Рабочая программа по физической культуре (1-2 класс)
Рабочая программа по физической культуре (1-2 класс)
Рабочая программа реализует цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа учебного предмета Физическая культура для 1-2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 373, (с изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015г. № 1576), к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;
-основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011 № 118, с изменениями от 01.09.2012 № 186, от 24.06.2013 № 130, от 31.08.2015 № 157;
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 24.05.2016 № . И на основе авторской программы по физической культуре для учащихся 1-4 класса В.И. Лях (М.:Просвещение 2013)
Рабочая программа реализует цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
-формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой движений;
-развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
«Физическая культура» — обязательный учебный предмет в общеобразовательном учреждении. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся 1 класса начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества— идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане начального общего образования учебный предмет Физическая культура изучается с 1 класса, по 3 часа в неделю (33 учебные недели в год). Общий объём учебного времени в 1 классе составляет 99 часов в учебный год, 33 учебные недели. Во 2 классе 3 часа в неделю (34 учебные недели в год). Общий объём учебного времени в 2 классе составляет 102 часа в учебный год, 34 учебные недели.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 1-2 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
-развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических особенностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
- В том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре (в процессе урока):
Когда и как возникли физическая культура и спорт.
Современные Олимпийские игры.
Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта.
Что такое физическая культура.
Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка)
Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.
Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.
Сердце и кровеносные сосуды
Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями.
Органы чувств
Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения.
Орган осязания — кожа. Уход за кожей.
Личная гигиена
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья).
Закаливание
Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Мозг и нервная система
Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему.
Органы дыхания
Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках.
Органы пищеварения
Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника. Пища и питательные вещества
Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.
Вода и питьевой режим
Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов.
Тренировка ума и характера
Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Спортивная одежда и обувь
Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Самоконтроль
Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных)
способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.
Первая помощь при травмах
Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение).
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Физическое совершенствованиеФизкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика (18ч)
Бег, ходьба, прыжки, метание
Овладение знаниями. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных, снарядов, прыжкового инвентаря, упражнения в прыжках в длину и в высоту.
Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам.
Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средними длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3x 10м, 3x5м., эстафеты с бегом на скорость. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, медленный, до 3-4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1км.
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5-15м). Бег с ускорением от 10 до 15м. (в1классе), от 10 до 20м(во 2классе), Соревнование (до 60м).
Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°;с продвижением вперед на одной и на двух ногах; в в длину с места, с высоты до 30см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги ,с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, веревочку (высота 30-40см) с 3-4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3-6 прыжков) на левой и правой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°,по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70см, с высоты до 40см, в высоту с 4-5 шагов разбега, с места, с доставанием подвешенных предметов. Через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков).
Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Игры с прыжками с использованием скакалки. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т.п., в парах. Преодоление естественных препятствий.
Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания, на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2x2м) с расстояния 4-5м. Бросок набивного мяча (0,5кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность. метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2x2м) с расстояния 4-5м, на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5кг) двумя руками от груди, вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперед-вверх из того же и.п. на дальность. Самостоятельные занятия. Равномерный бег (до 6 мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других лёгких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой).
Подвижные и спортивные игры (39ч)
Играем все!
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры». Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей. Подвижные игры «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель». Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом). Закрепление и совершенствование держания, ловли и передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. Подвижные игры « Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», « школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч» На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр.Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; удары по воротам; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: ловля и передача мяча на месте и в движении;специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в кольцо; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Гимнастика с основами акробатики (21ч).
Бодрость, грация, координация (в процессе урока)
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости. Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1кг), обручем, флажками. Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. Группировка; перекаты в группировке, лёжа на животе и из упора стоя на коленях. Кувырок вперёд; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперёд в упор присев; кувырок в сторону. Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа согнувшись, то же из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке. Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки. Лазанье по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высота до 60см); лазанье по канату. Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей. Перелезание через гимнастического коня. Освоение навыков равновесия. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90°; ходьба по рейке гимнастической скамейки. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. Освоение строевых упражнений. Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!». Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки. Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комбинации (комплексы) обще-развивающих упражнений различной координационной сложности:
Лыжная подготовка (21ч)
Все на лыжи! (в процессе урока)
Овладение знаниями. Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Особенности дыхания. Требования к температурному режиму, понятие об обморожении. Техника безопасности при занятиях лыжами. Освоение техники лыжных ходов. Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Подъёмы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1 км. Скользящий шаг с палками. Подъёмы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5км.
