Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 9 класс»
пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под руководством доктора педагогических наук В.И. Лях и кандидата педагогических наук А.А. Зданевич, действующей с 2008 года, охватывающая все основные компоненты системы физического воспитания. Рабочая программа создана на основе основных разделов физической культуры: теория, гимнастика (с элементами акробатики), легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка с учетом материально-технической базы учебного учреждения. Общее количество учебного времени равномерно распределено между всеми видами физической подготовки. Большой удельный вес приходится на организацию и проведение занятий на свежем воздухе. В системе используются по данной программе различные виды мониторингов, которые помогают наблюдать в динамике за физическим развитием каждого школьника.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности обучающихся. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания обучающихся 9 класса
содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, овлияний занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.
Нормативно- правовая база
- Приказ Министерстваобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм.);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 года № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
-Примерная программа основного общего образования по физической культуре
- Приказ ДОПО Брянской области от 26 марта 2018г №776 « О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2018– 2019 учебный год»
- Учебный план МОУ – СОШ № _____Унечского района Брянской области
Место и роль учебного предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение физической культуры в 5 классе предусматривается 105 учебных часов в год, что соответствует 3 часам в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Учебно - методическая литература
- В.И.Лях .Физическая культура 5-7. Учебник для учащихся 5-7классов.- Москва «Просвещение» ,2011г.
-В.И.Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – Москва «Просвещение», 2008г.
Содержание учебного предмета
Лёгкая атлетика Бег с ускорением от70-80м.Скоростной бег до 70м. Бег в равномерном темпе на 2000м(мальчики) и 1500(девочки). Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега. Метание теннисного мяча с места на дальность, с4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность, в коридор 10м и на заданное расстояние: в горизонтальную и вертикальную цель .Кросс до 3 км. Бег с препятствиями и на местности, минутный бег,эстафеты, круговая тренировка. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой.
Гимнастика Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге:перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении. Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, поворотами. Простые связки. ОРУ в парах .Мальчики: из упора присев силой на головеи руках;длинныйй кувырок вперед с трех шагов разбега.Девочки:равновесие на одной;выпад вперед; кувырок вперед.ОРУ с предметами и без предметов Упражнения с гимнастической скамейкой. Акробатические упражнения. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Прыжки со скакалкой, броски набивного мяча, подтягивания на перекладине, лазанье по канату.
Лыжная подготовка Попеременный четырехшажный ход.Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклонов..Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др.Правила самостоятельного выполнения упражнений. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях
Спортивные игры: Волейбол.Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий.Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).Прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Прямой нападающий удар при встречных передачах. Игра в нападении в зоне3. Игра в защите.Игра в волейбол по упрощенным правилам.Футбол: Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба ( по летящему мячу). Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам .Вырывание и выбивание мяча. Игра вратаря. Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар, прием мяча, остановка, удар по воротам. Тактика свободного падения.
Требования к уровню подготовки: В результате изучения физической культуры ученик 9класса должен
знать:
правила личной гигиены, профилактики травматизма, и оказания первой доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
основы истории развития физической культуры в России
правила закаливания организма и основные приемы самомассажа;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
уметь:
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использования современного спортивного инвентаря и оборудования, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой;
использования приобретенных знаний и умений в практическую деятельность в повседневной жизни;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Соблюдать правила:
- личной гигиены и закаливания организма;
- организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- профилактики травматизма и оказания первой медицинской помощи.
Проводить:
- самостоятельные занятия и тренировки;
- контроль физической работоспособности, уровня физического развития;
- упражнения по профилактике и коррекции отклонений в состоянии здоровья;
- занятия оздоровительной направленности с группой обучающихся.
Определять:
- уровни физического развития и двигательной подготовленности;
- дозировку физической нагрузки;
- физическую работоспособность;
Демонстрировать:
Физические
Контроль-
Воз-
Уровень
J№ п/п
способности
ное упраж-
раст,
Мальчики
Девочки
нение (тест)
лет
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скорост-
Бег 30 м,
15
5,5
5,3-4,9
4,5
6,0
5,8-5,3
4,9
ные
с
2
Координа-
Челноч-
15
8,6
8,4-8,0
7,7
9,7
9,3-8,8
8,5
ционные
ный бег
3X10 м,с
15
175
190-205
220
155
165-185
205
3
Скорост-
Прыжки в
но-сило-
длину с
вые
места, см
4
Выносли-
6-минут-
15
1100
1250-1350
1500
900
1050-1200
1300
вость
ный бег, м
5
Гибкость
Наклон
15
4
8-10
12
7
12-14
20
вперед из
положе-
ния сидя,
см
6
Силовые
Подтяги-
вание: на
15
3
7-8
10
15
высокой
перекла-
дине из виса
(мальчи-
ки), кол-
во раз; на
4
11-15
20
низкой
перекла-
дине из
виса лежа (девочки),
5
12-13
16
кол-во раз
Формы организации образовательного процесса в школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью. В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.
Формы контроля : По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, силовым, выносливости, координации, гибкости, силы.
Учебно – тематический план
№
Раздел
Кол-во
часов
теория.
практические работы.
контрольные работы.
иные виды работ
1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
2
Спортивные игры
18(9)
3
Лыжная подготовка
18(6)
4
Гимнастика.
18(3)
5
Лёгкая атлетика.
21(12)
Итого
105
Распределения учебных часов по четвертям
№
Четверти
Кол-во часов
1
первая
27
2
вторая
21
3
третья
33
4
четвертая
24
год
105
Календарно- тематическое планирование в 9 классе
номер урока
Тема раздела, урока
Количество часов
Дата
проведения
Учебно-методическое обеспечение
План
Факт
Литература и дид.материал
Оборудование
Легкая атлетика 12 часов
Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Тренировочный бег на 30м.
