Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ).
Изучение учебного предмета «Физическая культура» в 5 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметныx и предметных результатов.
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
уважительно относиться к физической культуре как важной части общей культуры;
понимать ценность человеческой жизни, значение физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического);
понимать позитивное влияние физической культуры на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), физической культуры и здоровья как факторов успешной учёбы и социализации;
уважать достижения российских спортсменов в истории физической культуры и спорта;
самостоятельности в выполнении личной гигиены;
понимать личную ответственность за своё поведение в командных соревнованиях, в подвижных играх (на основе правил и представлений о нравственных нормах);
проявлять волю во время выполнения физических упражнений, трудолюбие, упорство в развитии физических качеств;
понимать причины успеха в физической культуре.
Обучающиеся получат возможность научиться:
организовывать личную здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижны е игры и т. д.);
систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
развивать основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость);
стремиться к совершенствованию физического развития;
саморегуляции в управлении своими эмоциями в различных ситуациях.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
планировать свои действия во время спортивных игр;
следовать при выполнении физических упражнений инструкциям учителя и последовательности стандартных действий;
руководствоваться определёнными техническими приёмами на уроках физической культуры;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (под руководством учителя);
находить ошибки при выполнении учебных заданий и уметь их исправлять;
находить нужную информацию, используя дополнительную познавательную литературу справочного характера;
устанавливать зависимость между изменениями в сердечной, дыхательной, мышечной системах организма и физической нагрузкой;
различать виды упражнений, виды спорта;
устанавливать и объяснять связь между физической культурой и здоровьем человека, развитием человека;
сравнивать, группировать, классифицировать виды ходьбы и бега, виды спорта;
соотносить физические упражнения с развитием определённых физических качеств и группировать их;
высказывать собственное мнение о значении физической культуры для здоровья человека;
задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
договариваться и приходить к общему решению;
рассказывать об истории развития физической культуры в России в XVII-XIX вв., о достижениях российских спортсменов на Олимпийских играх;
дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ставить собственные цели и задачи по развитию физических качеств;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении физических упражнений и в спортивных играх;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
самостоятельно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
выделять эстетические характеристики в движениях человека, оценивать красоту телосложения и осанки;
осуществлять поиск необходимой информации по разным видам спорта, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
анализировать приёмы действий при выполнении физических упражнение и в спортивных играх;
сопоставлять физическую культуру и спорт;
понимать символику и атрибутику Олимпийских игр;
различать, группировать виды спорта, входящие в летние и зимние Олимпийские игры;
задавать вопросы на понимание технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в команде;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
руководствоваться требованиями охраны труда и правилами поведения на уроках физической культуры;
рассказывать об истории развития физической культуры в России в XVII-XIX вв.;
понимать влияние занятий физической культурой на работу сердца, лёгких;
понимать роль внимания и памяти при обучении физическим упражнениям;
составлять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств, основываясь на правилах;
рассказывать о достижениях российских спортсменов на Олимпийских играх;
выполнять строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега;
выполнять прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги», прыжок в высоту с бокового разбега способом «перешагивание»;
метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 6 м на дальность;
выполнять несколько кувырков вперёд, кувырок назад, стойку на лопатках, «мост» из положения лёжа на спине;
преодолевать препятствие высотой до 100 см;
выполнять комплексы ритмической гимнастики;
выполнять вис согнувшись, углом;
передвигаться на лыжах попеременным и одновременным двухшажным ходом, выполнять спуски в основной и низкой стойке, подъём «лесенкой», «ёлочкой», торможение «плугом», «упором», выполнять повороты переступанием на месте и в движении;
играть в подвижные игры;
выполнять элементы спортивных игр;
измерять частоту сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять изменения в сердечной и дыхательной системах организма, происходящие под влиянием занятий
физической культурой;
называть нетрадиционные виды гимнастики;
определять способы регулирования физической нагрузки;
самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие определённых физических качеств;
выполнять комбинации из элементов акробатики;
самостоятельно составлять и выполнять комплексы ритмической гимнастики;
организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок;
играть в спортивные игры по упрощённым правилам.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел I. Легкая атлетика (12 часов).
