kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник подвижных игр по физической культуре для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник подвижных игр по физической культуре для начальной школы, содержит 77 игр. 

1.  «Перестрелка»

Играющие делятся на две команды площадка не менее 12м. Посредине площадки ставят барьеры или линию 6х6 команды становятся друг против друга (хаотично) водящие 1 уч-ся от команды становится против соперников, за линию барьера на другой стороне. При помощи мяча (волейбольного или малых резиновых мячей) игроки стараются выбить соперников из своих зон (команды или водящего), выбитый игрок идет к своему водящему и тоже принимает участие в игре. Побеждает команда, у которой осталось больше участников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник подвижных игр по физической культуре для начальной школы »

Приложение №1

Сборник подвижных игр



1. «Перестрелка»

Играющие делятся на две команды площадка не менее 12м. Посредине площадки ставят барьеры или линию 6х6 команды становятся друг против друга (хаотично) водящие 1 уч-ся от команды становится против соперников, за линию барьера на другой стороне. При помощи мяча (волейбольного или малых резиновых мячей) игроки стараются выбить соперников из своих зон (команды или водящего), выбитый игрок идет к своему водящему и тоже принимает участие в игре. Побеждает команда, у которой осталось больше участников.

2. «Мяч к верху»

Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга, и бросает мяч со словами: « Мяч к верху! ». Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!». Все должны остановиться, а водящий бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. « Запятнатый » становится ведущим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч к верху – игра продолжается. Правила: Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного подскока от земли. Если кто-то из играющих после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

3. «Метко в цель»

Посредине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (кеглей). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта. Описание игры. По установленному сигналу учителя, играющие первой шеренги, бросают мячи в городки (кегли), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде учителя участники второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2—4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков. Правила. 1. Бросать мячи можно только по сигналу учителя. 2. При броске заходить за стартовую черту нельзя. Бросок зашедшего за черту не засчитывается.

4. «Один вне игры»

Игра проводится на футбольном поле или открытой площадке. В игре может принимать участие до 35 чел. в каждой команде, которые располагаются за лицевыми линиями поля. На расстоянии 40-60 см друг от друга на среднюю линию надо положить флажки (небольшие камешки и т.п.) в количестве на один меньше, чем игроков. По сигналу учителя игроки бегут к предметам на средней линии, хватают их руками и возвращаются обратно к линии старта. Игрок, оставшийся без предмета, выбывает из игры. После этого игра возобновляется, при этом убирается еще один предмет. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один человек - победитель. Запрещается вырывать предмет из рук другого игрока и брать более одного предмета. Можно уменьшить количество предметов на два по сравнению с числом игроков или разрешить брать по два предмета.

5. «Бой петухов»

На земле (полу) чертится круг диаметром 3—4 м. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга одна против другой. В каждой команде выбирается капитан. Описание игры. Капитаны посылают по одному игроку — «петуху» в круг. Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает, руки кладет за спину. По сигналу руководителя петухи, прыгая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремятся заставить своего противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем идет в середину следующая пара петухов (по усмотрению капитанов) и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли петухов. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед. Правила. 1.Петух, ставший на обе ноги или выскочивший из круга, считается побежденным. 2. Если во время выталкивания оба петуха выйдут из круга, победа никому не присуждается, а на их место в круг идет следующая пара. 3. Петухи вступают в бой только по сигналу. 4. Во время боя руки должны быть за спиной.

6. «Невод»

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.

7. «Угадай, чей голосок?»

Все играющие образуют круг. Один из играющих становится в середине круга и закрывает глаза (или завязывает глаза лентой). Учитель указывает на того, кто будет петь или говорить: «Скок, скок, скок». Описание игры. Все играющие идут по кругу вправо и поют или говорят! «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» На эти слова все поворачиваются на 360° и продолжают далее: «А как скажем — скок, скок, скок» (слова «скок, скок, скок» поет или говорит один, выбранный руководителем) все останавливаются и заканчивают песню-речитатив словами: «Отгадай, чей голосок». Стоящий в центре с закрытыми глазами открывает их и должен отгадать, кто сказал слова «скок, скок, скок», или показывает направление, откуда слышал голос. Узнанный идет в середину, а водящий в круг. Если водящий не отгадает, он продолжает стоять в середине круга. Правила. 1. Слова «скок, скок, скок» поет или говорит только один, на кого указал учитель. 2. Водящий не имеет права открывать глаза до тех пор, пока не закончится речитатив. 3. Если водящий не угадал два раза, он сменяется.

8. «Удочка»

Дети стоят по кругу, учитель – в центре. По сигналу «Раз, два, три!» учитель начинает вращать удочку (шнур с привязанным на конце мешочком с песком) по кругу над полом (землей). Дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их, и меняют положение ног по сигналу учителя «На обеих», «На левой», « На правой». Правила: Подпрыгивать только при приближении удочки. Менять положение ног только по сигналу ведущего.

