Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу адаптированная «Физическая культура» для 8а класса разработана в соответствии:
- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 6-9классы. - М.: Просвещение, 2012 год);
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012) и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 5—9 классы» (М.: Просвещение).2014.
Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ОВЗ, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ОВЗ
Цель программы:
-Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности
-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
Развитие пространственно-временной дифференцировки.
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся: 1. Создание мотивации; 2. Согласованность активной работы и отдыха; 3. Непрерывность процесса; 4. Необходимость поощрения; 5. Социальная направленность занятий; 6. Активизации нарушенных функций; 7. Сотрудничество с родителями; 8. Воспитательная работа. Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. Формами подведения итогов реализации программы являются: - включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; - проверка выполнения отдельных упражнений; - выполнение установленных для каждого индивидуально заданий. Средства, используемые при реализации программы:
физические упражнения;
корригирующие упражнения;
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
наглядные средства обучения.
Остановимся на некоторых из них:
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
выполнение движения в облегчённых условиях;
выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);
использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),
использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),
использование имитационных упражнений,
подражательные упражнения,
использование при ходьбе, беге лидера,
использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,
использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),
изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),
изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),
изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,
изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд; Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий.
Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения урока по адаптированной физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов, в том числе:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»(с изм., Федеральными законами от 04.06.2014 г.№ 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г.№253«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобр науки России от 08.06.2015 г.№ 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.№ 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в МинюстеРоссии 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85,Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) //http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) //http://www.consultant.ru/; http://www.garant.rLi/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций ,осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987) // htlp://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014)«Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014г. № 01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на
2014-2015 учебный год»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской област и от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Методическое письмо МО и Н Челябинской области « Об особенностях преподавания учебного предмета физическая культура в 2016- 2017 учебном году»
-Об организации специального (коррекционного) образования в школе в 2016-2017 учебном году №6 ОД от 01.09.2016 года.
Место учебного курса в учебном плане
-Школьный учебный план на 2016-2017 учебный год.
2.Требования к уровню подготовки обучающих
Программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
На каждом уроке обучение основным двигательным навыкам и умениям сочетается с развитием физических качеств.
Одно из ведущих требований к уроку физической культуры —двигательная активность, динамичность, эмоциональность в сочетании с общеобразовательной направленностью. Достижению этого способствует творческий подход учителя к применению различных форм обучения играм, физическим упражнениям, к использованию методов и средств, стимулирующих активность и интерес учащихся: музыкального сопровождения, тренажеров, широкого спортивного инвентаря, работа с карточками, игры по станциям и т. д.
На уроках необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся с ОВЗ. Для этого необходимо знать данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений, учитывать уровень физического развития, физической подготовленности школьников.
Оценка по предмету «физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися знаний по физической культуре и техникой двигательных действий, а также от результатов выполнения учебных нормативов.
При оценке успеваемости принимается во внимание принадлежность детей к разным медицинским группам, особенности конституции тела, уровень физического развития, последствия заболеваний и др.
При проведении занятий необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы мест занятий.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:
Знать/понимать
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
способы закаливания организма и основные приемы само массажа;
уметь
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в мета предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
В соответствии со структурой двигательной деятельности предмет включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности» (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально- мотивационный компонент деятельности).
3.Содержание учебного предмета
8 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры
Физическая культура в современном обществе.
Физическая культура (основные понятия)
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Физическая культура человека
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятийфизической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Планирование занятий физической культурой
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Легкая атлетика (22 часов)
Беговые упражнения:
низкий старт до 30 м;
- от 70 до 80 м;
- до 70 м.
- бег на результат 60 м;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе от 20 минут;
- кроссовый бег; бег на 2000м (мальчики) и 1500 м (девочки).
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
- прыжок в длину с 11-13 шаговразбега способом «согнув ноги»;
- прыжок в высоту с 7-9 шаговразбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
- метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) (девушки с расстояния 12-14 м, юноши - до 16 м)
- метание малого мяча на дальность;
- броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры (27 часов)
Баскетбол
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
-броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м;
- то же с пассивным противодействием;
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- передача мяча над собой, во встречных колоннах.