Спринтерский бег, эстафетный бег. Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье. Высокий старт (до 10-15 м). Бег с ускорением (30-40 м, 40-50 м, 50-б0 м). Бег по дистанции. Бег на результат (60 м). Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки. Встречная эстафета. Круговая эстафета. Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. Равномерный бег (10 мин). Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Отталкивание в прыжке в длину способом «согнув ноги». Прыжок с 7-9 шагов разбега. Приземление. Метание малого мяча в горизонтальную цель с 5-6 м (1 х 1). Метание малого мяча в вертикальную цель с 5-6 м (1 х 1). Развитие скоростно-силовых качеств.
Раздел II. Спортивные игры (18 часов).
Баскетбол. Терминология. Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Ведение мяча на месте с разной высотой отскока, с изменением скорости и направления. Ведение мяча в движении шагом. Остановка двумя шагами. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой, с изменением скорости. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах, в парах с шагом. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в тройках, в квадрате, на месте в круге. Бросок двумя руками от головы после ловли мяча. Бросок двумя руками снизу в движении. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиции игроков. Позиционное нападение через скрестный выход. Сочетание приемов: (ведение-остановка-бросок).
Волейбол. Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху вперед. Передача мяча двумя руками на месте и после передачи вперед. Передача мяча двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Встречные и линейные эстафеты.
Раздел III. Гимнастика (18 часов).
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Строевые упражнения, перестроения в колоннах: из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. Перестроение из колонны по два в колонну по одному с разведением и слиянием по восемь человек в движении. Перестроение из колонны по четыре в колонну по одному с разведением и слиянием по восемь человек в движении. Строевой шаг. Повороты на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись, смешанные висы. Подтягивания в висе. Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками. Общеразвивающие упражнения с мячами. Эстафета «Веревочка под ногами». Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь. Развитие силовых способностей. Кувырки вперед и назад. Мост. Стойка на лопатках. Общеразвивающие упражнения с набивным мячом. Эстафеты с обручем. Развитие координационных способностей.
Раздел IV. Лыжная подготовка (21 час).
Строевая подготовка с лыками. Строевые упражнения с лыжами и без лыж. Спуск в средней стойке. Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Поворот переступанием в движении. Подъём на склон «полуёлочкой». Подъём на склон «ёлочкой». Спуск со склона. Спуски. Подъемы. Закрепление изученных ходов. Передвижение в медленном темпе до 3 км. Торможение
Раздел V. Спортивные игры (продолжение) (19 часов).
Гандбол. Стойка защитника, стойка нападающего, основная стойка вратаря. Основные передвижения игроков по площадке. Способы передвижения игроков: защитников, нападающих, вратаря. Работа с мячом: держание мяча двумя руками и одной рукой, ловля мяча двумя руками.
Техника передачи мяча, ведения мяча, броска мяча в ворота с места. Совершенствование техники передачи мяча. Совершенствование техники ведения и бросков мяча по воротам. Работа с мячом: держание мяча одной рукой, двумя руками, ловля мяча двумя руками. Совершенствование техники передачи, ведения, броска мяча в ворота е места. Закрепление и совершенствование техники игры.
Футбол. Основные правила игры в футбол. Специальные беговые упражнения. Техника передвижения игроков в игре футбол. Техника удара мяча внутренней стороной стопы с места, с разбега. Техника остановки катящегося мяча подошвой. Техника остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы. Закрепление техники элементов игры в футбол. Совершенствование техники элементов игры в футбол. Развитие выносливости.
Раздел VI. Легкая атлетика (продолжение) (14 часов).
Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом « перешагивание» (подбор разбега и отталкивание, приземление, переход планки).
Метание теннисного мяча на заданное расстояние, на дальность.
