Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре 1 - 4 класс»
Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для 1-4 классов
ГСКОУ «школа – интернат № 3» г. Оренбурга
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа по Адаптивной Физической культуре разработана и составлена, в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, с учетом меж предметных и внутри предметных связей.
Положения программы разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона №329-Ф3 от о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации, направленный на физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, в школе- интернате № 3 для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), появилась необходимость в занятиях лечебной физической культурой.
Специальные занятия по адаптивной физкультуре (АФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе. Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях, комплексы занятий по АФК для детей с ограничениями в здоровье.
Программа рассчитана на 1 час в неделю и является компонентом основной адаптивной программы по физической культуре для 1 – 4 классов на 2018 – 2019 учебный год.
Занятия адаптивной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития. Наряду с имеющимися тяжелыми нарушениями речи у учащихся школы 5 вида наблюдаются нарушения физического здоровья и патологические нарушения, требующие специальной, дополнительной, лечебно – восстановительной работы, направленной на коррекцию недостатков и нормализацию физического развития ребенка в соответствии с его возрастными возможностями. Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.
Эффективное влияние на все без исключения психические функции оказывают систематическое использование корригирующих и лечебных упражнений. Это доказывать не приходится, в исследованиях видных психологов: Л.С.Выготского( 1956г.), Ж. Пиаже (1956г. ) и т.д. показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у таких детей.
Программа по АФК направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в развитии.
Суть предложенной адаптированной программы по АФК заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для нивелирования, компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.
Программа предусматривает следующие цели и задачи:
ЦЕЛЬ:
Восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств АФК физических и психических способностей школьника с нарушениями в развитии и содействие всестороннему и полноценному их развитию.
ЗАДАЧИ:
- Повышать физиологическую активность органов и систем организма школьника и предупреждение у них вторичных отклонений.
- Активизировать иммунную систему.
- Укрепить мышечно-связочный аппарат.
- Формировать, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
- Коррекция осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия средствами ЛФК.
- Улучшить функционирование дыхательной системы и сердечно-сосудистой.
- Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в пространственной ориентировки.
- Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
- Укреплять мышечную систему глаза.
- Развивать и совершенствовать психомоторное и сенсорное развитие.
Содержание программы
Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения для формирования правильной осанки;
- комплекс упражнений для профилактики плоскостопия;
- комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- упражнения для развития координации;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата;
- специальные упражнения при миопии;
- специальные упражнения для глаз;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
Все занятия по АФК проводятся в спортивном зале, на свежем воздухе и в сенсорной комнате при соблюдении санитарно- гигиенических требований. Оценка по занятиям АФК не выставляется.
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - в процессе обучения и коррекции нарушений, будут использоваться темы, связанные со специфическими особенностями детей с ТНР с сочетанной патологией. При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Программа предусматривает всестороннеемедико – педагогическое обследование, а также определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
1.Коррекция и формирование правильной осанки.
2.Формирование мышечного корсета.
3.Укрепление и развитие сердечно-сосудистой системы.
4.Профилактика и коррекция плоскостопия.
5. Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.
8.Развитие координации движений (согласованности макро и микро моторики).
9.Коррекция зрения.
Реализация программы предусматривает диагностическое сопровождение, использование данных общешкольного материала, мониторинг здоровья. При этом используется тестирование учащихся (оценка соматического здоровья, антропометрические данные, экскурсии грудной клетки, силовой выносливости мышц) в конце и начале учебного года. Результаты тестирования заносятся в паспорт здоровья, который заполняется врачом при обследовании каждого ребенка, а также в карту медико-педагогического обследования.
В результате реализации программы у детей формируется мышечный корсет с увеличением мышечной массы и силовой выносливости учащихся, улучшается физическое развитие, двигательная подготовка, оптимизируется психоэмоциональное состояние детей, приобщение их к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты программы
Обучающиеся овладеют специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. У них будут развиваться функциональные возможности организма, обогащаться двигательные умения, совершенствоваться жизненно необходимых двигательные навыки. Обучающиеся овладеют знаниями об упражнениях, направленных на укрепление и охрану здоровья. У них будут совершенствоваться основные физические качества, формироваться правильная осанка и походка. Занятия ЛФК будут способствовать коррекции движений. У обучающихся будут формироваться навыки свободного передвижения в пространстве, развиваться мышечное чувство, компенсаторные возможности за счет совершенствования физического развития средствами физической культуры.
Обучающийся научится:
Обще предметные навыки:
- понимать роль адаптивной физкультуры для собственного здоровья, развития;
- дифференцировать виды упражнений адаптивной физкультуры;
- соблюдать противопоказания к физическим нагрузкам при выполнении упражнений в рамках адаптивной физкультуры;
- дифференцировать упражнения по видам и назначению;
Базовые навыки:
- выполнять построения и перестроения в шеренге, колонне, круге; равнение в шеренге; расчет в шеренге и в колонне на первый-
второй; повороты на месте; размыкание и смыкание; виды ходьбы, команды; упражнениям на скоростные и координационные способности: бег с остановками в определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных на одном (постоянном) расстоянии друг от друга;
- выполнять движения руками с увеличением темпа; прыжки в разном ритме, с ноги на ногу по ориентирам, состоящие из прыжков с
продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами; выполнять общеразвивающие упражнения адаптивной физкультуры: наклоны, повороты головы, туловища; основные положения и
движения рук; совместные движения головы и рук, рук и ног, рук и туловища; седы, полуприседания; прыжки, не противопоказанные для здоровья; движения ног; виды ходьбы и медленный бег; упражнения в положении стоя, сидя, стоя на коленях;
- выполнять упражнения с предметами: с мячом, с гимнастической палкой, с флажками, со скакалкой;
- выполнять упражнения, формирующие основные движения (ходьба, бег, подскоки, броски мяча, лазанье, прыжки);
- выполнять дыхательные упражнения: основные, под счет, на изменение пространственно-временной характеристики движения, на
восстановление дыхания;
- принимать правильную осанку, исходное, промежуточное, заключительное положение для выполнения упражнения; согласовывать движения тела с командами, заданным ритмом и темпом; выполнять движения точно и выразительно.
Адаптивно -корригирующиенавыки:
- выполнять лечебно-корригирующие упражнения;
- выполнять упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и спины;
- выполнять дозированную ходьбу в разном темпе с правильным дыханием;
- выполнять упражнения для осанки и укрепления мышц стопы;
- выполнять упражнения для совершенствования зрительных функций.
