Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО):
190631.01 «Автомеханик»
Организация-разработчик ГБПОУ МО «Ступинский техникум им. А.Т.Туманова».
Разработчик:
Манишина Елена Николаевна преплдаватель физической культуры, ГБПОУ МО «Ступинский техникум им. А.Т.Туманова».
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии гуманитарных дисциплин протокол №_____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель цикловой комиссии ____________
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4-5
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ 18
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 19
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО
1.2Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально-гуманитарный цикл
1.3Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент
должен уметь:
Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.
Результатом освоения рабочей программы дисциплины Физическая культура является владение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость физической культуры в выбранной профессиональной деятельности.
ОК.2. Организовывать собственную физкультурно-оздоровительную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации по физической культуре, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать методы и средства физической культуры в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
86
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
66
В том числе:
Практические занятия
64
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа.
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Тема 1
Введение
Содержание учебного материала:
1.Физическая культура в обеспечении здоровья, в профессиональной деятельности специалиста. Правовые основы физической культуры Правила составления самостоятельных занятий физическими упражнениями, дозировка. Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. Значимость самомассажа на здоровье человека. Основные приемы самомассажа.
1
1
Тема 2
Легкая атлетика
Содержание учебного материала:
7
1.Бег на короткие дистанции. Охрана здоровья, гигиенические требования. Самоконтроль. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.
1
2
2.Прыжки в длину с разбега. Организм как саморазвивающаяся саморегулирующаяся система.
1
2-3
3.Бег на средние дистанции. Влияние занятий физической культурой и спортом на обмен веществ и энергию; нервную систему, репродуктивную, мышечную и кровеносную систему, двигательный аппарат.
1
2-3
4.Метание гранаты. Физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями. Биологический ритм. Гипокинезия и гиподинамия.
1
2-3
5.Спринтерский бег. Физические упражнения, как основное средство физической культуры. Резервы организма.
1
2-3
6. Эстафетный бег. Методы оценки работоспособности. Режим труда и здоровый образ жизни.
1
2-3
7.Бег на длинные дистанции. Режим труда и здоровый образ жизни.
1
2-3
Самостоятельная работа:
1.Дурные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) и их воздействие на организм.
2.Техника бега на длинные дистанции.
3.Взаимодействие организма и внешней среды. Взаимодействие физической и умственной деятельности.
3
2-3
Тема 3.Спортивные игры
33
Тема 3.1 Волейбол
Содержание учебного материала:
13
1.Правила техники безопасности при игре в волейбол. Правила игры. Стойки, перемещения, подача мяча, передача мяча. Физические способности человека.
2
2
2.Индивидуальные приемы на площадке. Олимпийские игры.
2
2
3Ттактика защиты и нападения. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями.
2
2
4.Привитие судейских навыков. Совершенствование основных физических качеств. Спорт в физическом воспитании.
2
1-2
5.Двухсторонняя игра
2
Самостоятельная работа:
1.Техника индивидуальных приемов, передвижений.
2.Развитие эмоциональной устойчивости, физических качеств.
3.Активный отдых в современных видах труда.
3
2-3
Тема 3.2.Баскетбол
Содержание учебного материала:
5
1.Техника безопасности при игре в баскетбол. Стойки, перемещения баскетболиста. Ведение мяча, ловля и передача мяча.
1
1
2.Передача мяча одной рукой от плеча, от головы, снизу, с отскоком от пола, скрытая передача.
1
2-3
3.Бросок мяча в корзину двумя руками от груди, двумя руками сверху, снизу (с места, в движении, прыжком).
5.Техника ведения мяча с высоким отскоком, низким отскоком.
1
2-3
Самостоятельная работа:
1.Техника бросков мяса.
2.Техника и тактика защиты и нападения.
3.Техника ведения мяча. Техника штрафного броска.
3
Тема 3.3.Мини-футбол
Содержание учебного материала:
15
1.Техникабезопасности при игре в мини-футбол. Стойки, перемещения.
Упражнения с ударами по катящемуся, летящему мячу средней частью ноги, внутренней частью подъема ноги, носком. Правила судейства.
1
1
2.Выполнение ударов головой на месте и в прыжке, ударов по воротам.
Выполнение упражнений с остановкой мяча ногой, грудью.
2
2-3
3.Выполнение упражнений с отбором мяча, обманных движений.
2
2-3
4.Выполнение упражнений с передачей мячей в парах, тройках на месте и в движении.
2
2-3
5.Ведение мяча с передачей. Техника игры вратаря.
2
2-3
6.Двухстонняя игра и судейство.
6
2-3
Самостоятельная работа:
1.Техника передачи и ведения мяча.
2.Техника ударов по воротам.
3.Техника освоенных элементов.
3
Тема 4.Лыжная подготовка
Содержание учебного материала:
21
1.Техника безопасности лыжного спорта. Воспитание выносливости.
1
1
2.Классические лыжные ходы.
6
2-3
3.Коньковый ход.
6
2
4.Прохождение дистанции различными изученными ходами по пересеченной местности с использованием спусков и подъемов.
