kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, в ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение, создание профильных классов, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состояние здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы »

Методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы

Сегодня, в ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение, создание профильных классов, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состояние здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения состояния здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных).

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10- 15% от общей численности учащихся) относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппа “А” (обучающиеся с обратными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу). Подгруппа “Б” (обучающие с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).

При комплектовании групп по сходным методикам объединяются учащиеся по следующему принципу: 1 группа - заболевания ССС, органов дыхания, миопии; 2 - желудочно-кишечные заболевания, гинекологические, пиелонефрит. Заболевания ОДА можно подключать в любую из групп. При занятиях строго соблюдать ограничения в выполнении упражнений.

Основным критерием для включения учащегося в СМГ является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебной программой, объектом и структурой физической нагрузки, а также требованием к уровню освоения учебного материала.

Следующим критерием является выяснение степени физической подготовленности, т.к. необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Особое внимание в этой оценке обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Следующим критерием является функциональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы, от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Важным критерием отбора детей в СМГ - это оценка внешних факторов, в которых они находятся: условия жизни, особенности питания, психологический климат.

В спецмедгруппах дети должны сознательно относится к своему здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и методами физического воспитания, для восстановления утраченного здоровья. Занятия физической культурой дают возможность больному ребенку освоить физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь. Преодоление собственной слабости формирует волю,  характер; преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач для учащихся СМГ является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы в частности и, в общем - к дальнейшей жизни.

На занятиях в СМГ придерживаются общепринятой структуры урока. Но имеется одна особенность: занятие состоит из четырех частей.

Вводная часть (3-4 мин) - это подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть (10-15 мин) начинается с ОРУ, выполняемых сначала в медленном темпе, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз, а в дальнейшим 6-8 раз. Одним из первых подготовительных упражнений является потягивание, которое облегчает выполнение последующих физических нагрузок, улучшая приспособление сердечно-сосудистой системы к условиям мышечной деятельности. В этой части занятий особое внимание следует уделить дыханию, специальным дыхательным упражнениям, которые позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Основная часть занятия составляет 15-18 минут и отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются основные образовательные задачи. Физиологическая кривая занятий должна иметь наибольший подъем во второй половине основной части. Очень важно в это время избегать утомления. Важно подбирать комплексы физических упражнений с учетом специфики заболеваний.

Заключительная часть (5 мин) включает упражнения на расслабление и дыхательные. Основная задача заключительной части - расслабление и правильное дыхание.

Учащиеся должны уметь измерять частоту пульса по сигналу преподавателя в течение 10 сек. Такой подсчет производится 4 раза в течение каждого занятия: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части,-  непосредственно (в первые 10 с) после занятия и через 5 мин восстановительного периода.

Учебная программа по предмету предусматривает для учащихся специальной медицинской группы освоение зачетных требований по теоретическому разделу, который является общим и для учащихся основной медицинской группы. Результатом освоения программы учащихся спецмедгруппы является их перевод в подготовительную группу.

Для детей страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата была организована специальная медицинская группа.

С первых дней занятий в СМГ у учащихся были сняты антропометрические данные, были проведены контрольные тесты, которые были оформлены в виде таблиц.

Таблица 1.

Антропометрические данные

Ф.И.О.

Возраст

Вес

Рост

Голова

Грудь

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Тесты

Приседание 1 этап

Приседание 3 этап

Броски ловля теннис. мяча

1 этап

Броски ловля теннис. мяча

3 этап

Тест Ромберга (1) 1 этап

Тест Ром берга (1) 3 этап

 

Тест Ром-берга (2) 1 этап

Тест Ромберга(2) 3 этап

 

Тест Ромберга 1 этап

Тест Ромберга 3 этап

Прыжки на скакалке 1 этап

Прыжки на скакалке 3 этап

Рекомендации для проведения тестов:

- приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость;

- броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе - это свидетельствует о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции;

- тест Ромберга;

- прыжки через скакалку на двух ногах помогают дать оценку координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног.

Диагностика отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата младших школьников по медицинским картам показала следующий результат.

Тесты, проведенные в начале учебного года и в конце, показали, что наблюдается значительный прирост в физическом развитии детей младшего школьного возраста.

Таблица 3.

Эффективность использования занятий в группе “Здоровье” младших школьников

 

Начало учебного года

Конец учебного года

Среднегодовой прирост в %

Приседания (до утомления)

80,1 ± 6

89,7 ± 6,1

12

Броски и ловля мяча

12 ± 9

17,2 ± 8,8

42

Тест Ромберга

18,85 ± 5,8

19,4 ± 5,6

20,1

Прыжки через скакалку

31,7 ± 8,3

36,1 ± 8,9

13,9

Создание валеологической образовательной среды, способствующей не только сохранению, коррекции, но и развитию физического здоровья способствует формированию способностей к творчеству и обеспечивает высокий потенциал творческих способностей каждого обучающегося.

Также наблюдается повышение успеваемости школьников, как на уроках физического воспитания, так и по остальным предметам, возрастает адаптивная способность учащихся к воздействию окружающей среды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Заика Владислав Александрович

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Пояснительная записка к программе по корригирующей гимнастике (нарушение осанки) 2-5 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-proghrammie-po-korrighiruiushchiei-ghimnastikie-narushieniie-osanki-2-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130578"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415944900"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "«Мониторинг – инструмент управления качеством образования в дошкольных группах»"
    ["seo_title"] => string(86) "monitoringh-instrumient-upravlieniia-kachiestvom-obrazovaniia-v-doshkol-nykh-ghruppakh"
    ["file_id"] => string(6) "251265"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447222163"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства