Авторская программа по легкой атлетике для групп начальной подготовки
Авторская программа по легкой атлетике для групп начальной подготовки
Данная программа по лёгкой атлетике рассчитана на работу с детьми 9-12 лет, входящими в группы начальной подготовки первого и второго года обучения. Общими задачами групп НП являются: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников, обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, подготовка разносторонне физически развитых, смелых спортсменов, готовых к труду и защите Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по легкой атлетике для групп начальной подготовки»
УТВЕРЖДЕНО
Тренерским советом СП «ДЮСШ »
01.09. 2014 г.
Директор __________ Л.Ю.Шатрова
Авторская программа
по лёгкой атлетике для
групп начальной подготовки
Автор: Васильева Галина Александровна,
тренер-преподаватель
СП ГБОУ СОШ №3 г.о.Октябрьск
«ДЮСШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лёгкая атлетика – один из древнейших видов спорта. Ходьба, бег, метание и прыжки родились вместе с человеком. Лёгкую атлетику называют «королевой спорта», потому что миллионы людей занимаются этим видом спорта.
Данная программа по лёгкой атлетике рассчитана на работу с детьми 9-12 лет, входящими в группы начальной подготовки первого и второго года обучения.
Общими задачами групп НП являются: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников, обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, подготовка разносторонне физически развитых, смелых спортсменов, готовых к труду и защите Родины.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий. Одна из задач ДЮСШ состоит в том, чтобы отобрать в группы начальной подготовки наиболее одарённых детей 9-12 лет.
В соответствии с общими задачами лёгкой атлетики в группах НП -1 ставятся следующие задачи:
- ознакомление с видами лёгкой атлетики;
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- воспитание интереса к занятиям лёгкой атлетикой;
- создание базы разносторонней физической подготовленности;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- воспитание общей выносливости;
- изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков, метаний;
- теоретическая подготовка.
Занятия проводятся 3 раза в неделю.
В группах НП -2 следующие задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- повышение уровня разносторонней физической подготовленности;
- развитие быстроты, силы;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- воспитание выносливости;
- обучение технике бега на короткие дистанции.
Занятия проводятся 5 раз в неделю.
Эффективным средством воспитания быстроты в младшем школьном возрасте являются подвижные и спортивные игры по упрощённым правилам, бег на короткие дистанции, эстафеты, прыжки. Основным методом воспитания быстроты является комплексный метод.
Наряду с воспитанием быстроты и скоростно-силовых качеств детям и подросткам следует уделить внимание развитию мышечной силы, укреплению мышц двигательного аппарата. С этой целью в программу занятий включены элементы акробатики, упражнения на гимнастических снарядах, всевозможные прыжки, метание, игры.
Основная форма организации учебно-тренировочного процесса – тренировка.
Основная форма воспитательного процесса – походы, экскурсии, беседы.
Основная форма теоретической подготовки – ежедневная беседа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК
для группы первого года обучения
№ п/п
Вид нагрузки
Часов в год
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Теоретическая подготовка
10
2
2
2
2
2
2.
ОФП
200
22
22
20
16
16
20
18
14
16
24
12
3.
СФП
44
6
8
8
6
8
8
4.
Контрольно-переводные экзамены
6
2
2
2
5.
Участие в соревнованиях
12
2
2
2
2
2
2
6.
Медицинское обследование
4
2
2
Итого
276
26
28
26
26
24
28
26
28
28
26
12
0
Дополнительно 6 недель занятий проводятся в условиях спортивно-оздоровительного лагеря и по индивидуальным планам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК
для группы второго года обучения
№ п/п
Вид нагрузки
Часов в год
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Теоретическая подготовка
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2.
ОФП
280
30
30
28
24
24
28
26
22
24
30
14
3.
СФП
94
6
6
8
10
12
6
10
12
12
6
6
4.
Контрольно-переводные экзамены
6
2
2
2
5.
Участие в соревнованиях
12
2
2
2
2
2
2
6.
Медицинское обследование
4
2
2
Итого
414
40
42
38
38
40
38
40
40
40
38
20
Дополнительно 6 недель занятий проводятся в условиях спортивно-оздоровительного лагеря и по индивидуальным планам.
ПРОГРАММА
Годовое планирование состоит из нескольких блоков.
1. Втягивающий блок - предназначен для постепенного увеличения нагрузки.
2. Базовый или ОФП – решаются задачи ОФП.
3. Учебно-тренировочный – обучение и тренировка.
4. Тренировочный– совокупность средств, методов, нагрузок на развитие физических качеств.
5. Предсоревновательный – обеспечение высокой работоспособности ко дню соревнований.
6. Восстановительный – устранение усталости.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ БЛОКОВ
Основные задачи блочного планирования:
1. Общая физическая подготовка.
2. Обучение элементам лёгкой атлетики.
СЕНТЯБРЬФЕВРАЛЬ
1. Втягивающий 1. Восстановительный
2. Втягивающий 2. Тренировочный
3. Базовый 3. Тренировочный
4. Учебно-тренировочный 4. Базовый
ОКТЯБРЬМАРТ
1. Восстановительный 1. Восстановительный
2. Базовый 2. Базовый
3. Учебно-тренировочный 3. Учебно-тренировочный
4. Предсоревновательный 4. Предсоревновательный
НОЯБРЬ АПРЕЛЬ
1. Базовый 1. Учебно-тренировочный
2. Восстановительный 2. Восстановительный
3. Учебно-тренировочный 3. Предсоревновательный
4. Учебно-тренировочный 4. Тренировочный
ДЕКАБРЬМАЙ
1. Базовый 1. Предсоревновательный
2. Восстановительный 2. Восстановительный
3. Учебно-тренировочный 3. Базовый
4. Предсоревновательный 4. Тренировочный
ЯНВАРЬИЮНЬ
1. Учебно-тренировочный 1. Базовый
2. Предсоревновательный 2. Базовый
3. Базовый 3. Учебно-тренировочный
4. Базовый 4. Восстановительный
ИЮЛЬ
1. Восстановительный
2. Восстановительный
Годовой объём тренировочной нагрузки можно разделить на циклы.
Перечень микроциклов.
1.Развитие скоростно-силовых качеств
а) разминка – ОРУ-СБУ
б) ускорение 30-60м
в) старты из различных исходных положений
г) прыжки
д) повторный бег
е) заключительная часть
2.Развитие прыгучести
а) разминка – ОРУ-СБУ
б) ускорение 30-60м
в) скачки + прыжки (длина)
г) повторный бег
д) заключительная часть
3.Развитие силы
а) разминка
б) ускорение 60-80м
в) упражнения для развития силы
г) заключительная часть
4.Развитие ловкости и быстроты
а) разминка
б) ускорение 30-60м
в) эстафеты
г) повторный бег
д) заключительная часть
5.Развитие выносливости
а) кроссовый бег
б) повторный бег
в) упражнения на ступеньках
г) переменный бег
6.Игровой день
7.Развитие специальной выносливости
а) разминка
б) ускорение 60-80м
в) переменный, повторный бег
г) скачки
д) заключительный бег
ОРУ- общеразвивающие упражнения
СБУ – специальные беговые упражнения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ОФП (общая физическая подготовка):
- Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов
- Упражнения на развитие гибкости, ловкости
- Упражнения с отягощением
- Упражнения с партнёром
- Упражнения на тренажёрах
- Упражнения со снарядами (гантели, н/мяч, скакалки) на снарядах
- Всевозможные прыжки, скачки
- Спринтерский бег, эстафеты
- Упражнения из акробатики, гимнастики ( кувырки, сальто)
- Спортивные игры
- Прыжковые упражнения с продвижением
- Метание снарядов (мяч, граната, ядро)
- Бег с ходу, со старта, с гандикапом
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
-Повторный бег на отрезках до 100м
-Повторный бег до 300м
-Переменный бег (60-180м)
-Специальные беговые упражнения
-Старты из различных исходных положений
-Скачки и прыжки на одной и двух ногах
-Упражнения с отягощениями
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
-Физкультура и спорт в России. Понятие о физической культуре и спорте.
-История развития лёгкой атлетики
-История Олимпийских игр
-Общая и специальная физическая подготовки
-Психологическая подготовка спортсменов
-Правила соревнований по лёгкой атлетике
-Режим, питание, гигиена спортсмена
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Медицинское обследование проводится 2 раза в год. Перед началом тренировочного года и затем каждые полгода проводятся антропометрические измерения: рост, вес, окружность шеи, груди, динамометрия.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
для групп первого и второго года обучения (девочки)
Упражнения
Оценка
Возрастные группы
10 лет
11 лет
12 лет
1. Бег 30м
5
4
3
5,8
5,7-6,1
6,2-6,6
5,6
5,7-6,1
6,2-6,6
5,3
5,4-5,8
5,9-6,3
2. Прыжок в длину с места
5
4
3
171
161-170
151-160
181
171-180
161-170
191
181-190
171-160
3. Прыжок вверх по Абалакову
5
4
3
35
31-34
27-30
41
36-40
31-35
45
40-44
35-39
4. Бросок н/мяча
5
4
3
271
241-270
211-240
301
271-300
241-270
361
321-360
281-320
5. Челночный бег
5
4
3
8,0
8,1-8,6
8,7-9,2
7,7
7,8-8,2
8,3-8,7
7,8
7,6-8,0
8,1-8,5
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
для группы НП-2
Контрольные упражнения
Девушки
Юноши
1.Бег 20м с ходу
2,8
2,7
2. Бег на 60м
10,0
9,3
3. Бег 150м
25,0
22,5
4. Бег 300м
54,0
51,0
5. Прыжок в длину
200
220
6. Тройной прыжок с места
590
620
7. Десятирной прыжок в
длину с места
23,00
20,50
ЛИТЕРАТУРА
1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера.
2. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания.