Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 1 класса »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенска РБ
Рассмотрено на заседании кафедры «Здоровье»
Руководитель _______/ Т.Н. Овечкина /
Протокол №________
«___» ____________ 2014 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________ / О.Б. Кочергина/
«___» ____________2014 г.
Утверждаю
Директор
МОБУ СОШ №5
________/ Т.Н. Кузнецова/
Приказ №________
«___» __________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 1 класса
срок реализации данной программы 2014-2015 учебный год
разработана на основе авторской программы В. И. Ляха, А. А. Зданевича
«Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Составитель: Немцева Гульшат Финасовна
Год составления программы: 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Устав МОБУ СОШ №5
Основная образовательная программа НОО МОБУ СОШ №5.
В. И. Лях, А. А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Учебный план МОБУ СОШ №5
Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Цели и задачи
Цель изучения предмета:
- формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
1. укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
2. совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
3. формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом
развитии и физической подготовленности;
4. развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
5. обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями .
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 405 ч, из них в 1 классе 99 ч (3 ч в неделю, 33 учебные недели), по 102 ч во 2, 3 и 4 классах (3 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Общая характеристика учебного предмета
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Сведения о примерной программе по физической культуре
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиями в соответствии с комплексной программой физического воспитания 1 -11 класс, авторы Лях В. И., Зданевич А. А., Москва,
«Просвещение», 2011г.
Педагогические технологии, средства обучения
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии на уроках физической культуры дают возможности повысить интерес к предмету, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответсвенности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.
В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы.
Личностно-ориентированные технологии – метод проектов, как наиболее перспективная педагогическая технология, которая позволяет раскрыть творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, выделять главное, брать ответственность на себя и принимать решения; позволяет интегрировать в себе обучение в сотрудничестве, групповые методы, рефлексивные.
Информационные технологии - в настоящее время учитель физической культуры сталкивается с проблемой снижения уровня двигательной активности, познавательной деятельности учащихся на уроке, да и просто нежеланием учится. Один из способов развития двигательной активности и познавательной деятельности учащихся – это применение видеофильмов, мультимедиа технологий, компьютера
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, оздоровительные силы природной среды гигиенические факторы.
Физические упражнения – это двигательные действия, при выполнении которых решаются задачи физического воспитания.
Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы (солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды и пр.) служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.
Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Основное содержание учебного курса 1 класс
№
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
класс
1
1.
Базовая часть
97
1.1.
Основы знаний о физической культуре
11
1.2.
Легкая атлетика
31
1.3.
Гимнастика с основами акробатики
24
1.4.
Лыжная подготовка
21
Спортивные и подвижные игры
10
2.
Вариативная часть
2
Подвижные игры с элементами баскетбола
2
итого
99
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации,: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90 градусов; опускание в упор стоя на колене.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика
Бег с изменеием длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени. Бег из различных и.п. с максимальной скоростью до 60 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание», «согну ноги». Прыжки на заданную длину по ориентирам. Метание теннисного мяча с места на точность, на дальность; в горизонтальную и вертикальную цель. Низкий старт.
Лыжная подготовка
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции. Спуски с пологих склонов. Торможение «плугом» и упором. Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой и «елочкой». Прохождение дистанции до 2,5 км.»
Подвижные игры
На закрепление и совершенствование навыков бега : «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты».
На закрепление и совершенствование навыков в прыжках : «Прыжки по полоскам», «Волк во рву», «Удочка».
На закрепление и совершенствование навыков метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей: «Кто дальше бросит, «Точный расчет», «Метко в цель».
На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча- ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски по воротам и в цель, удары по воротам в футболе.
На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча: «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу».
На комплексное развитие координационных способностей: «Борьба за мяч», «Перестрелка», «мини-баскетбол», варианты игры в футбол.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: Овладение техникой передвижения и стоек Передача мяча сверху двумя руками. Прием мяча снизу двумя руками. Игра «Пионербол», «Мяч в воздухе».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— знать истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
· уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
· демонстрировать уровень физической подготовленности
Уметь:
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях:правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-6 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180º - 360º; совершать опорные прыжки на горку с гимнастических матов, коня, козла; проплывать 25 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90º и 180º, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд (ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук поля.
