Рабочая программа основного общего образования по физической культуре 8 класс
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре 8 класс
Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа (далее Программа) по физической культуре разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре, авторской программы «Комплексная программа физического воспитания » (авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич) и учебного плана школы на 2016/2017 учебный год.
В Программе отражено содержание национально-регионального компонента (НРК) по предмету физическая культура. Национальный региональный компонент представлен в разделе «Лыжная подготовка».
Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
В Программе базовые виды спорта представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
Место предмета в учебном плане.
Программа предназначена для обучающихся 8 классов и рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по физической культуре 8 класс»
14
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новочебоксарский кадетский лицей имени Героя Советского Союза
Кузнецова М.М.» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 5
От 01.06.2016 г.
Согласовано
зам. директора по УВР
______Н.Е. Дикина
Утверждаю
Директор МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»
________Ю.Ю. Бочарова
Приказ №№ 79-ОД от 29.08.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО физической культуре
8 КЛАСС
Настоящая Рабочая программа (далее Программа) по физической культуре разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре, авторской программы «Комплексная программа физического воспитания .8 класс» (авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич) и Учебного плана лицея на 2016/2017 учебный год.
Учебники:
Учебник «Физическая культура. 8 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. И.Лях.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015», допущено к использованию Приказом Минобрнауки Россииот 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год.
Учитель: Кирюшина Ирина Викторовна
Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа (далее Программа) по физической культуре разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре, авторской программы «Комплексная программа физического воспитания » (авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич) и учебного плана школы на 2016/2017 учебный год.
В Программе отражено содержание национально-регионального компонента (НРК) по предмету физическая культура. Национальный региональный компонент представлен в разделе «Лыжная подготовка».
Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
В Программе базовые виды спорта представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
Место предмета в учебном плане.
Программа предназначена для обучающихся 8 классов и рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю.
Содержательная часть и требования к усвоению содержания.
Основы физической культуры и здорового образа жизни
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка.
Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России.
Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.
Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.
Правила соревнований по одному из базовых видов спорта.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.
Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.
Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.
Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный икроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча.
Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.
Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе.
Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры.
Элементы техники национальных видов спорта.
№п/п
Вид программного материала
Кол-во часов
1
2
3
1
Базовая часть
78
1.1.
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2.
Кроссовая подготовка с элементами легкой атлетики
18
1.3.
Гимнастика
18
1.4.
Волейбол
22
1.5.
Лыжная подготовка (НРК).
20
2
Вариативная часть
27
2.1.
Баскетбол
12
2.2.
Легкая атлетика
15
Итого:
105
Требования к усвоению содержания. В результате изучения физической культуры ученик должен:
знать/понимать
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Национально-региональный компонент в рабочей программе представлен в разделе «лыжная подготовка». При прохождении программы по лыжной подготовке учащийся должен:
Знать:
- достижения выдающихся лыжников Советского Союза, России и Чувашии;
- тактические вопросы прохождения соревновательной дистанции;
- технику смазки лыж и ее влияние на результат;
- методику проведения самостоятельных занятий по лыжной подготовке;
- нагрузку и ее планирование, построение занятий разной направленности.
Двигательные умения и навыки:
- переходы с одного лыжного хода на другой;
- попеременный четырехшажный ход и его использование при прохождении трассы;
- свободный ход;
- повороты на лыжах при спусках «плугом», «упором»;
- преодоление препятствий на лыжах;
- торможение боковым соскальзыванием;
- переходы из поворотов в торможение и наоборот;
- прохождение дистанции с переходом с одного лыжного хода на другой, варьирование скорости в зависимости от рельефа местности и условий скольжения.
Развитие физических качеств:
- силовые: передвижение на лыжах за счет работы рук с отталкиванием одной ногой;
- выносливость: передвижение с равномерной скоростью, в режиме большой интенсивности, с равномерной скоростью и в режиме умеренной интенсивности;
- скоростно-силовые: передвижение с максимальной скоростью на отрезках дистанции, подъемы в горки различной крутизны и др.;
- ловкость: различные способы поворотов на лыжах, спуски по неровному склону, различные подвижные игры на лыжах, эстафеты и др.