9. «Прыжок за прыжком»

Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых выстраивается в колонну по два. Обе колонны выстраиваются параллельно одна другой па расстоянии 2 м. Все пары играющих держат за концы короткие скакалки, растянув их на расстоянии 50—60 см от пола. Расстояние между парами 1 м. Описание игры. По сигналу учителя первые пары каждой колонны быстро кладут скакалки на землю и бегут вдоль своей колонны в ее конец, один справа, другой слева от нее. С конца колонны они последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в их колонне. Возвратившись на свои места, оба игрока останавливаются, берут с земли свою скакалку и, растянув ее, поднимают на высоту 50—60 см. Как только они подняли скакалку, игроки второй пары в колонне кладут свою скакалку на землю, прыгают через первую скакалку, также обегают свою колонну до конца, возвращаются, перепрыгивают через скакалки до своего места, берут свою скакалку, растягивают и поднимают ее. Так же поступают все остальные пары. Побеждает команда, сумевшая первой закончить перебежку с перепрыгиванием скакалок. Правила. 1. Пара может начинать перебежку только тогда, когда предыдущая пара возьмет с земли скакалку и подымет ее. 2.Игроки бегут с обеих сторон колонны, каждый с той стороны, которая к нему ближе. 3. Перепрыгивать через скакалки участники могут одновременно или один за другим, по своему усмотрению. 4.Скакалки опускать па землю нельзя. Они должны быть на высоте 50-60 см. За ошибки начисляются штрафные очки.

10. «Попади в мяч»

Посредине площадки кладется волейбольный мяч. Играющие делятся на две команды и строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки. Желательно, чтобы между ними было расстояние 18—20 м. Перед носками играющих проводится по черте. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу (теннисному). Описание игры. По сигналу руководителя игроки, не заходя за черту, бросают маленькие мячи в волейбольный мяч, находящийся посредине площадки, стараясь откатить его к команде соперников. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу метают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно, Так поочередно команды метают мячи установленное количество раз. Можно дать всем по мячу и тогда одновременно бросают все мячи в большой мяч. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Правила. 1. Бросают мячи все одновременно по сигналу. Преждевременные броски не засчитываются. 2. При броске нельзя заступать черту. 3. Если волейбольный мяч выскочит в сторону от играющих, его возвращают на прежнее место. 4. При присуждении победы учитываются сделанные ошибки. Когда игра освоена, команды могут «обстреливать» не один, а одновременно два мяча.





11. «К своим флажкам»

Играющие, разделившись па несколько групп (по 5—6 человек в каждой), становятся в кружки. 3 центр каждого кружка становится дежурный с флажком, отличающимся по цвету от других. Описание игры. Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке и становятся лицом к стене (если играют в помещении) или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Учитель дает сигнал: «Все к своим флажкам!» Играющие открывают глаза, быстро бегут к своему флажку и опять образуют кружок вокруг дежурного с флажком. Побеждает группа, построившаяся в кружок первой. Можно построить в затылок к дежурному в колонну по одному. В этом случае все собираются в колонну за своим дежурным. Правила. 1. Играющим нельзя открывать глаза до сигнала «Все к своим флажкам!» Если игрок откроет глаза преждевременно, то его группа проигрывает. 2. Игроки с флажками должны обязательно изменить места. Если они этого не сделают, то победа их группе не засчитывается.

12. «Третий лишний»

Играющие становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача догоняющего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.



13. «Мяч в воздухе»

Игроки делятся на две-три команды, и каждый становится в свой круг. Но сигналу начинается передача мяча (заранее обусловленным способом) в любом направлении. Игрок, допустивший ошибку, покидает круг. Игра продолжается до тех пор, когда в круге останется один человек, который считается победителем в своей команде. Затем победители каждой команды играют между собой, выявляя чемпиона. Вариант: игроки не выбывают, а за ошибки командам, которые они представляют, начисляют штрафные очки. Выигрывает команда, у которой сумма штрафных очков меньше. Методические указания. Игра большой интенсивности, учителю следует быть особо внимательным.

14. «Прыгающие воробушки»

На полу (земле) чертится круг диаметром 4 м. Выбирается водящий — «кошка», которая встает или приседает в середине круга. Остальные играющие — «воробьи» — находятся вне круга. Описание игры. По сигналу руководителя воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Можно сажать пойманных на скамеечку рядом с кругом. Когда кошка поймает 3—4 воробья (по договоренности), выбирается новая кошка из непойманных. Пойманные кошкой опять становятся воробьями и вступают в игру; игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали. Отмечается также кошка, сумевшая быстрее других поймать установленное число воробьев. Правила. 1. Кошка может ловить воробьев только в круге. 2. Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности). Тот, кто пробежал через круг, считается пойманным и идет в центр круга к кошке или на скамейку. 3. Пойманным считается воробей, которого кошка коснется рукой, когда он находится в круге хотя бы одной ногой.

15. «Подвижная цель»

Играющие, становясь по кругу, размыкаются на вытянутые руки. Перед носками играющих чертится окружность. Учащиеся выбирают водящего, который становится на середину круга. У игроков - мяч. Описание игры. По сигналу учителя игроки бросают мяч так, чтобы попасть в водящего. Водящий, увертываясь от мяча, бегает по площадке, подпрыгивает и т.д. Игрок, попавший мячом в водящего, меняется с ним ролями. Правила игры.1. Водящий считается запятнанным тогда, когда в него попал мяч. Если мяч отскочил от пола и попал в водящего, то он запятнанным не считается.2. Для того чтобы быстрее попасть в водящего, лучше передавать мяч друг другу. 3. Бросая мяч в водящего, игрок не должен переходить линию круга, если он перешагнул линию, попадание не считается.