4
2
5.Лыжная эстафета.
2
2
6.Подвижные игры на лыжах.
2
2
Самостоятельная работа:
1.Техника выполнения одновременного бесшажного, одношажного, двушажного ходов.
2.Техника выполнения попеременного двухшажного, четырехшажного хода.
3.Техника выполнения элементов конькового хода.
4.Техника выполнения конькового хода.
5.Прохождение дистанции с использованием спусков и подъемов разными ходами.
5
Тема 5.
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Содержание учебного материала:
2
1.Развитие статической, специальной и общей выносливости. Упражнения на подвижность позвонков. Профилактика шейно-грудного остеохондроза
1
2
2.Комплекс упражнений на укрепление мышечного корсета. Профилактика варикозного расширения вен. Составление и проведение комплекса производственной гимнастики, физкультурной паузы.
1
2
Самостоятельная работа:
1.Атлетическая гимнастика.
2.Упражнения на коррекцию веса.
3.Дыхательная гимнастика.Самомассаж.
3
Итоговая аттестация
Дифференцированный зачет
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, спортивного зала, спортивной площадки.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Интернет – ресурсы:
http://fp.edu.ru/p1.html (Интернет - справочник «Все об учебниках»)
www.fini.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http://www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.educom.ru (Департамент образования города Москвы)
http://www.mioo.ru (Московский институт открытого образования)
www.omczo.org (Окружной методический центр)
Список литературы:
Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред.проф.образования / А.А.Бишаева.- 6-е изд.,стер.-М.: Издатальский центр «Академия», 2013
Программы дополнительного, профессионального образования для заместителей руководителей ОУ по безопасности, преподавателей учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и учителей физической культуры. Москва 2010.
Программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» - тематическое планирование. Министерство образования Российской Федерации. Москва 2008.
Физическое воспитание в профессионально-технических училищах. Методическое пособие М. «Высшая школа», 2008. авт. Васькова Ж.С. Головизин Г.А. Горчаков А.М.
Физкультура, Поурочные планы для преподавателей. Издательство «Учитель» 2012
Акробатические упражнения как средство общей и профессионально-прикладной физической подготовки учащихся профессионально-технических училищ (методические рекомендации) Москва 2006.
Планирование и организация учебного процесса по физическому воспитанию учащихся в средних профессионально-технических училищах (методические рекомендации) Москва2007.Республиканский учебно-методический кабинет государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию.
Учебник «Физическая культура для студентов среднего профессионального образования». Решетников А.В., Кислицин Ю.Л. Москва изд. центр «Академия» 2013.
Профилактика травматизма и основы техники безопасности при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Федеральное агентство по образованию.А.А.Бобров.2008
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и теоретических, тестирование, а также выполнение индивидуальных заданий, рефератов и докладов, дневников самоконтроля. В течение каждого раздела рабочей программы выполнить (тестовые) контрольные упражнения.
4.1.По основам знаний.
Оценивая знания студентов, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение студентов использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором студент демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» студенты получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что студенты получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Студент должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществить опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их студентами в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы студенты сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
4.2. По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками)
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая ошибка или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный. Метод открытого наблюдения заключается в том, что студенты знают, кого и что будет оценивать преподаватель. Скрытое наблюдение состоит в том, что студентам известно лишь то, что преподаватель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов, как метод оценки используется для выявления достижений отдельных студентов в усвоении программного материала и демонстрации группе образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями, навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что преподаватель одновременно с проверкой знаний оценивается качество освоения соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда оценивается часть группы или группа в целом.
4.3.По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги студентов в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств преподаватель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у студентов определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных студентов. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.
При оценке темпов роста на отметку «5», «4», «3» преподаватель должен исходить из выше приведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания преподавателя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для студентов определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижения этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание преподавателю для выставления студентам высокой оценки.
4.4. Итоговая оценка успеваемости по физической культуре
Складывается из суммы баллов, полученных студентами за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за оздоровительную и спортивную деятельность.
Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.
4.5.Требования к знаниям и умениям студентов, сдающих дифференцированный зачет.
Студенты сдают дифференцированный зачет, включающий проверку знаний и практические нормативы с учетом динамики прироста индивидуальных показателей физических качеств и функциональной подготовленности студентов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование профилирующих психофизических способностей и личностных качеств;
с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма выполнить контрольные нормативы, предусмотренные Государственным Стандартом;
Оценка выполнения практических занятий
использовать двигательную активность для достижения жизненных и профессиональных целей;
выполнить тесты для определения уровня профессиональной двигательной подготовленности;
самостоятельно подбирать средства и методы физического воспитания в избранном виде двигательной активности;
совершенствовать профессиональную подготовленность, профилактику профессиональных заболеваний;
владеть самоконтролем при занятиях физическими упражнениями;
Оценка выполнения практических занятий, контроль выполнения домашней и самостоятельной работы
Знания:
роль физической культуры в развитии человека, в подготовке к профессиональной деятельности;
Экспертная оценка выполнения проверочных заданий и самостоятельной работы
основы физической культуры и здорового образа жизни;
Экспертная оценка выполнения проверочных заданий и самостоятельной работы
самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
Экспертная оценка выполнения проверочных заданий и самостоятельной работы
средства и методы физического воспитания в избранном виде двигательной активности;
Экспертная оценка выполнения проверочных заданий и самостоятельной работы
профилактику профессиональных заболеваний методом физической культуры;
Экспертная оценка выполнения проверочных заданий и самостоятельной работы
средства и методы совершенствования профессиональной подготовленности.
Экспертная оценка выполнения проверочных заданий и самостоятельной работы
4.7.Перечень примерных вопросов теоретической части дифференцированного зачета.
1. Правовые основы физической культуры и спорта.
2. Роль физической культуры в духовном воспитании молодежи.
3. Физиологические основы физической культуры и спорта.
4. Организм как саморазвивающая и саморегулирующая система.
5. Взаимодействие организма и внешней среды.
6. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
7. Физическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями.
8. Предстартовое и стартовое состояние.
9. Разминка. Врабатывание.
10.Утомление и процессы восстановления.
11.Гипокинезия и гиподинамия.
12.Физическое упражнение как основное средство физической культуры.
13.Методы оценки работоспособности.
14. Физическая культура и здоровый образ жизни.
15.Рациональный режим труда и отдыха.
16.Физические способности человека (сила, выносливость, быстрота, гибкость).
17.Основы физической и спортивной подготовки.
18.Самоконтроль в процессе физического воспитания.
19.Виды спортивной подготовки.
20.Развитие общей выносливости.
21.Развитие силы. Атлетическая гимнастика.
22.Развитие скоростно-силовых качеств.
23.Спорт в физическом воспитании студентов.
24.Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
25.Средства профессионально-прикладной физической подготовки.
26. Формы профессионально-прикладной физической подготовки.
27.Производственная гимнастика.
28.Профилактические, реабилитационные и организационные условия в процессе занятий физическими упражнениями.
29.Профилактика травматизма и основы техники безопасности при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
30.Активный отдых в современных видах труда.
31.Основы самомассажа.
32.Нетрадиционные виды двигательной активности(дыхательная гимнастика, динамические комплексы упражнений ушу, гимнастическая методика хатха-йоги, стрейтчинг, атлетическая гимнастика со спортивной и с оздоровительной направленностью).
34.Профилактика и коррекция здоровья при заболеваниях (органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, почек, зрения и т.д.).
4.8.КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ.
Вид упражнений
ОЦЕНКА
юноши
девушки
5
4
3
5
4
3
Бег 100 м (сек)
13.6
14.5
15.0
16.2
17.0
17.8
Бег 500м (мин.сек)
-
-
-
1.50
2.00
2.10
Бег 1000 м (мин.сек)
3.20
3.35
4.00
-
-
-
Бег 2000 м (мин.сек)
-
-
-
10.30
11.00
11.30
Бег 3000 м (мин.сек)
13.00
14.00
15.00
-
-
-
Метание гранаты 500г.(м)
-
-
-
21
18
14
Метание гранаты 700г.(м)
36
34
32
-
-
-
Челночный бег 3х10м(сек)
7.3
8.0
8.3
8.4
9.3
9.7
Прыжки в длину с разбега(м.см)
4.40
4.20
4.00
3.45
3.20
3.00
Подтягивание (раз)
12
10
8
-
-
-
Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин.(раз)
45
42
39
37
32
27
Сгибание разгибание рук в упоре (раз)
25
22
15
12
10
8
Бег на лыжах 3 км (мин)
-
-
-
19
20
21.30
Бег на лыжах 5 км (мин)
25
27
30
-
-
-
4.2.КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ.
1.Бег 100 м (юноши, девушки) – без учета времени.
2.Бег 2000 м (девушки),3000 м (юноши) – без учета времени.
3.Сгибание и разгибание рук в упоре.
4.Бег на лыжах 3000 м (девушки),5000м (юноши)- без учета времени.
5.Челночный бег 3х10 м – без учета времени
6.Метание гранаты (юноши).
7. Индивидуальный комплекс упражнений (согласно медицинской группы
здоровья студента).
8.Комплес производственной гимнастики.
(Приложение 1)
Темы при изменении климатических условий:
элементы видов спорта на базе подвижных игр; дыхательная гимнастика; элементы фитнеса и аэробики; элементы художественной гимнастики (для девушек); пантомима; мониторинг уровня развития физических качеств; бадминтон; баскетбол; футбол; настольный теннис; занимательная викторина на спортивную тематику; рефераты; элементы атлетической гимнастики; гимнастическая полоса препятствий; упражнения с набивными мячами; эстафеты с ведением мяча, метание малого мяча в цель; волейбол; мини-футбол; бег по периметру зала на заданную дистанцию; подвижные игры; ОРУ для развития силы, координации, выносливости, быстроты, скоростных и скоростно-силовых качеств; просмотр видеоматериалов на спортивную тематику.