Раздел «Знания о физической культуре»
Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории или из личного опы
доровья, развития основных систа) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выпускник научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выпускник научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметом обучения физической культуре является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений автора В. И. Ляха: «Физическая культура. 1-4 классы» (М.: Просвещение, 2011).
Распределение учебного времени на различные виды программного
материала уроков физической культуры (сетка часов)
№
Вид программного
материала
Количество часов (уроков)
1 класс
2 класс
1
Знания о физической культуре
В процессе уроков
В процессе уроков
2
Способы физкультурной деятельности
В процессе уроков
В процессе уроков
3
Физическое совершенствование
В процессе уроков
В процессе уроков
Спортивно-оздоровительная деятельность
4
Легкая атлетика
18
23
5
Спортивные и подвижные игры
39
40
6
Гимнастика с элементами акробатики
21
18
7
Лыжная подготовка
21
21
Итого:
99
102
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс 3 ч в неделю, в год – 99ч;
№ п\п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Всего
Теоретические
Практические
Контрольные
1
Знание о физической культуре:
В процессе урока
Когда и как возникли физическая культура и спорт
Сравнивают физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют первобытные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют.
Современные Олимпийские игры
Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта
Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр
Что такое физическая культура
Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе
Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развитие человека.
Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка)
Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.
Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.
Игра «Проверь себя» на усвоение правил здорового образа жизни
Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Узнают свою характеристику с помощью теста «Проверь себя»
Сердце и кровеносные сосуды
Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями
Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физическими упражнениями, катания на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца
Органы чувств
Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения.
Орган осязания — кожа. Уход за кожей
Устанавливают связь между развитием физических качеств и органами чувств. Объясняют роль зрения и слуха при выполнении основных движений.
Выполняют специальные упражнения для органов зрения. Анализируют советы, как беречь зрение, слух, как ухаживать за кожей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников
Личная гигиена
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья)
Игра «Проверь себя» на усвоение правил личной гигиены
Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя»
Закаливание
Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Игра «Проверь себя» на усвоение правил закаливания
Узнают правила проведения закаливающих процедур. Анализируют правила безопасности при проведении закаливающих процедур. Дают оценку своему уровню закалённости с помощью тестового задания «Проверь себя». Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников
Мозг и нервная система
Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему
Получают представление о работе мозга и нервной системы. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций, как беречь нервную систему
Органы дыхания
Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках
Получают представление о работе органов дыхания. Выполняют упражнения на разные виды дыхания (нижнее, среднее, верхнее, полное)
Органы пищеварения
Работа органов пищеварения.
Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника
Получают представление о работе органов пищеварения.
Комментируют схему органов пищеварения человека. Объясняют, почему вредно заниматься физическими упражнениями после принятия пищи
Пища и питательные вещества
Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.
Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций правильного употребления пищи
Узнают, какие вещества, необходимые для роста организма и для пополнения затраченной энергии, получает человек с пищей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций правильного употребления пищи. Дают оценку своим привычкам, связанным с приёмом пищи, с помощью тестового задания «Проверь себя»
Вода и питьевой режим
Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов
Усваивают азы питьевого режима во время тренировки и похода. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников
Тренировка ума и характера
Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение дляпрофилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций по соблюдению режима дня
Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня.
Определяют назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровьесберегающей жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников.
Дают оценку своим привычкам, связанным с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя»
Спортивная одежда и обувь
Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Игра «Проверь себя» на усвоение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями
Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. С помощью тестового задания «Проверь себя» оценивают собственное выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекомендаций по уходу за спортивной одеждой и обувью
Самоконтроль
Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных)
способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Игра «Проверь себя» на усвоение требований самоконтроля
Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Определяют основные показатели физического развития и физических способностей и выявляют их прирост в течение учебного года. Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности и уровню физического состояния.
Выполняют контрольные упражнения (отжимание, прыжки в длину и в высоту с места, подбрасывание теннисного мяча, наклоны). Результаты контрольных упражнений записывают в дневник самоконтроля.
Дают оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя»
Первая помощь при травмах
Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение).
Игра «Проверь себя» на усвоение правил первой помощи. Подведение итогов игры
Руководствуются правилами профилактики травматизма. В паре со сверстниками моделируют случаи травматизма и оказания первой помощи. Дают оценку своим знаниям о самопомощи и первой помощи при получении травмы с помощью тестового задания «Проверь себя». Подводят итоги игры на лучшее ведение здорового образа жизни
2.
Легкая атлетика
18
1
Вводный инструктаж по ТБ. Значение физической культуры. Подвижные игры. Урок-экскурсия.
1
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (быстрота).
Уметь бегать с максимальной скоростью с высокого старта 30м.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции
Демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений
Осваивать технику выполнения прыжка в длину с места.
Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики.
Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств.
Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный.
Применять упражнения в метании мяча для развития физических качеств.
Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств.
2
Высокий и низкий старт. Подвижные игры. Урок-игра.
1
3
Бег 30м с низкого старта. Эстафеты. Урок-соревнование.
1
4
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (2x2м) с расстояния 4-5м. Подвижные игры. Урок-игра.
1
5
Метание малого мяча на дальность. Встречные эстафеты. Урок-соревнование.
1
6
Равномерный бег 3-4мин. Игры на внимание. Урок-путешествие.
1
7
Бросок набивного мяча (0,5кг), двумя руками от груди вперед-вверх. Эстафеты. Урок-соревнование.
1
8
Челночный бег 3х10м. Эстафеты. Урок-соревнование.
1
9
Прыжок в длину с места. Игры на внимание. Урок-соревнование.
1
10
Бег 60м с низкого старта. Тестирование.
1
11
Метание малого мяча в цель (2x2м) с расстояния 4-5м, на дальность отскока от пола и от стены.
1
12
Метание малого мяча на дальность. Тестирование.
1
13
Кросс 1км. Тестирование.
1
14
Бросок набивного мяча (0,5кг) двумя руками снизу вперед-вверх из того же и.п. на дальность. Тестирование.
1
15
Челночный бег 3х10м. Тестирование.
1
16
Прыжок в длину с места. Тестирование.
1
17
Прыжок в высоту с 3-4 шагов с разбега. Тестирование.
1
18
Эстафетный бег.
1
Спортивно-оздоровительная деятельность
3.
Гимнастика с элементами акробатики
21
Уметь выполнять строевые команды, акробатические упражнения раздельно и слитно.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатического упражнения.
Знать и различать строевые приемы.
Проявлять качества силы при выполнении упражнений прикладной направленности.
Классифицировать упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовки.
Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений
Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений.
1
ТБ на уроках гимнастики. Строевая подготовка. Игры на внимание.
1
2
Группировка и перекаты. Подвижные игры на материале гимнастики.
1
3
Кувырок вперед. Подвижные игры на материале гимнастики.
1
4
Кувырок вперед. Подвижные игры на материале гимнастики.
1
5
Стойка на лопатках. Игры на внимание.
1
6
Стойка на лопатках. Игры на внимание.
1
7
Мост с помощью и самостоятельно.
1
8
Мост с помощью и самостоятельно. Игры на внимание.
1
9
Акробатические соединения. Подвижные игры
1
10
Акробатические соединения. Подвижные игры
1
11
Опорный прыжок. Вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.
1
12
Опорный прыжок. Вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.
1
13
Опорный прыжок. Вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.
1
14
Лазание по канату. Подвижные игры.
1
15
Лазание по канату. Подвижные игры.
1
16
Лазание по канату. Подвижные игры.
1
17
Висы и упоры.
1
18
Висы и упоры.
1
19
Равновесие.
1
20
Равновесие.
1
21
Танцевальные упражнения.
1
4.
Спортивные и подвижные игры
39
1
ТБ на уроках спортивных и подвижных игр.
Баскетбол. Ловля и передача мяча на месте. Урок-путешествие.
1
Моделировать технические действия в игровой деятельности.
Корректировка техники ведения мяча.
Определять степень утомления организма во время игровой деятельности.
Использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.
Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр, соблюдать правила безопасности.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (координация).
Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге.
Различать разные виды бега, уметь менять направление во время бега, оценивать свое состояние.
Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетах.
Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений.
Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, прыгучести.
Умение сосредотачиваться перед выполнением задания.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки (в ходе выполнения) данного упражнения.
Уметь ориентироваться в пространстве
2
Баскетбол. Ловля и передача мяча на месте. Урок-игра.
1
3
Баскетбол. Бросок мяча (щит, кольцо) с места. Урок-соревнование.
1
4
Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении с изменением направления движения. Урок-игра
1
5
Баскетбол. Бросок мяча (щит, кольцо) в шаге. Урок-соревнование.
1
6
Баскетбол. Броски мяча в кольцо в ходьбе и в шаге. Урок-соревнование.
1
7
Баскетбол. Ведение мяча на месте и в движении. Урок-игра.
1
8
Баскетбол. Ведение мяча в парах, на месте и в движении. Урок-игра.
1
9
Баскетбол. Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом, бегом). Урок-соревнование.
1
10
Баскетбол. Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом, бегом). Урок-соревнование.
1
11
Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении. Урок-соревнование.
1
12
Футбол. Удары по воротам. Урок-соревнование.
1
13
Футбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Урок-игра.
1
14
Футбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Урок-игра.
1
15
Игра футбол по упрощенным правилам. Урок-соревнование.
1
16
Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу.
1
17
Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу.
1
18
Футбол. Ведения мяча с изменением направления.
1
19
Футбол. Ведения мяча с изменением направления и скорости.
1
20
Мини-футбол по упрощенным правилам.
1
21
Футбол. Удары по воротам.
1
22
Футбол. Остановка мяча.
1
23
Футбол. Остановка мяча.
1
24
Мини-футбол по упрощенным правилам.
1
25
Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении с изменением направления.
1
26
Баскетбол.Ловля и передача мяча в движении с изменением направления
1
27
Баскетбол.Бросок мяча (щит, кольцо) в ходьбе и медленном беге.
1
28
Баскетбол.Бросок мяча (щит, кольцо) в ходьбе и медленном беге.
1
29
Баскетбол.Подвижные игры на материале баскетбола.
1
30
Подвижные игры на материале баскетбола.
1
31
Мини-баскетбол по упрощенным правилам.
1
32
Баскетбол.Броски мяча в кольцо. Контрольный учет.
1
33
Волейбол. Подбрасывание мяча.
1
34
Волейбол.Подбрасывание мяча.
1
35
Волейбол. Прием мяча.
1
36
Волейбол. Прием мяча.
1
37
Волейбол. Передача мяча.
1
38
Волейбол. Передача мяча.
1
39
Волейбол. Прием и передача и мяча в парах.
1
Лыжная подготовка
21
1
ТБ на уроках лыжной подготовки. Температурный режим. Экипировка лыжника.
1
Выявлять различия в основных способах передвижения человека
Осваивать технику выполнения беговых упражнений.
Моделировать сочетание различных видов ходьбы и бега.
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.
Различать и выполнять строевые команды.
Осваивать универсальных умений по самостоятельному выполнению упражнений по строевой подготовке.
2
Понятие об обморожении. Переноска и надевание лыж.
1
3
Ступающий шаг без палок.
1
4
Ступающий шаг без палок.
1
5
Ступающий шаг без палок и с палками
1
6
Подъем и спуск с небольших склонов
1
7
Подъем и спуск с небольших склонов
1
8
Передвижение на лыжах до 1км
1
9
Скользящий шаг без палок
1
10
Скользящий шаг без палок
1
11
Скользящий шаг без палок и с палками
1
12
Скользящий шаг без палок и с палками
1
13
Передвижение на лыжах до 1км
1
14
Передвижение на лыжах до 1км
1
15
Повороты переступанием
1
16
Повороты переступанием
1
17
Передвижение на лыжах до 1км
1
18
Подъемы и спуски под уклон
1
19
Подъемы и спуски под уклон
1
20
Передвижение на лыжах до 1,5км
1
21
Передвижение на лыжах до 1,5км
1
Итого:
99
2 класс
№ п\п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Всего
Теоретические
Практические
Контрольные
1
Знание о физической культуре:
В процессе урока
Когда и как возникли физическая культура и спорт
Сравнивают физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют первобытные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют.
Современные Олимпийские игры
Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта
Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр
Что такое физическая культура
Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе
Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развитие человека.
Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка)
Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.
Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.
