Рабочая программа по физической культуре разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы «Физическая культура»Т.В Петровой, «Вента-Граф», Москва 2012год.
Данная программа составлена с учётом 3-х часового обучения физической культуре.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования, согласно учебному плану МБОУ СОШ с.Варфоломеевка предмет «Физическая культура» изучается в 4 классе 3ч(102 ч. в год).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 4 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы «Физическая культура»Т.В Петровой, «Вента-Граф», Москва 2012год .
Данная программа составлена с учётом 3-х часового обучения физической культуре.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования, согласно учебному плану МБОУ СОШ с.Варфоломеевка предмет «Физическая культура» изучается в 4 классе 3ч(102 ч. в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
овладение способностью принимать и (охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
Содержание предмета
Понятие о физической культуре. Зарождение и развитие физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Физическая культура народов разных стран. История физической культуры в России. Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями страны.
Олимпийские игры. История появления Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр. Важнейшие символы Олимпийских игр.
Внешнее строение тела человека. Опорно-двигательная система человека (общая характеристика, скелет и мышцы человека, суставы, сухожилия). Осанка человека. Стопа человека. Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями. Дыхательная система человека. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Подбор одежды, обуви и инвентаря для занятий физическими упражнениями.
Терминология гимнастических упражнений.
Способы передвижения человека. Основные двигательные качества человека (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость).
Раздел 2.Организация здорового образа жизни.
Правильный режим дня (соблюдение, планирование). Здоровое питание. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физкультминутки. Закаливание. Массаж. Правила личной гигиены. Профилактика нарушений зрения.
Раздел 3. Наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Простейшие навыки контроля самочувствия. Измерение сердечного пульса (частоты сердечных сокращений). Измерение длины и массы тела. Оценка состояния дыхательной системы. Оценка правильности осанки. Оценка основных двигательных качеств.
Раздел 4.Физкультурно – оздоровительная деятельность.
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток, профилактики нарушений осанки, профилактики плоскостопия. Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Тренировка дыхания. Упражнения для снятия утомления глаз и профилактики нарушений зрения. Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для успокоения (психорегуляции).
Раздел 5 . Спортивно-оздоровительная деятельность.
Строевыеупражнения и приёмы.
Легкая атлетика.Беговые и прыжковые упражнения, бросание малого и большого мяча, метание.
Гимнастика с основами акробатики. Лазание, перелезание, ползание, висы и упоры;
Физическая культура. Организация мест занятий физическими упражнениями, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования и развития мышц туловища, развития основных физических качеств.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Самостоятельное измерение всех параметров своего тела.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр ( на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Акробатические упражнения: кувырки вперёд и назад, гимнастический мост.
Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкойгимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастические комбинации: из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера: преодоление полосы препятствий с элементами лазания и перелазания, переползания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: в длину и высоту, спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Кроссовая подготовка. Бег на выносливость.
Подвижные и спортивные игры. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча, ведение мяча, подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча, броски мяча в корзину, подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча, подача мяча, приём и передача мяча, подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики. Развитие гибкости: комплексы упражнений, включающие максимальное сгибание и прогибание туловища ( в стойках и седах), индивидуальные комплесы по развитию гибкости.
Развитие координации: комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа ласточка на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнение на расслабление отдельных мышечных групп; передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: комплексы упражнений для укрепления мышечного торса.
Развитие силовых особенностей: отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку, прыжковые упражнения с предметом в руках, прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик, переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики. Развитие координации: бег с изменяющимся направление по ограниченной опоре.
Развитие быстроты : броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд, с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгив
тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во ч
1
Раздел 1. Знание о физической культуре (5 ч)
История физической культуры в России. Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями страны
1
2
Возрождение Олимпийских игр. Важнейшие символы Олимпийских игр
1
3
Опорно-двигательная система человека
1
4
Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями
1
5
Дыхательная система человека. Профилактика заболеваний органов дыхания
1
6
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (3 ч)
Массаж
1
7
Массаж. Причины утомления.
