Рабочая программа по физической культуре для 4 класса
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса
Освоения учебного предмета.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре для 4 класса»
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса
Планируемые результаты обучения.
В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования:
- научатся понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
научатся осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
Обучающиеся:
- освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
- освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физическихупражнений;
- научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
- приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России); будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
- освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол, гандбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Освоения учебного предмета.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
—подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
—находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы.
На материале гимнастики с основами акробатики16 ч.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
Наматериале легкойатлетики24 ч.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6_минутный бег.
Развитие силовых способностей:повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок21ч.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
Подвижные игры с элементами баскетбола 24 ч.
. специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Подвижные и спортивные игры.14 ч.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
3. Тематическое планирование в 4 классе
Название раздела/темы
Количество часов
Лёгкая атлетика
24ч
Подвижные игры с элементами баскетбола
24ч
Гимнастика
16ч
Лыжная подготовка
21ч
Подвижные игры
14ч
Итого:
99ч
Календарно-тематическое планирование в 4 классе
(3 часа в неделю, 99 часов)
№ п.п.
Дата
Название раздела/ тема урока
Количество часов
№
уроков
план
факт
I. I.
Легкая атлетика
11 ч.
1/1
Инструктаж по Т.Б. Ходьба по разметкам, с преодолением препятствий. Игра «Пятнашки».
1
1/2
Бег 30м. Игра «Пятнашки». Челночный бег3-10м
1
1/3
Игра «Пустое место». Челночный бег.
1
1/4
Бег 60м. Игра «Пустое место».
1
1/5
Игра «Вызов номеров». Бег 100м.
1
1/6
Прыжок в длину с места. Игра «К своим флажкам».
1
1/7
Игра «К своим флажкам». Прыжок в длину с разбега.
1
1/8
Игра «Прыгающие воробушки». Прыжок с высоты (до40см).
1
1/9
Подвижная игра «Защита укрепления». Метание малого мяча в цель.
1
1/10
Метание мяча. Подвижная игра «Защита укрепления».
1
1/11
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель.
1
2.2
Подвижные игры
14 ч.
2/12
Т.Б. на подвижных играх. Эстафеты. Разучивание правил игры «К своим флажкам».
1
2/13
Эстафеты. Разучивание игры «Два мороза».
1
2/14
Эстафеты. Разучивание игры «Невод».
1
2/15
. Эстафеты. Разучивание игры «Посадка картошки»
1
2/16
Эстафеты. Разучивание игры «Попади в мяч».
1
2/17
Эстафеты. Разучивание игры «Верёвочка под ногами».
1
2/18
Эстафеты. Разучивание игры «Вызов номеров».
1
2/19
Эстафеты. Разучивание игры «Конники-спортсмены»
1
2/20
Эстафеты. Разучивание правил игры «Птица в клетке».
1
2/21
Эстафеты. Разучивание игры «Салки на одной ноге».
1
2/22
Разучивание игры «Прыгающие воробушки».
1
2/23
Эстафеты. Подвижная игра: «Салки на одной ноге».
1
2/24
Эстафеты. Разучивание игры «Лисы и куры».
1
2/25
Эстафеты. Разучивание игры «Точный расчет».
1
3.3
Гимнастика
16 ч.
3/26
Инструктаж по Т.Б. Кувырок вперёд, стойка на лопатках, согнув ноги.
1
3/27
Стойка на лопатках, согнув ноги. Подвижная игра «Запрещённое движение».
1
3/28
Кувырок вперёд. Стойка на лопатках.
1
3/29
Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперёд в упор присев.
1
3/30
Лазание по гимнастической стенке. Подвижная игра «Светофор».
1
3/31
Перекаты. Кувырки.
1
3/32
Вис стоя и лёжа. Упоры.
1
3/33
Вис стоя и лёжа. Игра «Змейка».
1
3/34
Вис стоя и лёжа. Игра «Слушай сигнал».
1
3/35
Вис на согнутых руках. Лазание по канату.
1
3/36
В висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног.
1
3/37
Подтягивание в висе. Игра «Ветер, дождь, гром, молния».
1
3/38
Лазание по наклонной скамейке. Игра «Иголочка и ниточка».
1
3/39
Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях.
1
3/40
Лазание по гимнастической стенке с
одновременным перехватом и перестановкой ног.
1
3/41
Перелезание через коня, бревно. Игра «Слушай сигнал».
1
4.4
Лыжная подготовка.
21 ч
4/42
Т.Б. на уроках лыжной подготовке.
Ступающий шаг, скольжение без палок до 1000м.