16. «Колдунчики»

По считалочке выбирают одного или несколько учеников, которые выполняют роль «Колдунчиков». По сигналу учащиеся разбегаются по площадке, те до кого дотронется «колдунчик», должны стоять не подвижно, расставив ноги шире плеч. Они считаются расколдованными, если один из бегущих проползёт на четвереньках у него между ногами. Правила: Для « Колдунчиков » можно сделать отличительные знаки (повязки на голову или на руку).

17. «Охоники и утки»

На полу (земле) чертится максимально большой круг. Если игра проводится в узком зале, то рекомендуется нарисовать посредине две черты поперек зала на расстоянии 7—10 м одна от другой. Таким образом, получится прямоугольник, две стороны которого — стены зала, и две — начерченные линии. Играющие делятся на 2 команды — «охотников» и «уток». Охотники выстраиваются по кругу за чертой его или за начерченными линиями, разделившись пополам. Утки произвольно располагаются в середине круга или в середине прямоугольника. У одного из охотников в руках мяч (волейбольный). Описание игры. По сигналу руководителя охотники, перебрасывая мяч в разных направлениях, не входя в круг (или прямоугольник), стараются осалить им («подстрелить») уток. Подстреленная утка выходит из игры. Утки, бегая и прыгая внутри круга, увертываются от мяча. Охотники, перебрасывая мяч, неожиданно бросают его в уток. Когда первая команда «выбила» всех игроков, играющие меняются ролями (охотники становятся утками, а утки — охотниками), и игра продолжается.

После двух игр отмечается, какая команда охотников быстрее перестреляла всех уток. Она и считается победительницей. Можно игру проводить на время: 3 мин стреляют одни охотники, затем 3 мин — другие. Отмечается, кто больше настрелял уток за это время. Правила. 1. Бросая мяч в уток, охотники не должны переступать линию круга. Игрокам, переступившим линию, попадание не засчитывается. 2. Осаленными считаются утки, которых мяч коснулся в любую часть тела, за исключением головы. 3. Если в утку попал мяч, отскочивший от земли (пола) или от другого игрока, То осаленной она не считается. 4. Если утка, увертываясь от мяча, выбежала за круг, она считается осаленной. 5. Подстреленные утки до смены команд в игре не участвуют.

18. «Перекати мяч»

Играющие, разделившись на две команды, становятся одна против другой за линиями, проведёнными на расстоянии 18-20 метров одна от другой. На расстоянии 3 метров от каждой линии проводится ближе к середине площадки ещё по одной параллельной черте. Посередине площадки кладётся баскетбольный мяч. Всем игрокам даётся по одному теннисному или резиновому мячу. По сигналу играющие из-за своих линий, бросают маленькие мячи, стремясь перекатить большой мяч за черту противника. Выигрывает команда, игроки которой выполнят задание раньше. Метание производится без определённой последовательности.

19. «Самая меткая команда»

Участники делятся на две команды. Затем они перестраиваются в две колонны, принимая при этом стойку ноги врозь, руки - на плечи стоящему впереди. Самый первый участник держит в руках мяч. По сигналу этот игрок наклоняется вперёд и как можно сильнее катит его назад. Последний игрок получает мяч, бежит с ним вперёд и продолжает действие первого участника. Выигрывает команда, в которой капитан с мячом в руках снова окажется впереди команды. За победу команде начисляется одно очко. После этого выбираются другие капитаны, но схема игры меняется: участники закрывают глаза (или сами или впереди стоящему игроку), а игроки с мячами меняют своё местоположение, но при этом стараются находиться рядом друг с другом. По сигналу остальные участники открывают глаза, бегут к своим капитанам, строятся в том же порядке и повторяют предыдущее упражнение. Игра повторяется 5-6 раз, при этом капитаны каждый раз меняются. Расстояние, на которое отбегают игроки с мячами, не ограничивается, но они должны находиться в поле зрения остальных участников. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Примечания: передача мяча осуществляется только после того, как в колонну встал последний её участник. Этот игрок должен подать впереди стоящему какую-либо звуковую команду или пароль: например - “ракета готова” или любую другую команду.

20. «Быстроногие олени»

Учитель выбирает четырех водящих – это “волки”, остальные участники “быстроногие олени”. “Волки” делятся на две группы: два “волка” – “загонщики”, другие двое находятся в “засаде”. По сигналу учителя “олени” убегают от “волков” на другую сторону площадки. “Волки-загонщики” ловят “оленей” по всей площадке, а “волки в засаде” – только на средней линии зала. После каждой перебежки подсчитывается количество пойманных “оленей”, после чего они могут снова занять место на площадке. Игра продолжается. Примечание: количество перебежек и “волков” зависит от размеров площадки и от количества участников игры; пойманные “олени” могут выбывать из игры и находиться в специально отведенном месте. В игру они встают тогда, когда выбирается новая группа “волков”; “волки” выбираются из тех участников, которые не были осалены; оценка ставится лучшей группе “волков” и тем “оленям”, которые не были пойманы за все время игры.

21. «Карлики и великаны»

Описание игры

Дети стоят вокруг ведущего, который рассказывает, что есть на свете совсем маленькие люди — карлики, а есть громадные — великаны. Когда ведущий произносит: «Карлики!», он присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» он произносит тоненьким голосом — вот такие они крохотные. А когда говорит «Великаны!», голос его грубеет, ведущий встает во весь рост, да еще руки вытягивает вверх — такие они громадные. Детям эта игра ведущего очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост - «великаны» и садятся на четвереньки - «карлики». Когда ребята научились правильно выполнять команды, ведущий предупреждает, что сейчас он увидит, кто самый внимательный. Ведущий: Запомните, дети, правильные команды: «Карлики!» и «Великаны!». Все остальные мои команды выполнять не надо. Тот, кто ошибется, - выбывает из игры. Сначала ведущий дает правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» заменяет на похожие. Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

Правила игры: Дети стоят вокруг ведущего, который рассказывает, что есть на свете совсем маленькие люди — карлики, а есть громадные — великаны. Когда ведущий произносит: «Карлики!», он присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» он произносит тоненьким голосом — вот такие они крохотные. А когда говорит «Великаны!», голос его грубеет, ведущий встает во весь рост, да еще руки вытягивает вверх — такие они громадные.

Детям эта игра ведущего очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост - «великаны» и садятся на четвереньки - «карлики». Когда ребята научились правильно выполнять команды, ведущий предупреждает, что сейчас он увидит, кто самый внимательный. Ведущий: Запомните, дети, правильные команды: «Карлики!» и «Великаны!». Все остальные мои команды выполнять не надо. Тот, кто ошибется, - выбывает из игры. Сначала ведущий дает правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» заменяет на похожие.

Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

22. «Попади в последнего»

Учащиеся делятся на 4 группы, 2 круга. Одна группа внутри круга, другая – снаружи. Команда в круге выстраивается в колонну, каждый участник держится двумя руками за пояс впереди стоящего. Метатели, стоящие вокруг, пытаются поразить мячом последнего в колонне, а вся колонна защищает своего товарища, изменяя направление движения. Первый имеет право, ловит мяч двумя руками. Стоящий последним ученик выбывает из игры, если в него попадет мяч. Побеждает команда, которая продержится дольше всех. Правила: Руки нельзя расцеплять. Мяч отбивать можно ногами, телом, мяч должен быть легким.

23. «Салки с футбольным мячом»

По сигналу водящий (салка) старается догнать одного из игроков. Игроки, передвигаясь по площадке, передают мяч друг другу. Задача заключается в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий. В этом случае игрока, владеющего мячом, салить нельзя. Если водящий коснулся мяча ногой или завладел им, его сменяет игрок, который выполнил неточную передачу. Методические указания. Игрок, по вине которого мяч вышел за пределы площадки, становится водящим. Вариант: игру можно проводить одновременно двумя мячами.

24. «Будь начеку»

Играющие каждой командой выстраиваются в колонну по одному за общей линией старта. Они рассчитываются по порядку номеров. В 10 метрах от линии страта напротив каждой колонны ставят стойки. В 2 метрах от линии старта посередине между колоннами кладут гимнастический обруч. Руководитель называет номер. Игроки под этим номером выбегают вперёд, огибают стойку и, возвращаясь назад, стараются захватить место в обруче. Кто раньше это сделает, тот получает для своей команды выигрышное очко. Затем руководитель вызывает другой номер. Выигрывает команда, игроки которой после 12-13 вызывов наберут больше очков. Игроки всё время стоят в затылок друг к другу. Если оба игрока встанут в обруч одновременно, каждой команде начисляется по очку. Номера называются в произвольном порядке, некоторые номера можно вызвать несколько раз, чтобы застать врасплох.



25. «Рыжий кот»

Учитель выбирает одного водящего – это “Рыжий кот”. Он становится в центре зала, а остальные участники игры (“мыши”) располагаются вокруг “кота” и берутся за руки. Затем “кот” приседает и закрывает глаза ладонями, как будто он спит. “Мыши” обращаются к “коту” с такими словами:

“Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Есть хочется, да лень ворочаться. Вот и ждёт рыжий кот – может мышка подползёт!”.

После этих слов “мыши” разбегаются, а “кот” их ловит. Пойманные “мыши” садятся на скамейку и “горюют”, так как “кот” их съел. Игра продолжается 10-20 секунд, после чего “кот” выбирает нового “кота” из непойманных “мышей! Затем “съеденные мыши” вновь входят в игру, и она продолжается. Игра проводится 3-5 раз.