-отбивание кулаком через сетку.
- игра по упрощенным правилам волейбола.
Гимнастика с основами акробатики (18 час)
Организующие команды и приемы:
- построение и перестроение на месте;
-команда "Прямо!";
-повороты в движении направо, налево.
Акробатические упражнения и комбинации:
Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках.
Акробатическая комбинация: и.п.: основная стойка. Упор присев - кувырок назад в упор стоя ноги врозь - стойка на голове и руках - кувырок вперед со стойки - длинный кувырок вперед - встать, руки в стороны.
Девочки: "мост" и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад.
Акробатическая комбинация: Равновесие на одной (ласточка) - два кувырка слитно - кувырок назад - мост из положения стоя или лёжа - поворот на 180 ° в упор присев - перекат назад - стойка на лопатках - переворот назад в полушпагат через плечо - упор присев - прыжок вверх с поворотом на 360 °
Ритмическая гимнастика (девочки)
- стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Мальчики: прыжок согнув ноги(козел в длину, высота 115см).
Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см).
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
- передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине(мальчики)
Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъём махом назад в сед ноги врозь; подъём завесом вне.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях
Мальчики: из упора на предплечьях - подъём махом вперед в сед ноги врозь - перемах внутрь - соскок махом назад.
Девочки:
- из виса стоя на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь - махом одной и толчком другой ноги переворот в упор на нижнюю жердь - махом назад соскок с поворотом на 90 °
Размахивание изгибами в висе на верхней жерди - вис лёжа на нижней жерди - сед боком соскок с поворотом на 90 °
Элементы единоборства 9 часов
Лыжная подготовка (лыжные гонки) (24 часов)
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот "плугом". Прохождение дистанции 4,5 км. Игры "Гонки с выбыванием", "Как по часам", "Биатлон"
.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 8 КЛАССА
п/№
Вид программного материала
Кол-во
часов
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
1
Основы знаний
В процессе урока
2
Легкая атлетика
24
12
12
3
Спортивные иргы
27
15
12
4
Гимнастика с элементами акробатики
18
18
5
Элементы единоборств
9
3
6
6
Лыжная подготовка
24
24
Всего часов:
102
27
21
30
24
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п№
№ урока
Тема урока
Вид контроля
Обязательный минимум содержания образования
сроки
По плану
корректировка
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (12 часов)
1
1
Правила безопасности на уроках л/а. Эстафетный бег
Устный опрос
Физическое развитие человека
2
2
Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств
текущий
Беговые упражнения
3
3
Бег по дистанции 70-80 метров. Финиширование.
Инд. контроль
Беговые упражнения
4
4
Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов
Корректировка техники
Прыжковые упражнения
5
5
Метание 150г мяча на дальность с 5-6 шагов
текущий
Метание малого мяча
6
6
Прыжок в длину на результат. Техника выполнения метания мяча с разбега
Упражнения в равновесии (д); Стойки и передвижение в стойке (м)
текущий
Упражнение на гимнастическом бревне
47
20
Упражнения в равновесии (д); освобождение от захватов (м)
Упражнение на гимнастическом бревне
48
21
Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м)
текущий
Упражнение на гимнастическом бревне
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА И
ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОБОРСТВ (24 часа,6 часа)
49
1
Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой.
Устный опрос
Техника безопасности
50
2
Скользящий шаг без палок и с палками
текущий
Освоение техники скользящего шага
51
3
Попеременный двухшажный ход
текущий
Освоение техники попеременного шага
52
4
Повороты переступанием в движении
текущий
Освоение техники поворотов в движении
53
5
Подъем в гору скользящим шагом
текущий
Освоение техники подъема в гору
54
6
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)
Корректировка техники
Освоение техники одновременного хода
55
7
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)
текущий
Освоение техники одновременного хода
56
8
Подъем «полуелочкой»
Коньковый ход
текущий
Освоение техники конькового хода
57
9
Торможение и поворот упором
текущий
Торможение
58
10
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы
текущий
59
11
Одновременные ходы
Попеременный двухшажный ход
Инд. контроль
Освоение техники лыжных ходов
60
12
Спуски и повороты. Коньковый ход.
Корректировка техники
Техника спуска и поворота
61
13
Прохождение дистанции до 4,5км
Торможение и поворот упором .
Инд. контроль
Применение изученных ходов на дистанции
62
14
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Развивать скоростную выносливость.
текущий
Освоение техники одновременного хода
63
15
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)
текущий
Развитие выносливости
64
16
Коньковый ход. Эстафеты
текущий
Техника конькового хода
65
17
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы
текущий
Развитие силовых способностей
66
18
Попеременный двухшажный ход Прохождение дистанции до 4,5км.
текущий
Освоение техники лыжных ходов
67
19
Коньковый ход.
текущий
Освоение техники конькового хода
68
20
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)
Корректировка техники
Развитие координоции
69
21
Торможение и поворот упором
текущий
Освоение техники торможения
70
22
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)
текущий
Освоение стартовтго варианта
71
23
Совершенствовать лыжные ходы на дистанции 4км.
текущий
Применение лыжных ходов на дистанции
72
24
Коньковый ход
Прохождение дистанции до 4,5 км
Инд. контроль
Применение конькового хода на дистанции
73
25
Элементы единоборств.
текущий
Развитие гибкости
74
26
Стойки и передвижение в стойке.
текущий
Развитие силы
75
27
Захваты рук и туловища.
текущий
Развитие координации
76
28
Игра «Выталкивание из круга»
текущий
77
29
Борьба за предмет(м), акробатика (д)
Корректировка техники
Акробатические упражнения
78
30
Игра «Перетягивание в парах»
текущий
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ(12 часов)
79
1
Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока.
Устный опрос
Освоение техники ведения мяча
80
2
Передачи мяча в тройках с перемещением
текущий
Освоение передачи мяча
81
3
Броски мяча после ведения.
текущий
Освоение техники броска мяча
82
4
Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4.
текущий
Освоение тактики игры
83
5
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон».
Корректировка техники
Овладение игрой и комплексное развитие
84
6
Учебная игра в баскетбол.
текущий
Освоение тактикой игры
85
7
Передачи мяча во встречных колоннах.
текущий
Закрепление передачи
86
8
Прием мяча снизу после подачи.
текущий
Закрепление техники владения мячом
87
9
Отбивание мяча кулаком через сетку.
Корректировка техники
Знание о спортивной игре
88
10
Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах.
текущий
Самостоятельные занятия
89
11
Верхняя передача сверху на месте и с перемещением.
текущий
90
12
Игра по упрощенным правилам.
текущий
Освоение тактикой игры
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (12 часов)
91
1
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.
Устный опрос
Техника безопасности
92
2
Бег 30 м, 100м.
Медленный бег 6мин.
текущий
Беговые упражнения
93
3
Разучить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин.
Корректировка техники
Прыжковые упражнения
94
4
Закрепить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин.
текущий
Прыжковые упражнения
95
5
Совершенствовать прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов.
текущий
Прыжковые упражнения
96
6
Упражнения в парах на сопротивление. Старты. Бег - 60м - учет.
текущий
Беговые упражнения
97
7
Метание мяча на дальность с 4-5 шагов.
Медленный бег 6мин.
текущий
Метание мяча
98
8
Совершенствовать метание мяча на дальность с 4-5 шагов разбега.
Инд. контроль
Развитие координации
99
9
Учёт по прыжкам в длину с разбега. Беговые и прыжковые упражнения.
Инд. контроль
Прыжковые упражнения
100
10
Бег 2000 м (ю); 1500м (д).
текущий
Беговые упражнения
101
11
Учёт по метанию мяча на дальность. Километры здоровья. Тестирование. Подведение итогов за год.
Инд. контроль
Метательные упражнения
102
12
Метание теннисного мяча на дальность отскока от стены
текущий
Метательные упражнения
5. учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев); К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
Необходимое количество
Примечание
Основная школа
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Д
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) М., Просвещение, 2010, 61 с
Д
1.3
Авторские рабочие программы по физической культуре
Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы, В.И. Лях, А.А. Зданевич.