1
4/43
Ступающий шаг, скольжение без палок.
1
4/44
Повороты переступанием на месте и после движения вокруг флажка.
1
4/45
Круговая эстафета с палками с этапом до100м.
1
4/46
Подъем ступающим шагом на склон с палками и спуск в низкой стойке.
1
4/47
Эстафета со спуском и подъемом на склон.
1
4/48
Подъемы и спуски со склонов. Дистанция 1000м.
1
4/49
Дистанция до 1000м. Техника спусков и подъемов без палок.
1
4/50
Дистанция до 1000м. Игра «Кто самый быстрый?»
1
4/51
Скольжение на учебном круге.
Эстафеты с этапом до 150м.
1
4/52
Скольжение на учебном круге.
Дистанция до 1000м.
1
4/53
Техника спусков и подъемов без палок. Игра «Кто самый быстрый?»
1
4/54
Скольжение на учебном круге. Эстафеты с этапом до 150-200м
1
4/55
Техника спусков и подъемов без палок.
1
4/56
Игра «Кто дальше съедет с горы?» Спуски и подъёмы на склон.
1
4/57
Скользящий шаг с палками.
Дистанция до 1500м.
1
4/58
Эстафета с этапом до 150м. Дистанция 1000м.
1
4/59
Игра «Кто дальше съедет с горы?»
1
4/60
Техника подъемов без палок. Дистанция 1000м.
1
4/61
Техника спусков и подъемов без палок.
Игра «Кто дальше съедет с горы?»
1
4/62
Эстафеты с этапом до 150м. Дистанция 1000м.
1
5.5
Подвижные игры на основе баскетбола
24 ч
5/63
Инструктаж по Т.Б. Броски в цель (мишень). Ведение на месте.
1
5/64
Ловля и передача в движении. Разучивание игры «Попади в обруч».
1
5/65
Ведение на месте. Повторение игры «Попади в обруч».
1
5/66
Броски в цель. Закрепление игры «Попади в обруч».
1
5/67
Ловля и передача мяча в движении.
1
5/68
Ведение на месте. Разучивание игры «Передал-садись».
1
5/69
Броски в цель (мишень). Повторение игры «Передал-садись».
1
5/70
Ловля и передача мяча в движении. Разучивание игры «Мяч - среднему».
1
5/71
Ведение мяча в движении. Повторение игры «Мяч - среднему».
1
5/72
Броски в цель (мишень). Разучивание игры «Мяч соседу».
1
5/73
Ловля и передача мяча в движении.
Повторение игры «Мяч соседу».
1
5/74
Ведение мяча в движении правой (левой) рукой.
1
5/75
Броски в цель (кольцо). Разучивание игры «Передача мяча в колоннах».
1
5/76
Ловля и передача в движении. Эстафеты.
1
5/77
Ведение на месте правой (левой) рукой. Игра в мини-баскетбол.
1
5/78
Ловля и передача в движении. Броски в кольцо. Эстафеты.
1
5/79
Игра «Мяч в корзину». Эстафеты. Ведение мяча в движении.
1
5/80
Ловля и передача в движении. Игра в мини-баскетбол.
1
5/81
Ведение мяча правой (левой) рукой в движении. Игра в мини-баскетбол.
1
5/82
Ловля и передача мяча в движении. Повторение игры «Мяч в корзину».
1
5/83
Игра «Школа мяча».
1
5/84
Ловля и передача мяча в движении. Повторение игры «Школа мяча».
1
5/85
Ловля и передача в движении. Разучивание игры «Гонка мячей по кругу».
1
5/86
Ведение мяча правой (левой) рукой в движении. Учебная игра в мини-баскетбол.
1
6.6
Лёгкая атлетика
13 ч
6/87
Инструктаж по Т.Б. Ходьба по разметкам. Бег 30м. Игра «Команда быстроногих».
1
6/88
Разновидности ходьбы. Бег 30м.
1
6/89
Бег 60м. Игра «Вызов номеров».
1
6/90
Челночный бег. Игра «Вызов номеров».
1
6/91
Прыжок в длину с места.
Игра «Волк ворву».
1
6/92
Прыжок в высоту с разбега. Игра «Удочка».
1
6/93
Прыжок в длину с разбега. Игра «Резиночка».
1
6/94
Метание малого мяча в горизонтальную цель.
1
6/95
Игра «Кто дальше бросит». Метание малого мяча в вертикальную цель.
1
6/96
Метание набивного мяча. Эстафеты.
1
6/97
Прыжок в длину с 7-9 шагов с разбега.Р.Д.К.
1
6/98
Прыжок в длину с 7-9 шагов с разбега. Метание мяча.