21(21-12)
1
инструкция
Первая медицинская помощи при ушибах, ссадинах, вывихах. Оценивание результата в беге на 30м.
1
секундомер
Повторение техники прыжков в длину с места и разбега. Закрепление низкого старта. Бег до 4мин.
1
Прыжковая яма, грабли, флажки, секундомер
Оценивание результата в прыжках в длину с места. Повторение техники эстафетного бега с передачей палочки сверху.
1
Линейка.эстафетные палочки,флажки
Обучение низкому старту с преследованием. Бег до 6 мин.
1
Прыжковая яма, грабли, флажки, секундомер
Оценивание результата в беге на 60м. Повторение техники передачи эстафеты изученным способом. Бег до 8мин с 2-3 ускорениями до 80м.
1
секундомер
Оценивание техники передачи эстафетной палочки. Закрепление техники прыжка в длину с разбега .
1
Прыжковая яма, грабли, флажки, секундомер
Закрепление техники метания мяча( 150гр) на дальность, прыжков в длину с разбега. Бег до 10мин с ускорениями.
1
секундомер
малые мячи(150гр)
Оценивание результата в прыжках в длину с разбега. Медленный бег до 10мин с ускорениями.
1
Прыжковая яма, грабли, флажки, секундомер
Оценивание результата в метании мяча на дальность. Бег до 11мин с 2-3 ускорениями.
1
секундомер
малые мячи(150гр)
Преодоление полосы препятствий . Бег до 11мин с 2-3 ускорениями.
1
секундомер
Оценивание результата в беге на 2000м.
1
секундомер
Спортивные игры 15
Инструктаж по технике безопасности на уроках спортивных игр. Закрепить нижнюю прямую подачу мяча и прием подачи.
18(18-15)
1
Волейбольные мячи, сетка
Разучивание передаче мяча у сетки и через сетку с перемещением.
1
Волейбольные мячи, сетка
Разучивание техники передачи мяча в прыжке через сетку. Учебно-тренировочные игры в волейбол
1
Волейбольные мячи, сетка
Разучивание приема мяча снизу после подачи.
Учебно-тренировочные игры в волейбол
1
Волейбольные мячи, сетка
Закрепление приема мяча снизу после подачи.
Учебно-тренировочные игры в волейбол
1
Волейбольные мячи, сетка
Разучивание прима мяча, отраженного сеткой.
Учебно-тренировочные игры в волейбол
1
Волейбольные мячи, сетка
Закрепление изученных приемов и подач в волейболе
1
Волейбольные мячи, сетка
Обучение прямому нападающему удару. Учебно-тренировочные игры в волейбол
1
Волейбольные мячи, сетка
Закрепление техники прямого нападающего удара. Учебно-тренировочные игры в волейбол
1
Волейбольные мячи, сетка
Обучение тактическим действиям в нападении и защите в волейболе
1
Волейбольные мячи, сетка
Закрепление техники подачи и приема мяча. Учебно-тренировочные игры в волейбол
1
Волейбольные мячи, сетка,
Проведение учебно-тренировочных игр в волейбол.
1
Волейбольные мячи, сетка
Проведение учебно-тренировочных игр в волейбол.
1
Волейбольные мячи, сетка,
Проведение учебно-тренировочных игр в волейбол.
1
Волейбольные мячи, сетка
Проведение учебно-тренировочных игр в волейбол.
1
Волейбольные мячи, сетка
2 четверть
1
Гимнастика 21 час
Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. Разучивание стойки на голове.
18(18+3)
1
Гимнастические маты, палки
2
Разучивание длинного кувырка. Повторить стойку на голове.
1
Гимнастические маты, палки
3
Закрепление техники длинного кувырка. Повторить технику лазанья по канату на руках.
1
Гимнастические маты, канат
4
Оценивание лазания по канату на руках. Повторить технику стойки на голове
1
Гимнастические маты, палки, канат
5
Закрепление стойки на голове и руках силой. Повторить технику кувырков вперед и назад.
1
Гимнастические маты, палки, канат
6
Оценивание стойки на голове и руках силой. Повторить длинный кувырок с 3-4 шагов.
1
Гимнастические маты, палки, к
7
Оценивание длинного кувырка с 3-4 шагов.
Лазанье по канату.
1
Гимнастические маты, палки, скакалки
8
Тренировка в лазании по канату на скорость .Повторить технику акробатических соединений.
1
Гимнастические маты, палки, канат
9
Оценивание техники акробатических соединений. Тренировка в лазании по канату.
1
Гимнастические маты, скакалки, канат
10
Оценивание лазания по канату на скорость . Строевые упражнения: переход с ходьбы на месте на ходьбу в колонне и в шеренге.
1
Гимнастические маты,канат,
11
Строевые упражнения: перестроения из колонны по 1 в колонну по 2,4. ОРУ со скакалкой.
1
скакалки
12
Строевые упражнения: обратное перестроение
Эстафеты с гимнастическими предметами.
1
Гимнастические маты,
13
Проведение эстафет с гимнастическими предметами.
1
Гимнастические маты,
14
Подтягивание на низкой перекладине
Эстафеты с гимнастическими предметами.
1
Гимнастические маты,перекладина
15
Оценивание подтягивания на низкой перекладине
Игры и эстафеты с гимнастическими предметами.
1
Гимнастические маты,обручи. скакалки
16
Преодоление полосы препятствий в зале из 5 препятствий.