Специальные беговые упражнения. Бег по пересеченной местности. Преодоление препятствий. Равномерный бег (10 мин., 12 мин., 13 мин.,, 15 мин.). Бег в гору. Развитие выносливости. Старты из различных исходных положений. Высокий старт (до 10-15 м), бег с ускорением (30-40 м). Высокий старт (до 10-15 м), бег с ускорением (40-50 м), бег по дистанции. Встречная эстафета.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
Тема разделов
Кол-во часов
Тема урока
.
Лёгкая атлетика
12
Спринтерский бег, эстафетный бег. Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье.
Высокий старт (до 10-15 м).
Бег с ускорением (30-40 м, 40-50 м, 50-60 м).
Бег по дистанции. Бег на результат (60 м).
Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.
Встречная эстафета. Круговая эстафета.
Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м.
Равномерный бег (10 мин).
Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств.
Отталкивание в прыжке в длину способом «согнув ноги». Прыжок с 7-9 шагов разбега. Приземление.
Метание малого мяча в горизонтальную цель с 5-6 м (1 х 1). Метание малого мяча в вертикальную цель с 5-6 м (1х1).
Развитие скоростно-силовых качеств.
Спортивные игры
18
Баскетбол. Терминология. Стойка и передвижения игрока.
Баскетбол. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком.
Баскетбол. Ведение мяча на месте с разной высотой отскока, с изменением скорости и направления.
Баскетбол. Ведение мяча в движении шагом. Остановка двумя шагами.
Баскетбол. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой, с изменением скорости.
Баскетбол. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах, в парах с шагом.
Баскетбол. Ловля мяча двумя руками.
Баскетбол. Бросок двумя руками от головы после ловли мяча.
Баскетбол. Бросок двумя руками снизу в движении.
Баскетбол. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиции игроков.
Баскетбол. Позиционное нападение через скрестный выход.
Сочетание приемов: (ведение-остановка-бросок).
Волейбол. Стойка игрока. Передвижения в стойке.
Волейбол. Передача мяча двумя руками сверху вперед.
Волейбол. Передача мяча двумя руками на месте и после передачи вперед.
Волейбол. Передача мяча двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку.
Волейбол. Нижняя прямая подача с 3-6 м.
Волейбол. Встречные и линейные эстафеты.
Гимнастика
18
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки.
Строевые упражнения, перестроения в колоннах: из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением.
Перестроение из колонны по два в колонну по одному с разведением и слиянием по восемь человек в движении.
Перестроение из колонны по четыре в колонну по одному с разведением и слиянием по восемь человек в движении.
Строевой шаг. Повороты на месте.
Вис согнувшись, вис прогнувшись, смешанные висы.
Подтягивания в висе.
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками.
Общеразвивающие упражнения с мячами.
Эстафета «Веревочка под ногами».
Вскок в упор присев. Соскок про- гнувшись. Прыжок ноги врозь.
Развитие силовых способностей.
Кувырки вперед и назад.
Мост. Стойка на лопатках.
Общеразвивающие упражнения с набивным мячом.
Эстафеты с обручем.
Развитие координационных способностей.
Обобщающий урок «Гимнастика».
Лыжная подготовка
21
Строевая подготовка с лыжами.
Строевые упражнения с лыжами и без лыж.
Спуск в средней стойке.
Попеременный двухшажный ход.
Одновременный двухшажный ход.
Поворот переступанием в движении.
Подъём на склон «полуёлочкой».
Подъём на склон «ёлочкой».
Спуск со склона.
Спуски. Подъемы.
Закрепление изученных ходов.
Передвижение в медленном темпе до 3 км.
Торможение «плугом».
Прохождение на время дистанции 1 км.
Переход с попеременного хода на одновременный.
Одновременный бесшажный ход.
Эстафеты с этапом до 50 м без палок.
Лыжная круговая эстафета.
Прохождение дистанции на результат.
Игры на лыжах.
Обобщающий урок «Лыжная подготовка».
Спортивные игры (продолжение)
19
Гандбол. Охрана труда. Стойка защитника, стойка нападающего, основная стойка вратаря.
Гандбол. Основные передвижения игроков по площадке.