Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре»
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
основные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373;
изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (от 26 ноября 2010 г. № 1241. (Зарегистрирован в Минюст России от 04 февраля 2011 г. N 19707);
Образовательная программа школы;
Учебный план школы;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного Приказом МО РФ № 253 «31» марта 2014 г.
1.2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, концепции УМК «Перспектива», авторской программы А.П. Матвеева «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования II поколения.
1.3. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы
Выбор программы обусловлен тем, что она нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Данная программа реализуется в рамках УМК «Перспектива».
Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчики ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева, А.П. Матвеев и др.
1.4. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
1.5.Цели и задачи обучения физкультуры
Цельюобученияфизической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных
задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечива-ющих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
1.6. Информация об используемом учебнике
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники и методические рекомендации для учителя.
1. Матвеев, А. П. Физическая культура. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений– М. : Просвещение, 2016
2. Матвеев, А. П. Физическая культура. 1–4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2015.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к подготовке учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
- направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирования учебного материала в соответствии с возрастно - половыми особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, мало комплексные и сельские школы);
- направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразительности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- направленностью на соблюдение дидактических правил « от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перехода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- направленностью на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее развитие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- направленностью на усиление оздоровительного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками основных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно - оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
2.1.Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
При планировании уроков предусматривается:
организация работы в парах;
групповые и индивидуальные формы организации деятельности
2.2. Технологии обучения
личностно-ориентированные ;
информационно-коммуникативные
игровые технологии;
здоровьесберегающие.
2.3. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Единые подходы (культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), способствуют формированию у детей ключевых компетенций; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию.
2.4. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения)
Виды контроля:
текущий
тематический
итоговый
Формы контроля:
Индивидуальный и фронтальный опрос
Индивидуальная работа
Работа в паре, в группе
Место учебного предмета, курса в учебном плане
3.1. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ, проектов, др.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Физическая культура» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса.
На изучение физической культуры в 1 классе отводится 99 ч (3 ч в неделю, по 33 учебные недели в 1 классе).
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Физическая культура»
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Физическая культура»
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).
Универсальными компетенциями учащихся являются:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимо-уважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
- умение оценить красоту телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
- технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека;
- представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерение индивидуальных показателей физического развития, развитие основных физических качеств;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
- бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов
6. Содержание учебного предмета, курса
Знания о физической культуре. Способы физкультурной деятельности (9 ч.)
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных занятий физическими упражнениями. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. Возникновение физической культуры у древних людей. История развития физической культуры и первых соревнований.
Физические упражнения.Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости, координации.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия.Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюденияза физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и
физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения.Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Подвижны игры.(13 ч.)
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр: футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Гимнастика с основами акробатики. (14 ч.)
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания и переползания; передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. (21 ч.)
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжная подготовка. (12 ч.)
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах: ступающим и скользящим шагом;
попеременным двухшажным и одновременным одношажным и двухшажным ходом; чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции. Повороты: переступанием на месте и в движении; «упором». Спуски: в основной стойке. Подъемы: ступающим и скользящим шагом.
Народные игры (22 ч.)
«Горелки», «У медведя во бору», «Волк и ягнята», «Жмурки» , «Стадо», «Раю –раю», «Птицелов», «Золотые ворота», «Вышибалы», «Ловля олений», «Удочка», «Хромая лиса», «Гуси- лебеди», «Коршун и наседка», «Займи место», «Перехватчики», Яша и Маша», «Лиса и куры»
Подвижные игры на основе баскетбола. (8 ч.)
«Пятнашки», салки «Пингвины с мячом «Кот и мыши», «Быстро», по местам «Вызов номеров», «Шишки-желуди- орехи», «Невод», «Третий лишний», «Салки на болоте», «Круговая охота», «Не давай мяча водящему», «Волк во рву», «Ястреб и утка», «Воробьи и вороны», «Точно в мишень», «Передал- садись», «Гонка мячей по кругу», « Ловишка», « Верёвочка под ногами», «Салки- догонялки».
7. Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1.
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности
9
2.
Подвижные игры
13
3.
Гимнастика с элементами акробатики
14
4.
Лёгкая атлетика
21
5.
Лыжная подготовка
12
6.
Народные игры
22
7.
Подвижные игры на основе баскетбола
8
Всего часов:
99
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
По окончании учебного курса учащиеся 1 класса должны:
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о способах изменения направления и скорости движения;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
демонстрировать уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз
11 – 12
9 – 10
7 – 8
9 – 10
7 – 8
5 – 6
Прыжок в длину с места, см
118 – 120
115 – 117
105 – 114
116 – 118
113 – 115
95 – 112
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях
Коснуться лбом колен
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Коснуться лбом колен
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Бег 30 м с высокого старта, с
6,2 – 6,0
6,7 – 6,3
7,2 – 7,0
6,3 – 6,1
6,9 – 6,5
7,2 – 7,0
Бег 1000 м
Без учета времени
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся
Учебники
Матвеев А.П. Академический школьный учебник “Физическая культура 1”. М., “Просвещение”, 2016
Литература для учителя
Учебники
Матвеев А.П. Академический школьный учебник “Физическая культура 1”. М., “Просвещение”, 2016
Методические пособия
Матвеев А.П. Примерные программы начального образования Физическая культура. М., “Просвещение”, 2015
Матвеев А.П. Рабочие программы. Физическая культура предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-4 классы. М., “Просвещение”, 2016
Электронные образовательные ресурсы
Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx?ob_no=12371
Технические средства обучения и учебно-практическое оборудование