В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч", "Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности:осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углублённому изучению одного или нескольких видов спорта), развивает и определяет учитель.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
Календарно-тематическое планирование
1класс
№
урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Вид контроля
Входной (В),
тематический (Т),
итоговый (И)
Примечание
1четверть (27часов)
Раздел 1
Легкая атлетика -13часов
Освоить навыки бега, прыжков.
Развить скоростные и координационные способности.
Совершенствовать технику метания.
1
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики. Обучение построению в колонну, шеренгу.
2
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение поворотов на месте по команде. Обучение видам ходьбы и бега.
Выполнение поворотов на месте по команде
3
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Закрепление построения в колонну, шеренгу
Обучение техники прыжка в длину с места.
Повторить прыжки в длину с место.
4
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники прыжка в длину с места.
5
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение техники челночного бега 3Х10. Повторение техники прыжка в длину сместа.
Тренировка выносливости в беге в медленном темпе.
6
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование строевых упражнений.
Повторение техники челночного бега 3х10 м.
7
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение строевых упражнений. Совершенствование техники челночного бега 3х10 м
Повторить строевые упражнения.
8
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование строевых упражнений.
Совершенствование техники прыжка в длину с места.
9
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование строевых упражнений.
Отработка техники бега и прыжков через скакалку.
Выполнение прыжков через скакалку
10
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Развитие выносливости в беге до 3 мин.
Тренировка выносливости в беге в медленном темпе.
11
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение технике метания малого мяча в вертикальную цель. Развитие ловкости в подвижной игре «Мячик к верху».
Повторение техники метания малого мяча в вертикальную цель.
12
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение техники метания малого мяча в вертикальную цель. Развитие выносливости в беге до 4 мин.
Тренировка выносливости в беге в медленном темпе
13
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники метания малого мяча в вертикальную цель.
Раздел 2.
Спортивные игры (14 часов)
Овладеть умениями в ловле, передаче и бросках в баскетболе.
Научить ведению мяча с изменением направления и скорости.
Развивать способности к ориентированию в пространстве.
14
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение техники ловли и передачи баскетбольного мяча Разучивание комплекса ОРУ со скакалками.
Подбрасывание и ловля мяча или предметов. (Можно выполнять с малым мячом теннисным шариком, мягкой игрушкой. Подбрасывать на 1-1.5 метра)
15
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение техники ведения б/б мяча правой и левой рукой на месте. Повторение техники ловли передачи б/б мяча.
Перебрасывание мяча с руки на руку. (При наличии возможности)
16
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Разучивание комплекса ОРУ с мячами. Совершенствование техники ловли и передачи б/б мяча.
.
17
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники ловли и передачи б/б мяча. Повторение техники ведения б/б мяча на месте.
Перебрасывание мяча с руки на руку. (При наличии возможности)
18
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники ловли и передачи б/б мяча. Совершенствование техники ведения б/б мяча на месте.
Т
19
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Разучивание комплекса ОРУ с палками.Развитие выносливости в беге до 5 мин.
20
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение технике ведения мяча на месте с передачей партнеру.Подъем корпуса из положения лежа на спине.
21
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение техники ведения мяча на месте с передачей партнеру. Развитие выносливости в равномерном беге 6 минут.
22
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники ведения мяча на месте с передачей партнеру
23
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники прыжка в длину с места. Совершенствование техникиметания малого мяча в верт. цель.
Т
24
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Выполнение комплекса УГГ
Совершенствование техники передачи мяча и ведения.
25
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники метания малого мяча в верт. цель..
26
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Развитие силы и выносливости в подвижных играх
27
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники прыжка в длину с места.
