Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса для детей с ОВЗ. Автор Баранов М.Т.»
Тема ресурса: «Рабочая программа по русскому языку для 9 класса для детей с ОВЗ. Автор Баранов М.Т.»
Возрастная категория: 9 класс
Предметная область: русский язык
Сведения об авторе: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 города Рыбинска Соловьева Л.Н.
Планируемые результаты
освоения курса русского языка в 9 классе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Ученик научится:
• основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность:
• различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
II. Содержание учебного предмета
Повторение изученного в 5-8 классах
Международное значение русского языка.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение
Текст. Основные стили текста.
Сложное предложение и его признаки.
Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные группы ССП.
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Рецензия.
Интонация сложносочиненного предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия).
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Синонимика союзных предложений.
Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений.
Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Реферат.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕС РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в нем.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Авторские знаки препинания.
Общие сведения о языке
Понятие о языке.
Работа со словарями.
Роль языка в жизни общества.
Язык как развивающееся явление.
Роль старославянского языка в развитии русского.
Значение письменности: русская письменность.
Видные ученые-русисты.
Русский литературный язык и его стили.
Систематизация изученного в 9 классе.
Систематизация знаний о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении.
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП
2
Проверочная работа
72,73
БСП со значением противопоставления, времени. Тире в БСП
2
Индивидуальный тестовый контроль
74,75
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП
2
Индивидуальный контроль
76.
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного
1
Индивидуальный тестовый контроль
77.
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1
Индивидуальный контроль
78.
Р.Р. Сжатое изложение
1
Индивидуальный контроль
79.
Работа над ошибками диктанта и изложения
1
80.
Р.Р. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему
1
Сложные предложения с различными видами связи - 8 часов (из них 1 час развития речи)
81,82.
Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП
2
Фронтальный опрос, выборочная проверка,
индивидуальный опрос
83.
Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
1
84.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
1
Выборочная проверка
85.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
1
Самостоятельная работа
86,87.
Контрольное изложение в форме ОГЭ
2
Индивидуальный контроль
88.
Р.Р. Публичная речь
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах - 14 часов (из них 3 часа развития речи)
89.
Повторение и закрепление изученного в 5-9 кл.
1
90.
Повторение. Текст. Признаки текста. Работа с текстами.
1
Индивидуальный контроль
91.
Конспект и тезисный план статьи
1
Индивидуальный опрос
92.
Р.Р.Сочинение-рассуждение по тексту
1
Индивидуальный контроль
93.
Повторение. Фонетика и графика
2
Фронтальный опрос, выборочная проверка
94.
Повторение. Лексикология и фразеология
1
Проверочная работа, индивидуальный контроль
95.
Повторение. Морфемика. Словообразование.
1
Тестовый контроль
96.
Повторение. Морфология
1
97.
Повторение. Синтаксис
1
Графический диктант
98, 99.
Р.Р. Итоговое изложение в форме ОГЭ
2
Индивидуальный контроль
100.
Анализ, редактирование изложений
1
101
Орфография. Пунктуация.
1
102.
Проект. Видные учёные-русисты
1
Защита проектов
Приложение II
Литература для учителя
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2001.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2003.
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2006.
Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/ Т. Ю. Угроватова. – М.: Просвещение, 2005.
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. – М.: Просвещение, 2005.
Голуб И. Б. Основы культуры речи/ И. Б. Голуб. – М.: Просвещение, 2005.
Ресурсы Интернета
Официальный сайт ИД «Первое сентября» : www.1september.ru
Интернет-портал «Про школу» : www.proshkolu.ru
Социальная сеть работников образования : www.nsportal.ru
Приложение III
Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках русского языка
Задачи адаптации детей с ОВЗ в развитии к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждают искать иные пути обучения и воспитания, приводят к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети с особыми образовательными потребностями, для каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения построен на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Педагогика открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Данная рабочая программа предусматривает наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения больных детей. Каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний – умений - навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Для организации эффективной учебной работы с детьми с ОВЗ предусмотрен личностно-ориентированный подход, который реализуется через внедрение современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии (система мер по охране и укреплению здоровья учащихся: динамические паузы, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз); педагогику сотрудничества (работа в парах, группах); компетентностно – ориентированное обучениие (индивидуальный и дифференцированный подход, разноуровневые задания); метод проектов.
Метод проектов позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся. В основе проектной работы лежит развитие познавательно-творческих интересов учащихся, развитие критического мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методомобучения); ИКТ-технологии - применение их в учебной деятельности позволяет разнообразить формы и виды работ с обучающимися с ОВЗ, активизировать их внимание.
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Компьютер значительно расширяет возможности учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ-технологий в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения, позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствуют формированию у учащихся рефлексии, а также наглядно представить результат своих действий.
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы для детей с ОВЗ, компьютерные технологии применяются на всех этапах обучения. Используется иллюстративный и наглядный материал, тренажеры, опорные схемы, таблицы, тренинги, презентации, тестирование при изложении нового материала, в закреплении изученного материала, в системе контроля умений и навыков учащихся, при повторении и систематизации знаний учащихся, при самостоятельной работе. Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы и активизировать деятельность учащихся, их внимание, повысить качество усвоения материала, наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Вместе с тем, ИКТ помогают организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки работы с компьютерными программами. Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяют формировать ключевые компетенции учащихся с ОВЗ, повышает их творческий потенциал.
Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
На уроках русского языка компьютерные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов повышают интерес к уроку.