Протокол № 1 от 30.08.2019 Приказ № 121 от 30.08.2019
Рабочая программа по физической культуре
6 «Б» класс
Статус программы: базовый
Учитель: Слепцова А.Г. учитель физической культуры
Стаж : 8лет, первая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год:
1 год, 2019 – 2020 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету “Физическая культура” для 6 классов общеобразовательной школы базового уровня, разработана на основе нормативных правовых документов:
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ (статьи 1,10,11,12,13, 28,47);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"(С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1578 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Письма Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28 октября 2015 г. № 08-1786;
Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009г. № 373» № 1576 от 31.12.2015г;
Приказ Министерства образования и науки «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010г. № 1897» № 1577 от 31.12.2015г.;
Приказ Министерства образования и науки «О внесении изменений в ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17.05.2012г. № 413» № 1578 от 31.12.2015 г.;
Распоряжением Министерства образования Московской области «О проведении образовательными организациями контрольных мероприятий» № 27 от 26.11.2019г.
Программа ориентирована на использование учебника «Физическая культура 5-6 класс» авторов: В.И. Лях, А.А. Зданевич., М.Я. Виленский. «Прсвещение» 2017г.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом на освоение предмета «Физическая культура» из обязательной части выделено 2 часа. Общий объём учебного времени на 2020-2021 учебный год составляет 68 часов.
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 2
Общее количество часов -
Класс
Кол-во работ
Виды работ
Четверти
Всего
1
2
3
4
6
9
Бег 30 метров на результат
1
1
2
Прыжки в длину с разбега
1
1
2
Метание малого мяча на дальность
1
1
2
Передача мяча сверху двумя руками
1
1
Ходьба на лыжах 1000 метров
1
1
Комбинация из освоенных элементов баскетбола
1
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов по физической культуре.
Урочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры: умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности. Мета предметные результаты проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры :знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры: способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры: пособность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося
с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры: способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия.
Предметные результаты
Знания о физической культуре
Обучающийся научится:
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
характеризовать основные физические качества и различать их между собой.
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
выявлять связь физической культуры с трудом
Способы физкультурной деятельности
Обучающийся научится:
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;
измерять показатели физического развития и физической подготовленности;
вести систематические наблюдения за их динамикой;
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять передвижения на лыжах.
Требования к уровню подготовки для обучающихся с ОВЗ
Знания о физической культуре.
Обучающийся научится:
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с оборонной деятельностью;
Способы физкультурной деятельности
Обучающийся научится:
уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (проведение закаливающих процедур, гимнастики для глаз, подвижные игры, упражнения для формирования правильной осанки);
Обучающийся получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
выполнять упражнение по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки. Упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия);
Знания о физической культуре (теоретический материал)
Понятия о физической культуре.
Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).
История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).
Современные Олимпийские игры.
Формы занятий физическими упражнениями:
а) урочные формы (уроки, тренировочные занятия),
б) внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).
Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.
Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки. Режим дня.
Основные способы передвижения, требования к местам занятий.
Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.
Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.
Метание. Основные характеристики.
Упражнения с мячами. Игры с мячом.
Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.
Лазание. Общие правила для лазания.
Плавание. Общие правила плавания.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах, подъемы, спуски, торможение. Выбор лыж и палок. Правила переноса лыж. Правила организации лыжных прогулок.
Элементарные знания о строении человеческого тела.
Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.
Мышцы. Работа мышц в разных суставах.
Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.
Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.
Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы.
Правила оказания первой помощи:
– при растяжении связок и ушибах;
– при вывихах;
– при переломах;
– при кровотечении;
– при сотрясении мозга.
Профилактика травматизма.
Правила безопасности при метании.
Правила безопасности игры с мячом.
Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение страховки.
Правила поведения на водоеме.
Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовке.
Представления о физических качествах.
Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.
Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.
Самоконтроль.
Определение нагрузки. Определение пульса.
Общеразвивающие упражнения.
Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).
Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.
Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.
Движения туловищем. Наклоны, повороты.
Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).
Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.
Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.
Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах.
Приседания. Махи. Много скоки.
Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.
Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.
Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика
Бег. Общие правила для всех видов бега.
Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.
Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.
Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.
Баскетбол
Стойка игрока: перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стрит бол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.
Волейбол
Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой. Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара). Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры, Подводящая игра «Пионербол»- разучить и играть по правилам.
Гимнастика с основами акробатики.
Строевые упражнения
Команды: «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!»; Рапорт учителю; Повороты на месте, Расчет по порядку, Расчет по 2 и по 3; Перестроение из одной шеренги в две и три (на каждом уроке).
Комплекс ОРУ: без предметов и с предметами ходьба, бег (на каждом уроке).
Прыжки - 3ч: С гимнастической скамейки, спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку, преодоление прыжком боком небольшого препятствия с опорой на одну руку, прыжки через скакалку, опорный прыжок через гимнастического «Козла» (вскок в упор присев и соскок с взмахом рук).
Упражнения в равновесии – 5ч: ходьба по скамейки выпадами, назад на носках, опустившись в упор стоя на коленях, повороты на гимнастической скамейки.
Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.
Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.
Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.
Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.
Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.
Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.
Подвижные игры
Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Вышибалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагоняло (игра со скакалкой). Слалом.
Лыжные гонки. Одновременный двушажный и попеременный четырехшажный ход. Передвижение с чередованием попеременных и одновременных ходов. Торможение боковым соскальзыванием. Преодоление препятствий на лыжах способами перешагивания, перепрыгивания, перелезания; прыжки с небольших трамплинов (30—50 см высотой). Спуск в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций с использованием разученных способов передвижения (протяженность дистанции регулируется учителем или обучающимися). Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Оценивание и аттестация учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой
(на основании письма Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003г. № 13-51-263/123).
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу "А" (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу "Б" (обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).
Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ: - укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; -улучшение показателей физического развития; - освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств; - постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма; - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания; - обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; - обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера; - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания. Ниже перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений. При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. Министерство образования Российской Федерации обращает внимание учителей, руководителей общеобразовательных учреждений на ряд особенностей в организации занятий физической культурой в СМГ. Прежде всего следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп. В то же время несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5-2 месяца) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении. Кроме этого, каждый из обучающихся СМГ имеет свой выбор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств. В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
В письме Минобразования России от 03.10.2003 N 13-51-237/13 "О введении без отметочного обучения по физической культуре предоставлены рекомендации по введению без отметочного обучения по физической культуре. Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физическая культура.
класс
Контрольные упражнения
ПОКАЗАТЕЛИ
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
“5”
“4”
“3”
“5”
“4”
“3”
6
Челночный бег 4x9 м, сек
10,0
10,5
11,5
10,3
10,7
11,5
6
Бег 30 м, секунд
5,5
5,8
6,2
5,8
6,1
6,5
6
Бег 1000м - мальчики, мин 500м - девочки, мин
4,20
4,45
5,15
2,22
2,55
2,80
6
Бег 60 м, секунд
9,8
10,2
11,1
10,0
10,7
11,3
6
Бег 2000 м, мин
Без учета времени
6
Прыжки в длину с места
175
165
145
165
155
140
6
Подтягивание на высокой перекладине
8
6
4
6
Сгибание и разгибание рук в упоре
20
15
10
15
10
5
6
Наклоны вперед из положения сидя
10
6
3
14
11
8
6
Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа
40
35
25
35
30
20
6
Бег на лыжах 2 км, мин
13,30
14,00
14,30
14,00
14,30
15,00
6
Бег на лыжах 3 км, мин
19,00
20,00
22,00
6
Прыжок на скакалке, 20 сек, раз
46
44
42
48
46
44
6
Плавание
50м
40м
25м
50м
40м
25м
Тематическое планирование для 6 класса.
№ урока
Наименование разделов и тем.
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки (и/или коррекция).
1
1-четверть. Лёгкая атлетика 8часов.
Правила безопасности на уроках л/а. Требования к одежде и обуви. Высокий старт. Стартовый разгон. Техника бега на короткие дистанции: 30м, 60м.
03.09
2
Т.Б Урок-игра с использованием элементов л/а Бег 30 м на оценку с высокого старта.
06.09
3
Т.Б День здоровья, сдача норм ГТО.Техника высокого старта-оценить. Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега.
