Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2-4 классов
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2-4 классов
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2-4 классов »
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 28»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заседание МС Приказ №
МОУ «СОШ № 28»» от ___________
Протокол № _ Директор
От_________г. МОУ «СОШ № 28»
Зам. директора по УВР Полонский И.Е.
Садовникова О.Ф. _______ ____________________
Рабочая программа
«Физическая культура»
для учащихся 2-4 классов
Образовательная область «Физическая культура»
Разработал :
Грехов А.М..
Учитель Физической культуры
Высшая квалиф. категория
2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Физическая культура для учащихся 2-4 классов» составлена на основе Примерной программы начального общего образования (Стандарты второго поколения.- М., Просвещение, 2010г.) и Государственной комплексной программы физического воспитания 1-11классы, В.И. Лях, А.А.Зданевич, М., «Просвещение», 2010г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идей личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет Физическая культура относится к образовательной области ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение физической культуры во 2-4 классах отводится по 102 часа в год (3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности ;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час - игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Формируемые УУД
Предметные действия
Формирование личностных универсальных действий:
основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Освоение способов двигательной деятельности.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Регулятивные действия: умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
Коммуникативные действия взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы. Планирование учебного материала составлено с учетом материально-технической базы школы, удаленностью школы от спортивных центров, бассейнов, а так же контингентом обучающихся.
Основы знаний о физ.культуре:
Основы здоровья. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Приемы закаливания. Простые способы саморегуляции, самоконтроля.
Подвижные игры:
Основы игровой деятельности , направленные на совершенствование естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания),элементарных игровых движений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико- тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой, соперником).
Гимнастика с элементами акробатики:
Строевые упражнения. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами6 малыми и большими мячами, гимнастическими палками, обручем. Акробатические упражнения: кувырки, стойка на лопатках, мост из положения лежа. Лазание по канату. Опорные прыжки.
Легкоатлетические упражнения:
Техника бега. Техника прыжков. Техника метания малого мяча. Эстафеты. Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей и выносливости.
Лыжная подготовка:
Закрепление техники передвижения на лыжах. Совершенствование скользящего шага. Отработка навыков в подъемах и спусках. Техника передвижения скользящим и попеременным двухшажным ходом. Техника выполнения подъемов и спусков. Забеги на дистанцию до 1000 м.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
1 кл.
2 кл.
3 кл.
1
Базовая часть/ Вариативная часть
78/24
78/24
78/24
1.1
Основы знаний о физ.культуре
В процессе урока
1.2
Подвижные игры
18/13
18/13
18/13
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
18/11
18/11
18/11
1.4
Легкоатлетические упражнения
21
21
21
1.5
Лыжная подготовка
21
21
21
ИТОГО:
102
102
102
ПРОГРАММНОЕ
И
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа:
Примерная программа начального общего образования
Стандарты второго поколения.- М., Просвещение, 2010г
Комплексная программа физического воспитания 1-11классы.
«Спортивные игры на уроках физкультуры».ред.О.Листов.-М.2001г.
«Урок в современной школе».Под ред. Баландин.Н.Н. Назаров Т.Н. М-2004г.
«Оценка качества по физической культуре» Матвеев А.П., Петрова Т.В. М.,
«Дрофа», 2001г.
«Физкультура в школе и дома», В.Н.Бармат.,Р.на Дону, «Феникс», 2001г.
«Физкультура в начальных классах», И.М. Бутин, И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды должны быть с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.