Упражнениякоррекционно-развивающейнаправленности:
- самостоятельно выполнять упражнения на координацию движений, выносливость и ловкость;
- сознательно относится к выполнению движений;
- выполнять упражнения с ходьбой и бегом (с остановкой, с преодолением препятствий); с ускорением темпа движений руками; выполнять упражнения с прыжками (в разном темпе, разным видам прыжков, танцевальным движениям с прыжками и др.); свободно передвигаться в замкнутом пространстве на сигнал, в индивидуальной игре с большим мячом, с мячом в паре; выполнять поочередные движения руками в основных и заданных направлениях;
выполнять поиск по словесным ориентирам, ходьбу (по памяти, в определенном направлении), передвижение по бревну, лежащему
на полу;
- выполнять офтальмологические упражнения;
- использовать имитационные и образно-игровые движения в подвижных играх;
- осмысленно дифференцировать подвижные игры и в соответствии с видом игры, организовывать свои движения, проявлять двигательную активность;
- повышать своё участие в подвижных игр;
- уверенности, способности преодолевать скованность движений в выполнении упражнений на свободное, естественное передвижение.
Упражнения на лечебных тренажерах:
- самостоятельно занимать исходное положение на тренажере для выполнения упражнения;
- выполнять упражнения на тренажере определенного вида;
- соблюдать физическую нагрузку при выполнении упражнений на тренажере;
- координировать движения при выполнении упражнений на тренажере;
- соблюдать требования к выполнению упражнений на тренажере;
- проявлять волевые усилия.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО АФК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
№п/п
РАЗДЕЛ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1.
Коррекция и формирование правильной осанки.
8
8
7
7
2.
Формированиемышечногокорсета.
6
6
8
8
3.
Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5
6
4
4
4.
Профилактика и коррекцияплоскостопия.
4
4
4
4
5.
Развитиемелкоймоторикирук.
3
3
3
3
6.
Коррекция и развитие сенсорной системы.
2
2
3
3
7.
Коррекция и развитие точности движений пространственной ориентировки.
2
2
2
2
8.
Коррекция и развитие координации движений (согласованность макро- и микро- моторики ).
2
2
2
2
9.
Коррекциязрения.
2
2
2
2
ИТОГО:
34
35
35
35
Примечание: распределение учебных часов программы может варьироваться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от тяжести дефекта учащихся.
Формирование УУД в результате овладения курса:
- личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности;
- установление связи между целью занятий адаптивной физической культурой, мотивом и результатом выполнения корригирующих
упражнений;
- развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;
- умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений; контроль правильности выполнения освоенного движения;
- умение оценивать правильность при выполнении упражнения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению трудностей выполнения движений;
- активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности;
- аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов
движения и их функций;
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки двигательных действий, их координации и ритмичности; выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий;
- алгоритмизация практических действий при выполнении движений (упражнений);
- выбор наиболее эффективных способов выполнения корригирующих упражнений в зависимости от конкретных условий;
- развитие навыков пространственной ориентировки как основы самостоятельного и результативного выполнения корригирующих
упражнений;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- умение задавать вопросы уточняющего характера;
- умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК.
Содержание курса
Адаптивная физическая культура (теоретические знания).
Занятия лечебной физкультурой и их роль для здоровья человека. Правильное дыхание. Осанка человека. Подвижные игры, их правила, требования к играющим. Гигиенические навыки занятий лечебной физкультурой. Занятия на тренажерах.
Общие упражнения.
Строевые упражнения. Подводящие упражнения. Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения, формирующие основные движения. Повторение ранее освоенных упражнений. Подвижные игры. Элементы танца. Дыхательные упражнения. Упражнения для подвижности глаз.
Лечебно-корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения (для обучающихся 1-ой группы). Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Упражнения для формирования мышц стопы (для обучающихся 2-ой группы). Упражнения для развития подвижности отдельных суставов. Упражнения, повышающие силу отдельных мышечных групп. Упражнения для совершенствования зрительных функций (для обучающихся 3-ой группы). Повышение функциональных возможностей организма.
Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Упражнения на развитие координационных способностей. Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие ловкости. Упражнения для развития моторики рук. Упражнения для совершенствования подвижности глаз и зрительных функций. Упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться.
Упражнения на лечебных тренажерах.
Упражнения на степпере.
Календарно – тематическое планирование 1 класс.
№
Дата
Корректировка
Тема
Материально – техническое обеспечение
Планируемые результаты
I четверть 8 часов
Формирование и укрепление мышечного корсета 2часа.
Фиксации морфофункционального развития организма на начало учебного года
2
Ознакомление и обучение упражнениям для укрепления и развития мышц живота и спины, и.п.: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, на тренажерах.
Гимнастические маты, пуфы
укрепление и развитие мышц живота и спины
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки 2часа.
3
Формирование практических навыков соотношения частей тела со стеной при формировании правильной осанки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя.
Формирование правильной осанки
4
Формирование первоначальных знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.
Формирование правильной осанки
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы 1час.
5
Ознакомление с правильным дыханием без упражнений.
Обучение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха, и.п.: стоя и сидя, с различными движениями
рук. Руки на поясе: локти назад – вдох локти вперед – выдох поднять плечи – вдох опустить – выдох.
Ознакомление с ходьбой на носках («как гусь»), на внешнем своде стопы («как медведь»), на внутреннем своде стопы («как пингвин»), с сохранением правильной осанки, передвижение по поверхностям.
Тропа тип 1, тип 2
Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев 1 час.
7
Обучение упражнениям с различными предметами: панчболами, малыми мячами, мячами – ежиками, эластичными лентами, гимнастической палкой, флажки, ленточки, кольца, и т.д.
Спортивный инвентарь
Формирование тактильного восприятия, развитие мелкой моторики, самомассаж
Коррекция и развитие сенсорной системы 1час.
8
Обучение упражнениям для развития тактильно-двигательного восприятия в сухом бассейне, с сенсорными мячами для развития зрительного анализатора, обучение объединению одинаковых (по цвету, величине) предметов в предметные множества по словесному заданию.
Игра «мозаика»
Сухой бассейн, мячи, стол - мозаика
Формирование тактильно – двигательного восприятия
II четверть 8 часов.
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки.
9
Ознакомление с простейшими упражнениями для формирования правильной осанки у гимнастической стенки (различные движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы.
Обучение упражнений для укрепления мышц тазового пояса, бедер, ног и рук
Инвентарь сенсорной комнаты
укрепление и развитие мышц
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы.
12
Тренировка, способствующая повышению обменных процессов – чередование ходьбы и бега (6сек. бег, 10сек. ходьба) - имитационный бег
Гимнастическиематы
развитие и коррекция сердечно – сосудистой системы
Профилактика и коррекцияплоскостопия
13
Разучивание ходьбы боком по гимнастической палке, по канату, по обручу, передвижению боком по гимнастической скамейке, по массажному коврику, по пуфикам. Ознакомление и разучивание упражнений на информационно-тренажерном модуле для ног .
Инвентарьсенсорнойкомнаты
Профилактика и коррекцияплоскостопия
Развитие точности движений пространственной ориентировки.
14
Обучение ориентированию в частях тела (правая и левая нога, правая и левая рука) и формирование пространственных понятий: слева, справа, впереди, сзади, рядом.
Ознакомление с передвижением по залу, по кругу, по диагонали. Ходьба по линии с чередованием на пятках, на носках, по «следам»,
ходьбе с обходом препятствий (мячей, обручей, кеглей, кубиков), по гимнастической скамейке через предметы.
Спортивный инвентарь
Формирование навыков пространственной ориентации
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики).
15
Ознакомление с основными положениями и движениями руками, ногами, туловищем, которые выполняются на месте из различных и.п. и в движении.
Формирование тактильного восприятия, развитие мелкой моторики, самомассаж
Коррекциязрения.
16
Ознакомление с упражнениями для внутренних мышц глаза («метка на стекле»).
Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различным положением рук (и.п.: руки в стороны, за головой, на поясе, вверх, вперед, за спиной, к плечам).
Гимнастическая скамья
Формирование правильной осанки
Формирование и укрепление мышечного корсета.
19
Ознакомление со специальными методиками, корригирующими и общеукрепляющими упражнениями с предметами (утяжелители, эластичные ленты, гантели, массажные мячи, гимнастические палки, обручи и т.д.) и без них.
Спортивный инвентарь
Формирование и укрепление мышечного корсета
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы.
20
Обучение специальным упражнениям для развития дыхательной системы с использованием подсобных средств
(надувание шаров)
Надувные шары
развитие и коррекция сердечно – сосудистой системы
21
Обучение согласованию движений с дыханием в упражнениях по методике Бутейко. Наклон вперед – вдох наклон назад – выдох наклон вправо – вдох наклон влево – выдох.
Формирование навыков правильного дыхания
Профилактика и коррекцияплоскостопия.
22
Разучивание ходьбы боком по гимнастической палке, по канату, по обручу, передвижению боком по гимнастической скамейке, по массажному коврику, по пуфикам.
Ознакомление и разучивание игр на совершенствование сенсорного развития «Салют», «Цветик-семицветик», «Разноцветные шары», «Самый меткий»
Развивающие игры, сенсорный куб
Формирование тактильного представления предметов
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики).
25
Ознакомление с различным видом ходьбы: по линии обычным шагом, приставным, поднимая бедро, на носках с закрытыми глазами, правым (левым) боком, с имитационными упражнениями с уменьшением площади опоры: «аист»,
«цапля», «ласточка», «петушок».
Формирование тактильного восприятия, развитие мелкой моторики, самомассаж
Коррекциязрения.
26
Изучение комплекса упражнений с малым мячом для профилактики миопии.
Мяч маленький
Коррекциязрения.
IV четверть 8 часов.
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки.
27
Ознакомление с упражнениями с предметами на голове (мешочек с песком, кубик, массажное кольцо, блинчик, пластмассовый станканчик) стоя у стены, в движении, под музыку.
Инвентарь сенсорной комнаты
Формирование правильной осанки
28
Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении (вытяжение позвоночника по продольной оси) из и.п. стоя у стены, стоя перед зеркалом, лежа на животе, лежа на спине, выполняя имитирующие движения типа: «деревья большие, большие», а «кустики маленькие, маленькие», «карлики и великаны», «зернышко растет», «дотянись до яблока».
Инвентарь сенсорной комнаты
Формирование правильной осанки
29
Ознакомление и разучивание подвижных игр на сохранение правильной осанки:
Обучение и совершенствование упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и мышц на тренажерах, с использованием эластичных лент, эспандеров
Эластичные ленты, эспандеры
Укрепление пояса верхних конечностей
31
Обучение специальным упражнениям для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей, цилиндров, сенсорных мячей.
Обучение упражнениям с веревочкой – «река-веревочка».
(Плетенка, плетенка на двоих, узелок – одной рукой, непослушные шнурки, бантик и узелок и т.д.).
Сенсорная панель
Профилактика нарушения микроцеркуляции,развитие мелкой моторики
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
Знать, какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке.
Уметь принимать правильное положение осанки у гимнастической стенки. Уметь правильно принимать положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лежа на спине, на животе.
Уметь правильно выполнять имитационные упражнения.
Уметь выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев.
Уметь выполнять простейшие упражнения в вытяжении.
Уметь ходить боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке.
Уметь захватывать пальцами ног различные предметы. Уметь ходить по ребристой поверхности в различных и.п. – боком (правым и левым), приставным шагом.
Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Уметь различать – форму, величину и характер поверхности спортивного инвентаря.
Знать о видах дыхания и выполнять вдох - через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями.
Уметь удерживать тело не несколько секунд, сузив пространство опоры.
Уметь лазать по гимнастической стенке вверх – вниз.
Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять поворот на месте (направо, налево).
Уметь выполнять упражнения с мешочком на голове.
Уметь пользоваться тренажерами.
Уметь выполнять висы на перекладине, на гимнастической стенке под контролем учителя.
Уметь выполнять метание теннисных мячей в мишень.
Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза.
Знать название и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.
Календарно – тематическое планирование 2 класс.
№
Дата
Корректировка
Тема
Материально – техническое обеспечение
Планируемые результаты
I четверть 8 часов
Формирование и укрепление мышечного корсета 2часа.
Фиксации морфофункционального развития организма на начало учебного года
2
Ознакомление и обучение упражнениям для укрепления и развития мышц живота и спины, и.п.: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, на тренажерах.
Гимнастические маты, пуфы
укрепление и развитие мышц живота и спины
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки 2часа.
3
Формирование практических навыков соотношения частей тела со стеной при формировании правильной осанки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя.
Формирование правильной осанки
4
Формирование первоначальных знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.
Формирование правильной осанки
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы 1час.
5
Ознакомление с правильным дыханием без упражнений.
Обучение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха, и.п.: стоя и сидя, с различными движениями
рук. Руки на поясе: локти назад – вдох локти вперед – выдох поднять плечи – вдох опустить – выдох.
Ознакомление с ходьбой на носках («как гусь»), на внешнем своде стопы («как медведь»), на внутреннем своде стопы («как пингвин»), с сохранением правильной осанки, передвижение по поверхностям.
Тропа тип 1, тип 2
Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев 1 час.
7
Обучение упражнениям с различными предметами: панчболами, малыми мячами, мячами – ежиками, эластичными лентами, гимнастической палкой, флажки, ленточки, кольца, и т.д.
Спортивный инвентарь
Формирование тактильного восприятия, развитие мелкой моторики, самомассаж
Коррекция и развитие сенсорной системы 1час.
8
Обучение упражнениям для развития тактильно-двигательного восприятия в сухом бассейне, с сенсорными мячами для развития зрительного анализатора, обучение объединению одинаковых (по цвету, величине) предметов в предметные множества по словесному заданию.
Игра «мозаика»
Сухой бассейн, мячи, стол - мозаика
Формирование тактильно – двигательного восприятия
II четверть 8 часов.
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки.
9
Ознакомление с простейшими упражнениями для формирования правильной осанки у гимнастической стенки (различные движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы.
Обучение упражнений для укрепления мышц тазового пояса, бедер, ног и рук
Инвентарь сенсорной комнаты
укрепление и развитие мышц
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы.
12
Тренировка, способствующая повышению обменных процессов – чередование ходьбы и бега (6сек. бег, 10сек. ходьба) - имитационный бег
Гимнастическиематы
развитие и коррекция сердечно – сосудистой системы
Профилактика и коррекцияплоскостопия
13
Разучивание ходьбы боком по гимнастической палке, по канату, по обручу, передвижению боком по гимнастической скамейке, по массажному коврику, по пуфикам. Ознакомление и разучивание упражнений на информационно-тренажерном модуле для ног .
Инвентарьсенсорнойкомнаты
Профилактика и коррекцияплоскостопия
Развитие точности движений пространственной ориентировки.
14
Обучение ориентированию в частях тела (правая и левая нога, правая и левая рука) и формирование пространственных понятий: слева, справа, впереди, сзади, рядом.
Ознакомление с передвижением по залу, по кругу, по диагонали. Ходьба по линии с чередованием на пятках, на носках, по «следам»,
ходьбе с обходом препятствий (мячей, обручей, кеглей, кубиков), по гимнастической скамейке через предметы.
Спортивный инвентарь
Формирование навыков пространственной ориентации
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики).
15
Ознакомление с основными положениями и движениями руками, ногами, туловищем, которые выполняются на месте из различных и.п. и в движении.
Формирование тактильного восприятия, развитие мелкой моторики, самомассаж
Коррекциязрения.
16
Ознакомление с упражнениями для внутренних мышц глаза («метка на стекле»).
Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различным положением рук (и.п.: руки в стороны, за головой, на поясе, вверх, вперед, за спиной, к плечам).
Гимнастическая скамья
Формирование правильной осанки
Формирование и укрепление мышечного корсета.
19
Ознакомление со специальными методиками, корригирующими и общеукрепляющими упражнениями с предметами (утяжелители, эластичные ленты, гантели, массажные мячи, гимнастические палки, обручи и т.д.) и без них.
Спортивный инвентарь
Формирование и укрепление мышечного корсета
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы.
20
Обучение специальным упражнениям для развития дыхательной системы с использованием подсобных средств
(надувание шаров)
Надувные шары
развитие и коррекция сердечно – сосудистой системы
21
Обучение согласованию движений с дыханием в упражнениях по методике Бутейко. Наклон вперед – вдох наклон назад – выдох наклон вправо – вдох наклон влево – выдох.
Формирование навыков правильного дыхания
Профилактика и коррекцияплоскостопия.
22
Разучивание ходьбы боком по гимнастической палке, по канату, по обручу, передвижению боком по гимнастической скамейке, по массажному коврику, по пуфикам.
Ознакомление и разучивание игр на совершенствование сенсорного развития «Салют», «Цветик-семицветик», «Разноцветные шары», «Самый меткий»
Развивающие игры, сенсорный куб
Формирование тактильного представления предметов
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики).
25
Ознакомление с различным видом ходьбы: по линии обычным шагом, приставным, поднимая бедро, на носках с закрытыми глазами, правым (левым) боком, с имитационными упражнениями с уменьшением площади опоры: «аист»,
«цапля», «ласточка», «петушок».
Формирование тактильного восприятия, развитие мелкой моторики, самомассаж
Коррекциязрения.
26
Изучение комплекса упражнений с малым мячом для профилактики миопии.
Мяч маленький
Коррекциязрения.
IV четверть 8 часов.
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки.
27
Ознакомление с упражнениями с предметами на голове (мешочек с песком, кубик, массажное кольцо, блинчик, пластмассовый станканчик) стоя у стены, в движении, под музыку.
Инвентарь сенсорной комнаты
Формирование правильной осанки
28
Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении (вытяжение позвоночника по продольной оси) из и.п. стоя у стены, стоя перед зеркалом, лежа на животе, лежа на спине, выполняя имитирующие движения типа: «деревья большие, большие», а «кустики маленькие, маленькие», «карлики и великаны», «зернышко растет», «дотянись до яблока».
Инвентарь сенсорной комнаты
Формирование правильной осанки
29
Ознакомление и разучивание подвижных игр на сохранение правильной осанки:
Обучение и совершенствование упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и мышц на тренажерах, с использованием эластичных лент, эспандеров
Эластичные ленты, эспандеры
Укрепление пояса верхних конечностей
31
32
Обучение специальным упражнениям для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей, цилиндров, сенсорных мячей.
Обучение упражнениям с веревочкой – «река-веревочка».
(Плетенка, плетенка на двоих, узелок – одной рукой, непослушные шнурки, бантик и узелок и т.д.).
Сенсорная панель
Профилактика нарушения микроцеркуляции,развитие мелкой моторики
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
Знать, какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке.
Уметь принимать правильное положение осанки у гимнастической стенки. Уметь правильно принимать положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лежа на спине, на животе.
Уметь правильно выполнять имитационные упражнения.
Уметь выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев.
Уметь выполнять простейшие упражнения в вытяжении.
Уметь ходить боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке.
Уметь захватывать пальцами ног различные предметы. Уметь ходить по ребристой поверхности в различных и.п. – боком (правым и левым), приставным шагом.
Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Уметь различать – форму, величину и характер поверхности спортивного инвентаря.
Знать о видах дыхания и выполнять вдох - через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями.
Уметь удерживать тело не несколько секунд, сузив пространство опоры.
Уметь лазать по гимнастической стенке вверх – вниз.
Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять поворот на месте (направо, налево).
Уметь выполнять упражнения с мешочком на голове.
Уметь пользоваться тренажерами.
Уметь выполнять висы на перекладине, на гимнастической стенке под контролем учителя.
Уметь выполнять метание теннисных мячей в мишень.
Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза.
Знать название и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.
Календарно – тематическое планирование 3 - 4 класс
№
Дата
Корректировка
Тема
Материально – техническое обеспечение
Планируемые результаты
I четверть 8 часов
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки.
1
Повторение пройденного: проверка знаний о правильном положении осанки, стопы. Воспроизведение по словесному указанию учителя различных положений тела, имитационных движений.
Формирование правильной осанки
2
Ознакомление с возможными дефектами осанки на дидактическом материале, с возможной демонстрацией этих дефектов на иллюстрированных картах.
ПК
Формирование знаний о правильной осанке
Формированиемышечногокорсета.
4
Тестирование: антропометрические измерения: рост, вес, экскурсия грудной клетки. Измерения силовой выносливости мышц в секундах, пульса и АД.
Измерительные приборы
Фиксации морфофункционального развития организма на начало учебного года
5
Укрепление мышц спины и брюшного пресса, повторение программного материала 2-3-го года обучения, усложнения упражнений количеством повторений.
Формирование мышечного корсета.
