Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре .»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 6 класса общеобразовательной школы разработана на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
программы формирования универсальных учебных действий,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Министерство образования и науки РФ.(М.: Просвещение, 2011),
примерной программы по учебным предметам общего образования; авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной Министерством образования и науки РФ;
Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329; «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273;
учебного плана МОУ СОШ п. Красный Текстильщик» на 2018 – 2019 учебный год..
Учебный предмет входит в образовательную область «Физическая культура»
Цели и задачи предмета
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к
неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной
гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и
точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных
параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма,
развитие волевых и нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники
безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физической культуры в 6 классах основной школы отводит 3 учебных часа в неделю, всего 105 часов (из них на базовую часть – 78 часов, на вариативную часть – 27 часов. В базовую часть включены занятия по темам: основы знаний о физической культуре, спортивные игры: волейбол, гимнастика с элементами акробатики, лёгкая атлетика и кроссовая подготовка. В вариативную часть входит баскетбол, лыжная подготовка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 6 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Урочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты.
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание курса физической культуры 6 классов.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных национальных и местных особенностей работы школы.
Лёгкая атлетика:(36 часов)
Основная направленность: на овладение техникой спринтерского бега, на овладение техникой длительного бега, на овладение техникой прыжка в длину
на овладение техникой прыжка в высоту, на овладение техникой метание малого мяча в цель и на дальность, на развитие выносливости, на развитие скоростно-силовых способностей, на развитие скоростных способностей, на развитие координационных способностей, самостоятельные занятия
Гимнастика: ( 9 часов)
Основная направленность: на основание строевых упражнений, на освоение общеобразовательных упражнений без предметов на месте и в движении, на освоение общеобразовательных упражнений с предметами, на освоение и совершенствование висов и упоров, на освоение опорных прыжков, на освоение акробатических упражнений, на развитие координационных способностей, на развитие силовых способностей и силовой выносливости, на развитие скоростно-силовых способностей, на развитие гибкости, самостоятельные занятия.
Спортивные игры и подвижные игры: (22-23- часа)
Основная направленность:
Баскетбол. На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек, на освоение ловли и передача мяча, на освоение техники ведения мяча, на овладение техникой бросков мяча, на освоение индивидуальной техники защиты, на закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей, на закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей, на освоение тактики игры, на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
ФУТБОЛ. На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек, на освоение ударов по мячу и остановок мяча техники ведения мяча, на овладение техникой ударов по воротам, на освоение индивидуальной техники защиты, на закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей, на закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей, на освоение игры, на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
ВОЛЕЙБОЛ. На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек,на освоение техники приема и передач мяча, на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей, на развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму),на развитие выносливости, на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, на освоение техники нижней прямой подачи, на освоение техники прямого нападающего удара, на закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей, на освоение тактики игры, самостоятельные занятия
Лыжная подготовка: (15 часов)
Основная направленность: на освоение техники лыжных ходов
Планируемые результаты обучения физической культуры в 6 классах
Лёгкая атлетика
По окончании изучения курса учащийся научится:
Знания о физической культуре
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развитияосновных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Способы физкультурной деятельности
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Физическое совершенствование
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя,малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
Знания о физической культуре
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольнойдеятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. Демонстрировать
Физические способности
Физические упражнения
мальчики
девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
9,2
10,2
Силовые
Лазанье по канату на расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз
12
180
—
—
165
18
К выносливости
Кроссовый бег 2 км
8 мин 50 с
10 мин 20 с
К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков, с
Бросок малого мяча в стандартную мишень, м
10,0
12,0
14,0
10,0
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Использование данного планирования или его фрагментов позволит учителям физической культуры правильно организовать двигательную активность учащихся, удовлетворять естественную потребность растущего организма в движениях и повысить сопротивляемость организма неблагоприятным внешним условиям, а также позволит управлять интенсивным развитием форм и функций организма.
Способы физкультурной деятельности
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
плавать, в том числе спортивными способа
Ведущая технология – здоровьесберегающяя.
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке:
- словесный;
- демонстрации;
- разучивания упражнений;
- совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
- игровой и соревновательный.
Содержание тем учебного курса.
