Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Волейболу»
МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа»
Утверждаю:
директор МБУ ДО «ДЮСШ»
_________ /Михайлов А.Н./
«__» сентября 2017 г
ВОЛЕЙБОЛ
(рабочая программа)
для детей 8-11 класс
2017 – 2021 учебный год
срок реализации 4 года
Составитель:
Тренер по волейболу
Иванов Владимир Владимирович
с. Эльгяй, 2017 г.
Пояснительная записка
Программа секции волейбола предусматривает проведение занятий в форме лекций, практических занятий и соревновательной практики.
На теоретических занятиях учащимся сообщаются основные сведения по истории развития волейбола, современному состоянию и перспективах развития игры, основам техники, тактики, основам спортивной тренировки по волейболу.
На практических занятиях учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр.
овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;
приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств, применительно к данному виду спорта.
На методических занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения. Составление учебно-методической документации и ведение судейской документации. Организация соревнований различного уровня.
Соревновательная практика проводится в целях формирования у учащихся профессиональных навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, овладения навыками судейства. Проводится контроль и проверка усвоения знаний.
Программа предусматривает изучение избранного вида спорта по следующим разделам:
Общие основы волейбола
Основы техники и тактики волейбола.
Методика обучения технике игры.
Методика обучения основам тактики игры.
Основы физической подготовки в волейболе.
В 1-2 годах обучения учащиеся изучают технику игры и методику обучения основным приемам игры. Знакомятся с организацией и проведением соревнований, правилами игры.
В 3-4 году изучаются более сложные приемы игры, индивидуальная тактика, воспитание физических качеств волейболиста. На практике осваиваются упражнения по общей и специальной физической подготовке.
На различных видах занятий применяются ТСО, видеофильмы, межпредметные связи. Учет усвояемости ведется в форме опроса и выполнения письменных заданий по пройденным темам. По окончании каждого текущего года учащиеся сдают практический норматив, предусмотренный программой.
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.
Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
доступностью игры для любого возраста;
возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
чувства коллективизма;
настойчивости, решительности, целеустремлённости;
внимания и быстроты мышления;
способности управлять своими эмоциями;
совершенствованию основных физических качеств.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.
В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Цели и задачи программы:
Цель: программа курса предусматривает изучение вопросов теории и методики преподавания волейбола, овладение техническими приемами и тактическими действиями, приобретение необходимых знаний и умений для самостоятельной работы преподавателя-тренера по волейболу с различным контингентом занимающихся.
Для решения этой целиобеспечиваются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
способствовать укреплению здоровья;
содействие гармоничному физическому развитию;
развитие двигательных способностей;
всестороннее воспитание двигательных качеств;
создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
2. Образовательные:
обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
обучить правильному выполнению упражнений.
3. Воспитательные:
выполнение сознательных двигательных действий;
любовь к спорту;
чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
воспитанию нравственных и волевых качеств;
привлечение учащихся к спорту;
устранение вредных привычек.
№
п\п
Наименование раздела
Количество часов
1 год
обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
Теоретических
Практических
Теоретических
Практических
Теоретических
Практических
Теоретических
Практических
1.
«Основы знаний»
17
17
17
17
2.
Изучение технике игры в волейбол
47
47
47
47
3.
Изучение тактики игры в волейбол:
38
38
38
38
Всего:
17
85
7
17
85
17
85
17
ИТОГО:
102
102
102
102
Тематический план группы 1-4 года обучения
3 часа в неделю (102 часа)
№
ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ
Количество занятий
Всего:
1
История развития волейбола
Общие основы волейбола
2
2 ч
2
Правила игры и методика судейства
2
2 ч
3
Техническая подготовка волейболистов
7
7 ч
4
Физическая подготовка
4
4 ч
5
Методика тренировки волейболистов
2
2 ч
Изучение технике игры в волейбол
Техника нападения:
6
стойки
1
1 ч
7
перемещения
2
2 ч
8
подачи
15
15 ч
9
передачи
14
14 ч
10
нападающие удары
5
5 ч
Техника защиты:
11
перемещения
3
3 ч
12
прием мяча
2
2 ч
13
блок
5
5 ч
Изучение тактики игры в волейбол:
Тактика нападения:
14
индивидуальные действия
3
3 ч
15
групповые действия
2
2 ч
16
командные действия
2
2 ч
Тактика защиты:
17
индивидуальные действия
11
11
18
групповые действия
12
12
19
командные действия
4
4
20
Игра по правилам с заданием
4
4
И т о г о:
102 ч
102 ч.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки в волейболе
№ норматива п/п
Контрольные нормативы
1-2 год обучения
3-4 год обучения
Оценка
н
с
в
н
с
в
1
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)
Юн.
12
14
16
12
14
16
Дев.
9
11
14
9
11
14
2
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра
(кол-во раз)
Юн.
10
12
14
10
12
14
Дев.
8
10
12
8
10
12
3
Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5–6 м (кол-во раз)
Юн.
17
20
25
17
20
25
Дев.
12
15
20
12
15
20
4
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку
Юн.
5
10
15
–
–
–
Дев.
3
6
10
–
–
–
5
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя
Юн.
2
3
4
3
4
5
Дев.
1
2
3
2
3
4
6
Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток
Юн.
3
4
5
3
4
5
Дев.
3
4
5
3
4
5
7
Нижние передачи над собой
Юн.
15
20
25
20
25
30
Дев.
10
15
20
15
20
25
8
Верхние передачи над собой
Юн.
15
20
25
20
25
30
Дев.
10
15
20
15
20
25
Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель;
Заключение
Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.
Поскольку выполнение отдельных игровых приемов волейбола не связано с проявлением больших усилий, с резкими движениями и статической работой, то эти приемы можно использовать для занятий в специальных учебных подгруппах.
По мнению медиков, выполнение передач мяча, подач и блокирований является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. В связи с этим занятия волейболом должны широко использоваться в работе со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Целесообразность занятий со спортивной направленностью подтверждена рядом экспериментальных педагогических и физиологических исследований. Поэтому, наряду с традиционными занятиями волейболом в группах ОФП, необходимо создавать специализированные группы по волейболу.
Литература
Основная:
Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001 (Правила соревнований)
Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002
Дополнительная:
Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962
Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учебное пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978
4. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич. материалы. – М., 1962.
Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1968
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979.