Рабочая программа по волейболу составлена на основе типовой программы (Железняк К.Д., Слупский Л.Н. , М.: Просвещение, 1989 г.), рекомендаций специалистов в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям. Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на 2 года, т.е. является развивающей. Она ориентирована на студентов 1-3 курсов, в связи с чем при подборе упражнений и нагрузок необходимо учитывать возрастные особенности и разный уровень подготовки студентов. Также волейбол является культивирующим видом спорта в колледже и нашего района. Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными , повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа секционной работы по волейболу »
«Утверждаю» Директор ГАОУ СПО «Кукморский аграрный колледж» ________________А.Х. Гатин
«_____»___________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ «ВОЛЕЙБОЛ»
(Спортивно-оздоровительное направление)
Составитель: Хисматов Алмаз Нургалиевич, преподаватель физической культуры I квалификационной категории Кукморского аграрного колледжа Кукморского муниципального района Республики Татарстан
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по волейболу составлена на основе типовой программы (Железняк К.Д., Слупский Л.Н. , М.: Просвещение, 1989 г.), рекомендаций специалистов в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям. Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на 2 года, т.е. является развивающей. Она ориентирована на студентов 1-3 курсов, в связи с чем при подборе упражнений и нагрузок необходимо учитывать возрастные особенности и разный уровень подготовки студентов. Также волейбол является культивирующим видом спорта в колледже и нашего района. Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги вдеятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными , повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Цели:
1. обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся;
2. гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения; 3. подготовка спортивных резервов в волейболе для сборной команды района, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.
Для решения этой цели ставятся задачи:
Обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
Способствовать укреплению здоровья;
Развивать двигательные способности;
Создавать надежную базу физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта.
Подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей,
7 . Преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
В наше время особое значение приобретают укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию занимающихся, обучение их жизненно важным двигательным умениям и навыкам. Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при современных подходах: систематичность, индивидуализация (изучение особенностей каждого занимающегося), метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, оптимальность и сбалансированность. Спортивные методы: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе. Разный уровень физических упражнений направлена на развитие функциональных особенностей организма, на формирование технических навыков и тактических умений. В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия.
Формы проведения и организации занятий: фронтальный, поточный, групповой, фронтально - групповой (сменный), индивидуальный, круговая тренировка. Также особенностью проведения секционных занятий по волейболу являются разновозрастность (с 15 по 20 лет) и разный уровень навыков (половина учащихся из школы, где не было спортзала стандартной разметкой и высоким потолком). Поэтому оптимальным способом занятий в первый год обучения, я считаю сочетание тренировки элементарных игровых навыков с теоретическими основами игры. Занятия проводятся в вечернее время с 19.00 до 20.45 минут. Место проведения спортзал «Олимп» Кукморского аграрного колледжа.
Программа рассчитана на 228 часов (6 часов в неделю 1 год) и 228 часов (2 год обучения). Всего 456 часов.
Условия реализации программы секции спортивных игр «волейбол»:
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спорт игр «волейбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства; 2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол; 3.Участие в спартакиаде МО и Н РТ среди учреждений СПО , формирование сборной команды колледжа для участия в районных, зональных соревнованиях по волейболу; 4.Выполнение начальных спортивных разрядов, апробация тестов ГТО. 5.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях;
6.Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт воспитанников от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в сельской местности, 7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию учащихся.
Примерные контрольные нормативы по физической подготовке для студентов от 15-20 лет.
№п/п
Возраст
Виды испытаний
15-16лет
17-18лет
19-20лет
1
Бег на 30 метров (сек.)
4,8-5,0
4,5-4,8
4,3-4,7
2
Бег на 100 метров (сек.)
14,2-14,4
13,6-13,8
13,3-13,6
3
Бег на 800 метров (сек.)
2,40-3,00
2,35-2,45
2,25-2,40
4
Метание гранаты (м)
30-35
40-45
42-48
5
Подтягивание (кол-во раз)
6-8
8-12
10-15
6
Вертикальный прыжок (см)
60-65
70-75
75-80
7
Челночный бег 6х5 м (сек.)
