Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-6 классов.
Цель программы: разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни, увеличение функциональных резервов организма, и профилактика заболеваний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Понимание воспитательной ценности физической культуры - важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности. Вместе с этим это единственный учебный предмет ,формирует у учащихся грамотное отношение к себе , к своему телу. Содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Одним из средств повышения интереса к урокам физической культуры , видится применение современных фитнес –технологий, как один из результативных путей.
В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Ритмика», «Ритмика и танец», «Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети средней группы основной школы более эмоциональные, поэтому для них подходит больше программа «Детский фитнес». Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, игры и т.п.
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-6 классов.
Цель программы: разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни, увеличение функциональных резервов организма, и профилактика заболеваний.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, временные, ритмические способности.
Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;
Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;
Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;
Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
Программа «Детский фитнес» для школьников 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Занятия по программе «Детский фитнес» включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Содержание программы включает в себя семь разделов:
Введение в образовательную программу
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Степ-аэробика
Фитбол-аэробика
Оздоровление
Закрепление и обобщение полученных знаний и умений
Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):
- гимнастические коврики - 15 шт.
- гимнастические мячи -15 шт.
- гимнастические обручи -15 шт.
- гимнастические маты - 8 шт.
- скакалки - 15 шт.
- мячи большие резиновые (фитбол) - 15 шт.
Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности, как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства c народными танцами, играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, мини группам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:
соревнования по аэробике;
зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками ;
защиту игровых программ и проведение их на переменах;
представление самостоятельно и в группах составленных комплексов аэробики, партерной гимнастики, ритмической гимнастики с предметами в зачётной форме;
заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.
Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнеса.
Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения:
быстрые круговые движения головой и излишние наклоны головы вперед и назад;
упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти;
прогиб туловища в положении лёжа на животе с упором на кисти;
подъём двух прямых ног из положения лёжа на спине;
переход из положения лёжа в положение сидя с прямыми ногами;
«глубокие приседания», где угол в коленном суставе менее 90 градусов;
наклоны вперёд, стоя на прямых ногах;
прогиб туловища назад в положении стоя;
вращательные движения коленями;
работа с отягощениями на выпрямленных руках;
резкие скручивания туловища («мельница»);
движения с чрезмерной амплитудой;
максимальные нагрузки и продолжительное изометрическое напряжение;
шаг на платформу спиной вперёд;
спуск с платформы прыжком.
Учебно-тематический план программы «Детский фитнесс»
п/п
Название темы
Теория (час)
Практика( час)
Количество часов
I. Введение в образовательную программу (4 часа)
1
ТБ, введение в образовательную программу.
1
1
2
Гигиена спортивных занятий.
1
1
2
3
Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики.
1
1
II. Общая физическая подготовка (8 часов)
5
Элементы строевой подготовки
2
2
6
Силовые упражнения для рук
1
1
7
Силовые упражнения для ног
2
2
8
Силовые упражнения для шеи и спины.
3
3
III. Специальная физическая подготовка (11 часов)
9
Базовые шаги и связки аэробики
1
5
6
10
Комплекс танцевальной аэробики
5
5
IV. Степ-аэробика (11 часов)
11
Степ-аэробика
1
10
11
V. Фитбол-аэробика (6 часов)
12
Фитбол-аэробика
1
5
6
VI. Оздоровление (16 часов)
13
Коррекционные упражнения
2
6
8
14
Йога
2
2
15
Партерная гимнастика.
2
2
16
Стретчинг
1
3
4
VII. Закрепление и обобщение полученных знаний и умений (12 часов)
17
Закрепление и обобщение полученных знаний и умений
12
12
Итого
9
59
68
Календарно-тематическое планирование программы «Детский фитнесс» 5 класс.
п/п
Тема занятия
Содержание
часы
дата
дата
5 класс
I. Введение в образовательную программу (4 часа)
1
ТБ, введение в образовательную программу
Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики.
1
06.09
2
Начальная диагностика
Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности .
1
13.09
3
Гигиена спортивных занятий
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к прическе, правила поведения после занятий)
1
20.09
4
Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики.
Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика и их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика
1
27.09
II. Общая физическая подготовка (8 часов)
5-6
Элементы строевой подготовки
Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.)
2
04.10
11.10
7
Общеразвивающие упражнения для рук
Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета
1
18.10
8-9
Общеразвивающие упражнения для ног
Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом
2
25.10
01.11
10-12
Общеразвивающие упражнения для шеи и спины
Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины
3
15.11
22.11
29.11
III. Специальная физическая подготовка (11 часов)
13
Базовые шаги и связки аэробики
Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики
1
06.12
14
Базовые шаги и связки аэробики
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Влияние занятий аэробикой на различные системы организма
1
13.12
15
Базовые шаги и связки аэробики
Техника выполнения базовых шагов аэробики
1
20.12
16
Базовые шаги и связки аэробики
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики
1
27.12
17-18
Базовые шаги и связки аэробики
Закрепление базовых шагов. Запрещѐнные упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции
2
17.01
24.01
19-20
Комплекс танцевальной аэробики
Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки
2
31.01
07.02
21-23
Комплекс танцевальной аэробики
Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки
3
14.02
21.02
28.02
IV. Степ-аэробика (11 часов)
24
Степ-аэробика. Т.Б. при выполнении упражнений на степах
Разучивание базовых шагов на степе
1
07.03
25-26
Степ-аэробика
Разучивание базовых шагов на степе
2
14.03
21.03
27-30
Степ-аэробика
Разучивание аэробных связок на степе
4
04.04
11.04
18.04
25.04
31-32
Степ-аэробика
Упражнения на растяжку мышц ног
2
02.05
16.05
33-34
Итоговые занятия. Обобщение. Танцевальные композиции
Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений
2
23.05
30.05
6 класс
V. Фитбол-аэробика (6 часов)
35
Фитбол-аэробика
Техника безопасности при проведении занятий на фитболах. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся
1
36-37
Фитбол-аэробика
Влияние фитбол-аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики Знакомство с мячом. Обучение седу на мяче, прыжки на мяче
2
38
Фитбол-аэробика
Ознакомление с основными исходными положениями фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики
1
39-40
Фитбол-аэробика
Разучивание основных исходных положений фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики
2
VI. Оздоровление (16 часов)
41
Коррекционные упражнения
Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний. Профилактика плоскостопия
1
42-43
Коррекционные упражнения
Закрепление связок и базовых шагов аэробики, используемых в фитбол-аэробике
2
44-45
Коррекционные упражнения
Дыхательная гимнастика
2
46-47
Коррекционные упражнения
Разучивание гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой
2
48
Коррекционные упражнения
Релаксация Джекобсона
1
49-50
Йога
Комплекс детской йоги
2
51-52
Партерная гимнастика.
Упражнения на развитие осанки, гибкости
2
53
Стретчинг. Повторение элементов строевой подготовки
Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.)
1
54-55
Стретчинг. Общеразвивающие упражнения для рук
Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. Упражнения на развитие осанки, гибкости
2
56
Стретчинг
Упражнения на развитие осанки, гибкости
1
VII. Закрепление и обобщение полученных знаний и умений(12 часов)
57-59
Общеразвивающие упражнения для ног. Коррекционные упражнения
Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом
3
60
Общеразвивающие упражнения для шеи и спины.
Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины
1
61
Стили танцевальной аэробики
ОРУ для рук. ОРУ для ног.
Подробное ознакомление со стилями танцевальной аэробики; их сходство и различия; история возникновения, техника выполнения.
1
62-63
Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения
Степ-аэробика. Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения
«Латино», релаксация
2
66-67
Танцевальная композиция
Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений
2
68
Итоговое занятие
1
Словарь терминов
Аэробика - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает соблюдать ритм выполнения упражнений. Балет - вид сценического искусства, в котором действия персонажей выражается через танцы и музыку. Вальс - общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. общее название бальных танцев, исполняющихся в закрытой позиции. Выносливость - способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок; Гибкость - способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой;
Гимнастика - вид спорта , включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках. Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода. Здоровье - состояние живого организма , при котором организм способен полностью выполнять свои функции. Здоровый образ жизни - образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Игрыдетские - вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни. Организм - тело, обладающее совокупностью свойств , отличающих его от неживой материи. Пи́ща - всё, что пригодно для еды и питья живыми организмами. Основное назначение пищи — быть источником энергии и «строительного материала» для организма. Партерная гимнастика - слово партер произошло от французского parterre (по земле): слово par - по, а слово terre - земля. Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. Полька - быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем. Пульс (от лат. pulsus - удар, толчок) - колебания стенок кровеносных сосудов. Режимдня — это заранее точно установленный, размеренный образ жизни. Релакса́ция (от лат. Relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Самоконтроль - Контроль над самим собой, над своей работой. Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Сила - способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.
Спортивнаягимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках.
Стретчинг - это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание.
Фанк-аэробика (Funk) – для этого вида занятий характеран особая техника движений (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений. Физи́ческаякульту́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическоеразвитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. Фитнес (англ. fitness, от глагола "to fit" - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека. Хорово́д (хоро, коло, корогод, карагод, харагод) - древний народный круговой обрядовый танец и содержит в себе элементы драматического действа. Художественнаягимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Список литературы
Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе: лекции курсов повышения квалификации http://bmsi.ru/
Ресурсы интернета: www.missfit.ruhttp://fitfan.ru
Программа для обучающихся 5-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики /авт.- сост. О.С. Слуцкер, Т.Г. Полухина, В.С. Козырев
Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.
Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.
Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.:
Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.
Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.