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы.
6
Закрепление программного материала 2-3-го годов обучения.
Оборудование сенсорной комнаты
развитие и коррекция сердечно – сосудистой системы
Профилактика и коррекцияплоскостопия
7
Закрепление всех навыков ходьбы по массажному коврику, по рейкам, по гимнастическому канату, обручам, с предметами на голове и без предметов, приобретенных в 1-2 классах.
Оборудование сенсорной комнаты
Укрепление свода стопы
Коррекция и развитие сенсорной системы
8
Формирование тактильно – двигательного выбора спорт. предметов при восприятии формы, величины, цвета. Игра: «Чтолежит в мешочке?».
Оборудование сенсорной комнаты
Формирование навыка восприятия форм.
II четверть 8 часов.
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки.
9
Тренировка правильного положения туловища с использованием гимнастической скамейки с последующим переходом на гимнастическую стенку.
Гимнастическая скамья
Формирование навыка правильного удерживания частей тела в пространстве
10
Тренировка имитирующих движений с изменением центра тяжести тела, с изменением мышечных усилий («пружинка», «крылышки», «растяни резину», «рыбка», «самолет», «торпеда» и т.д.).
Эспандеры, гимнастические резинки
Формирование навыка баланса мышечного воздействия
Формированиемышечногокорсета.
11
Развитие и укрепление мышц плечевого пояса, боковых мышц живота на тренажерах. Закрепление программного материала 2-3го годов обучения посредством увеличения количества повторений, темпа, амплитуды движений, сочетание работы рук и ног.
Гимнастическая скамья, мат, цилиндры -пуфы
Укрепление мышц пояса верхний конечностей
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы.
12
Закрепление программного материала 2-3-го годов обучения.
развитие и коррекция сердечно – сосудистой системы
Профилактика и коррекцияплоскостопия
13
Ознакомление со способами ходьбы по мешочкам (с песком, с горохом, с крупой, с шариками), по следовой дорожке, по набивным кругам.
Сенсорная тропа тип 1, 2
Укрепление свода стопы
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.
14
Закрепление программного материала 2-го года обучения с увеличением количества повторений.
Стимуляция кровотока, моторики
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики).
15
Совершенствовать технику выполнения упражнений в равновесии ( стойка на носках; стойка на одной и двух ногах с закрытыми глазами; то же на носках; ходьба по прямой линии; ходьба по гимнастической скамейке; ходьба по веревочке приставнымшагом), общеразвивающих упражнений с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, флажками, лентами.
Ознакомление с упражнениями для прямых и косых мышц глаза.
Карточки с изображениями, тренажер для глаз
Укрепление двигательных мышц глаз
III четверть 11 часов.
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки.
17
Совершенствование упражнений с предметами на голове (мешочек с песком, кубик) стоя у стены, в движении, под музыку. Обучение седу «по - турецки», руки на поясе, на затылке, сесть и встать, лечь и встать.
Обучение использованию навыка правильной осанки при выполнении физических упражнений в усложненных вариантах (использование набивных мячей, гимнастических палок, гантелей, резиновых бинтов).
Набивной мяч, гимнастическая палки, утяжелители
Формирование правильной осанки в движении
Формированиемышечногокорсета.
19
Укрепление мышц плечевого пояса, с использованием предметов: гимнастические палки, гантели; отведение, приведение, вращение руками; использование утяжелителей.
Гимнастические палки, утяжелители
Укрепление мышц пояса верхний конечностей
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы.
20
Закрепление навыка правильного чередования выдоха и вдоха и выработка навыка вдыхать и выдыхать через нос.
Формирование навыка правильного дыхания
Профилактика и коррекцияплоскостопия
21
Обучение комплекса упражнений для стоп с использованием малых мячей (теннисного, игольчатых, волнистых, выпуклых): под каждой ногой мяч. Поворот стоп вовнутрь, прижать оба мяча друг к другу, катание вперед – назад, круговые движения стопой вовнутрь и кнаружи.
Мячи разного диаметра
Укрепление свода стопы
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.
22
Обучение упражнениям с предметами (теннисными мячами, панчболами, с мячами – ежиками, рельефными мячами, ленточками, веревочкой, с растягивающими резинками и т.д.).
Мячи
Развитие мелкой моторики
Коррекция и развитие сенсорной системы.
23
Формирование тактильно – двигательного выбора спорт. предметов при восприятии формы, величины, цвета. Игра: «Чтолежит в мешочке?».
Оборудование сенсорной комнаты
Формирование навыка восприятия форм.
24
Развитие сенсорно – перцептивной сферы. Игра: «Воздушные шары».
Надувные шарики
Формирование навыка восприятия форм.
Развитие точности движений пространственной ориентировки.
25
Обучение свободному самостоятельному пользованию спортивным инвентарем и другими предметами, наполняющими кабинет ЛФК.
Развитие зрительного, слухового, визуального восприятия пространства
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики).
27
Обучение подвижным играм с содержанием, направленным на совершенствование координации движений. Игра: «Стоп, хоп, раз».
Оборудование сенсорной комнаты
Развития умения координировать движения без концентрации внимания
IV четверть 8 часов
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки.
28
Обучение использованию сформированного навыка правильной осанки в спортивных играх, эстафетах и в самостоятельной повседневной деятельности.
Оборудование сенсорной комнаты
Развития умения координировать движения без концентрации внимания
Профилактика и коррекцияплоскостопия
29
Обучение комплекса упражнений для стоп с использованием малых мячей (теннисного, игольчатых, волнистых, выпуклых): под каждой ногой мяч. Поворот стоп вовнутрь, прижать оба мяча друг к другу, катание вперед – назад, круговые движения стопой вовнутрь и кнаружи.
Укрепление, самомассаж мышц стопы
30
Совершенствование упражнений на массажных модулях для укрепления сводов стопы.
Массажные модули тип 1, 2
Укрепление, самомассаж мышц стопы
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.
31
Разучивание подвижных игр: «Фокусник», «Плетенка для двоих»,
«Фантики».
Гимнастические ленты
Развитие мелкой моторики
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики).
32
Обучение подвижным играм с содержанием, направленным на совершенствование координации движений. Игра: «Стоп, хоп, раз».
Формирование навыков пространственной ориентации Развитие зрительного, слухового, визуального восприятия пространства
Коррекция и развитие сенсорной системы.
33
Развитие сенсорно – перцептивной сферы. Игра: «Воздушные шары».
Развитие слухового восприятия и тактильной чувствительности рук.
Игра: «Что ты слышишь?», «Кто как голос подает?», «Найди на ощупь».
Воздушные шарики
Развитие сенсорного восприятия
Коррекциязрения.
34
Ознакомление со специальными упражнениями для глаз и самомассажем.
ПК
Формирование навыка самообследования
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы
35
Обучение пользованию звуковой гимнастики по методике Стрельниковой. Развитие носового и диафрагмального дыхания в играх: «Летающие платочки», «Дунем раз, дунем два.».