9,8-10,2
9,4-9,8
9,2-9,6
4. Тематический план.
№п/п
Разделы учебного материала
1 год
(кол-во часов)
2год
(кол-во часов)
Теорети-ческие занятия
Практи-ческие занятия
Всего часов
1
Теория
1.История развития волейбола в России
2. Правила игры в волейбол
3.Гигиенические знания и навыки техника безопасности на занятиях
СФП. Упражнения на развитие специальных физических качеств волейболиста
1.Обучение передачам и совершен-ствование верхних и нижних передач а) просто в прыжке и откидке б) на точность
2. Обучение и совершенствование
приема мяча а) прием подач, напа-дающих ударов б) прием мяча отскочившего от сетки
3. Обучение нападающему удару и совершенствование в них
а) прямой правой и левой рукой б) перевод влево с поворотом туловища в) перевод влево без поворота туловища г) со второй и с первой передачи д) с откидки е) при одиночном блокировании ж) при групповом блокировании
4.Отвлекающие действия и обманные приемы при нападающих ударах, передач, подачах..
5. Обучение одиночному блокиро-ванию и совершенствование в нем
6. Обучение групповому блокиро-ванию
50
10
12
15
5
4
4
60
8
15
20
8
5
4
15
2
2
3
3
3
2
95
16
25
32
10
6
6
4
Учебная игра
1.Совершенствование игровых навыков при двусторонней игре
2.Учебная игра с определенным заданием
3.Товарищеские игры с командами ближайших поселений
80
60
12
8
84
60
12
12
2
1
1
162
119
23
20
164
5
Обучение техническим приемам и тактическим действиям
1) со второй передачи через игрока 2,4,3 и выходящего из зоны 1
2) с первой передачи через игрока 4,2,3
3) обучение защите «углом вперед»и совершенствование в ней.
4) обучение защите «углом назад»и совершенствование в ней..
5) Учебно-тренировочные игры 6х6, 5х5, 4х4
27
5
5
6
6
5
27
3
3
4
4
13
4
1
1
1
1
50
7
7
9
9
18
54
6
Контрольные занятия. Сдача нормативов
9
9
1
8
18
всего
228
228
47
409
456
5. Кроме необходимых знаний по общим вопросам физической культуры и спорта студенты изучают теорию волейбола и методику обучения техническим приемам и тактическим действиям. Занимающиеся должны также уметь организовать и провести соревнования по волейболу, овладеть навыками судейства. Физическая подготовка слагается из общей и специальной подготовки. Между ними существует тесная связь . Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение молодых волейболистов разнообразными двигательными навыками. Средства ОФП подбираются с учетом возраста и специфики волейбола. Периодически для выполнения общеразвивающих упражнений целесообразно выделять отдельные занятия. В этом случае в подготовительной части даются упражнения и игры, хорошо известные занимающимся. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол. Одни упражнения развивают качества , необходимые для овладения техникой (укрепления кистей, увеличение их подвижности, скорости сокращения мышц, развитие мышц и ног и тд.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Ивойлов А. В., Железняк Ю. Д. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры. - M.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 c.
2. Железняк Ю. Д., Слупский Л. Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1989.-128с.
3. Ясутака Мацудайра, Анатолий Эйнгорн. Так побеждать. Размышления о волейболе бывших тренеров сборных команд Японии и СССР. Издательство: МП РИЦ Культ-информ-пресс Санкт-Питербург 1994.-207с.
4. Зедгинидзе В. И. Методические разработки по технике и методике начального обучения основным техническим приемам /№1-5, 8-12/, Ленинград, 1989г., 34с.
5. Фомин Е. В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов: Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК. – М.: ГЦОЛИФК,1986. – 41с.
6. Губенко Л. Я. Организация и проведение соревнований по волейболу М.: Физкультура и спорт, 1988. 112с.
7. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М. В., - М.: „Физкультура, образование, наука”, 2000г.,-369с.,ил.
8. Волейбол официальные правила ФИВБ 1999-2000г. под. ред. Ю. Б. Чесноков, С. В. Титова., 2012г, 38с.