Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 3-4 классы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Быков Долинского района Сахалинской области
РАССМОТРЕНО:
На заседании МС
Протокол № __
от «___»_______ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
____________________
Литвинова М.А.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ»
с. Быков
________Аушева Е.Ю.
от «____»_______ 2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
« Легкая атлетика»
для учащихся 3 - 4 класса
2016/2017учебный год
Составлено учителем
физической культуры
Дворникова Е.И.
С. Быков
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. от 31.12.2015);
Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
ООП ООО МБОУ СОШ с. Быков на 2015-2020 уч.г.;
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности» Легкая атлетика» для учащихся 3- 4 класса разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г)
Программа спортивно-оздоровительного направления «Легкая атлетика» во внеурочной деятельности для учащихся начальных классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья младших школьников, целью, которой является:
способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и мета предметных результатов.
Основные задачи:
1.Оздоровительная задача.
Укрепление здоровья.
Совершенствование физического развития.
2.Образовательная задача.
Обучение основам техники.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям легкой атлетикой.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Легкая атлетика» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, мета предметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и ее роли в укреплении здоровья;
-умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
-умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 3 -4 класса. Рассчитана на 102 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин) в системе целого учебного дня 3 раза в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, парк.
Особенности набора детей – учащиеся 3 – 4 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 6-15 человек.
Формы занятий – в форме урока или тренировочного занятия.
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
Программный материал
Количество часов
1
Теоретические сведения
4
2
Техника бега
50
3
Общефизическая подготовка
10
4
Специально физическая подготовка
12
5
Подвижные и спортивные игры
24
Контрольные испытания
2
6
итого
102
Содержание программы.
Легкая атлетика - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия легкой атлетикой улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Легкая атлетика требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по легкой атлетике, способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
.
Значение легкой атлетики в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Место и время проведения общеразвивающих и специальных упражнений во время тренировочных занятий.
Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для различных видов спорта.
Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов, снарядах и со снарядами в парах.
Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной интенсивности.
Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими 5 требованиями к координации и амплитуде движений.
Планируемый результат освоения программы «Легкая атлетика».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
положительное отношение к систематическим занятиям легкой атлетикой;
понимание роли легкой атлетики в укреплении здоровья.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научаться:
Рассказывать об истории развития легкой атлетики в России;
Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма
Технически правильно выполнять двигательные действия в легкоатлетических упражнениях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
Понимать цель выполняемых действий
Овладеют техникой бега.
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 –а класс
№
Наименование разделов и тем
Дата
Часы
Сентябрь
1
Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания.
2
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, . Специально беговые упражнения, подвижные игры.
3
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, техника старта, передвижение. ОРУ . Футбол. Бег с высоким подниманием бедра, сзах
захлестыванием
4
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс.
Октябрь
5
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки.
6
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем,техника бега по прямой.
7
Медленный бег, разновидность бега. ОФП с набивными мячами.Техника бега.
8
Упр. на осанку, Упр. С набивными мячами. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, изучение прыжков в шаге.
Ноябрь
9
Медленный бег, разновидность бега, элементы гимнастики, Бег с высоким подниманием бедра. Подскоки,скорость 10 по 30метров.
10
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед.
11
Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге.
12
Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног.
Декабрь
13
Техника легкоатлетического бега на короткие дистанции, ОРУ, упражнения на пресс.
14
Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики.
15
Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции.
16
Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами л/атлетики.
Январь
17
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
18
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения.
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
21
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины.
22
Медленный бег, разновидность бега. Подвижные игры с элементами бега, прыжков, на координацию движения.
Март
23
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры.
24
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол.
25
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения.
26
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
Апрель
27
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры.
28
Медленный бег, разновидность бега. Специальные беговые упражнения.Техника кроссового бега.
29
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега.
30
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.
Май
31
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Повторный бег в подъем и по прямой.
32
Медленный бег, разновидность бега. Повторный и переменный бег, прыжки в пологий подъем.
33
Разновидность прыжков. ОРУ.
Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.
34
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. Контрольные испытания.
Итого 102ч.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 –а класс
№
Наименование разделов и тем
Дата
Часы
Сентябрь
1
Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания.
2
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, . Специально беговые упражнения, подвижные игры.
3
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, техника старта, передвижение. ОРУ . Футбол. Бег с высоким подниманием бедра, сзах
захлестыванием
4
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс.
Октябрь
5
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки.
6
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем,техника бега по прямой.
7
Медленный бег, разновидность бега. ОФП с набивными мячами.Техника бега.
8
Упр. на осанку, Упр. С набивными мячами. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, изучение прыжков в шаге.
Ноябрь
9
Медленный бег, разновидность бега, элементы гимнастики, Бег с высоким подниманием бедра. Подскоки,скорость 10 по 30метров.
10
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед.
11
Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге.
12
Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног.
Декабрь
13
Техника легкоатлетического бега на короткие дистанции, ОРУ, упражнения на пресс.
14
Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики.
15
Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции.
16
Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами л/атлетики.
Январь
17
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
18
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения.
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
21
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины.
22
Медленный бег, разновидность бега. Подвижные игры с элементами бега, прыжков, на координацию движения.
Март
23
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры.
24
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол.
25
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения.
26
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
Апрель
27
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры.
28
Медленный бег, разновидность бега. Специальные беговые упражнения.Техника кроссового бега.
29
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега.
30
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.
Май
31
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Повторный бег в подъем и по прямой.
32
Медленный бег, разновидность бега. Повторный и переменный бег, прыжки в пологий подъем..
33
Разновидность прыжков. ОРУ.
Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.
34
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. Контрольные испытания.
Итого 102ч.
Материально-техническое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
1. Стартовые колодки. 2 штуки
2. Эстафетные палочки. 4 штуки
3. Гимнастическая стенка 3 пролета
4. Гимнастические маты 4 штуки
5. Скакалки 12 штук
6. Мячи футбольные 2 штуки.
7. Мячи набивные (масса 1кг) 5 штук
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития л/атлетики в России;
Сведения о строении и функциях организма человека;