№ п/п
Наименование раздела программы
Элементы содержания
УУД
1. Знания о физической культуре (3 часа)
1.1
История физической культуры
Страницы истории. Зарождение Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр: виды состязаний, правила проведения, участники и победители. Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности. Цель и задачи современного олимпийского движения. Физические упражнения и игры в Киевской Руси, Московском государстве, на Урале и в Сибири. Первые спортивные клубы в дореволюционной России. Наши соотечественники – олимпийские чемпионы. Физкультура и спорт и в Российской Федерации на современном этапе.
Личностные УД:
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
РегулятивныеУД: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов
Коммуникативные действия взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)
Предметные
Освоение способов двигательной деятельности.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
1.2
Физическая культура (основные понятия)
Физическое развитие человека Основные показатели физического развития. Физическое развитие, как процесс изменения показателей систем организма на протяжении всей жизни человека. Основные показатели физического развития и способы их измерения Сравнении инд показателей ФР со средними стандартными показателями для учащихся 6 классов.
1.3
Физическая культура человека
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности (3 часа)
2.1
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культуры
Росто-весовые показатели. Правильная и неправильная осанка. Упражнения для сохранения и поддержания осанки с предметом на голове. Упражнения для укрепления мышц стоп. Зрение. Гимнастика для глаз. Психологические особенности возрастного развития. Физическое саморазвитие. Влияние физических упражнений на основные системы организма.
Формирование личностных универсальных действий:
основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
РегулятивныеУД: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов
Коммуникативные действия взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)
Предметные
Освоение способов двигательной деятельности.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом
2.2
Оценка эффективности занятий ф.к.
Субъективные и объективные показатели самочувствия. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Соблюдение правил безопасности, страховки и разминки. Причины возникновения травм и повреждений при занятиях физкультурой и спортом. Характеристика типовых повреждений, простейшие приемы и правила оказания самопомощи и первой помощи при травмах.
3.
Физкультурно -
оздоровительная
деятельность
(4 ч.)
Организация и проведение самостоятельных занятийфизической культурой. Подготовка к занятиям физическойкультурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Личностные УД:
Формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
РегулятивныеУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов
адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
самостоятельно формулировать познавательные цели.
КоммуникативныеУД:
Умение выражать свои мысли,
- разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)
- построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу, ориентация на партнёра.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение структурировать знания,
- Выделение и формулирование учебной цели.
- Поиск и выделение необходимой информации
- Анализ объектов;
- Синтез, как составление целого из частей
- Классификация объектов.
Предметные
Освоение способов двигательной деятельности.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом
4. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
4.1
Гимнастика с основами акробатики
9 часов
Основная направленность: на основание строевых упражнений, на освоение общеобразовательных упражнений без предметов на месте и в движении, на освоение общеобразовательных упражнений с предметами, на освоение и совершенствование висов и упоров, на освоение опорных прыжков, на освоение акробатических упражнений, на развитие координационных способностей, на развитие силовых способностей и силовой выносливости, на развитие скоростно-силовых способностей, на развитие гибкости, самостоятельные занятия.
Личностные УД:
Формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
РегулятивныеУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов
адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
самостоятельно формулировать познавательные цели.
Коммуникативные УД: -сохранять доброжелательное отношение друг к другу, -устанавливать рабочие взаимодействия, - ориентация на партнёра, - сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)
Предметные
Освоение способов двигательной деятельности.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом
Личностные УД
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
- Действие смыслообразования,
- Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УД
- Умение выражать свои мысли,
-разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
- построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие
Регулятивные УД
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
- самостоятельно формулировать познавательные цели.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение структурировать знания,
- Выделение и формулирование учебной цели.
- Поиск и выделение необходимой информации
- Анализ объектов;
- Синтез, как составление целого из частей
- Классификация объектов.
4.2
Лёгкая атлетика
36 часов
Основная направленность: на овладение техникой спринтерского бега, на овладение техникой длительного бега, на овладение техникой прыжка в длину
на овладение техникой прыжка в высоту, на овладение техникой метание малого мяча в цель и на дальность, на развитие выносливости, на развитие скоростно-силовых способностей, на развитие скоростных способностей, на развитие координационных способностей, самостоятельные занятия
5
Лыжные гонки (12 ч.)
Повторение ранее изученного материала.
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; двухшажный ход; чередование изученных шагов и ходов во время передвижения по дистанции.
Повороты: в движении; упором.
Спуски: в низкой стойке.
Подъемы: елочкой.