Оценочные данные двигательной подготовленности учащихся 8 классов
№
Контрольные упражнения
Нормативы
мальчики
девочки
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1
6-и минутный бег
14.00
12.90
10.90
9.80
8.90
8.00
2
Бег 60 м (сек)
8.8
9.7
10.5
9.7
10.2
10.7
3
Бег 2000 м (мин,с)
10.00
10.40
11.40
11.00
12.40
13.50
4
Бег 3000 м
без учета времени
5
Прыжок в длину с разбега (см)
410
370
310
360
310
260
6
Прыжок в высоту
130
120
105
115
105
95
7
Метание мяча 150 гр. (м)
42
37
28
27
12
17
8
Подтягивание на высокой перекладине из виса
9
7
6
-
-
-
9
Поднимание туловища из положения лежа на спине
-
-
-
15
10
6
10
Бег на лыжах 3 км (мин)
17.30
18.30
19.30
19.30
20.30
22.30
11
Бег на лыжах 5 км
12
Плавание (мин,с)
50
(0.47)
50
(б/в)
25
(б/в)
50
(1.06)
50
(б/в)
25
(б/в)
13
Лазание по канату без помощи ног
2.50
2.30
2.00
-
-
-
14
Поднимание прямых ног до угла 90ºв висе на гимнастической стенке (кол-во раз)
-
-
-
6
5
4
15
Удержание угла в упоре на брусьях (сек)
5
4
3
-
-
-
16
Челночный бег 3х9 м (сек)
10.0
10.4
10.8
10.6
11.0
11.5
17
Прыжки через скакалку за 1 мин
110
105
100
125
80
50
18
Метание набивного мяча 1 кг
565
435
360
500
415
365
19
Прыжок в длину с места
185
158
141
178
155
142
20
Наклон вперед из положения сидя
10.0
9.0
6.0
16.0
12.0
8.0
Тематическое планирование 8 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Примечание
Раздел 1: легкая атлетика - 18 ч
1
Инструктаж по ТБ. Развитие скоростных качеств
1
2
Низкий старт 30-40м.
1
3
Низкий старт, стартовый разгон
1
4
Бег на результат 60м.
1
5
Бег 1500 м. Метание мяча в цель
1
6
Метание мяча на дальность
1
7
Бег 1000 м. Метание мяча
1
8
Специальные беговые упражнения
1
9
Метание теннисного мяча с 4-5 шагов разбега
1
10
Бег1500 м. Метание теннисного мяча на дальность.
1
11
Бег 2000 м на результат.
1
12
Челночный бег 4х10
1
13
Челночный бег 5х10
1
14
Прыжок в длину с места на результат.
1
15
Челночный бег 6х10.
1
16
Разбег с выполнением 3-х последних шагов
1
17
Прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега.
1
18
Специальные прыжковые упражнения
1
Раздел 2: Гимнастика - 18 ч
1
Правила ТБ на уроках гимнастики. Правила страховки во время выполнения упражнений. Строевые упражнения
1
2
Висы. Строевые упражнения. Упражнения на гимнастической скамейке.
1
3
Подъём переворотом. Подтягивание в висе.
1
4
Выполнение подъёма переворота на технику. Подтягивание в висе.
1
5
Развитие скоростно-силовых качеств.
1
6
Акробатические упражнения
1
7
Акробатические упражнения1
1
8
Тест на гибкость на результат
1
9
Кувырок назад, стойка «ноги врозь» (мальчики). Мост и поворот в упор на одном колене (девочки).
1
10
Кувырок назад и вперёд, длинный кувырок
1
11
Кувырок назад, стойка «ноги врозь». Длинный кувырок, стойка на голове (мальчики). Мост и поворот на одном колене (девочки).
1
12
Длинный кувырок, стойка на голове (мальчики). Мост и поворот на одном колене (девочки).
1
13
Комплекс акробатической комбинации из6-7 элементов
1
14
Поднимание туловища из положения, лежа 30 сек (норматив)
1
15
Комплекс акробатических упражнений
1
16
Прыжки через скакалку (норматив)
1
17
Закрепление комплекса упражнений на матах
1
18
Совершенствование изученных упражнений из раздела
1
Раздел 3: Спортивные игры. Волейбол - 22 ч
1
Т.Б. на уроках. Чередование способов перемещения: лицом, боком спиной вперед.
1
2
Комплекс упражнений с мячами
1
3
Комплекс упражнений с мячами. Игра волейбол
1
4
Совершенствовать технику приема мяча с подачи. Игра волейбол
1
5
Развитие координационных качеств.
1
6
Верхняя передача мяча сверху двумя руками через сетку.
1
7
Выход на мяч, летящий в сторону. Учебная игра
1
8
Комплекс упражнений с мячами. Игра 3х3
1
9
Совершенствование верхнего и нижнего приема мяча.
1
10
Совершенствование нижней прямой подачи мяча из-за лицевой линии.
1
11
Сочетание верхней передачи и нижнего приема мяча над собой.
1
12
Нижняя прямая подача мяча в определенные квадраты из-за лицевой линии.
1
13
Совершенствование техники нижней прямой подачи мяча, работы рук и ног
1
14
Верхняя передача мяча двумя руками через сетку. Учебная игра
1
15
Верхняя подача мяча. Учебная игра.
1
16
Совершенствование верхней подачи мяча, отбивание мяча кулаком через сетку.
1
17
Совершенствование техники выполнения приема мяча с подачи.
1
18
Верхняя подача мяча. Нижний прием мяча. Учебная игра
1
19
Совершенствование техники выполнения приема мяча с подачи. Учебная игра
1
20
Совершенствование верхней подачи в игре. Учебная игра
1
21
Сочетание верхней передачи и нижнего приема мяча над собой. Учебная игра.
1
22
Совершенствование изученных навыков игры волейбол
1
Раздел 4: Лыжная подготовка - 20 ч
1
Т.Б. и правила поведения на уроках лыжной подготовки. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода.
1
2
Движение маховой ноги в скользящем шаге и попеременном двухшажном ходе.
1
3
Подседание и разгибание ноги при отталкивании в одновременном одношажном ходе.
1
4
Согласованные движения рук и ног в одновременном двухшажном ходе.
1
5
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода.
1
6
Согласованные движения рук и ног в коньковом ходе на лыжне под уклон.
1
7
Разгибание руки и движение её за бедро при отталкивании в попеременном двухшажном ходе.
1
8
Совершенствование техники выполнения конькового хода.
1
9
Совершенствование техники отталкивания и переноса тяжести тела на носки при одновременных ходах.
1
10
Совершенствование техники выполнения конькового хода. 2 км на скорость
1
11
Совершенствование техники лыжных ходов.
1
12
Отталкивание и работа туловища при одновременном одношажном ходе.
1
13
Совершенствование выполнения техники конькового хода.
1
14
Совершенствование техники выполнения конькового хода. Передвижение на лыжах до 4,0 км
1
15
Коньковый ход.
1
16
Прохождение дистанции 3,0 км на время.
1
17
Совершенствование техники подъема в гору скользящим шагом.
1
18
Спуск с горы в основной стойке. Поворот упором.
1
19
Совершенствование техники выполнения поворота упором.
1
20
Совершенствование техники изученных элементов по разделу.
1
Раздел 5: Спортивные игры. Баскетбол - 12 ч
1
Т.Б. на уроках. Сочетание приёмов передвижений и остановок игрока
1
2
Ведение мяча с сопротивлением на месте.
1
3
Бросок двумя руками от головы с места, с сопротивлением
1
4
Ведение мяча с сопротивлением. Бросок одной рукой от плеча с места.
1
5
Передачи мяча разными способами в движении парами, с сопротивлением. Личная защита
1
6
Передачи мяча разными способами в тройках с сопротивлением.