Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре»
1.Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Физическая культура» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цели: сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики обучающихся, а также их воспитанию.
Задачи предмета: - преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений; - укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата; - содействовать формированию у обучающихся правильной осанки; - готовить обучающихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений и играм; - учить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества; - воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.
Программа по физической культуре строится по следующим основным разделам:
теоретической основ знаний и практическими овладениями двигательными умениями и навыками
Сроки реализации программы-1 год. Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю.
2.Общая характеристика учебного предмета
Организационная структура: основной формой работы по физической культуре является урок. Принципы планирования урока физической культуры: -постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока; - чередование различных видов упражнений; - подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся. Методы: ·Метод имитации. ·Методы стимулирования интереса к учёбе. ·Методы поощрения и порицания. ·Методы контроля и самоконтроля. · Методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков. Типы уроков: - актуализация знаний и умений урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала; - комплексное применение знаний и умений урок закрепления знаний, умений, навыков; - выработка практических умений; - обобщение и систематизация знаний и умений; - контроль и коррекция знаний и умений.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Физическая культура». Уроки по физической культуре проводятся с сентября 2021 года по май 2022 года. Выделено планом 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего за год
4 ч
4 ч
5,5 ч
3,5 ч
17 ч
4. Содержание учебного предмета.Урок физической культуры включает следующие разделы. I. Теоретические основы знаний: Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке; значение спортивной формы и подготовка к уроку; правила личной гигиены;
название спортивных снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках; значение утренней зарядки; правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
II. Практическое овладение двигательными умениями и навыками. Программный материал по физической культуре состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика, акробатика (элементы), общая физическая подготовка, подвижные игры. В каждый раздел программы включены коррекционные игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений. Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
5.Требование к уровню подготовки учащегося.
Ученица должна знать и уметь: - знать правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке; - знать понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках; - выполнять повороты по ориентирам; - выполнять команды: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»; - выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений с предметами и без предметов; - выполнять группировку лежа на спине и стоя на коленях; - выполнять упражнения в равновесии (ходьба , стойка на носках); - ходить по заданным направлениям с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, чередуя ходьбу с бегом до 30м; - медленно бегать с сохранением осанки; - выполнять броски и ловлю мячей; - выполнять метание малого мяча с места правой и левой рукой; - выполнять прыжок в длину с места в ориентир; - выполнять специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации); - выполнять упражнения общей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
6 .Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение: - как ученик овладел основами двигательных навыков; - как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата; - как понимает и объясняет разучиваемое упражнение; - как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения; - как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию; - как относится к урокам; - каков его внешний вид; - соблюдает ли дисциплину.
Оценка «5» ставится, если ученик самостоятельно выполняет упражнения, умело пользуются приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеет пользоваться навыками на практике.
Оценка «4» ставится, если ученик при выполнении упражнений допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится в случае, когда при выполнении упражнений ученик допускает 3 или более ошибок.
7.Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество
часов
Дата
Примечание
1
1 чет
Основы знаний. Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке.
0,5
Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
2
Гимнастика. Основная стойка. Строевые упражнения
0,5
3
Строевые упражнения. Равнение по разметке
0,5
4
Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановись!». Общеразвивающие упражнения без предметов
0,5
5
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
1
6
Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
1
7
2 чет
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами
1
8
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
1
9
Элементы акробатических упражнений.
0,5
10
. Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях
0.5
11
Перекаты в положении лежа в разные стороны. Лазанье.
0,5
12
Лазанье. Передвижение на четвереньках по гимнастической скамейке.
0,5
13
3 чет
Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек.
0,5
14
Висы. Упор в положении присев и лежа на матах. Равновесие.
0.5
15
Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба. Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе.
0.5
16
Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.
0,5
17
Ходьба в чередовании с бегом. Бег. Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений.
1
18
Прыжки. Прыжки в длину с места
0,5
19
Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля мячей
0,5
20
Метание малого мяча с места правой и левой рукой. Общая физическая подготовка.
0,5
21
Подвижные и коррекционные игры
1
22
4чет
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений
0,5
23
Подвижные и коррекционные игры
0,5
24
Подвижные и коррекционные игры
0.5
25
Подвижные игры насвежем воздухе
0,5
26
Игры с мячом
0,5
27
Элементы акробатических упражнений.
0,5
28
Подвижные и коррекционные игры
0.5
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программно-методическое обеспечение:
. 1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП. 2003.
2. Андрющенко Н. В.Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
3. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.
4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
5. Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
6. Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.
7. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ.