Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты (предметные) | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата проведения |
Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | план | факт |
Легкая атлетика(11 часов) |
Ходьба и бег (5 ч) | Вводный | Инструктаж по ТБ. Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Подвижная игра «Два мороза». Развитие скоростных качеств | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 30 м). Знать правила ТБ на уроках легкой атлетики | Активно включаться в общение с учителем, сверстникам.Проявлять дисциплинированность, трудолюбие | Подбор одежды и обуви для занятий физической культуры. | Эффективно сотрудничать со сверстниками, оказывать поддержку друг другу. | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Изучение нового материала | Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Бег (30 м). Подвижная игра «Вызов номера». Понятие «короткая дистанция». Развитие скоростных качеств | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 30 м). Знать понятие «короткая дистанция» | Проявлять качества быстроты и координации при выполнении беговых упражнений | Основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Комбинированный | Ходьба под счёт. Ходьба на носках, пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Бег (30, 60 м). Подвижная игра «Гуси-лебеди». Понятие «короткая дистанция». | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 30 м, до 60 м). | Учебно-познаватель ный интерес к способам решения поставлен ных задач | Понятие «короткая дистанция». Знание техники бега на скорость, бега на выносливость | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Комбинированный | | |
Комбинированный | Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Бег( 60 м). ОРУ. Ходьба с высоким подниманием бедра. Подвижная игра «Вызов номера». Развитие скоростных качеств. | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 60 м). | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях Формировать потребности к ЗОЖ | Основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. | Эффективно сотрудничать со сверстниками, оказывать поддержку друг другу. | Способность строить учебно-познаватель ную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз,средства, контроль, оценка). | | |
Прыжки (3 ч) | Изучение нового материала | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. ОРУ. Подвижная игра «Зайцы в огороде». Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на две ноги | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответствен ность, причины неудач. | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; правильно приземляться. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Взаимно контролиро вать действия друг друга, уметь договариваться | | |
Комбинированный | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. ОРУ. Подвижная игра «Зайцы в огороде». Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на две ноги | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях | Знать правила подвижной игры. Основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. | Эффективно сотрудничать со сверстниками, оказывать поддержку друг другу. | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Комбинированный | | |
Метание мало го мяча (3ч) | Изучение нового материала | Метание малого мяча из положения стоя грудью в направления метания. Подвижная игра «К своим флажкам». ОРУ. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений | Проявлять трудолюбие и упорство в достижении поставлен ных целей. | Знать виды метаний. Знать названия инвинтаря для метания. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Комбинированный | Метание малого мяча из положения стоя грудью в направления метания на заданное расстояние. Подвижная игра «Попади в мяч». ОРУ. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях Формировать потребности к ЗОЖ | Знать виды метаний. Знать названия инвинтаря для метания. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Комбинированный | Метание малого мяча из положения стоя грудью в направления метания на заданное расстояние. Подвижная игра «Кто дальше бросит». ОРУ. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений | Проявлять трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | Знать виды метаний. Знать названия инвинтаря для метания. | Эффективно сотрудничать со сверстниками, оказывать поддержку друг другу. | Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Кроссовая подготовка (11 часов) |
Бег по пересеченной местности (11 ч) | Изучение нового материала | Равномерный бег (3минуты). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Пятнашки». ОРУ. Развитие выносливости. Понятие «скорость бега» | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей | Движения по пересеченной местности как жизненно важные способы передвиже ния человека. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (4минуты). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Горелки». ОРУ. Развитие выносливости | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Анализировать результаты двигательной активности; фиксировать её результаты | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (5минут). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости. Понятие «здоровья» | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Волевая саморегуля ция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Подбор одежды и обуви для занятий на улице. Значение закаливания для укрепления здоровья. | Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных ситуациях | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (6 минут). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Октябрята». ОРУ. Развитие выносливости. | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Формирова ние социальной роли ученика. | Анализиро вать результаты двигательной активности; фиксировать её результаты | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (7 минут). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Конники-спортсмены». ОРУ. Развитие выносливости | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Способность к волевому усилию, преодоление препятствия. | Значение закаливания для укрепления здоровья. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (8 минут). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). ОРУ Подвижная игра «Гуси-лебеди». Развитие выносливост | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Формирова ние положитель ного отношения к учению | Анализиро вать результаты двигательной активности; фиксировать её результаты | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Гимнастика (17 часов) |
Акробатика. Строевые упражнения (6 ч) | Изучение нового материала | Основная стойка. Построение в колону по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. Игра «Пройти бесшумно» Развитие координационных способностей. Инструктаж по ТБ | Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации | Формирова ние социальной роли ученика. Формирова ние положитель ного отношения к учению | Способность к волевому усилию, преодоление препятствия. Значение закаливания для укрепления здоровья. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | Основная стойка. Построение в колону по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. Игра «Пройти бесшумно». Развитие координационных способностей. Название основных гимнастических снарядов | Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации | Формирова ние социальной роли ученика. Формирова ние положитель ного отношения к учению | Анализиро вать результаты двигательной активности; фиксировать её результаты | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | Основная стойка. Построение в шеренгу. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. ОРУ. Игра «Совушка». Развитие координационных способностей | Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации | Волевая саморегуля ция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Знать виды строевых команд. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Основная стойка. Построение в круг. Группировка. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. ОРУ. Игра «Космонавты». Развитие координационных способностей | Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации | Волевая саморегуля ция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Анализиро вать результаты двигательной активности; фиксировать её результаты | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | | |
Равновесие. Строевые Упр-я. (6 ч) | Изучение нового материала | Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Размыкание на вытянутые в стороны руки. ОРУ с обручами. Стойка на носках, на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Игра «Змейка». Развитие координационных способностей | Уметь выполнять строевые упражнения и упражнения в равновесии | Волевая саморегуля ция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Способность к волевому усилию, преодоление препятствия. Значение закаливания для укрепления здоровья. | Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных ситуациях | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Размыкание на вытянутые в стороны руки. Повороты направо, налево. ОРУ с обручами. Стойка на носках, на одной ноге на гимнастической скамейке. Игра «Не ошибись!». Развитие координационных способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, упражнения в равновесии | Формирова ние положитель ного отношения к учению | Знать правила подвижной игры. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Совершенствования | Повороты направо, налево. Выполнение команды «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». ОРУ с обручами. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Игра «Не ошибись». Развитие координационных способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, упражнения в равновесии | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Анализ своей деятельности; сравнение; классифика ция; действия постановки и решения проблемы. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
| Совершенствования | Повороты направо, налево. Выполнение команды «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». ОРУ с обручами. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Игра «Западня». Развитие координационных способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, упражнения в равновесии | Достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве. | Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; | Подбирать комплекс упражнений для утренней гимнастики и самостоятель ных занятий. | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
| Совершенствования | Повороты направо, налево. Выполнение команды «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». ОРУ с обручами. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Игра «Западня». Развитие координационных способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, упражнения в равновесии | Формирова ние социальной роли ученика. Формирова ние положитель ного отношения к учению | Анализ своей деятельности; сравнение; классифика ция; действия постановки и решения проблемы. | Подбирать комплекс упражнений для утренней гимнастики и самостоятель ных занятий. | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Опорный прыжок, лазание (5 ч) | Изучение нового Материала | Лазание по гимнастической стенке. ОРУ в движении. Перелазание через коня. Игра «Ниточка и иголочка». Развитие силовых способностей | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок | Учебно-познаватель ный интерес и способам решения поставлен ных задач | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях Формировать потребности к ЗОЖ | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Лазание по канату. ОРУ в движении. Перелазание через коня. Игра «Фигуры». Развитие силовых способностей | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок | Учебно-познаватель ный интерес и способам решения поставлен ных задач | Анализ своей деятельности; сравнение; классифика ция; действия постановки и решения проблемы. | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на коленях. Подтягивания лежа на животе на гимнастической скамейке. Перелезание через горку матов. ОРУ в движении. Перелезание через коня. Игра «Светофор». Развитие силовых способностей | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок | Достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве. | Анализ своей деятельности; сравнение; классифика ция; действия постановки и решения проблемы. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Комплексный | Подтягивания, лежа на животе на гимнастической скамейке. Перелезание через горку матов. ОРУ в движении. Перелезание через коня. Игра «Три движения». Развитие силовых способностей | Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок | Достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве. | Анализ своей деятельности; сравнение; классифика ция; действия постановки и решения проблемы. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Подвижные игры (20 часов) |
Подвижные игры (20 ч) | Изучение нового Материала | ОРУ. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Оказывать бескорыст ную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы | Знать правила подвижной игры.Преду преждение травматизма во время занятий физическими упражнения ми | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Выполнять совместную деятельность, распределять роли. | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | ОРУ. Игры: «Класс, смирно!», «Октябрята». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях | Знать правила подвижной игры. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Взаимно контролиро вать действия друг друга, уметь договариваться | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | ОРУ. Игры: «Метко в цель», «Погрузка арбузов». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Организовы вать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования | Знать правила подвижной игры. Основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | ОРУ. Игры: «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях. | Знать правила подвижной игры; активно участвовать в игровой деятельности с их учетом | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | ОРУ. Игры: «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Проявлять положитель ные качества личности во время игровых ситуаций | Знать правила подвижной игры. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Согласованные действия с поведением партнеров; контроль, коррекция. | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | ОРУ. Игры: «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки» Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответствен ность, причины неудач; | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Комплексный | | |
Совершенствование | ОРУ. Игры: «Пятнашки», «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Активно включаться в общение и взаимодейст вие со сверстниками | Основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Совершенствование | ОРУ. Игры: «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки» Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Знать правила подвижной игры; активно участвовать в игровой деятельности с их учетом | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Согласованные действия с поведением партнеров; контроль, коррекция. | | |
Совершенствование | ОРУ в движении. Игры: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Проявлять стремление к самооценке на основе критериев успешности игровой деятельности | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответствен ность, причины неудач; | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Комплексный | | |
Совершенствование | ОРУ в движении. Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки | Знать правила подвижной игры; активно участвовать в игровой деятельности с их учетом | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Уметь взаимодействовать в команде при проведении подвижных игр | | |
Комплексный | | |
Совершенствование | ОРУ в движении. Игры: «Удочка», «Компас». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями | Проявлять в игровых ситуациях положительные качества | Знать правила подвижной игры; активно участвовать в игровой деятельности с их учетом | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Совершенствование | | |
Подвижные игры на основе баскетбола (19 часов) |
Подвижные игры на основе Баскетбола (19 ч) | Изучение нового материала | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. ОРУ. Игра «Бросай – поймай». Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом (держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | Активно включаться в общение и взаимодейст вие со сверстниками | Знать понятия «бросок », «прием» и «передача» мяча | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. ОРУ. Игра «Передача мячей в колоннах». Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом (держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | Проявлять в игровых ситуациях положитель ные качества | Различать понятия «бросок », «прием» и «передача» мяча | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Комплексный | | |
Совершенствование | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Мяч соседу». Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр | Объективно оценивать качество выполнения задания | Знать способы броска мяча | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Гонка мячей» | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе игр | Объективно оценивать качество выполнения задания | Знать способы передачи мяча | Потребность в общении с учителем Умение слушать | Самостоятель но оценивать свои действия | | |
Комплексный | | |
Совершенствование | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Передал-садись». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Проявлять в игровых ситуациях положительные качества | Знать правила подвижной игры; активно участвовать в игровой деятельности с их учетом | Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных ситуациях | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | Бросок мяча снизу на месте в щит. Передача мяча снизу на месте. ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Выстрел в небо».». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Активно включаться в общение и взаимодейст вие со сверстниками | Знать правила подвижной игры; активно участвовать в игровой деятельности с их учетом | Способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных ситуациях | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Комплексный | | |
Совершенствование | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля мяча на месте. Ловля и передача мяча снизу на месте. ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Охотники и утки». Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Знать способы броска мяча в щит и кольцо | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Совершенствование | | |
Совершенствование | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте. ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Круговая лапта». Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков | Знать способы броска мяча в щит и кольцо | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Самостоятель но оценивать свои действия | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте. ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Мяч в обруч». Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Активно включаться в общение и взаимодейст вие со сверстниками | Знать способы и виды ведения мяча. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте. ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Не давай мяча водящему». Развитие координационных способностей | Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол | Активно включаться в общение и взаимодейст вие со сверстниками | Знать и различать способы и виды ведения мяча. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самостоятель но оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Кроссовая подготовка (10 часов) |
Бег по пересеченной местности (10 ч) | Комплексный | Равномерный бег (3минуты). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Пятнашки». ОРУ. Развитие выносливости | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей | Движения по пересеченной местности как жизненно важные способы передвиже ния человека. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (4минуты). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Октябрята». ОРУ. Развитие выносливости. Понятие скорость бега | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Анализиро вать результаты двигательной активности; фиксировать её результаты | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (6 минут). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Два мороза». ОРУ. Развитие выносливости | Уметь бегать в равномерном темпе (до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Формирова ние социальной роли ученика. | Анализиро вать результаты двигательной активности; фиксировать её результаты | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (7 минут). Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости | Уметь бегать в равномерном темпе ( до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Способность к волевому усилию, преодоление препятствия. | Значение закаливания для укрепления здоровья. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Контролиро вать учебные действия, аргументиро вать допущенные ошибки | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Равномерный бег (8 минут). Чередование ходьбы, бега (бег 60 м, ходьба 100 м). Подвижная игра «Вызов номеров». ОРУ. Развитие выносливости | Уметь бегать в равномерном темпе ( до 10 минут); бегать по слабо пересеченной местности (до 1 км) | Формирова ние положитель ного отношения к учению | Анализиро вать результаты двигательной активности; фиксировать её результаты | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях | | |
Комплексный | | |
Легкая атлетика (11 часов) |
Ходьба и бег (4 ч) | Комплексный | Сочетание различных видов ходьбы. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в заданном коридоре. Бег 30 м. ОРУ. Подвижная игра «Воробьи и вороны». Эстафеты. Развитие скоростных способностей | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 60 м). Знать правила ТБ на уроках легкой атлетики | Проявлять качества быстроты и координации при выполнении беговых упражнений | Основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Самостоятель но оценивать свои действия содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | | |
Комплексный | | |
Комплексный | Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в заданном коридоре. Бег (60 м). ОРУ. Подвижная игра «День и ночь». Эстафеты. Развитие скоростных способностей | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 60 м). | Учебно-познаватель ный интерес к способам решения поставлен ных задач | Понятие «короткая дистанция». Знание техники бега на скорость. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Комплексный | | |
Прыжки (3 ч) | Комплексный | Прыжок в длину с места. Эстафеты. ОРУ. Подвижная игра «Парашютисты» | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; правильно приземляться в яму на две ноги | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответствен ность, причины неудач. | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; правильно приземляться. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Взаимно контролиро вать действия друг друга, уметь договариваться | | |
Комплексный | Прыжок в длину с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты. ОРУ. Подвижная игра «Кузнечики» | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; правильно приземляться в яму на две ноги | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях | Знать основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. | Эффективно сотрудничать со сверстниками, оказывать поддержку друг другу. | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Комплексный | Прыжок в длину с места, с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты. ОРУ. Подвижная игра «Прыжок за прыжком» | Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; правильно приземляться в яму на две ноги | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях | Знать правила подвижной игры. | Эффективно сотрудничать со сверстниками, оказывать поддержку друг другу. | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Метание мяча (4ч) | Комплексный | Метание малого мяча в цель (2x2) с 3–4 метров. ОРУ. Подвижная игра «Попади в мяч». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места | Проявлять трудолюбие и упорство в достижении поставлен ных целей. | Знать виды метаний. Знать названия инвентаря | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками | Самостоятель но оценивать свои действия | | |
Комплексный | | |
Комплексный | ОРУ. Метание набивного мяча из разных положений. Подвижная игра «Защита укрепления». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений; метать в цель; метать набивной мяч из различных положений | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях Формировать потребности к ЗОЖ | Знать виды метаний. Знать названия инвентаря для метания. | Осуществлять продуктивное взаимодейст вие между сверстниками и педагогами | Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли | | |
Комплексный | Метание малого мяча в цель (2x2) с 3–4 метров. Метание набивного мяча на дальность. ОРУ. Подвижная игра «Снайперы». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств | Проявлять трудолюбие и упорство в достижении поставлен ных целей. | Знать виды метаний. Знать названия инвентаря для метания. | Эффективно сотрудничать со сверстниками, оказывать поддержку друг другу. | Самостоятель но оценивать свои действия | | |
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления пред расположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.
Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.
Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).
Социально-психологические основы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.
Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Осенью и зимой принимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 5—10 мин, постепенно довести до 30—60 мин (температура воздуха от +22 до — 16 °С). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с занятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Летом световоздушные ванны — 10—60 мин и дольше. Солнечные ванны. В средней полосе между 9—11 ч от 4 до 60 мин (на все тело). Водные процедуры. Обтирание — рано утром, после зарядки или до дневного сна 2—3 мин. Обливание — утром после за рядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40—120 с (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей). Душ — утром перед едой или перед дневным сном, 90—120 с. Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха +24 °С, воды от +20 °С, продолжительность около 2 мин. В дальнейшем пребывание в воде может быть постепенно увеличено до 10—15 мин. Хождение босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких ми нут хождения босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение по траве и грунту. При хорошем состоянии здоровья зимой возможны хождение и бег по снегу в течение 10—40 с.
Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.
Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействия их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия про ведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал 1—4 классов входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах (табл. 3).
Большое значение имеют общеразвивающие упражнения без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разно образные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который особенно на первых порах является для них новым и необычным. Именно новизна и необычность являются теми признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, со действующим развитию разнообразных координационных способностей. Количество общеразвивающих упражнений фактически безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных к более сложным. В урок следует включать от 3—4 до 7—8 таких упражнений. Затрачивая на каждом занятии примерно 3—6 мин на общеразвивающие упражнения без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащихся начальной школы кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т. е. адекватному и точному), а также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению общеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать новые общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет не интересно ученикам.
Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование), стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное количество. Преподаватель должен помнить, что упражнения с пред метами должны содержать элементы новизны. Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их следует выполнять при изменении отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых) или всей формы привычного двигательного действия. Среди упражнений с предметами наибольшее внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.
Большое значение в физическом воспитании младших школьников имеют также акробатические и танцевальные упражнения. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.
Выполняя программный материал по построению и перестроению, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.
Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками.
Кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону.
Упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке.
Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе лёжа согнувшись.
Упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке.
Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высота до 60 см); лазанье по канату.
Стойка на двух и одной ноге с за крытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки.
Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре), шага разомкнись!».
Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня.
Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.
. Обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2—3 препятствий по разметкам.
Обычный бег, с изменением направления движения. Равномерный, медленный до 4 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км.
Эстафеты «Смена сторон», «Вызов ров», «Круговая эстафета».
Бег от 10 до 20 м.
Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении движения.
«Белые медведи», «Пустое место», «Пятнашки», «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка», «Кто дальше бросит», «Точный расчёт», «Метко в цель», «Команда быстроногих», «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Снайперы», «Игры с ведением мяча», «Перестрелка».
Ловля и передача мяча в движении, в треугольниках, квадратах, кругах. Броски в цель. Ведение мяча с изменением направления. Удары по воротам в футболе.
Знания по правилам игры, инвентаря, оборудования, организации игр, правила поведения и безопасности.
В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1—3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с ко лена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.