Торможение: плугом.
Личностные
- Формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни
мотивационная основа на занятия лыжными гонками, занятиями на свежем воздухе;
учебно-познавательный интерес к занятиям лыжной подготовкой.
Регулятивные
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
- самостоятельно формулировать познавательные цели.
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростной выносливости);
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий при перемещении на лыжах.
Познавательные
- осуществлять анализ выполненных действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий по лыжной подготовке;
- выражать творческое отношение к выполнению заданий с лыжными палками и без.
Коммуникативные УД:
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в речевом общении
6.
Спортивные игры (12 ч.)
Баскетбол, волейбол, футбол как спортивные игры, характеристика основных приемов игры.
Б: Перемещения в защитной стойке левым правым боком, спиной вперед. Остановки повороты. Бег зигзагом, бег с ускорением. Прыжковые упражнения
Ловля передача мяча двумя руками от груди. Ведение мяча. Бросок мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча .
Волейбол, как спортивная игра, характеристика основных приемов игры в волейбол.
Ходьба, бег, перемещения приставными шагами.комбинация из освоенных стоек и перемещений.
Техника приема и передачи мяча снизу и сверху двумя руками.
Футбол, как спортивная игра, краткая историческая справка становления и развития. Характеристика основных приемов игры в футбол
Личностные УД:
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
РегулятивныеУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия, планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов,
осуществлять действия по образцу и заданному правилу, находить необходимую информацию, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
КоммуникативныеУД:
сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта), работать в группе, устанавливать рабочие отношения.
Познавательные: объяснять, для чего нужно построение и перестроение, как оно выполняется, что необходимо для успешного проведения уроков физкультуры
Предметные
Освоение способов двигательной деятельности.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
7.
Прикладно-ориентированная подготовка (4 ч.)
Передвижения ходьбой, бегом, прыжками по пологому склону, сыпучему грунту, пересечённоё местности; спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку; преодоление препятствий (гимнастического коня) прыжком, боком с опорой на руку; расхождение вдвоём при встрече на узкой опоре (гимнастическом бревне); лазанье по канату в два и три приёма (м); лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (д); передвижение в висе на руках с махом ног (м); прыжки через препятствия с грузом на плечах; спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах; приземление на точность и сохранение равновесия; подъём и спуски шагом и бегом с грузом; преодоление препятствий прыжковым бегом; преодоление полос препятствий.
8.
Упражнения общеразвивающей направленности
ОРУ без предметов и с ними на месте и в движении. Строевые упражнения, перестроения, стойка на лопатках. Поднимание туловища.
Упражнения в равновесии. Лазанье по канату. Подтягивание, поднимание туловища, отжимание. Опорный прыжок, акробатика. Физкультурно-оздоровительная деятельность .
Эстафеты и игры с использованием гимнастического инвентаря.
Сокращения, используемые в программе
УОНЗ - урок открытия новых знаний
УОМН – урок общеметодологической направленности
УОУР –урок отработки умений и рефлексии
УРК - уроки развивающего контроля
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 КЛАССЕ
№ урока
Дата
Тема урока
Тип
урока
Форма контроля
План
Факт
I четверть. Лёгкая атлетика
1
Вводный урок. Техника безопасности на уроках. Т.Б.
уонз
Фронт.
2
Высокий старт. Бег на 30 м. Т.Б.)
уонз
Фронт.
3
Бег на 30 м (учёт). Прыжки в длину с места и короткого разбега. Т.Б.
урк.
Индивид. (КДП)
4
5
Высокий старт (учёт). Прыжки в длину с места (учёт). Метание мяча. Т.Б.
урк.
Индивид.
6
Метание малого мяча. Челночный бег (учёт). Прыжки в длину. Т.Б.
уоур
Индивид.
7
уонз
8
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» . Метание малого мяча.
урк
Индивид.
9
уоур
10
Метание малого мяча (учёт). Круговая эстафета. Т.Б.
урк
Индивид.
11
Метание малого мяча.
уонз
12
Бег на 60 м с высокого старта (учёт). Т.Б.
урк
Индивид.
13
Подтягивание. Передача мяча снизу и ловля двумя руками. Игры. Т.Б.
уонз
Фронт.
14
Подтягивание. Передача мяча снизу и ловля двумя руками. Игры.
уоур
15
Передача и ловля мяча в баскетболе. Игры. Т.Б.
