Просмотр содержимого документа
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!»
Витамины нам нужны ? Витамины нам важны!
Цели: познакомить детей с разнообразием овощей, ягод и фруктов, их полезными свойствами, со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, прививать навыки правильного питания, воспитание здорового образа жизни.
Тип: изучение нового материала.
Актуальность: укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.
Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация “Овощи, ягоды и фрукты– витаминные продукты»; муляжи фруктов – яблоко, персик, лимон; инструкция “Полезные свойства фруктов” для каждой группы; фрукты, овощи и ягоды для дегустации; карточки с изображением продуктов.
Аудитория: обучающиеся 2кл.
Ход занятия
I.Оргмомент. Создание психологической комфортности.
Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Какие слова помогают нам сохранить хорошее настроение?
Когда мы их используем?
Игра «Доскажи словечко» :
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день)
***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)
***
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее всех …
(Извинить)
***
До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)
***
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста)
***
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
(Спасибо)
***
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
(Добрый день)
***
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …
(Спасибо)
***
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
(Здравствуй)
***
Почему люди приветствуют друг друга словом «здравствуйте»? Что оно обозначает?
А Вы хотите быть здоровыми? Пожелаем друг другу здоровья. А достаточно ли одного желания, чтобы быть здоровым? Что еще необходимо? (режим, спорт, соблюдение правил гигиены, прививки от болезней, правильное питание)
II. Определение темы.
Наше с вами здоровье бесценно. И его необходимо беречь.
В природе есть такие вещества, название которых так и переводится «жизнь». А что это за вещества сейчас узнаем.
В овощах и фруктах есть. Детям нужно много есть. Есть ещё таблетки Вкусом как конфетки. Принимают для здоровья Их холодною порою. Для Сашули и Полины Что полезно? - ... (витамины)
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? (о витаминах)
Что нужно нам узнать сегодня о витаминах? (почему они необходимы для жизни и где их взять)
Прочитайте тему занятия (один учащийся вслух).
III. Открытие нового знания.
1)А где содержатся витамины? Их нам искать не придется, они пришли к нам в гости. (выходят дети – витаминки)
Витамин А. Посмотрите на меня, я – витамин А. если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов. Вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной? (нужно есть продукты, содержащие витамин А)
Лоскуток на лоскутке – Зелёные заплатки… (Капуста )
Красна девица сидит в темнице, А коса на улице… (Морковь )
На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков… (Горох)
Росли на грядке зелёные ветки, А на них красные детки. (Томат)
Витамин В. А я – витамин В. если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам – вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, не лице на образовывались трещинки в уголках рта, не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти?
1)Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я… (Свёкла )
2)Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок –
Зеленый лесок(редиска)
3) Кто его раздевает,
Слезы проливает( лук)
Витамин С. Я – самый популярный витамин. Я содержусь во всех свежих овощах, фруктах и ягодах. Без меня вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться. А я, рад вам помочь защититься от простудных заболеваний. Где вы меня можете найти?
1)Целое лето старалась –
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок (капуста)
2)Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели.(Лук)
3)Он бывает, дети, разный – Желтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки. А на кухне – глава специй! Угадали? Это (перец)
4)В шкурке желтой,
Кислый он,
Называется …(лимон)
Витамин Д. Я, редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов. Без меня вы очень медленно растете. А с моей помощью, вы сможете быстрее вырасти. Со мной еще вы можете встретиться летом под солнышком. Меня не найдешь в овощах и фруктах, но забывать про меня никак нельзя. А где много такого витамина, отгадайте.
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой (рыба)
Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад (курица)
Что же вы заметили? (витамины крепко дружат между собой, в продуктах содержится не один витамин, а несколько сразу)
Да, витамины повышают наше настроение и укрепляют наше здоровье, а это – самое главное. Что это за шум?
2)Сценка. Выходят дети в костюмах овощей и читают стихи.
Горох: Рассудите нас, ребята, кто из нас, из овощей, всех полезней и вкусней? Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Я такой хорошенький Зелёный мальчишка. Если только захочу, всех горохом угощу.
Во мне много кальция, фосфора, магния, калия. Я помогаю хорошо работать сердцу.