Формирование навыков о диафрагмальном дыхании
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
Уметь выполнять положение правильной осанки при построении, в ходьбе и после ходьбы. Уметь сохранять правильное положение тела при выполнении общеразвивающих и специальных упражнений в ходьбе, беге, лазанье. Уметь выполнять различные упражнения с предметами на голове.
Уметь встать из положения сед «по-турецки», сесть без помощи рук.
Уметь выполнять имитационные упражнения.
Уметь выполнять подтягивание на гимнастической скамейке из положения: лежа на животе, подтягиваясь поочередно левой, правой рукой, одновременно.
Уметь ходить с внезапной остановкой и последующим выполнением заданий учителя. Уметь выполнять равновесие на одной ноге.
Уметь работать на тренажерах.
Уметь правильно согласовывать движения с дыханием в конкретных движениях, упражнениях.
Уметь использовать звуковую гимнастику во время выполнения упражнений.
Уметь выполнять вдох через нос, а выдох через рот.
Уметь выполнять расслабление мышц после их напряжения.
Уметь выполнять ходьбу (босиком) по мешочкам с песком, по набивным кругам; захватывать пальцами ног скомканную бумагу и перекладывать ее влево, затем вправо. Катать мяч стопами вперед – назад, выполнять круговые движения стопой вместе с мячом, прижимая его к полу.
Уметь совершать ассиметричные движения руками и ногами.
Уметь ориентироваться в учебной и игровой деятельности.
Уметь пользоваться характерными свойствами и признаками предметов (цвет, величина, характер поверхности) в качестве ориентиров.
Уметь свободно ориентироваться в кабинете ЛФК, пользоваться спортивным инвентарем.
Уметь преодолевать чувство страха пространства и неуверенности в своих возможностях.
Уметь сохранять правильное положение головы, позы, осанки в ходьбе, беге, сидя, лежа, в играх. Уметь пользоваться специальными упражнениями для глаз.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО АФК.
Адаптированная программа по АФК, наряду с программами по другим предметам, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, умений, навыков, который необходим им для социальной адаптации. Методическое обеспечение адаптированной программы направлено, прежде всего, на коррекцию физического развития, отклонения соматического состояния и дефектов моторики.
Кроме того, вырабатываются навыки равновесия, координации, ловкости, формирование стереотипа правильной осанки.
Младших школьников отличает большое желание заниматься гимнастикой, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность, поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина должны сочетаться с предоставлением им оптимальной свободы и самостоятельности действий при выполнении заданий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПО АФК.
Вариативная часть адаптированной программы по АФК преследует основную цель индивидуального и дифферинцированного подхода к подбору физических упражнений с учетом функциональных способностей мышечного корсета и наличия мышечного дисбаланса
КОРРЕКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
Большинство учащихся с умственной отсталостью из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы.
У многих учащихся отмечается - мешковатая осанка, движения не ловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп (Е.С. Черник).
Слабое физическое развитие младших школьников с умственной отсталостью ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Незначительные нарушения осанки устраняются на физкультурно-оздоровительных занятиях. При более тонких отклонениях необходимо в течение длительного времени заниматься корригирующими упражнениями и требуются систематические занятия лечебной физкультурой.
Коррекция осанки включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений: с активной коррекцией, пассивной коррекцией (лечение положением), упражнения, вытягивающие позвоночник, на равновесие, с гимнастической палкой, гантелями, на гимнастической стенке, которые направлены на все группы мышц: спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей.
Корригирующие упражнения при сколиозе.
- Задачи специально направленных физических упражнений:
- Восстановление правильной осанки, корригирующее воздействие на деформацию позвоночника. Улучшение функциональной способности грудной клетки. Создание мышечного корсета.
- Основные методические рекомендации по составлению и выполнению комплексов:
При выполнении упражнений целесообразны и.п. лежа на спине или животе), стоя на коленях, упоры стоя на коленях.
- Упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета, должны быть симметричного характера.
- Упражнения выполнять в медленном темпе с постепенным увеличением физической нагрузки. Выполнять упражнения со зрительным контролем над движением (перед зеркалом).
Показания:
- Физические упражнения с активной коррекцией.
- Пассивная коррекция (лечение положением).
- Упражнения, вытягивающие позвоночник, на равновесие, с палкой, гантелями, на гимнастической стенке.
- Рациональный режим статической нагрузки на позвоночник. Элементы волейбола, баскетбола, лыжи, плавание (обязательно).
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛОВ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ.
Фитболы изготовляются из высокопрочного материала-ледрапластика. В технологии изготовления всех фитболов учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, дезодорирующая отдушка, антистатические свойства, максимальная травмобезопасность. Выдерживает фитбол вес более 300 кг. Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшается функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышаются защитные силы и сопротивляемость организма.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИТБОЛАХ.
1-й комплекс.
ИП – сидя на фитболе, руки к плечам. 1 – руки на фитбол; 2 – вернуться в ИП.
ИП – стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь. 1-2 - наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 5 раз).
ИП – сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку. 1-2 – правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. То же другой ногой. (Повторить 3 – 5 раз).
ИП – сидя на фитболе, руки на поясе. 1-2 – наклон вперед, рукой коснуться правой ноги; 3-4 – вернуться в ИП. То же в другую сторону. (Повторить 3-4 раза).
Подскоки с ноги на ногу вокруг футбола и ходьба на месте. Сменанаправлений.
Повторитьупражнение 1. 2-й комплекс.
«Хлопок». ИП – стоя лицом к фитболу. 1-2 – руки через стороны вперед, хлопнуть, сказать: «Хлоп»; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).
«Дотянись». ИП – сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох. 1-2 – руки через стороны вверх, наклон вперед, коснуться носков – выдох; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 3-5 раз).
«Приседание». ИП – стоя лицом к фитболу. 1-2 – поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).
«Поворот». ИП – спиной к фитболу, руки на пояс. 1-2 – поворот направо, правой рукой коснуться футбола; 3-4 – вернуться в ИП. То же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота. (Повторить 3-4 раза).
«Ноги врозь». ИП – сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади. 1 - согнуть ноги ближе к себе; 2 – ноги врозь, не задевая футбола. (Повторить 4-6 раз).
«Шаги и прыжки». ИП – стоя боком к фитболу. Сделать 10 – 12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг футбола, ходьба на месте. (Повторить 3-4 раза).
КОРРЕКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ.
Под плоскостопием понимают деформацию стопы, сопровождающуюся уплощением ее сводов. Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.
Плоская стопа часто встречается у детей с умственной отсталостью, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить имеющиеся нарушения и принять профилактические меры.
Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода, которое вызывает болезненные ощущения при ходьбе и стоянии, быструю утомляемость.
Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, поддерживающих свод стопы. Чаще плоскостопие встречается у соматически ослабленных и тучных детей, хотя природа его возникновения может быть разной. Различают плоскостопие врожденное, рахитическое, паралитическое, травматическое и самое распространенное – статическое.
Лечебная гимнастика является важнейшим методом лечения плоскостопия или его профилактики. При плоскостопии необходимо укреплять мышцы, сгибающие стопу и пальцы, и (особенно при плоско-вальгусной деформации стоп) мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь.
Формирование стопы и формирование осанки – единый взаимосвязанный процесс, обусловленный общими причинами и требующий к себе пристального внимания. Основой профилактики и коррекции нарушений являются физические упражнения, требующие систематического применения. Летом ходить босиком по траве, песку, гравию. В зимнее время укрепить мышцы ног можно с помощью ходьбы на лыжах. Массаж оказывает болеутоляющее действие, устраняет застойные явления в мышцах, укрепляет мускулатуру ног. Эффективность коррекционных упражнений повышается, если они сочетаются с рациональной общей двигательной активностью, гигиеническими мероприятиями, массажем и закаливанием.
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что делает возможность регулировать нагрузку определенных мышц голени и стопы. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.
В упражнениях используется спортивный инвентарь: коврики с выпуклой поверхностью, массажные валики, массажные мячи разного диаметра, массажные кольца, гимнастические палки, лесенки, канат, скакалки.
ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.
Диагностика продольного и поперечного плоскостопия состоит из данных:
а) анамнеза, где отмечается возраст учащегося, перенесенные заболевания, жалобы;
б) визуальной оценки стоп в нагрузке (стоя) и разгрузке (стоя на коленях на стуле со свободно свешенными стопами); в) объективных методов оценки стоп - подометрии.
ПОДОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД – МЕТОД ФРИНДЛЯНДА.
С помощью линейки или циркуля определяется высота внутреннего продольного свода от бугристости ладьевидной кости до пола, когда ребенок стоит, ноги на ширине ступни, стопы параллельны.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДляУКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ.
И.п.: стоя.
1. Сгибание – разгибание стопы (можно выполнять с отягощением – мешок с песком, с эластичным бинтом). Перекаты стопы с пятки на носок – одновременно и попеременно.
Разнообразные движения пальцами стоп.
Поворот стопы на наружный край (супинация), сжимая пальцы.
Сводить и разводить пятки – носки прижаты к полу.
Сводить и разводить носки - пятки прижаты к полу.
Передвижение стоп с помощью пальцев – «Гусеница».
Круговое движение в голеностопном суставе – меняя направление движения.
Полуприседания и приседания на носках, а также скрестив ноги.
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (ШИШКАМИ, ЖЕЛУДЯМИ, КАШТАНАМИ)
В И.П.: СИДЯ.
«Футбол». Ребенок водит желудь ногами.
«Переложи шишку». Сесть на пол, ноги согнуты, руками опираться сзади. Захватив шишку стопами, приподнять ее и переложить подальше от себя, выпрямляя ноги.
«Подними шишку ногами». Захватить ногами шишку, приподнять его, выпрямив ноги.
«Подкинь шишку». Сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на предплечья. Захватив шишку ногами приподнять ее, подкинуть и попытаться поймать его.
После выполнения упражнений необходимо ребенку сделать массаж ног в течение 1-2 минут, а потом предложить ему полежать 2-3 минуты для расслабления.
Кроме того, в занятия включены лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп, прыжки на носках, на одной и двух ногах одновременно, упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп и так далее. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в школе систематически два раза в неделю, а дома ежедневно.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.
В зависимости от характера заболевания подбираются средства, эффективно воздействующие на дыхательную функцию. Для улучшения дыхательной функции в комплекс включаются упражнения, усиливающие вдох.
Эти упражнения способствуют увеличению экскурсии грудной клетки и диафрагмы за счет усиления функции вспомогательных дыхательных мышц. С этой целью рекомендуются упражнения с равномерным медленным выдохом через рот, сложенный трубочкой, и звуковая гимнастика
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ.
ИП – лежа на спине (сидя, стоя). Сделать глубокий вдох и продолжительный выдох.
ИП – то же, сделать вдох на 4 счета и выдох.
ИП – то же, повернуть кисти наружу с небольшим отведением рук в стороны и развертыванием плеч – вдох, вернуться в ИП – выдох.
ИП – сидя руки на поясе, отвести локти назад – выдох. Вернуться в ИП – выдох.
ИП – сидя (стоя), кисти рук на шее, отвести локти и голову назад – вдох. Вернуться в ИП – выдох.
ИП – лежа на спине (сидя, стоя), подтянуть руки вверх через стороны – вдох. Вернуться в ИП – выдох.
ИП – то же, руки вперед, в стороны – вдох. ИП – выдох.
ИП – стоя, кисти рук к плечам, отвести сначала правый, затем левый локоть – вдох, вернуться в ИП – выдох.
ИП – руки поднять вперед, вверх, назад, прогнуться – вдох, вернуться в ИП – выдох.
ИП – стоя, руки вперед, медленно отвести их в стороны – назад, голову назад – вдох, скрестить руки на груди и наклониться вперед – выдох. ИП – медленный бег, при котором и вдох, и выдох выполняются на 4-6 шагов. ИП – стоя, кисти рук положить на плечи, на 4 счета делать вдох. ИП – выдох.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку наиболее полную информацию об окружающем мире. Глаз является одним из самых драгоценных органов человека (он дает нам тысячи ощущений в минуту. Известно, что количество детей с пониженным зрением увеличивается, по мере перехода из класса в класс, и к окончанию школы более 30% школьников имеют различные нарушения органов зрения. У школьников с умственной отсталостью чаще всего встречается близорукость.
Установлено, что для сохранения зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности, рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.
Учеными офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для мышц глаза. Они предназначены для профилактики появления и прогрессирования нарушений зрения. Эти упражнения просты и доступны для школьников с умственной отсталостью, которые выполняются как на физкультурно-оздоровительных занятиях, так и в домашних условиях, которые выдаются в виде домашнего задания (Е.Т.Лильин, В.А.Доскин).
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.
Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно активизируют, «вливают новые силы» в нервные клетки сетчатки.
Исходная позиция: максимально удобное положение – сидя в пуфике с гранулами.
-Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он двигается:
вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.
-Встать у стены спортивного зала и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого угла зала в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторять 10-15 раз.
-Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнять 40 поворотов.
-Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
-В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать Повторить 15 раз.
-Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свою руку.
Повторить 15 раз.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Основнаялитературадляучителя
1.1.
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
1.2.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011.
Д
1.3.
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2010.
Ф
1.4.
Рабочая программа по физической культуре
Д
2.
Дополнительнаялитературадляучителя
2.1
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Ф
2.2
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Д
2.3
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г
Д
2.4
Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первоесентября» 2002 г.
Д
2.5
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособиедляучителя, Москва, 2009
Д
2.6
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2011
Д
3.
Дополнительнаялитературадляобучающихся
3.1
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
Д
4.