уомн
Фронт.
16
Передача и ловля мяча в баскетболе. Игры.
уоур
17
Передача и ловля мяча в баскетболе. Игры. Т.Б.
уоур
Фронт.
18
Передача и ловля мяча в баскетболе. Ведение мяча по прямой в движении шагом. Эстафеты. Т.Б.
уомн
Индивид.
19
уонз
20
Передача и ловля мяча. Ведение мяча по прямой в движении шагом. Эстафеты. Т.Б.
уоур
Фронт.
21
Ведение мяча по прямой линии быстрым шагом. Преодоление полосы препятствий. Т.Б.
уонз
Индивид.
22
уомн
23
Подтягивание на перекладине. Игры. Преодоление полосы препятствий.
ук
Фронт.
24
Подтягивание на перекладине. Игры.
ук
Фронт.
25
ОРУ типа зарядки. Подтягивание на перекладине. Игры.
уоур
Фронт.
26
Подтягивание на перекладине .
ук
Фронт.
27
Эстафеты. Подвижные игры..
уомн
Фронт.
II четверть. Гимнастика с элементами акробатики
28
Беседа о т/б на уроках гимнастики. Кувырок вперёд и назад в группировке. Эстафеты. Т.Б.
уонз
Фронт.
29
Повороты на месте. Кувырок вперёд и назад. Стойка на лопатках. Эстафеты. Т.Б.
уонз
Фронт.
30
уонз
31
Кувырок вперёд и назад, «мост», стойка на лопатках. Т.Б.
уоур
Фронт.
32
Повороты на месте. Кувырок назад . Стойка на лопатках, «мост».
ук.умнз
Фронт.
33
Построение в 3 шеренги. Акробатические упражнения. Т.Б.
уоур
Фронт.
34
уоур
35
Перестроение в 3 шеренги. Акробатические упражнения. Т.Б.
уомн
Индивид.
36
Повороты на месте. Упражнение в равновесии. Опорный прыжок на коня. Т.Б.
уонз
Фронт.
37
уонз
38
Опорный прыжок на коня. Висы на низкой перекладине. Эстафеты. Т.Б.
уомн
Фронт.
39
Опорный прыжок на коня. Висы на низкой перекладине. Эстафеты. Т.Б.
уоур
Фронт.
40
уоур
41
Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Опорный прыжок . Шестиминутный бег.
Уомн.ук
Фронт.
42
уонз
43
Подтягивание. Висы. Соскок с коня. Эстафеты.
уонз
Индивид.
44
уомн
45
Преодоление полосы препятствий. Прыжок в длину с места. Эстафеты
уонз
Фронт.
46
уомн
47
Строевые упражнения. Преодоление полосы препятствий. Опорный прыжок. Эстафеты.
уомн
Фронт.
48
уоур
III четверть. Лыжные гонки
49
Вводный урок по лыжной подготовке. Т/б.
уонз
Фронт.
50
Подъёмы и спуски. Ходьба на лыжах на дистанции 1,5 км со средней скоростью. Т.Б.
уонз
Фронт.
51
Попеременный двухшажный ход с палками. Повороты переступанием. Т.Б.
уонз
Индивид.
52
уоур
53
Попеременный двухшажный ход. Преодоление ворот. Т.Б.
урк.
Фронт.
54
уоур
55
Ходьба на лыжах до 2-х км в медленном темпе. Катание с горок. Т.Б.
уоур
Фронт.
56
Попеременный двухшажный ход. Подъём на склон «полуёлочкой». Т.Б.
уомн
Фронт.
57
уонз
58
Ходьба на лыжах до 2-х км в медленном темпе. Подъёмы и спуски. Т.Б.
уонз
Индивид.
59
уомн
60
Ходьба на лыжах до 2-х км со средней скоростью. Повороты переступанием в движении. Т.Б.
уоур
Фронт.
61
Ходьба на лыжах до 2,5 км в медленном темпе. Подъём «полуёлочкой». Эстафеты. Т.Б.
уоур
Фронт.
62
Ходьба на лыжах до 2,5 км. Эстафеты. Т.Б.
Уомн.
Фронт.
63
Ходьба на лыжах до 2,5 км. Эстафеты.
урк
64
Ходьба на лыжах до 2,5 км. Эстафеты. Т.Б.)
уонз
Фронт.
65
Соревнования на дистанции 1 км. Т.Б.