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне Выслушай сначала: Свёклу надо для борща и для винегрета, Кушай сам и угощай – Лучше свёклы нету.
Во мне много магния, поэтому улучшаю мозговое кровообращение и память.
Капуста:
Ты уж свёкла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пирожки капустные!
Во мне много разных витаминов: B1, B2, B6, C. Я малокалорийна. Являюсь незаменимой пищей для тех, кто решил похудеть.
Морковь:
Про меня рассказ недлинный, Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок И грызи морковку. Будешь ты всегда, дружок, Крепким, сильным, ловким.
Томат:
Не болтай, морковка, вздор, Помолчи немного. Самый вкусный и приятный, Уж конечно сок томатный.
Я имею два названия. Индейцы меня назвали томатом, а итальянцы золотым яблоком. Во мне много витаминов C, B1, B2, фосфора, калия, каротина, сахара, железа, поэтому я помогаю сердцу, а ещё помогаю желудку хорошо переваривать пищу. Пейте мой томатный сок.
Лук:
Что там сок, вот я – приправа! Угадали? Я ваш друг, Я простой зелёный лук.
Рекомендую употреблять меня в пищу при различных инфекциях, кашле, ангине, гриппе. Ведь мой сок убивает все микробы.
Картофель:
Я, картошка, так скромна – Слова не сказала, Но картошка всем нужна: И большим и малым.
Меня включают в диету больных, страдающих заболеваниями сердца и почек. Сок сырых клубней используют при заболеваниях желудка.
- Кто из овощей всех полезней и вкусней? Кто при всех болезнях будет всех полезней? Есть ли такой особенный овощ?( Нет, все овощи полезны.)
Какие еще овощи знаете? (ответы детей)
III. 1)Игра «Вершки и корешки».
- Если едим подземные части овощей, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)
Вывод.
-Как влияет употребление овощей на наш организм?
(Обеспечивают витаминами, человек становится сильным, меньше болеет.)
-Должны ли овощи присутствовать на нашем столе ежедневно? Почему так считаете?
( Человек становится сильным, здоровым, меньше устаёт.)
2)-Молодцы, разобрались с овощами! Я думаю, что вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите? Тогда работаем дальше. Предлагаюзадание “Полезные свойства продукта”. Покажите свои умения работать в группах. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
Работают три группы; учащиеся получают фрукты. Учитель знакомит учащихся с инструкцией по выполнению задания.
Инструкция.
Рассмотрите плод и, используя энциклопедию и этимологический словарь, ответьте на вопросы:
Как называется плод?
Каков он на вкус?
Каков плод по окраске, форме, величине?
Чем полезен данный продукт?
Какие блюда можно из него приготовить?
Подготовьте одного выступающего по вопросу; второй ученик готовится дополнить ответ выступающего.
Задание для 1 группы. Лимон.
Кислый на вкус. Богат витамином С, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. В народной медицине применяют при заболевании сердца. Плоды лимона находят большое применение в кондитерской промышленности: конфеты, цукаты, эссенции.
Задание для 2 группы Персик.
Очень теплолюбивое растение. Форма удлинённая, яйцеобразная. Полезные вещества: железо, медь, йод, витамин E, является легкоусвояемым диетическим продуктом. Из персика можно приготовить фруктовый салат, щербет, сок, варенье, компот.
Задание для 3 группы.Яблоко.
Богаты плоды витаминами C и P. Ежедневное употребление в пищу 1-2 плодов снижает риск возникновения простудных заболеваний в три раза. Рекомендуют употреблять яблоки при заболевании печени и почек. Яблоки продлевают молодость, придают силу, помогают бороться с болезнями. Из яблок готовят варенье, джем, крем, компот, сок, запекают в духовке.
- Лимон, персик, яблоко. Как назвать одним словом?(Фрукты.)
- Какие ещё фрукты вы знаете? (ответы детей)
Вывод. У. Почему важно ежедневно употреблять в пищу фрукты?
( В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ.)
Физкультминутка.
3)К нам сегодня на урок пришел школьный доктор
- Есть такая поговорка: “Мы – это то, что мы едим”. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму, то человек всегда будет здоров. Мы теперь знаем, что надо обязательно употреблять в пищу? ( нужно употреблять овощи и фрукты, а ещё и ягоды)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)
На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (крыжовник)
Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это? (Смородина)
- Назовём все ягоды, которые отгадали. Какие ягоды ещё знаете? (ответы детей)
- В рационе питания ягоды должны быть не только летом и осенью, но и зимой и весной.
4) Работа в парах: “Как сохранить ягоды, собранные летом до весны?”
(обсудить и предложить свои решения)
Сушить (малина)
Замораживать (любые ягоды)
Варить с сахаром (варенье)
Варить компот, сок (смородина)
Вымачивать (брусника)
Вывод.
У. Как влияет ежедневное употребление ягод на наше здоровье?
( Человек получает много витаминов, меньше болеет, меньше устаёт, хорошо выглядит.)
5)Дидактическая игра “Отгадайте овощи и фрукты по вкусу”
Задача: Закрепить знания детей об овощах и фруктах, определять их по вкусу; психологическая разгрузка на уроке.
Игровые правила: отгадывать овощи, фрукты и ягоды только на вкус, не открывая глаз.
Ход игры: учитель на подносе приготовил небольшие кусочки овощей. Подходя к ученику, предлагает закрыть ему глаза и даёт на салфетке какой-либо кусочек. Нужно попробовать на вкус, назвать растение и рассказать о нём.
- Перед вами две тарелки: в первой грязные, неприглядные овощи, во второй - овощи чисто вымыты, красиво уложены. Какая тарелка вам больше нравится? ( Вторая тарелка.)
-А почему вы её выбрали? Чем она отличается?( Овощи чисто вымыты.)
- Не забывайте о том, что овощи, фрукты и ягоды необходимо тщательно мыть. А как вы думаете для чего? Для красоты?( Овощи, фрукты, ягоды мы моем в первую очередь, чтобы смыть грязь, микробы, иначе они принесут не пользу, а вред. )
6)А теперь я предлагаю вам интересную и полезную игру «Собирай-ка».
Задача: Нужно ответить на заданный вопрос, собрав ответ из рассыпавшихся слов.
3 конверта 3 группы.
1.Что нужно делать, если в школе эпидемия гриппа?
«есть, и , каждый, лук, чеснок, нужно. Ответ: «Каждый день нужно есть лук и чеснок».
2.У вашего одноклассника сильный насморк. Помогите ему вылечиться.
(лучшее, от, средство, сок, насморка, и, моркови, свеклы)
Ответ: «Лучшее средство от насморка сок свеклы и моркови.
3. Что помогает вылечить простуду?
(смородиной, при, надо, чай, с, простуде, пить, малиной и )
Ответ: «При простуде надо пить чай с малиной и смородиной.
(Вывешивают ответ на доске и зачитывают хором)
6) «Веселые вопросы»( игра по слайду презентации)
IV. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на занятии?
Почему важно использовать в питании овощи, фрукты, ягоды?(Они не только вкусны, но и полезны; сохраняют людям здоровье, помогают вернуть его тем, кто заболел.)
Как обеспеченный витаминами организм борется с различными заболеваниями?(Снижается риск возникновения заболеваний; если человек заболел, то болезнь протекает очень быстро, без осложнений.)
Должны ли овощи, фрукты и ягоды стать привычными на нашем столе?(Эти продукты необходимо употреблять в пищу ежедневно.)
А нужны ли вам знания, полученные на сегодняшнем занятии в жизни?(Эти знания могут быть полезны для здоровья; помогут правильно питаться; меньше болеть.)
- Наш урок я хочу закончить словами.
Если хочешь быть здоров,
Не бояться докторов,
Ешь побольше ягод, овощей и фруктов –
Хором: Самых витаминных продуктов.
Итоговая работа.
И в завершении соберем блюдо продуктов, которые должны быть в рационе человека каждый день. (На подносе лежат карточки с изображением разных продуктов питания, дети подходят по очереди , выбирают и прикрепляют) Каждый ученик прикрепляет на доску карточку с выбранный продуктом.
Какая красивая получилась картина!
- Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость. Дома нарисуйте на листике формата А5 любимый витаминчик для создания нашей общей книжки-малышки «Витаминки».