Примечание: “кот” закрывает глаза руками для того, чтобы он не смотрел заранее на “мышь”, которую собирается поймать. Но “коту” разрешается разводить пальцы рук и исподтишка подглядывать за “мышами”; можно выбрать двух “котов” и даже трех, если игра проводится в большом зале (в этом случае они располагаются спиной друг к другу); по мере усвоения игры действия “мышей” усложняются – они могут ходить по кругу (на пятках, на носках и т.п.) или выполнять в кругу какие-либо упражнения на внимание; оценка ставится тому “коту”, который наловил много “мышей”, или “коту”, который очень быстро выбежал и сразу поймал несколько “мышей”; или “мышам”, которые не были пойманы за все время игры

26. «Светофор»

На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

27. «Борьба за мяч»

Играют две команды. Игру ведут мячом для мини-баскетбола по баскетбольной площадке. Игроки команд в разной форме. Все игроки размещаются произвольно на площадке. Учитель в центре зала вбрасывает мяч двум игрокам. Игроки команды, овладевшие мячом, передают друг другу, а игроки противоположенной команды пытаются его перехватить. Команда, сделавшая 10 передач, не потеряв его, получает очко. После этого игру начинает с боку площадки команда, пропустившая 10 передач. Команда, набравшая больше очков, побеждает. Эта игра является подводящей к баскетболу, постоянно вводя в нее новые правила или технические действия, можно научить детей играть в мини-баскетбол. Усложнение игры происходит по мере учащихся овладением техническими приемами баскетбола (броски, ведения, передачи, правила игры баскетбол).

28. «Такия тастамак» казахская национальная игра

Играющие становятся по кругу и выбирают ведущего. У него в руках тюбетейка. Он обходит ребят, произнося следующие слова: « Есть идея!» («Такия тастамак»). Не спеша начинаем игру : садимся кругом ». После этих слов дети садятся, ведущий продолжает: «Потихоньку, неторопливо обойду я вас. В это время незаметно подложу тюбетейку кому- нибудь из вас. Если не заметишь её, тебя я, ею же и побью. И тебе придется начать игру ». Произнося эти слова, ведущий незаметно подкладывает сзади на пол кому – нибудь тюбетейку. По окончании текста дети ищут руками вокруг себя тюбетейку, тот, у кого за спиной оно оказывается, догоняет ведущего и надевает ему на голову тюбетейку. Если играющий не догонит ведущего, то ведущий должен тюбетейкой потихоньку шлёпнуть игрока, догоняя его. Так они обегают один круг. Правила: Во время игры нельзя оглядываться и подглядывать. Игрок с тюбетейкой догоняют ведущего только до своего места.

29. «Лиса и гуси» русская национальная игра

Учащиеся «гуси», держа друг друга за плечи, становятся в колонны по 3-6 человек в каждой. Перед каждой колонной «лиса». Первый ученик в колонне выполняет роль гусыни. «Гусыня» любым способом старается помешать «лисе» захватить «гусёнка», т.е последнего в колонне. « Гусята » должны стремится к тому, чтобы между ними и «лисой» стояла «гусыня». Если лиса сумеет схватить гусенка, то в колонне все перемешаются на одно место вперед, т.е. гусыня становится лисой, а лиса – последним в колонне гусёнком. Правила: Если цепь в колонне гусят рассыпается, то надо дать время, чтобы они построились.

30. «Кочинара» грузинская игра

На площадке чертиться круг диаметром 6-10 м (в зависимости от количества игроков). Игроки становятся в круг. Один из них по назначению или по жребию – кочинчара, который на одной ноге используя обманные движения, стараются избежать ударов, после осаливания одного двух игроков избирается новый кочинчара. Если кочинчаре не удается в течение 10-15 секунд осалить их игроков, его заменяют другим. При смене кочинчары новому передается жгут, а старый присоединяется к игрокам. Правила: Игрокам, кроме кочинчары, не разрешается выходить за пределы круга. Кто выйдет за круг, считается осаленным, и он временно выходит из игры до смены кочинчары. Кочинчара не имеет права менять ногу. Осаливать жгутом разрешается только ниже колена.

31. «Передал - садись»

Играющие делятся на несколько команд по 7-8 человек в каждой, и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой команды лицом к ней на расстоянии 5-6 метров становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, третьему и последующим игрокам. Каждый игрок, после броска капитану садится (приседает). Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Если игрок уронит мяч, он должен поднять его, встать на своё место и бросить капитану.

32. «Десять передач»

Играющие образуют несколько команд, каждая из которых состоит из трёх игроков, имеющие соответственно номера 1, 2,3. Они становятся треугольником на расстоянии 5-6 метров друг от друга. У первых номеров в руках баскетбольные мячи. По сигналу первые номера бросают мяч вторым номерам, вторые -третьим. Это считается одной передачей. Первые номера должны вести вслух счёт законченным передачам. Игра продолжается до тех пор, пока не будет выполнено десять передач. Если кто-то из игроков во время передачи роняет мяч, то он должен поднять его и передача начинается сначала. Выигрывает команда, игроки которой сделают раньше десять передач. Можно изменить правила, например, передачи выполняются с обязательным отскоком мяча от пола.

33. «Удар в щит»

Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие делятся на две равные команды по 10 чел. в каждой и произвольно располагаются на площадке. После розыгрыша мяча в центре площадки команда, овладевшая им, старается провести его ведением и передачами в 3-секундную зону и из нее ударить мячом о щит соперников. За удачную попытку команда получает одно очко. Далее игра продолжается введением мяча из-за лицевой линии проигравшей команды. Побеждает команда, набравшая за определенное время большее количество очков. Запрещается применять грубые приемы и выбегать за пределы площадки. Если в течение 5 с мяч не был передан партнерам, то назначается спорный бросок в этом месте.

34. «Кучтем куч» татарская игра

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга и говорит «Перескок!». После этого игроки меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Правила: Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест, кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

35. «Куешу - уены» татарская игра

На противоположных сторонах площадки отмечаются две линии – два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к играющим находится водящий. Дети хором, произносят слова:

Мы умеем быстро бегать, Любим, прыгать и скакать. Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут в рассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиком. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие игроки, не попавшиеся ни разу.

Правила: Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

36. «Не давай мяч водящему»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводят черту. Выбирают 2—4 водящих, которые идут в середину круга. Если играют не более 15 человек, то выбирают одного водящего. Стоящие по кругу получают мяч. Описание игры. Играющие перекидывают мяч по воздуху и передают по земле так, чтобы водящие не могли его коснуться. Водящие, бегая в круге, стремятся дотронуться до мяча. Если кому-либо из них это удается, то на его место идет игрок, при броске которого мяч был осален водящим, или тот, у кого мяч был осален в руках. Водящий становится на его место. Играют установленное время. В заключение отмечаются игроки, которые ни разу не были водящими. Правила. 1. Мяч можно перебрасывать по воздуху, перебрасывать с отскоком от земли и перекатывать по земле. 2. Если мяч вылетел из круга, то играющие должны, возможно быстрее поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру. 3. Водящий имеет право осалить мяч, находящийся у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, а также за кругом, если мяч туда вылетел.

37. «Живая корзина»

Если нет баскетбольных щитов, игра может проходить по упрощенным правилам. Площадка размечается условно, вместо щита и баскетбольной корзины на возвышении (табуретке) стоит игрок. Его задача заключается в том, чтобы, не сходя с места поймать брошенный ему мяч. Игра ведется по упрощенным правилам баскетбола (без аутов). Продолжительность игры - два тайма по 5 минут. Методические указания. Каждый из играющих по очереди становится «живой корзиной». Выигрывает тот, кто сумеет поймать больше мячей.

38. «Орамал» казахская национальная игра

Ведущий дает одному из игроков завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. « Раз, два, три!» - все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его и взять платок. В момент преследования игрок может передать платок товарищу, тот – следующему и т.д. если водящий поймает игрока с платком, тот должен выполнить любое желание (спеть песню, прочитать стихотворение и т.д.). После этого он становится водящим. Правила: Игра начинается по сигналу водящего. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться от исполнения желания.

39. «Ак сеук» казахская национальная игра

Участники игры становятся в шеренгу. Ведущий берёт белую кость ( можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т.д) и напевает:

- Белая кость – знак счастья, ключ. Лети до луны, до белых, снежных вершин!

Находчив и счастлив тот, Кто тебя в миг найдет!

После чего ведущий бросает за шеренгу играющих в тот момент никто не должен оглядываться назад, что бы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадёт, ведущий объявляет:

Ищите кость – найдите счастье скорей! А найдете его тот, кто быстрее и ловчей!

Цель действий – быстро найти кость и незаметно для остальных, принести её водящему. Если дети заметят её, они преследуют игрока, и слегка ударив по плечу, отбирают кость, затем то же бегут к водящему. Для того, чтобы быть незаметным и без препятствий донести кость до водящего, можно проявить хитрость, находчивость. Иной игрок под предлогом того, что он не может найти кость, идёт к ведущему шагом, отвлекает внимание соперников различными способами (громко говорит, указывая на другого, и утверждает, что якобы кость у него и т. д.). Если игрок нашел кость, т.е оказался счастливцем, то вся группа или один из группы выполняет его желание (поют, читают стихотворение, подражают голосом животным и.т д.). Правила: Осаленный, преследуемый игроком, обязан сразу же передать белую кость. Оглядываться во время полёта кости нельзя. Искать её разрешается только после сигнала ведущего. Тот, кто нарушает правила игры, несёт наказание по велению победителя.

40. «Три стихии»

Играющие образуют круг, а водящий становится посередине с волейбольным мячом в руках. Учитель говорит одно из трёх слов: земля, вода, воздух и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч возвращает его руководителю, называя птицу, рыбу или животное. Игрок который нарушил условия игры (неправильно ответил, не поймал мяч) получает штрафное очко. Можно ввести правило трёх секунд. Учитель считает до трёх, и только тогда игрок может вернуть назад мяч и дать соответствующий ответ.

41. «Лучшая скульптура»

Участники игры двигаются в колонну по одному друг за другом, соблюдая дистанцию в 2-3 шага. Учитель время от времени называет вид спорта. Все дети должны остановиться. и каждый принимает позу, символизирующую названный вид спорта. Учитель отмечает самую лучшую скульптуру, за что автору начисляется выигрышное очко. Игра продолжается 2-3 минуты. Победителем считается тот, кто наберёт больше очков. Учитель может выделить не одну фигуру, а 2-3.