уомн
Фронт.
66
Ведение мяча в беге. Эстафеты. Т.Б.)
уонз
Фронт.
67
Передача мяча от груди на месте и после ведения шагом. Т.Б.)
уомн
Индивид.
68
уомн
69
Ведение и передача мяча. Т.Б.
уоур
Фронт.
70
Ведение и передача мяча.
уоур
71
Ведение, передача и бросок мяча. Т.Б.
уомн
Фронт.
72
Ведение, передача и бросок мяча
уоур
73
Передача и бросок мяча. Т.Б.
уонз
Фронт.
74
Передача и бросок мяча.
уоур
75
Бросок мяча в корзину. Эстафета. Т.Б.
ук
Фронт.
76
Бросок мяча в корзину. Эстафета.
уоур
77
Бросок мяча в корзину. Эстафеты. Т.Б.
уоур
Индивид.
78
Игра в баскетбол
уомн
IV четверть.
79
Эстафеты. Подвижные игры. Т.Б.
уонз
Фронт.
80
Строевые упражнения. Челночный бег 3Х10 м. Т.Б.
уонз
Фронт.
81
Челночный бег 3Х10. Эстафеты. Т.Б.
уонз
Фронт.
82
Строевые упражнения. Прыжки в высоту способом «ножницы». Бег в умеренном темпе до 1 мин. Т.Б.
уоур
Фронт.
83
урк.
84
Прыжки в высоту. Эстафеты. Т.Б.
уоур
Фронт.
85
Прыжки в высоту. Эстафеты. Т.Б.
уоур
86
Прыжки со скакалкой. Ведение и передача мяча. Игры. ТБ.
уомн
Индивид.
87
Прыжки со скакалкой. Ведение и передача мяча. Игры. ТБ
уонз
Индивид.
88
Прыжки со скакалкой. Ведение и передача мяча. Игры. ТБ
уонз
Фронт.
89
Передача мяча в тройках с перемещением. Бросок в кольцо. Игры. ТБ.
уомн
Индивид.
90
Передача мяча в тройках с перемещением. Бросок в кольцо. Игры. ТБ.
уоур
91
Передача мяча в тройках с перемещением. Бросок и ловля мяча. Игры. ТБ.
уоур
Фронт.
92
Упражнения с малыми мячами. Игры. ТБ.
Уомн.
Фронт.
93
Упражнения с малыми мячами. Игры. Т.Б.
уонз
94
Прыжок в длину с места. Бег на 60 м. Т.Б.
уонз
Фронт.
95
Прыжок в длину с места. Бег на 60 м. Т.Б.
уомн
96
Прыжки в длину с разбега. Бег на 30 м (учёт). Т.Б.
уонз
Индивид.
97
Метание мяча на дальность с разбега в 3 шага. Т.Б.
уомн
Фронт.
98
Метание мяча на дальность с разбега в 3 шага.
уомн
99
Прыжки в длину с разбега. Метание мяча.
уоур
Индивид.
100
Прыжки в длину с разбега. Метание мяча. Т.Б.
уоур
101
Подтягивание. Прыжок в длину с места. Т.Б.
уомн
Индивид.
102
Подтягивание. Прыжок в длину с места. Т.Б.
уоур
103
Эстафеты. Подвижные игры. Т.Б
уонз
Фронт.
104
Эстафеты. Подвижные игры. Т.Б
уоур
105
Эстафеты. Подвижные игры. Т.Б
уоур
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каинов, А. Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету «Физическая культура» в основной школе на основе баскетбола : программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А. Н. Каинов, Н. В. Колышкина. - Волгоград : ВГАФК, 2005. - 52 с.
Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2010. - 127 с.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт.-сост. А. П. Матвеев. Т. В. Петрова. - М. : Дрофа, 2001.- 128 с.
Педагогика физической культуры /М.В. Прохорова [и др.]. – Москва: Путь, 2006.- 288с.
Сиваков, Ю.Л. Формирование современной индивидуальной физической культуры человека с учетом всего многообразия факторов, влияющих на его здоровье /Юрий Леонидович Сиваков. – Минск: Изд-во МИУ, 2006. - 26с.
Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура /Александр Григорьевич Фурманов, Михаил Борисович Юспа. – Минск: Тесей, 2003. - 528с.
«Рассмотрено»
«Согласовано»
Заседание школьного методического объединения протокол № 1