1
8
Понятие о массаже, его функции
1
9
Раздел 3. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью (2 ч)
Измерение сердечного пульса
1
10
Оценка состояния дыхательной системы
1
11
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (4ч)
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики
1
12
Физические упражнения для физкультминуток
1
13
Физические упражнения для профилактики нарушений осанки
1
14
Упражнения для профилактики нарушений зрения
Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств
1
15
16
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность (59 ч).
Кроссовая подготовка (12 ч)
Беговые упражнения. Бег на короткие дистанции 10-60м
2
17
18
Бег на дистанцию до 1 км
2
19
20
Бег с изменением направления движений
2
21
22
Бег с поворотами своей оси, спиной вперед
2
23
24
Бег с чередованием максимальной и средней скорости
2
25
26
Бег с чередованием максимальной и средней скорости
2
27
28
Легкая атлетика ( 23ч)
Инструктаж по ТБ. Обычный бег. Бег с ускорением.
2
29
30
Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег (30м.).
2
31
32
Обычный бег. бег с ускорением. Бег (30м.).
2
33
34
Высокий старт. Прыжки в длину с разбега.
2
35
36
Прыжки в высоту способом «перешагивание», «многоскоки»
2
37
38
Лёгкая атлетика Разновидности ходьбы.
2
39
Прыжки с продвижением вперед.
1
40
Прыжки с продвижением вперед
1
41
Прыжки с продвижением вперед
1
42
43
Метание малого мяча из положения стоя грудью по направлению метания.
2
44
45
Метание малого мяча из положения стоя грудью по направлению метания
2
46
47
Метание малого мяча. Развитие скоростно-силовых качеств
2
48
49
Метание малого мяча на дальность с разбега
2
50
51
Лыжная подготовка
Одновременный одношажный лыжный ход.
2
52
53
Ступающий и скользящий шаг без палок.
2
54
55
Подъем способом «полуелочка»
2
56
57
Передвижение на лыжах до 1км.
2
58
59
Скользящий шаг с палками.
2
60
61
Поворот при спуске с переступанием на внутреннюю лыжу
2
62
63
Спуски в низкой стойке. Перекаты в группировке, лежа на животе. Инструктаж по ТБ.
2
64
65
Основная стойка. Построение в колонну по одному.
2
66
67
Основная стойка. Построение в колонну по одному.
2
68
69
Выполнение строевых приемов в усложненных условиях
2
70
71
Выполнение строевых приемов в усложненных условиях
2
72
73
Стойка на лопатках
2
74
75
Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!
2
76
77
Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». Перешагивание через мячи.
2
78
79
Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!»
2
80
Лазание по канату.
1
81
Лазание по канату. Перелазание через коня.
1
82
83
Ползание по-плстунски
2
84
Перелазание через горку матов.
1
85
Подвижные игры.
Правила и элементы игры в волейбол
1
86
Нижняя прямая и верхняя прямая подачи
1
87
Прием и передача мяча двумя руками сверху
1
88
Прием мяча двумя руками снизу
1
89
Игры с бросанием волейбольного мяча на дальность
1
90
Игры с бросанием волейбольного мяча на дальность отскока мяча после броска одной рукой о стену.
1
91
Правила и элементы игры в баскетбол.
1
92
Ведение мяча левой и правой руками
1
93
Передача мяча одной и двумя руками от груди
1
94
Прием мяча двумя руками
1
95
Подвижные игры с мячом
1
96
Подвижные игры с мячом
1
97
Подвижные игры с мячом
1
98
Игра «Бросай и поймай».
1
99
Игра «Передача мячей в колоннах».
1
100
Игра «Мяч соседу».
1
101
Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте.
1
102
Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте.
1
Список литературы.
Учебник «Физическая культура» 4 класс. Автор Е.А.Петрова
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой.