проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. данные многочисленных научных исследжований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. наблюдение за слстоянием здоровья учащихся, подкреплённые ежегодным показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по лёгкой атлетике »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 87
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Легкая атлетика»
1 год обучения
возраст обучающихся: 9 -14лет
Учитель физической культуры
Тюрикова Елена Анатольевна
ХАБАРОВСК
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа Факультатива «Легкая атлетика», составлена на основе программы , спортивно – оздоровительной направленности, программа «Легкая атлетика» для обучающихся 5-8 классов, 2013 г., рассмотрена на педагогическом совете 28.08.2013 года.
Рабочая программа имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
- формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
- формирование специальных знаний, умений и навыков.
-формирование взаимопонимания и бесконфликтности в общении.
Изменений в дополнительную авторскую образовательную программу внеурочной деятельности нет.
Рабочая программа рассчитана на 2 час в неделю (70 часов в год). Теоретические знания учащиеся получают в процессе занятия.
Основными формами организаций занятийявляются: беседа, физические упражнения и двигательные задания, тестирование, игра. Длительность занятия 2 часа– 90 минут.
Основными формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:
тестирование;
беседа.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится для оценивания объективных знаний, умений и навыков учащихся перед началом изучения программы;
текущий, который проводится в процессе занятий и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным разделам;
итоговый, проводится после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
выполнение контрольных нормативов;
овладение теоретическими знаниями;
знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
способность применять основные приёмы самоконтроля;
знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
знание основ истории развития лёгкой атлетики
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
- стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
В результате изучения раздела "Легкая атлетика" на занятиях во внеурочной деятельности учащиеся должны
Характеризовать
значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий легкой атлетикой;
названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно - силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и высоту с разбега, метания малого мяча на дальность;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
Уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях легкой атлетикой;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях легкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину и высоту с разбега, метание в своей возрастной категории
помогать в судействе школьных соревнований по легкой атлетике
Демонстрировать:
Общеобразовательные упражнения, целенаправленно воздействующих основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучесть, гибкости и координации).
Легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину).
Тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Общую физическую подготовку.
Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью прыжков и бега.
Умения предъявлять свои лидерские качества, инициативу и социальную активность.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Раздел
программы
Тема занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть
(в процессе занятия)
Практическая часть
1 четверть
Бег
на короткие дистанции
16
1-2
Совершенствование техники бега с низкого старта
2
Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
Медленный бег 600 метров. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Удержание положения «Внимание!» на протяжении 5-10секунд, старт по команде. Бег с низкого старта 10-20-30-40 метров (парами) по команде учителя. Подвижная игра с прыжками.
Воспитание дисциплинированности на занятиях легкой атлетикой
3-4
Совершенствование техники бега с низкого старта
2
Правила соревнований в беге на короткие дистанции
Медленный бег 800 метров. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Контрольное упражнение – бег 30 метров. Выполнение стартового ускорения по команде из нестандартных исходных положений. Упражнения на развитие силы. Подвижная игра прыжками.
Воспитание дисциплинированности на занятиях легкой атлетикой
5-6
Совершенствование физических качеств в контрольных упражнениях
2
Физическое развитие человека
Медленный бег до 4 минут. Специальные беговые упражнения. Контрольные упражнения: прыжок в длину с места, наклоны вперед на гибкость, поднимание туловища за 30 секунд (девочки), подтягивание на перекладине (мальчики). Подвижная игра по выбору учащихся.
Воспитание дисциплинированности на занятиях легкой атлетикой
7-8
Совершенствование техники бега с низкого старта
2
Контроль над физическими нагрузками (ЧСС)
Контрольное упражнение – бег 1000 метров. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Стартовое ускорение под планкой, с сопротивлением партнера. Пробегание отрезков до 30 метров с ходу, с последующим бегом по инерции. Подвижная игра с мячом.
Формирование мировоззрения
9-10
Обучение технике стартового разгона и бега по дистанции с максимальной скоростью
2
История развития легкой атлетики. Легкая атлетика - как вид спорта.
Медленный бег 800 метров. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Бег с низкого старта по команде с изменением интервала между командами «Внимание!» и «Марш!» от 1 до 6 секунд. Бег с низкого старта по отметкам, сохраняя оптимальный наклон туловища. Стартовое ускорение под планкой, с сопротивлением партнера, в «упряжке». Бег с ходу до 30 метров с максимальным ускорением после отмашки. Упражнения на развитие силы. Подвижная игра.
Формирование волевых качеств
11-12
Совершенствование техники стартового разгона и бега по дистанции с максимальной скоростью
2
Техника стартового разгона и бега по дистанции
Медленный бег до 4,5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Стартовое ускорение под планкой, с сопротивлением партнера, в «упряжке». Бег с ходу до 40 метров с максимальной скоростью по дистанции. Бег с гандикапом в паре до 30 метров. Подвижная игра.
Формирование нравственных качеств личности
13-14
Обучение технике движения рук в беге
2
Значение физических упражнений
Медленный бег до 4,5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Бег на месте 5 серий по 15 секунд (на отработку движений рук в беге). Бег на места в паре с максимальной работой рук и ног (с опорой). Подвижная игра.
Формирование установок на здоровый образ жизни
15-16
Закрепление техники элементов бега на короткие дистанции, освоенных за 1 четверть
2
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья
Медленный бег до 5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Максимально быстрый бег на месте 5 серий по 15–20 сек. Бег 30 метров с низкого старта на результат. Подвижные игры.
Формирование активного и сознательного отношения к занятиям
2 четверть
Прыжки в длину с разбега
12
17-18
Совершенствование техники отталкивания в прыжках в длину с разбега
2
История развития легкой атлетики
Медленный бег до 5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитационные упражнения. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед с отталкивание на каждый 2, 4, 6 шаг по дистанции. Отталкивание с разбега через натянутую резинку с приземлением на мат. Упражнения на развитие силы. Подвижная игра с прыжками.
Формирование мировоззрения
19-20
Совершенствование техники отталкивания в прыжках в длину с разбег
2
Развитие физических качеств
Медленный бег до 5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитационные упражнения. Отталкивание с разбега через натянутую резинку с приземлением на мат. Прыжки в длину (отталкивание со стопки резинок, с резинового баллона). Подвижная игра.
Формирование нравственных качеств личности
21-22
Совершенствование техники приземления в прыжках в длину с разбега
2
Режим дня
Медленный бег до 6 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Прыжки в длину с места, с толчком двух ног: на точность приземления, по ориентирам, на дальность. Прыжки в глубину с высоты (30, 60 см), через натянутую резинку с приземлением на мат (толчком одной ноги) Подвижная игра на развитие силы.
Формирование установок и потребностей на ведения здорового образа жизни
23-24
Совершенствование техники приземления в прыжках в длину с разбега
2
Основное содержание
и правила планирования режима дня
Медленный бег до 6 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитационные упражнения. Прыжки в глубину с высоты (60, 80 см), через натянутую резинку с приземлением на мат, толчком одной ноги. Упражнения на развитие силы ног. Подвижная игра.
Формирование установок и потребностей на ведения здорового образа жизни
25-26
Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием
2
Закаливание организма
Медленный бег до 7 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Прыжки в глубину, с правильным приземлением на две ноги. Прыжки в длину с разбега с доставанием рукой (в полете) предмета, прикрепленного на высоте (отталкивание с резинового баллона). Подвижная игра.
Формирование установок и потребностей на ведения здорового образа жизни
27-28
Закрепление техники
изученных элементов прыжка
в длину с разбега
2
Правила соревнований
в прыжках в длину с разбега
Медленный бег до 7 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Прыжки в длину с разбега на результат, с отталкиванием с резинок. Подвижные игры с прыжками
Формирование активного и сознательного отношения к занятиям
Прыжки в высоту способом «перешагивание»
4
29-30
Совершенствование техники отталкивания и правильного выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании
2
Техника отталкивания в прыжках в высоту способом «перешагивание»
Медленный бег до 8 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитационные упражнения. Маховые движения свободной ногой вперёд-вверх, держась за рейку гимнастической лестницы. То же, но с маховым движением одноимённой руки и подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги (с отталкиванием вверх и приземлением на толчковую ногу). Упражнение на развитие силы ног. Подвижная игра.
Воспитание моральных качеств
31-32
Совершенствование техники отталкивания
с разбега
2
Техника отталкивания с разбега
Медленный бег до 8 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитационные упражнения. Стоя на толчковой ноге выполнить активное движение маховой ноги, оттолкнуться и вернуться (с отягощениями). Прыжки в высоту с 2, 4, 6 шагов разбега через резинку с приземлением на толчковую ногу. Подвижная игра.
Воспитание волевых качеств
3 четверть
Прыжки в высоту способом «перешагивание»
8
33-34
Совершенствование техники отталкивания
с разбега
2
История развития легкой атлетики
Медленный бег до 8,5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитационные упражнения. Прыжки в высоту с 2,4, 6 шагов разбега через резинку с приземлением на толчковую ногу (разбег по ориентирам), высота резинки от 50 см. Подвижная игра.
Формирование мировоззрения
35-36
Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием
2
Гигиенические требования
к занятиям легкой атлетикой
Медленный бег до 8,5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Различные многоскоки. Прыжки в высоту с доставанием предмета. Прыжки в высоту способом «перешагивание» через резинку с разбегом по ориентиром и точным приземлением на толчковую ногу. Подвижная игра.
Воспитание волевых качеств
37-38
Совершенствование техники разбега в сочетании с отталкиванием
2
История развития легкой атлетики
Медленный бег до 9 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Прыжки в высоту с доставание предмета, с приземлением на толчковую ногу. Прыжки через натянутую резинку (высота от пола до 80 см). Подвижная игра.
Формирование мировоззрения
39-40
Совершенствование техники разбега в сочетании с отталкиванием
2
Правила соревнований в прыжках в высоту
Медленный бег до 9 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Прыжки в высоту способом «перешагивание» на результат. Подвижная игра.
Формирование активного и сознательного отношения к занятиям
Метание
малого мяча
8
41-42
Совершенствование хлёсткого движения руки
в момент финального усилия
2
История развития легкой атлетики
Медленный бег до 9,5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитация замаха и броска. Имитация исходного положения для метания мяча. Метание мяча через верёвку, натянутую на высоте 1,5 – 2 метра на расстоянии 5-8 метров. Метание мяча в стену с места, на дальность отскока от стены. Метание набивного мяча. Подвижная игра.
Формирование мировоззрения
43-44
Совершенствование хлёсткого движения руки
в момент финального усилия
2
Техника финального усилия в метании мяча
Медленный бег до 9,5 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитация хлесткого движения в финальном усилии. Метание малого мяча с места (стоя левым боком по направлению движения) по ориентирам. Метание мяча в пол с последующим отскоком через верёвку. Развитие силы рук в упражнении – подтягивание на перекладине. Подвижная игра.
Воспитание моральных качеств
45-46
Совершенствование выхода
в положение «натянутый лук»
в фазе финального усилия. Совершенствование метания малого
мяча в цель.
2
Техника метания малого мяча в цель
Медленный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитация положения «натянутый лук»
в фазе финального усилия. Метание мяча на заданное расстояние с места (стоя левым боком по направлению движения) по ориентирам. Метание набивного мяча. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 метр) с расстояния 8-10 метров. Подвижная игра.
Воспитание волевых качеств
47-48
Закрепление метания малого мяча в цель
2
Правила соревнований в метании
Медленный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 метр) с расстояния 8-10 метров (на число попаданий). Подвижные игры.
Воспитание моральных качеств
Подвижные игры
с элементами легкой атлетики
4
49-50
Развитие физических способностей
в подвижных играх
с элементами легкой атлетики.
2
Развитие физических качеств с помощью игр
Медленный бег до 10 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Подвижные игры с прыжками и бегом.
Формирование интереса к самостоятельным занятиям легкой атлетикой
51-52
Развитие физических способностей
в подвижных играх
с элементами легкой атлетики.
2
Самостоятельные занятия лёгкой атлетикой
Медленный бег до 10 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Подвижные игры с элементами метания и прыжков.
Формирование интереса к самостоятельным занятиям легкой атлетикой
4 четверть
Метание
малого мяча
8
53-54
Обучение технике выполнения скрестного шага
2
Техника скрестного шага
Медленный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитация скрестного шага. Метание мяча по ориентирам. Метание набивного мяча из-за головы на дальность. Подвижная игра на внимание с бегом.
Формирование нравственных качеств личности
55-56
Обучение технике метания малого мяча на дальность с двух и трех бросковых шагов
2
Техника метания мяча
с двух и трех бросковых шагов
Медленный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Имитация метания мяча с двух и трех бросковых шагов. Метание мяча в пол с последующим отскоком через верёвку, в стену на дальность отскока. Метание мяча на дальность с двух и трех бросковых шагов. Подвижная игра.
Воспитание волевых качеств
57-58
Совершенствование метания малого мяча с одного, двух и трех бросковых шагов в цель
2
Закаливание организма
Медленный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Метание мяча через верёвку, натянутую на высоте 1-1,5 метра с расстояния 8-10 метров в горизонтальную цель (1×1 метр). Метание мяча с двух и трех бросковых шагов в вертикальную цель с 8-10 метров. Подвижная игра.
Формирование интереса к самостоятельным занятиям легкой атлетикой
59-60
Закрепление метания малого мяча на дальность с двух, трёх бросковых шагов
2
Правила соревнований
в метании
Медленный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Метание малого мяча на дальность с трёх бросковых шагов на результат. Подвижная игра.
Формирование активного и сознательного отношения к занятиям
Подвижные игры с элементами легкой атлетики
10
61-62
Развитие физических качеств в контрольных упражнениях
2
Развитие скоростно-силовых способностей
Медленный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Контрольные упражнения: бег 30 метров, прыжок в длину с места. Подвижная игра по выбору учащихся.
Формирование нравственных качеств личности
63-64
Развитие физических качеств в контрольных упражнениях
2
Развитие координационных способностей
Контрольное упражнение – бег 1000 метров. ОРУ. Подвижные игры на развитие координации с элементами легкой атлетики.
Воспитание волевых качеств
65-66
Развитие физических качеств в контрольных упражнениях.
2
Развитие силы и гибкости
Медленный бег. ОРУ на гибкость. Контрольное упражнение – наклоны вперед на гибкость, поднимание туловища за 30 секунд (девочки), подтягивание на перекладине (мальчики). Подвижные игры по выбору учащихся.
Формирование активного и сознательного отношения к занятиям
67-68
Развитие физических качеств
в подвижных играх
с элементами легкой атлетики
2
Развитие выносливости
Медленный бег до 10 минут. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Эстафеты с бегом, метанием и прыжками. Подвижные игры на внимание.
Развитие физических качеств в процессе преодоления полосы препятствий
2
Самостоятельные занятия лёгкой атлетикой
Подвижная игра с бегом для разминки. ОРУ. Преодоление полосы препятствий на стадионе школы. Подвижные игры по выбору учащихся.
Формирование интереса к самостоятельным занятиям легкой атлетикой
Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- закаливание организма.
Практическая часть: низкий старт, стартовый разгон и бег по дистанции 40-60 м, движение рук в беге, бег с ускорением.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- легкая атлетика - как вид спорта
Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- основные приёмы самоконтроля.
Практическая часть: Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Практическая часть:
Игры с бегом:«Знамя», «Жмурки», « Ловишки», « Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжки по полоскам», «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием:«Кто дальше бросит», «Невод»,«Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему».
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.
Для обучающегося:
Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003.
Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г