Техническиесредстваобучения
4.1
Музыкальныйцентр
Д
4.1
Аудиозаписи
Д
5.
Учебно-практическоеоборудование
5.1
Бревногимнастическоенапольное
П
5.2
Мат гимнастический
П
5.3
Канатдлялазанья
П
5.4
Перекладинагимнастическая (пристеночная)
П
5.5
Стенкагимнастическая
П
5.6
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
П
5.7
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
ИГРЫ С ЭЛИМЕНТАМИ КОРРЕКЦИИ.
СОДЕРЖАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
«ЦАПЛЯ». «Цапля» - водящий, а остальные «лягушки». Пока «цапля» спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу в одну сторону). Вдруг «цапля» просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос:
«ква», «ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают нового водящего – «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых ногах с сохранением правильной осанки, а лягушки прыгают на корточках с прямой спиной.
Коррекция и формирование правильной осанки.
«СОВУШКА».
На игровой площадке обозначается круг диаметром 1,5 м (или обруч), в котором сидит и дремлет «совушка». Взявшись за руки и образуя круг, дети идут боком приставными шагами и говорят:
«Ах, ты, совушка – сова, Ты большая голова.
Ты на дереве сидишь.
Ночь летаешь, а днем спишь».
Подается команда: «День наступает, все оживает!» Игроки разбегаются по площадке, движениями и звуками, изображая птиц, зверей, мышей и т.п. Подается команда: «Ночь наступает, все засыпает!» Дети замирают в определенной позе, демонстрируя красивую осанку, а «совушка» поднимается и внимательно осматривает игроков и уводит в свое гнездо тех, кто принял неправильную осанку, шевелится или смеется.
Через 5-6 секунд снова подается команда:
«День наступает, все оживает!»
Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется один человек, который объявляется победителем. В следующей игре он становится «совушкой».
Формирование правильной осанки, развитие быстроты реакции, внимания, координации элементарных движений, ловкость увертывания, быстроты зрительно - моторной реакции. Формирование стереотипа правильной осанки, развитие связной устной речи, воображения, фантазии, расширение представлений о животном мире, развитие равновесия, быстроты двигательной реакции
Укрепление и развитие кардиосистемы (сердечно – сосудстой и дыхательной).
«Дунем раз…».
Инвентарь: мячи для настольного тенниса по количеству участников.
Содержание игры: дети делятся на две команды, у каждого мяч для настольного тенниса. С линии старта первые в колоннах игроки ползут на четвереньках и, дуя на мяч, стараются докатить его до стены (или линии, находящейся в 6-8 м от линии старта). В это время игроки говорят хором: «Дунем раз, дунем два, дунем три, докатили до стены». Докатив шарик до стены, первые игроки бегом возвращаются к команде. Вторые, а затем третьи делают то же. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Развитие дыхательной мускулатуры, активизация выдоха, расширение словаря и ритмичности звукопроизношения, развитие способности управлять силой дыхательных движений для перемещения шарика в заданном направлении, координация движений и дыхания.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
«Зоопарк».
Содержание игры: Все играющие свободно располагаются на площадке, Ведущий называет зверя или насекомое, изображает его повадки, характерные движения, издаваемые звуки. Дети подражают: Аист – стойка на одной ноге, другая согнута в колене, руки на поясе. Слон – встать на четвереньки, шею и губы вытянуть вперед – «хобот». Пить воду – с шумом втягивать «хоботом» воздух. Побрызгать на себя водой – поднять голову и с шумом выдохнуть через зубы воздух справа и слева от себя. Медведь – ходьба на внешней стороне стопы с поджатыми пальцами, собирая шишки. Пингвин – ходьба на внутренней стороне, руки прижаты к туловищу, ладони отведены в сторону, произнося звуки «пи – пи». Кошка – стоя на четвереньках – выгибания туловища вверх и прогибание в грудном и поясничном отделах со сгибанием рук и мяуканьем. Лягушка – произвольные прыжки на двух ногах из упора присев с имитацией кваканья «ква – ква». Жук – прыжок со взмахом рук (крыльев) и тут же падение на спину, лапки согнуты и жужжит «ж-ж-ж».
Ведущий называет животное, а все дети его изображают. Отмечаются самые лучшие «звери»,
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.
«Фокусник».
Инвентарь: ленты длиной не менее 1 м по количеству играющих.
Содержание игры: Дети стоят парами, одной рукой держа партнера за руку, другой – за уголок ленту. По команде ведущего все вместе начинают считать по порядку цифры: 1, 2, 3 и т.д., стараясь как можно быстрее спрятать ленту в кулак. Тот, кто собрал ленту в кулак, поднимает руку и запоминает цифру. Победителем считается тот, кто быстрее спрятал ленту и правильно запомнил цифру.
Вариантыусложнения:
увеличитьдлинуленты.
«Летающиеносочки».
Инвентарь: носочек (илиплаточек).
Содержание игры: Дети сидят в кругу лицом в центр, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. По кругу пускается носочек. Каждый ребенок должен взять его пальцами ноги и перенести к ноге соседа.
Вариантыусложнения:
увеличитьчислоносочков;
увеличитьрасстояниемеждуиграющими;
добавитьсовместноепроговариваниеречитатива:
«Я носочеквозьмуногой,
Поднесуего к другой,
И несу, несу, не сплю,
Ничего не зацеплю».
Профилактика плоскостопия, формирование осанки, активизация внимания, памяти, речи, развитие элементарных движений, имитация поз, движений, звуков животных, птиц, развитие воображения и быстроты переключения с одного объекта на другой, активизация дыхания, развитие равновесия, ловкости.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, быстроты реакции, закрепление навыка порядкового счета, кратковременной памяти, формирование осанки.
Инвентарь: матерчатый мешочек, 10 известных предметов.
Содержание игры: В присутствии детей положить в мешочек 10 предметов (игрушек). Дети по очереди опускают руку в мешочек, ощупывают один из предметов и называют его вслух. После этого вынимают предмет, сверяя правильность ответа.
Развитие тактильного восприятия, активизация памяти, развитие мелкой моторики, запоминание названия предметов, сопоставление тактильных ощущений.
Развитие точности движений пространственной ориентировки.
«Падающий мяч».
Инвентарь: мяч.
Содержание игры: Дети становятся в круг, водящий в центре. Он бросает мяч вверх и называет имя одного из играющих. Тот должен выйти из круга и поймать мяч; если он не поймал мяч, то выбывает из игры.
Варианты усложнения:
- каждый ребенок выбирает и запоминает название названию предметов. предмета, относящегося к теме «Умываемся» - мыло, губка, зубная щетка и т.д. Водящий подбрасывает мяч, называя эти предметы, а дети ловят «свой» предмет.
Развитие быстроты реакции, пространственной ориентировки и точности ловли мяча, развитие памяти, концентрации внимания, закрепление знаний по социально – бытовой ориентировке