Проблема пропаганды здорового образа жизни сейчас у всех на слуху. Слова классика “Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто” вспоминают все чаще и чаще. Существует более 300 определений здоровья. В большинстве случаев представление о здоровье – это триединство (комплекс) здоровья физического, психического и духовно-нравственного, а стало быть, и подход к сохранению здоровья должен быть комплексный.
По данным академика РАМН Лисицына Ю.П. основным фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 55 %, является образ жизни. Это говорит о значительной роли формирования у учащихся понятия о здоровом образе жизни.
Школа играет ключевую роль в сохранении здоровья подрастающего поколения. Одним из признаков отрицательного влияния школы на здоровье школьника является утрата учеником желания учиться. Ученик, для которого посещение школы тяжелейшие испытание, ежедневно оставляет в её стенах частичку здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Маршрут здоровья" »
Внеклассное мероприятие "Маршрут здоровья" 645660
Дьякова Татьяна Юрьевна, учитель биологии и экологии
Разделы:Внеклассная работа
I. Концепция проекта.
Проблема пропаганды здорового образа жизни сейчас у всех на слуху. Слова классика “Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто” вспоминают все чаще и чаще. Существует более 300 определений здоровья. В большинстве случаев представление о здоровье – это триединство (комплекс) здоровья физического, психического и духовно-нравственного, а стало быть, и подход к сохранению здоровья должен быть комплексный.
По данным академика РАМН Лисицына Ю.П. основным фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 55 %, является образ жизни. Это говорит о значительной роли формирования у учащихся понятия о здоровом образе жизни.
Школа играет ключевую роль в сохранении здоровья подрастающего поколения. Одним из признаков отрицательного влияния школы на здоровье школьника является утрата учеником желания учиться. Ученик, для которого посещение школы тяжелейшие испытание, ежедневно оставляет в её стенах частичку здоровья.
В связи с этим, наиболее важным представляется форма, с помощью которой будет сформировано понятие “здоровый образ жизни”. Игра одно из важнейших средств достижения качественных образовательных результатов. Эта форма обладает исключительным развивающим и мотивационным потенциалом. Деятельностные игры моделируют реальные и вымышленные ситуации, требующие от учащихся практического применения полученных ранее предметных и надпредметных умений. Знания могут включать сведения из различных предметных областей, а также обращаться к социальному опыту учащихся.
Полученные в ходе занятия сведения могут служить первоначальной основой для постепенного осознания здоровья как образа жизни.
II. Цель:
воспитание стремления становления себя как здорового человека, как здоровой личности, т.е. развитие у самого себя потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения. 2. Сформировать у школьников активную жизненную позицию. 3. Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме. 4. Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье. 5. Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека. 6. Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах. 7. Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.
III. Подготовительный этап.
Начинать с совместного обсуждения и хода игры, выслушивания мнений всех участников относительно её проведения, времени и метода распределения ролей.
В коллективах в параллели 8-х классов формируются команды (в данном случае 3 команды). Каждая из них придумывает название, эмблему и девиз.
Учащиеся 10-х классов будут исполнять роль компетентного жюри на каждой “Станции” маршрута. Старшеклассники совместно с учителем выбирают место проведения и оформляют помещения. Для каждой “Станции” подбирается кабинет и оснащается оборудованием.
Оборудование:
1. Станция “Скорой помощи”: бинт, жгут кровоостанавливающий, шины. 2. Станция “Мой организм”: модель Дондерса, модель “Торс человека”, модель “Глаз человека”, модель “Легкие человека”. 3. Станция “Я будущий доктор”: приборы тонометр, глюкометр, стетоскоп, спирометр, плантограф, динамометр. 4. Станция “Народная мудрость о здоровье”: карточки с пословицами. 5. Станция “Семейная”: мяч баскетбольный, мяч футбольный, бадминтон, теннисный стол и теннисные ракетки.
В качестве консультанта перед проведением мероприятия выступает медицинская сестра.
Во время игры каждая из команд проходит по “Маршруту здоровья”. На каждой станции участники получат задания. Выполнив их за определенное время, они демонстрируют его жюри. После обсуждения отвечают на вопросы членов жюри и получают баллы за выполненное задание.
