Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физической культуре.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и учебному плану школы.
Программа рассчитана на 102 учебных часа, 3 часа в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО учителей физической культуры
протокол от «___»_______2013 № ___
Руководитель МО ________ Г.А. Мец
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
____________ О.В.Жигжитова
«____»________________2013
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ СОШ №40
_____________ М.Д.Сунозов
приказ от «___»________2013 № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
физической культуре
8 класс
базовый уровень
Составитель:
учитель физической культуры
Мец Г.А.
Хабаровск,
2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физической культуре.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и учебному плану школы.
Программа рассчитана на 102 учебных часа, 3 часа в неделю.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Изучение физической культуры на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
– Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
– Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.
– Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
– Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.
Задачи физического воспитания учащихся 8 класса:
– Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.
– Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности.
– Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях.
– Дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей.
– Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.
– Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.
– Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Для прохождения теоретических сведений выделено время в процессе урока в каждой четверти. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе раннее пройденных. В планировании отсутствует материал по лыжной подготовке, по причине слабой материально-технической оснащенности школы для проведения уроков по данному разделу программы. Из раздела «Гимнастика» по той же причине исключены: опорные прыжки и упражнения на гимнастическом бревне, брусьях. Часы, отведенные программой на прохождение данного материала, добавлены в раздел «Спортивные игры», и распределены на баскетбол, волейбол, футбол, «Русская лапта».
В этом возрасте при воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен школы.
Содержание программного материала.
Знания о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.
Психолого-педагогические основы
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
Медико-биологические основы
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Спортивные игры (66 ч.)
Баскетбол (24 ч.)
Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований.
Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях), ведение мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника, броски мяча с сопротивлением и без, действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, перехват, вырывание, накрывание). Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и в защите. Игра по упрощенным правилам, игра по правилам.
Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Волейбол (24 ч.)
Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.
Техника передвижений, прием и передача мяча, варианты подач мяча, страховка. Подачи по зонам. Передача мяча сверху двумя руками через сетку спиной вперед. Передачи мяча по зонам. Прием мяча после подачи и передачи мяча в зону №3. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и в защите. Игра по упрощенным правилам, игра по правилам.
Правила игры. Техника безопасности при занятиях волейболом. Организация и проведение соревнований.
Футбол (8 ч.)
Терминология футбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях футболом. Организация и проведение соревнований.
Техника передвижений, удары по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника, остановка мяча ногой, грудью, ведение мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват). Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам, игра по правилам.
Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях футболом.
Русская лапта (10ч.)
Правила игры «Русская лапта». Подачи и удары по мячу. Осаливание. Броски и ловля теннисного мяча. Ловля мяча с лета. Перебежки. Тактика игры в защите. Тактика игры в нападении.
Игра по правилам.
Гимнастика с элементами акробатики (18 ч.)
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Общеразвивающие упражнения с набивными мячами (весом до 3 кг), гирями (16 кг), с эспандерами. Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках, на голове, с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью (юноши). Комбинация из ранее освоенных элементов. Подтягивание. Упражнения в висах и упорах, набивными мячами. Прыжки со скакалкой, метание набивного мяча.
Комбинации упражнений с обручами, скакалкой; сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках, ритмическая гимнастика (девушки). ОРУ без предметов и с предметами, в парах. Прыжки со скакалкой, метание набивного мяча.
Легкая атлетика (18ч.)
Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Высокий и низкий старт до 30м. Бег на результат 60м. Эстафетный бег. Прыжки в длину с разбега. Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега. Старты из различных исходных положений, ускорения, с максимальной скоростью, челночный бег, метание различных предметов из различных исходных положений в цель и на дальность. Круговая тренировка. Самоконтроль на уроках легкой атлетики.
Бег в равномерном и переменном темпе до 10 минут. Бег 1000м. Бросок набивного мяча (3кг) двумя руками из различных исходных положений на дальность и на заданное расстояние. Кросс.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала образовательной области «Физическая культура»
8 класс «А», «Б» (3 часа в неделю) - 103 часа
№
п./п.
Раздел
программы
Кол-во часов в год
Четверть
1
2
3
4
103
24
23
31
25
1.
Знания о физической культуре
В процессе урока
2.
Легкая атлетика
18
8
10
3.
Гимнастика
18
5
13
4.
Баскетбол
24
6
18
5.
Волейбол
24
18
6
6.
Футбол
8
5
3
7.
Лапта
11
5
6
Распределение учебного времени на различные виды программного материала образовательной области «Физическая культура»
8 класс «В» (3 часа в неделю) - 104 часа
№
п./п.
Раздел
программы
Кол-во часов в год
Четверть
1
2
3
4
104
24
24
31
25
1.
Знания о физической культуре
В процессе урока
2.
Легкая атлетика
18
8
10
3.
Гимнастика
18
6
12
4.
Баскетбол
24
6
18
5.
Волейбол
25
19
6
6.
Футбол
8
5
3
7.
Лапта
11
5
6
Формы и средства контроля.
Оценка успеваемости по физической культуре производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, и желание улучшить собственные результаты.
Контроль осуществляется с помощью контрольных упражнений, которые выполняются по ходу овладения двигательными навыками для корректировки обучения и для оценки эффективности овладения навыком. В начале (сентябре) и конце (мае) учебного года проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные результаты и увидеть прошедшие за учебный год сдвиги в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.
Требования к уровню подготовки
учащихся 8 класса
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические способности
Физические упражнения
Юноши
Девушки
Скоростные
Бег 30м
Бег 60м
5,2с
9,0с
5,6с
9,8с
Силовые
Подтягивание из виса на высокой перекладине, раз
Подтягивание из виса на низкой перекладине, раз
Прыжок в длину с места, см
10 раз
-
210см
-
10 раз
160см
К выносливости
Кроссовый бег на 1 км
4,30с
5,10с
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
–правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
– преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки;
– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
– подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
– активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
Учебно-методические средства обучения.
1. Программы общеобразовательных учреждений основная школа, средняя (полная) школа по физической культуре / автор-составитель А.П. Матвеев, 5-11 классы (М., Просвещение, 2008).
2. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989.
3. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика. – М.: Просвещение, 2011.
4. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. – М.: Просвещение, 2011.
5. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол. – М.: Просвещение, 2011.
6. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. – М., 1998г.
7. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград : Учитель, 2011.