Приготовление одежды и обуви к занятиям гимнастикой.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Вид контроля
Входной(В), тематический(Т),
итоговый(И)
Примечание
2 четверть (24ч)
Раздел 3
Гимнастика (24 час)
Освоить общеразвивающие упражнения.
Развить координационные, силовые способности и гибкость.
Закрепить скоростные способности, ориентирование в пространстве.
28
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Техника безопасности на уроках гимнастики.
Правила поведения на уроках гимнастики.
Теория
29
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение строевых упражнений. Комплекс ОРУ без предметов. Подвижная игра «Вызов номеров».
30
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Закрепление построения в круг. Обучение группировкам.
Повторение группировок
31
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Виды гимнастики и их характеристика.
Теория
32
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение лазания по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами.
Повторение группировок.
Т
Упражнение на гибкость-дома
33
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование строевых упражнений. Обучение перекатам вперед и назад в группировке.
Повторить перекат вперед и назад в группировке( с взрослыми )
34
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Как и когда возникли физическая культура и спорт
Теория
35
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование строевых упражнений.
Выполнение упр. в движении.
Повторение техники перекатов вперед и назад.
Т
Повторить строевые упражнение
36
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование упр. в равновесии.
Обучение техники перекатов на спину лежа на животе.
37
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Характеристика физических качеств.
Теория
38
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение техники перекатов на спину лежа на животе.
Обучение технике кувырка вперед.
39
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Комплекс ОРУ с гимнастической палкой.
Повторение техники кувырка вперед.
40
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
История возникновения и развития Олимпийских игр.
Теория
41
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование строевых упражнений.
Совершенствование упражнений в равновесии.
Упражнение на равновесие -дома
42
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке.
Закрепление техники кувырка вперед.
43
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Режим дня. Личная гигиена.
Теория
44
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Комплекс ОРУ со скакалкой..
Обучение лазания по наклонной скамейке.
Прыжки через скакалку
45
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование строевых упражнений.
Выполнение комплекса ОРУ со скакалкой.
46
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Первая помощь при несчастных случаях.
Теория
47
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование упражнений в равновесии, акробатических упражнений.
Упражнение на гибкость
48
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение лазания по наклонной скамейке.
49
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Правильная осанка.
Теория
50
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование упражнений в равновесии. Совершенствование техники кувырка вперед, назад
51
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. Повторение акробатической комбинации.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
урока
Дата про плану
Дата по факту
Тема урока
Вид контроля
Входной(В), тематический(Т),
итоговый(И)
Примечание
3 четверть (27 часов)
Лыжная подготовка-21часов
Освоить технику лыжных ходов.
Развивать координационные качества.
Развивать силу и выносливость.
52
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
ТБ на уроках лыжной подготовки.
.
-инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки
53
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение техники ступающего шага без палок
Активный отдых на лыжах.
54
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение построения с лыжами.
Обучение техники скользящего шага.
55
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники скользящего шага.
56
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники ступающего шага.
Прохождение дистанции 1 км
Катание на лыжах
57
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение поворотам переступанием.
Повторить повороты переступанием.
58
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование поворотов переступанием.
Катание на лыжах
59
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение технике скользящего шага.
Повторение поворотов переступанием.
Повторить скользящий шаг.
60
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение техники спуска в низкой стойке и подъема ступающим шагом.
61
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Закрепление техники спуска и подъема.
Повторить спуск в низкой стойке.
62
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники спуска и подъема.
Прохождение дистанции.
Катание на лыжах
63
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники спуска и подъема.
Прохождение дистанции 1,5 км
Т
- тестирование навыков спуска в низкой стойке
-преодоление дистанции 1,5 км со средней скоростью
64
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники спуска в низкой стойке и подъема.
65
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники скользящего шага.
Прохождение дистанции.1км.
66
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование строевых упражнений.
Совершенствование техники скользящего шага.
67
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Прохождение дистанции(лыжные гонки 300 м)
68
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники скользящего шага.
Катание на лыжах
69
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники спуска и подъема.