10.09
4
Т.Б Бег на результат 60, 30 м. Техника прыжка в длину с разбега.
13.09
5
Т.Б Техника бега с высокого и низкого старта на 60 метров. Изучение техники метения малого мяча на дальность
17.09
6
Т.Б Метание малого мяча на дальность, контроль бега -30 метров. Комплекс беговых и прыжковых упражнений.
.20.09
7
Т.Б Техника длительного бега, развитие выносливости. Метание мяча на дальность. Комплекс прыжковых упражнений.
24.09
8
Т.Б. Контроль бега - 1 километр. Эстафетный бег. Подвижные игры. Повторение правил игры в волейбол.
27.09
9
Волейбол-8часов.
Техника безопасности на уроках волейбола. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек. Правила игры в волейбол. Комплекс прыжковых упражнений.
01.10
10
Т.Б Техника приема и передач мяча. Учет подтягивания (м); сгибания и разгибания рук в упоре лежа от пола (д).
04.10
11
Т.Б Обучение технике изучаемых игровых приёмов. Техника приёма и передачи мяча. Контроль отжимания от пола (максимальное кол-во раз).
08.10
12
Т.Б Моделирование техники освоенных игровых действий и приёмов. Перемещения и владения мячом. Учебная игра.
11.10
13
Т.Б Техника приёма и передачи волейбольного мяча. Контроль на оценку передачи мяча сверху двумя руками. Комплекс прыжковых упражнений.
15.10
14
Т.Б. Нижняя прямая подача мяча с 5-9 метров. Передача мяча над собой. Контроль челночного бега 3х10 метров.
18.10
15
Т.Б Освоение и закрепление освоенных игровых действий и приёмов. Игровые задания в группах. Комплекс упр. для силы рук и плечевого пояса.
22.10
16
Т.Б Контроль на оценку нижней прямой подачи мяча через сетку. Игровые задания. Комплекс упражнений для развития координации и быстроты реакции.
25.10
17
2-четверть. Волейбол- 6 часов.
Гимнастика –10 час.
Т.Б и охрана труда по спортивным играм. Игры и игровые задания в волейболе на укороченных площадках. Игра по упрощённым правилам. Прыжок в длину с места. ОРУ.
05.11
18
Т.Б Моделирование техники освоенных игровых действий: приём, передача, удар. Учебная игра в волейбол по правилам игры.
08.11
19
Т.Б Передача мяча сверху через сетку. ОРУ. Выявление и устранение ошибок. Учебная игра по упрощённым правилам.
12.11
20
Т.Б Передача мяча сверху через сетку. ОРУ. Выявление и устранение ошибок. Учебная игра по упрощённым правилам.
15.11
21
Т.Б Учёт игровых приёмов и действий в игровой деятельности учащихся. Комплексы упражнений для развития прыгучести.
19.11
22
Т.Б Инструкции: №1,43,59,103,108,139,140,141,37.Т/Б на уроках гимнастики. Кувырок вперёд и назад. Правильная группировка. ОРУ для развития гибкости.
22.11
23
Т.Б. Выполнение кувырка вперёд и назад. Различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы. ОРУ.
26.11
24
Т.Б Комплексы упражнений на матах для развития гибкости и равновесия.
29.11
25
Т.Б Опорный прыжок. Вис на гимнастической стенке. Комплекс прыжковых упражнений для развития прыгучести.
03.12
26
Т.Б Оценка кувырка вперёд и назад. Комплексы упражнений на матах для развития гибкости и равновесия.
06.12
27
Т.Б Контроль техники опорного прыжка через "козла". Комплексы подводящих упражнений. ОРУ. Бег. Комплекс прыжковых упражнений.
10.12
28
Т.Б Урок-игра с использованием элементов гимнастики. Повторение строевых упражнений. Упражнения на гимнастической скамейке.
13.12
29
Т.Б Эстафеты и игры с использованием элементов гимнастики. Повторение строевых упражнений. Упражнения на гимнастической скамейке.
17.12
30
Т.Б Опорный прыжок. Подтягивание на перекладине. Упражнения с набивными мячами.