42. «Охотники, волки и ёлки»

Выбирается один или несколько водящих, (в зависимости от величины площадки и количества участников), которые располагаются в углу зала или с краю площадки - это охотники. Остальные участники – волки. По сигналу охотники выбегают из своего убежища и стараются осалить волков (мячом или рукой). Пойманный волк не выходит из игры, а “трансформируется” в ёлку – останавливается на месте и поднимает руки как ветви. Рядом стоящие ёлки могут перемещаться друг к другу, браться за руки и образовывать лес. Те волки, которых ещё не осалили, могут прятаться за ёлками или за лесом, но и в этом случае их можно осаливать. Выигрывает волк или несколько волков, осаленные последними (они и становятся охотниками).

43. «Ак сандык пен, кок сандык» казахская национальная игра

Два « батыра » становятся друг к другу спиной и цепляются руками за локтевой сустав. Затем, преодолевая отчаянное сопротивление противника, стараются все таки перетянуть его к себе на спину. Да не забыть при этом, приговаривать: «Ак сандык па («Белый сундук?»), или «Кок сандык па?» (т.е. «Синий сундук?»). Настоящему батыру, конечно же, удаётся это сделать, и он не должен отпускать проигравшего до тех пор, пока не признает своего поражения: «Ак сандык утты » («белый сундук победил») или «Кок сандык утты» («Синий сундук победил»). Правила: Расцеплять руки следует в том случаи, когда проигравший приземлился на ноги.

44. «Переноска мячей»

Ученики делятся на четыре группы, каждая занимает угол зала. В середине зала укладывается 10-12 мячей. По сигналу ученики прыгают по – заячьи на руках и ногах к центру зала, берут по мячу, возвращаются, прыгая на двух или на одной ноге. Выигрывает группа, которая соберёт больше мячей. Правила: Учитель устанавливает длину и разновидность прыжков. Для разминки первый раз можно не прыгать, а бегать.

45. «Два мороза»

Играющие располагаются в « домике» на одной стороне площадки. Двое водящих – Мороз красный нос и Мороз синий нос обращаются к детям:

Мы два брата молодые, два мороза удалые: Я – Мороз Красный нос. Я – Мороз Синий нос. Кто из вас, друзья, решится в путь- дороженьку пуститься? Дети хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.

И по сигналу « Мороз!» перебегают в « домик » напротив. Оба Мороза стараются их заморозить – коснуться рукой. Правила: Перебегать в дом можно лишь после окончания слов текста. «Морозить » игроков за чертой дома нельзя.







46. «Вышибалы в квадрате»

Описание: участники игры делятся на две команды, одна из которых будет находиться в квадрате 10 х 10 м, а другая за её пределами. По сигналу участники внешней команды начинают выбивать мячом своих соперников.



Примечания: игрок, которого выбили, садиться на скамейку. Варианты: Выигрывает команда, которая выбьет всех противников за более короткое время. Выигрывает команда, выбившая большее количество игроков за определённое время.

47. «Братец Кролик, братец Лис»

Описание игры: все участники игры строятся в одну шеренгу. Учитель идет вдоль шеренги за спинами учеников и задевает одного из них – это “лиса”. Затем все участники (“кролики”) расходятся по залу и говорят такие слова: “Если миску уронить - разобьётся миска, если близко лисий хвост – значит близко Лиска.” После этих слов “лиса” громко кричит “Здесь я!”, при этом одновременно подпрыгивает вверх и поднимает руки, после чего ловит “кроликов”. Тот, кого “лиса” поймала, уходит в “лисий дом”. После остановки игры все ее участники снова строятся в шеренгу, и выбирается новая “лиса”. Игра продолжается.

Примечание: при выборе “лисы” учащиеся стоят с закрытыми глазами и сложив руки “лодочкой” за спиной. Кого учитель задевает за руки – тот “лиса”; если ребенок не хочет быть водящим, он кладет руки на живот; если во время первого периода игры участник был пойман, то в следующем периоде он не может быть “лисой” (при выборе “лисы” он кладет руки на живот); по мере усвоения игры учитель должен объяснить, что “лиса” не только быстрая, но и хитрая, поэтому она должна обмануть “кроликов” – не выдать себя раньше времени и выбрать в зале такое место, где больше всего участников игры (чтобы можно было сразу кого-то из них задеть); если “лиса” не крикнула “Здесь я!”, или не подняла руки (т.е. ее не было видно и слышно) – игра прекращается и выбирается новая “лиса”; оценка ставится самой быстрой “лисе” – она хорошо поохотилась; самой “хитрой лисе” – за хитрость; “кроликам”, которые не попались за все время игры или попались, но перед этим очень долго и ловко уворачивались от “лисы”.

48. «Возьми предмет»

Игроки двух команд располагаются в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки и рассчитываются по порядку номеров. На левом фланге каждой шеренги в углу площадки ставят поворотную стойку. На середине площадки устанавливают табурет, на который ставят небольшой предмет, кубик, набивной мяч или городок. Руководитель называет номер, и игроки под этим номером из обеих команд устремляются к поворотной стойке противоположной шеренги, огибают её и прыгая на одной ноге, стараются схватить с табурета городок, за что команде начисляется выигрышное очко. Игра проводится 3-4 минуты, затем команды меняются местами и проводится второй тур. Выигрывает команда, игроки которой в общей сложности наберут больше очков.

