач через сетку. Верхняя прямая и нижняя подача мяча. Одиночный блок и вдвоем, страховка. Защитные действия: после перемещения вдоль сетки; в зонах 4, 3, 2, в определенном направлении. Атакующие удары против блокирующего. Учебная игра | |
82 | | | Тактика игры в защите. Учебно-тренировочная игра. | Комбини- рованный | Уметь выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия | Прыжки через скаклку |
83 | | | Тактика игры в нападении. Учебно-тренировочная игра. | Комбини- рованный | |
84 | | | Совершенствование элементов защиты и нападения в двухсторонней игре. | Комбини- рованный | ОРУ. Прием и передача. Верхняя прямая и нижняя подача мяча. Одиночный блок и вдвоем, страховка. Атакующие удары по ходу из зон 4, 3, 2 с изменением траектории передач. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Учебная игра. | Уметь взаимодействовать в игре выполнять технические действия. | |
85 | | | Учебно-тренировочная игра в волейбол | Комбини- рованный | Ускорения 3 по 30 метров |
Спортивные игры: лапта (7 часов) |
86 | | | Лапта. Правила игры. ТБ во время занятий лаптой. | Комбини- рованный | ТБ на уроках спортивных . Основные правила игры в лапту. Передача мяча в парах, после перемещения вперед в колонах и тройках. Развитие координационных способностей. Двусторонняя игра. | Уметь выполнять передачи мяча, ловить мяч двумя руками. Знать правила игры | Ловля теннисного мяча двумя руками |
87 | | | Действия игроков в защите. Развитие ловкости. | Комбини- рованный | Передача мяча в сторону бегущего игрока. Т/Безопасности при осаливании перебегающего игрока. Развитие координационных способностей, ловкости . Двусторонняя игра. | Уметь выполнять передачи теннисного мяча в движении. Осаливать бегущего игрока. | |
88 | | | Действия игроков в нападении. Удары по мячу. | Комбини- рованный | Удары по мячу (далекие, высокие, диагональные). Действительный удар. Перебегание из города в город. Тактика и взаимодействие игроков Развитие координационных способностей.. | Уметь выполнять удары по мячу битой, перемещаться, меняя направление движения (от мяча) | Быстрый бег с изменением направления |
89 | | | Тактика игры в защите. Учебно-тренировочная игра. | Комбини- рованный | Удары по мячу (далекие, высокие, диагональные). Тактика игры в защите и нападении. Перебегание из города в город Т/безопасности в игре. Развитие координационных способностей. Двусторонняя игра. | Уметь взаимодействовать с товарищами в игре Выполнять подачу и удары по мячу | |
90 | | | Тактика игры в нападении. Учебно-тренировочная игра. | Комбини- рованный | Уметь взаимодействовать с товарищами в игре Выполнять подачу и удары по мячу | Комплекс беговых упражнений |
91 | | | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. | Комбини- рованный | Удары по мячу (далекие, высокие, диагональные). Тактика игры в защите и нападении. Перебегание из города в город Т/безопасности в игре. Развитие координационных способностей. Двусторонняя игра. | Уметь взаимодействовать с товарищами в игре Выполнять подачу и удары по мячу | |
92 | | | Тактика и взаимодействие игроков. Учебно- тренировочная игра. | Комбини- рованный | Уметь взаимодействовать с товарищами в игре Выполнять подачу и удары по мячу | Ускорения 3 по 60 метров |
Легкая атлетика (12 часов) |
93 | | | Влияние образа жизни на состояние здоровья. ТБ на занятиях легкой атлетикой | Комбини- рованный | Инструктаж по ТБ по л/а. Комплекс ОРУ. СУ. Специльные беговые упражнения. Преодоление горизонтальных препятствий шагом и прыжками в шаге. | Знать: влияние образа жизни на состояние здоровья, контроль тренировочных нагрузок на частоту сердечных сокращений | |
94 | | | Техника низкого старта и стартового разгона. Сдача контрольного норматива: бег на 60 м. | Учетный | ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Различные И. П. старта, стартовое ускорение 5-6x30 метров. Бег со старта 3- 4 х40 - 60 метров. | Уметь правильно принимать положение низкого старта. Выбегать со старта | Бег на 100 метров. |
95 | | | Сдача контрольного норматива: бег на 100 метров с низкого старта. | Учетный | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазанием и перелезанием. Бег 100 метров - на результат. | Уметь пробегать с максимальной скоростью 100 м с низкого старта | Прыжки через горизонтальные препятствия |
96 | | | Прыжок в длину с разбега. Эстафетный бег. | Комбини- рованный | ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег в равномерном темпе до 20 минут. | Уметь подбирать разбег в прыжках в длину, прыгать в длину с разбега | Челночный бег 3 по 10 метров |
97 | | | Развитие скоростно- силовых качеств. Челночный бег. | Комбини- рованный | Повторение ранее пройденных стороевых упражнений. Специальные беговые упражнения. Бег с хода 3 -4 х 40 - 60 м. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 - 20 с.) Бег с ускорением (5- 6 серий по 20 - 30 м). Челночный бег - на результат. | Уметь бегать быстро с изменением направления | Метание мяча на дальность |
98 | | | ОФП. Метание гранаты. | Комбини- рованный | ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. СУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно- силовых качеств. Метание гранаты с 4 - 5 шагов разбега на дальность. | Уметь метать гранату на дальность с 3-5 шагов разбега | Бег в течение 15 минут |
99 | | | Развитие выносливости. Гладкий бег. | Комбини- рованный | Специальные беговые упражнения. Гладкий бег в течение 20 минут. Спортивные игры. | Уметь распределять силы по дистанции, бегать в равномерном темпе до 20 минут | |
100 | | | Сдача контрольного норматива: бег на 2000 м и на 3000 м. | Учетный | ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег на 2000 метров - на результат | Уметь пробегать 3000м- Ю, и 2000м Д | Бег с изменением скорости |
101 | | | Развитие скоростной выносливости. Беговая полоса препятствий. | Комбини- рованный | ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Повторный бег с повышенной скоростью от 400 - до 800 метров. | Уметь бегать в равномерном темпе до 15 минут | |
102 | | | Кроссовая подготовка. 6- минутный бег. | Комбини- рованный | ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 - 3 х 70 - 80 метров. Скоростной бег до 70 метров с передачей эстафетной палочки. | Уметь бегать в равномерном темпе до 15 минут | Бег в течение 15 минут |
103 | | | Круговая тренировка. Футбол. | Комбини- рованный | ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег со старта с гандикапом 1 -2 х 30 - 60 метров. Низкий старт - бег 100 метров - на результат. | Уметь бегать с изменением скорости в течение 15-20 минут | Бег в течение 20 минут |
104 | | | Подведение итогов года. Двухсторонняя игра в футбол. | Комбини- рованный | ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Учебная игра. | Уметь бегать с изменением скорости в течение 15-20 минут | |
Резерв – 1 час |
1) Кузнецов В.С., Колодницкий, Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М.: Просвещение, 2003.
2) Лёгкая атлетика в школе / под ред. Г. К. Холодова, В. С. Кузнецова, Г. А. Колодницкого. – М.: Дрофа, 2005.
3) Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 10–11 кл. – М. Просвещение, 2008.
5) Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: «Издательство АСТ», 2003.
6) Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова, Г. А. Орлова. – М.: Дрофа, 2009.
7) Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. – М.: Дрофа, 2003.
8) Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. – М.: ВАКО, 2011.
9) Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. – М.: Просвещение, 2001.