20.12
31
Т.Б Урок-игра с использованием элементов гимнастики. Комплексы упражнений для развития гибкости. Вис согнувшись, вис прогнувшись. Подтягивание в висе хватом сверху. Комплекс силовой гимнастики
24.12
32
Т.Б Подтягивание в висе хватом сверху. Комплекс силовой гимнастики
27.12
33
3-четверть. Лыжная подготовка- 14часов.
Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки. Повороты переступанием. Скользящий шаг.
14.01
34
Т.Б Повороты переступанием. Скользящий шаг. Техника попеременного двушажного хода.
17.01
35
Т.Б Урок-игра с использованием элементов лыжной подготовки. Оценить технику скользящего хода.
21.01
36
Т.Б Техника попеременного двушажного хода. Учет техники попеременного двушажного хода.
24.01
37
Т.Б Техника подъема «полу ёлочкой»; торможения «плугом».
28.01
38
Т.Б Урок-игра с использованием элементов лыжной подготовки.
31.01
39
Т.Б Техника одновременного бесшажного хода
04.02
40
Т.Б Техника одновременного бесшажного хода. Учет техники одновременного бесшажного хода.
07.02
41
Т.Б Урок-игра с использованием элементов лыжной подготовки.
11.02
42
Т.Б Техника лыжных ходов. Техника подъема «полу ёлочкой» на оценку
14.02
43
Т.Б Техника лыжных ходов.
18.02
44
Т.Б Урок-игра с использованием элементов лыжной подготовки.
21.02
45
Т.Б Техника подъема «полу елочкой»; торможения «плугом»- оценить.
25.02
46
Т.Б Техника лыжных ходов.
Передвижение на лыжах 3 км б/у времени.
28.02
47
Баскетбол- 6часов.
Техника безопасности на уроках баскетбола.
Техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей.
03.03
48
Т.Б Урок-игра с использованием элементов игры в баскетбол.Учет челночного бега 4х10 м
06.03
49
Т.Б Техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. Учет подтягивания (м); сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола (д)
10.03
50
Т.Б Урок-игра с использованием элементов игры в баскетбол.Учет челночного бега 4х10 м
13.03
.
51
Т.Б Техника владения мячом и развитие координационных способностей. Учет техники ловли и передачи мяча
17.03
52
Т.Б Техника владения мячом и развитие координационных способностей. Учет техники ведения мяча
20.03
53
4-четверть. Баскетбол-6 часов.
Лёгкая атлетика -10часов.
Т.Б Урок-игра с использованием элементов игры в баскетбол. Прыжок в длину с места на результат
03.04
54
Т.Б Тактика игры. Учет техники броска мяча в кольцо.
07.04
55
Т.Б Игра и комплексное развитие психомоторных способностей. Учет поднимания туловища за 30 сек
10.04
56
Т.Б Игра в мини-баскетбол. Учет игровых приемов и действий в процессе игровой деятельности.
14.04
57
Т.Б Игра и комплексное развитие психомоторных способностей. Учет поднимания туловища за 30 сек
17.04
58
Т.Б Игра в мини-баскетбол. Учет игровых приемов и действий в процессе игровой деятельности.
21.04
59
Лёгкая атлетика-10 часов.
Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Техника прыжка в высоту.
24.04
60
Т.Б Техника прыжка в высоту.
28.04
61
Т.Б Урок-игра с использованием освоенных элементов л/а. Учет техники прыжка в высоту.
08.05
62
Т.Б Техника прыжка в высоту на результат..
12.05
63
Т.Б Высокий старт. Стартовый разгон.
15.05
64
Т.Б Урок-игра с использованием освоенных элементов л/а. Учет подтягивания (м); сгибания и разгибания рук в упоре лежа (д).
19.05
65
Т.Б Техника прыжка в длину с разбега. Учет челночного бега 4х10 м на результат.
22.05
66
Бег 60 м на результат. Прыжок в длину с разбега.
25.05
67 - 68
Резерв: Т.Б Урок-игра с использованием освоенных элементов л/а. Учет прыжка в длину с места на результат.
Прыжок в длину с разбега на результат. Техника метания малого мяча. Бег 1000 м б/у времени.