Катание на лыжах
70
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование изученных ходов.
Т
Катание на лыжах
71
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники спуска в низкой стойке и подъема.
Прохождение дистанции.
72
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование изученных ходов.
Прохождение дистанции.
Элементы баскетбола-6 часов
73
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
История развитие баскетбола.
Теория
74
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение передачи и ловли двумя руками от груди. Эстафеты с баскетбольным мячом
Подбрасывание и ловля мяча или предметов. (Можно выполнять с малым мячом теннисным шариком, мягкой игрушкой. Подбрасывать на 1-1.5 метра)
75
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение техники ведения б/б мяча на месте. Комплекс ОРУ.
76
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
77
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение броску и ловле мяча снизу на месте в щит. Обучение техники ведения б/б мяча на месте.
Перебрасывание мяча с руки на руку. (При наличии возможности)
78
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение техники ведения мяча на месте. Развитие координационных способностей.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Вид контроля
Входной(В), тематический(Т),
итоговый(И)
Примечание
4 четверть (21 часа)
Раздел 5
Легкая атлетика (21 часов)
Совершенствовать технику бега.
Закрепить навыки в прыжках и метании.
Развивать скоростные и координационные способности
79
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
ТБ на уроках легкой атлетики.
Теория
80
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники прыжка в высоту с прямого разбега
Повторить прыжки на месте
81
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Строевые упр.: расчет на 1-2, «Смирно!», «Вольно!».
Повторение техники прыжка в высоту.
Повторить команды "Смирно!"
"Вольно!"
82
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение техники метания малого мяча в вертикальную цель.
Повторить метание в цель
83
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Разучивание прыжков через скакалку.
Совершенствование тех. прыжка в высоту и метания в цель.
84
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование прыжков через скакалку.
85
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение перестроению из 1 шеренги в 2.
Закрепление техники метания в вертикальную цель
86
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Обучение техники прыжка в длину на гимнастические маты.
87
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Обучение техники прыжка в длину на гимнастические маты
88
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники прыжка в длину на гимнастический мат.
Обучение техники ведения баскетбола мяча на месте
89
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение техники ведения баскетбольного мяча на месте Обучение техники ведения баскетбола мяча в шаге.
90
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Основы формирования правильной осанки
Теория
91
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Повторение техники ведения баскетбольного мяча в шаге. Повторение техники прыжка в длину с места.
Т
92
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствание строевых упражнений.
Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча на месте, в шаге.
93
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Гигиена питания. Вредные и полезные продукты
Теория
94
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники выполнения прыжков
Отработка навыков бега.
Т
- тестирование поднимания туловища из положения лежа на спине за 30 сек
95
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники выполнения Эстафеты с этапом до 30 м
Т
-тестирование прыжков в длину с места
96
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Как вести себя в экстремальных случаях.
Теория
97
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники бега по дистанции. С. Бега на короткие дистанции 30м. .
Повторение техники метания малого мяча на дальность с места.
Т
Тренировка выносливости в беге в медленном темпе
98
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Совершенствование техники метания малого мяча на дальность с места.
Отработка навыков бега.
99
1а
1б
1в
1г
1э
1а
1б
1в
1г
1э
Правила поведения на дороге, на улице.
Теория
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич. -М.:«Просвещение»,2011
2.«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; Волгоград: «Учитель»,2008.
3. «Практикум по легкой атлетике» И.В. Лазарев – Издательский центр «Академия»,1999.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Спортивное оборудование и комплекты для занятий спортом мячи футбольные, баскетбольные, волейбольные; гимнастические скамейки, маты, лыжи, скакалки, обручи, кегли; стойки для прыжков в высоту; крепления учебного спортивного оборудования, оборудование для оценки и контроля спортивных упражнений.
Список литературы
1.«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
2.«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; Волгоград: «Учитель»,2008.
3.«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
4.«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
5. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
6. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
7.«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005
8. УМК учителя- Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2009 г.
9. Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение», 2006.