Команда “Мойдодыр”
Станция
“Скорой помощи”
мax 10 б.
“Мой организм”
мax 10 б.
“Я будущий доктор”
мax 10 б.
“Народная мудрость о здоровье”
мax 10 б.
Станция “Семейная”
мax 10 б.
Подпись члена жюри
Ход игры
Одновременно 3 команды отправляются каждый по своему маршруту:
Команда “Мойдодыр”: станция “Скорой помощи” станция “Мой организм” станция “Я будущий доктор” станция “Народная мудрость о здоровье” станция “Семейная”.
Команда “Самые, самые…”: станция “Мой организм” станция “Народная мудрость о здоровье” станция “Скорой помощи” станция “Семейная” станция “Я будущий доктор”.
Команда “Здоровячки”: станция “Я будущий доктор” станция “Семейная” станция “Народная мудрость о здоровье” станция “Мой организм” станция “Скорой помощи”.
1. Станция “Скорой помощи”.
Задания для учащихся:
1. Оказать доврачебную помощь при капиллярном кровотечении. 2. Оказать доврачебную помощь при подозрении на перелом бедра. 3. Оказать доврачебную помощь при венозном кровотечении. 4. Оказать доврачебную помощь при артериальном кровотечении. 5. Оказать доврачебную помощь при подозрении на перелом предплечья. 6. Оказать первую помощь при утоплении. 7. Ответьте на вопросы: а) почему ватку с йодом нельзя прибинтовывать к ране? б) можно ли заливать йодом раневую поверхность?
2. Станция “Мой организм”.
Задания для учащихся:
1. Опишите механизм вдоха и выдоха с помощью модели Дондерса. 2. Как называется описанная болезнь: “При интенсивном дыхании, когда делаются глубокие вдохи и выдохи, тонкие стенки альвеол не могут больше растягиваться и рвутся. В результате в легких образуются пустоты, заполненные воздухом. Альвеолы теряют связь с легкими, вследствие чего воздух выйти наружу не может. Дыхание становиться поверхностным, неглубоким”. Назовите одну из причин этого заболевания. 3. Расположите внутренние органы человека на модели “Торс человека”. 4. Опишите строение глаза человека и соберите модель. 5. Определите легкие здорового человека и курильщика. Как изменяются легкие курящего человека?
3. Станция “Я будущий доктор”.
Перед учащимися несколько медицинских приборов. Участникам мероприятия предлагается назвать прибор и описать и показать его назначение.
1. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. 2.Береги платье снову, а здоровье смолоду. 3. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится. 4. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. 5. Куришь, бездельничаешь и пьешь – от хворобы не уйдешь. 6. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
5. Станция “Семейная”.
Для выполнения заданий заранее образуются семейные команды из трех человек (мама, папа, ученик-участник команды).
Участники должны рассказать о своем любимом виде спорта, которым они увлекаются, о том, как часто и как долго они им занимаются. Показать практические умения в данном виде спорта.
IV. Оценка эффективности мероприятия.
После проведения мероприятия участники обменивались мнениями, делились впечатлениями. Самое яркое из них ученицы 11 класса Кирсановой Ксении:
В жизни нужно каждому понять, Что здоровье наше уж не вечно, Негде нам потом его занять, А без него не за горами вечность;
И не маловажно то, Что следить за ним не просто, Научить такому нелегко, Но такое всё-таки возможно;
И благодаря нескучному занятью, Погрузившему в себя детей, Можно, даже нужно нам сказать, Что для нас теперь здоровья нет важней!
Приложение 1.
V. Список литературы:
Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова. – М.: МГОУ, 2004. – 100с.
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе/ И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005. – №10.
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – № 3. – С. 52–87.
Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя /М.Г. Колесникова // Естествознание в школе. – 2005. – № 5.– С. 52–55.
Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста / Т.Л. Ощепкова // Начальная школа. – 2006, – № 8.– С.90.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.
Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования /Т.М. Чурекова, Н.Г. Блинова, А.В. Сапего // Валеология. – 2004, – № 4. – С.67–70.
Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни/ В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. – С. 79–79.
Заключение.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.