Учебник «Физическая культура 5-7 классы», В.И. Лях, А.А. Зданевич, М., Просвещение, 2014.
Учебник «Физическая культура 8-9 классы», В.И. Лях, А.А. Зданевич, М., Просвещение, 2014
Д
1.4
Учебник по физической культуре
Г
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
1.5
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению
Д
В составе библиотечного фонда
1.6
Методические издания по физической культуре для учителей
Д
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»
2
Демонстрационные печатные пособия
2.1
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
Д
2.2
Плакаты методические
Д
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
3
Экранно-звуковые пособия
3.1
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Д
4
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
4.1
Щит баскетбольный игровой
Д
4.3
Стенка гимнастическая
Г
4.5
Скамейки гимнастические
Г
4.8
Бревно гимнастическое
Д
Д
Д
Г
4.12
Комплект матов гимнастических
Г
4.13
Перекладина навесная универсальная
Д
4.14
Набор для подвижных игр
К
4.15
Аптечка медицинская
Д
4.17
Стол для настольного тенниса
Д
4.18
Комплект для настольного тенниса
Г
4.19
Мячи футбольные
Г
4.20
Мячи баскетбольные
Г
4.21
Мячи волейбольные
Г
4.22
Сетка волейбольная
Д
5
Спортивные залы (кабинеты)
5.1
Спортивный зал игровой (гимнастический)
С раздевалками для мальчиков и девочек
5.2
Кабинет учителя
Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
5.3
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
Включает в себя стеллажи, контейнеры
6
Пришкольный стадион (площадка)
6.1
Легкоатлетическая дорожка
Д
6.3
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Д
6.4
Гимнастический городок
Д
6.5
Полоса препятствий
Д
6.6
Лыжная трасса
Д
6.Характеристика контрольно-измерительных материалов
Передача сверху: над собой, длинные, короткие, средние, из зоны в зону, высокие, низкие, спиной к партнеру, к сетке.
Прием: двумя руками снизу над собой, двумя руками сверху после подачи, двумя руками снизу от сетки, одной рукой от сетки.
Подача: нижняя и верхняя прямые подачи.
Блокирование: одиночное, групповое.
Страховка.
8 кл
Контрольные
Показатели
упражнения
мальчики
девочки
5
4
3
5
4
3
Бег 20 м с высокого
3.7
3.9
4.1
3.9
4.1
4.3
старта (с)
Бег 60 м (с)
8.8
9.7
10.5
9.7
10.2
10.8
Челночный бег 6*10 м
16.2
17.2
18.2
17.7
18.9
20.1
Отжимание в упоре
7-8
6
4-5
--
--
--
лежа
, Отжимание в упоре
--
--
--
15
12
9
лежа на бедрах
Бег на лыжах (2 км)
18.00
19.00
20.00
20.00
21.00
23.00
Кросс 2000 м
--
--
--
12.30
13.30
14.30
3000 м
16.30
17.30
18.30
--
--
--
Шестиминутный бег
1450
1250
1050
1250
1050
850
(м)
7.Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Региональный компонент по предмету «Физическая культура» в 8 классе при учебной нагрузке 3 часа в неделю, 10 часов в год – 10% от количества часов программы.
№ п.п
Раздел, тема урока
Содержание учебного материала, учитывающего национальные региональные и этнокультурные особенности.
1
Легкая атлетика. СДЮСШОР №1 по легкой атлетике г. Копейска. Знаменитые легкоатлеты г. Копейска
Презентация. История школы №1 по легкой атлетики
2
Спартакиада школьников в городе Копейске (виды спорта, участие, результаты)
Итоги сводного протокола.
3
Спортивные сооружения города Копейска, города Челябинска
Сообщение учеников
4
ДЮСШ №4 по футболу, настольному теннису
История школы
5
Участники летней всероссийской спартакиады школьников г. Копейска
Данные из спортивных школ города Копейска
6
ДЮСШ№7 по шахматам, волейболу в п. Октябрьском
История школы
7
Лыжные базы, катки города Копейска. Популярные зимние виды спорта на Урале.
Презентация
8
С.Ишмуратова- биатлон. Зимние виды спорта, популярные в городе Копейске.