Игра «Проверь себя» на усвоение правил здорового образа жизни
Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Узнают свою характеристику с помощью теста «Проверь себя»
Сердце и кровеносные сосуды
Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями
Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физическими упражнениями, катания на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца
Органы чувств
Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения.
Орган осязания — кожа. Уход за кожей
Устанавливают связь между развитием физических качеств и органами чувств. Объясняют роль зрения и слуха при выполнении основных движений.
Выполняют специальные упражнения для органов зрения. Анализируют советы, как беречь зрение, слух, как ухаживать за кожей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников
Личная гигиена
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья)
Игра «Проверь себя» на усвоение правил личной гигиены
Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя»
Закаливание
Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Игра «Проверь себя» на усвоение правил закаливания
Узнают правила проведения закаливающих процедур. Анализируют правила безопасности при проведении закаливающих процедур. Дают оценку своему уровню закалённости с помощью тестового задания «Проверь себя». Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников
Мозг и нервная система
Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему
Получают представление о работе мозга и нервной системы. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций, как беречь нервную систему
Органы дыхания
Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках
Получают представление о работе органов дыхания. Выполняют упражнения на разные виды дыхания (нижнее, среднее, верхнее, полное)
Органы пищеварения
Работа органов пищеварения.
Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника
Получают представление о работе органов пищеварения.
Комментируют схему органов пищеварения человека. Объясняют, почему вредно заниматься физическими упражнениями после принятия пищи
Пища и питательные вещества
Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.
Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций правильного употребления пищи
Узнают, какие вещества, необходимые для роста организма и для пополнения затраченной энергии, получает человек с пищей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций правильного употребления пищи. Дают оценку своим привычкам, связанным с приёмом пищи, с помощью тестового задания «Проверь себя»
Вода и питьевой режим
Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов
Усваивают азы питьевого режима во время тренировки и похода. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников
Тренировка ума и характера
Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение дляпрофилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций по соблюдению режима дня
Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня.
Определяют назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровьесберегающей жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников.
Дают оценку своим привычкам, связанным с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя»
Спортивная одежда и обувь
Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Игра «Проверь себя» на усвоение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями
Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. С помощью тестового задания «Проверь себя» оценивают собственное выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекомендаций по уходу за спортивной одеждой и обувью
Самоконтроль
Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных)
способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Игра «Проверь себя» на усвоение требований самоконтроля
Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Определяют основные показатели физического развития и физических способностей и выявляют их прирост в течение учебного года. Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности и уровню физического состояния.
Выполняют контрольные упражнения (отжимание, прыжки в длину и в высоту с места, подбрасывание теннисного мяча, наклоны). Результаты контрольных упражнений записывают в дневник самоконтроля.
Дают оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя»
Первая помощь при травмах
Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение).
Игра «Проверь себя» на усвоение правил первой помощи. Подведение итогов игры
Руководствуются правилами профилактики травматизма. В паре со сверстниками моделируют случаи травматизма и оказания первой помощи. Дают оценку своим знаниям о самопомощи и первой помощи при получении травмы с помощью тестового задания «Проверь себя». Подводят итоги игры на лучшее ведение здорового образа жизни
Легкая атлетика:
23
23
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (быстрота, сила, координация).
Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге.
Различать разные виды бега, уметь менять направление во время бега, оценивать свое состояние.
Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетах.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции
Проявлять качества
быстроты, выносливости при выполнении беговых упражнений.
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный способ.
Челночный бег 3х10м
4
4
Прыжок в длину с разбега
5
5
Метание малого мяча в горизонтальную цель (2х2м), с расстояния 4-5м.
5
5
Прыжок в длину с места
5
5
Прыжок в высоту с разбега с зоны отталкивания 60-70см
4
4
Гимнастика с элементами акробатики:
18
18
Осваивать технику выполнения гимнастических упражнений.
Уметь осуществлять индивидуальные групповые действия.
Моделировать способы выполнения упражнений, в зависимости от данного задания учителем для развития физических качеств.
Развивать способности к дифференцированию параметров движений.
Уметь выполнять строевые команды, акробатические упражнения раздельно и слитно.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатического упражнения.
Знать и различать строевые приемы.
Проявлять силовые способности при выполнении упражнений прикладной направленности.
Классифицировать упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовки.
Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
Кувырок вперед, стойка на лопатках согнув ноги
5
5
Опорный прыжок. Висы
5
5
Кувырок в сторону
3
3
Лазание по канату
5
4
Лыжная подготовка:
21
21
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Осваивать технику выполнения лыжных ходов.
Моделировать сочетание различных видов ходьбы и бега.
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (выносливость).
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
Ступающий шаг
5
5
Повороты переступанием на месте
5
5
Скользящий шаг с палками
5
5
Подъем лесенкой. Спуск в высокой и низкой стойках. Торможение.
6
6
Подвижные игры
22
22
Уметь выполнять различные варианты передачи мяча.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов.
Выявлять характерные ошибки в технике.
Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, прыгучести.
Умение сосредотачиваться перед выполнением задания.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки (в ходе выполнения) данного упражнения.
Уметь ориентироваться в пространстве.
Уметь демонстрировать физические кондиции.
Умение сосредотачивать внимание.
Моделировать свою нагрузку в зависимости от цели урока.
Применять беговые упражнения для развития физических качеств.
Контролировать и осуществлять контроль за правильностью выполнения данного упражнения.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (координация).
Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге.
Спортивные игры:
Баскетбол
Футбол
18
14
4
18
14
4
Взаимодействовать в парах
и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Осваивать универсальные
умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Развивать способности к дифференцированию параметров движений.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Моделировать физические нагрузки для развития физического качеств во время игровой деятельности.
Использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции
Проявлять качества
быстроты, выносливости при выполнении беговых упражнений.
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный способ.
Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр, соблюдать правила безопасности.
Итого:
102
102
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Козел гимнаст.
Канат.
Гимнастические скамейки.
Шведская стенка.
Перекладина для подтягивания.
Скакалки.
Палки гимнастические.
Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, для метания на дальность и в цель, набивные).
Гранаты 500гр, 700гр.
Мат гимнастический.
Лыжи на ботинках (с креплениями и палками).
Щиты баскетбольные.
Сетка волейбольная.
Сетка баскетбольная.
Кегли, кубики.
Эстафетные палочки.
Рулетка, аптечка.
Учебно-методический комплект
Лях, В. И. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы [Текст]: программа для начальной школы:1-4 класс/В.И.Лях.- М.: Просвещение, 2014.-130с
2. Учебник: Лях, В. И. Мой друг физкультура 1-4кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. И. Лях.- М.: Просвещение, 2011.- 190с.
Список литературы
Для учителя:
Баршай, В. М. Активные игры для детей [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений/ В. М. Баршай.- М.: Феникс, 2010.- 320с.
Кузин, В. В. Баскетбол [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/ В. В. Кузин, С. А. Полиевский.- М.: Физкультура и спорт, 2002.- 136с.
Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами [Текст]: методическое пособие/ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий.- М.: ЭМАС, 2009.- 136с.
Егоров, Б.Б Физическая культура 1-4 кл. [Текст]: поурочные разработки/ Б.Б Егоров.- М.: Вако, 2011.- 170с.
Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физкультуры [Текст]: методическое пособие для учителя/ Б. И. Мишин.- М.: Астрель, 2009.- 526с.
Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений/ П. К. Петров.- М.: Владос, 2009.- 448с.
Смирнова, Л. А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников [Текст]/ Л. А. Смирнов.- М.: Владос, 2009.- 320с.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ж. К. Холодов.- М.: Академия, 2012.- 480с.
Для учащихся:
Ковалько, В. И. Школа физкультминуток [Текст]: учебное пособие/ В. И. Ковалько.- М.: ВАКО, 2010.- 208с.
Колодницкий, Г. А. Физическая культура [Текст]: учебное пособие для учащихся начальной школы/ Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов.- М.: Просвещение, 2009.- 222с.
Литвинов, Е. Н. Ура физкультура! [Текст]: учебник для учащихся/ Е. Н. Литвинов.- М.: Просвещение, 2010.- 95с.
Шаулин, В. Н. Физическая культура [Текст]: учебник для учащихся/ В. Н. Шаулин.- М.: Федоров, 2013.- 176с.
Шишкина, А. В. Физическая культура 1-2 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Шишкина, О. П. Алимпиева, Л. В. Брехов.- М.: Академкнига, 2013.- 144с.
Электронно-образовательные ресурсы:
Российский образовательный портал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.school.edu.ru – свободный.