49. «Колобки и ёжики»

Дети, разделенные на две команды (Колобки и Ёжики), бегают и прыгают по залу (площадке). По команде «Колобки!» игроки данной команды принимают положение « группировка, лежа на спине » или «группировка в приседе» (либо делают кувырок вперед) на гимнастических матах. В это время Ёжики замирают на месте. По команде «Ёжики!» группируются (кувыркаются) Ёжики, а Колобки замирают. Выигрывает команда, допустившая наименьшее количество ошибок. Варианты: -группировка, лежа на спине -группировка в приседе -делают кувырок вперед на гимнастических матах.

50. «Быстро по местам»

Все играющие строятся в одну или две колонны по одному и вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих. Описание игры. По команде руководителя: «Убежали!» все дети разбегаются в разные стороны. По второй команде: «Быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Проигрывает тот, кто занял место последним. Если играют две колонны, то выигрывает группа, построившаяся раньше другой. Построения могут быть сам» разнообразные: в две шеренги лицом друг к другу, в два круга, положив руки на плечи соседей и другие.

51. «Кувырки с мячом в руках»

По сигналу учителя, первые бегут к гимнастическим матам с мячом в руках, выполняют кувырок, оббегают стойку. На обратном пути то же делает кувырок и передаёт мяч следующему. Штрафные баллы засчитываются, если игрок роняет мяч при кувырке или во время бега.

52. «Пролезь через мост»

Участвуют две команды. Первые участники по сигналу учителя бегут к шведским стенкам, забираются вверх, касаются рукой верхней палочки, спускаются вниз, добегают до гимнастического мата, выполняют мост. В это время второй участник бежит к первому, пролезает под мостом и выполняет дальше то же задание, а первый участник возвращается быстро к своей команде и становится в конце колонны. Следующие участники выполняют то же задание, только последний не выполняет “мост”.





53. «Силачи»

В двух метрах от команд стоят 2 гимнастические скамейки. Первые участники лежат на животе на скамейках, так, чтобы ноги находились не на скамейке По сигналу участники сгибая и выпрямляя руки быстро проталкивают себя вперёд. В 3-4 м от скамейки на гимнастическом мате лежат гантели. После прохождения скамеек участники подбегают к гантелям, 5 раз их выжимают вверх от плечей, кладут гантели, обратно пробегают по скамейкам и передают эстафету.

54. «Придумай упражнение»

Даётся заданное количество элементов (например: 4,6,8).Из них надо придумать упражнение. Могут участвовать 2 и более команд. Выполнять задание может капитан команды, или тот, кого выберет команда. Например, даны элементы акробатики: кувырок вперёд, кувырок назад, стойка на лопатках, мост, сед углом, полушпагат, равновесие на ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов. Участнику самому нужно придумать упражнение из этих ключевых элементов, добавляя какие-то переходы.

55. «Танки»

На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20—25 м. Играющие делятся на группы (по 6—8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока по лыжной палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь — танк. По команде все танки начинают двигаться к финишу. Побеждает группа, чей танк придет первым.

56. «Занять место»

Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается. Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

57. «Наклонись и подними»

Игра проводится на небольшом склоне. Играющие на лыжах, один за другим, спускаются с горки. По дороге на склоне горы они должны поднять положенный там предмет (кеглю, городок и т. п.). Для этого надо присесть, согнув посильнее ноги, потом выпрямиться. Не сразу и не каждому это удается сделать, но после нескольких тренировок этого можно добиться. Когда ребята хорошо натренируются, можно задачу услож­нить: они должны поднять предмет сначала правой рукой, объезжая его слева, а потом левой рукой, объезжая справа.





58. «Пятнашки на лыжах»

До начала игры флажками отмечают границы площадки. Играть могут 10—15 человек. Все игроки — на лыжах, но без палок. Один или два игрока выбираются водящими. Дети разбегаются по площадке, а водящие стараются их запятнать. Тот, кого запятнали, становится водящим. Он должен остановиться, поднять вверх руку и громко объявить: «Я вожу».

59. «Нападение акулы»

Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

60. «Догонялки»

На снежной полянке проложите лыжню в виде овала, круга или, в крайнем случае, прямоугольника. Длина лыжни – не более 600 метров: тогда все поле игры хорошо видно. В каждом заезде одновременно участвуют четыре лыжника. Однако можно стартовать и шестерым, но прокладывают заранее только одну лыжню. Стартующие располагаются не на одной линии, а в четырех (или более) точках лыжни, на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый играющий старается развить предельную скорость и догнать того, кто идет впереди. При равных силах это непросто. Как только коснешься концом своей лыжной палки лыжи идущего впереди, он должен сойти с лыжни, выбыть из игры. Игра заканчивается, когда останется на лыжне один самый быстрый лыжник.

61. «У кого меньше шагов?»

На лыжне отмечается отрезок в 10 м. Надо пройти по прямой лыжне, а на отрезке 10 м выполнить как можно меньшее количество накатистых шагов. За лучший результат участнику начисляется 1 балл. Игра проводится 5–6 раз. Ученик, набравший большее количество баллов, становится победителем.

62. «Поймай хвост дракона»

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы - поймать хвост. А задача хвоста - убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.

63. «Здравствуйте»

Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

64. «Берег, река»

Эта игра требует от ребят внимательности. На земле чертят две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями - река, а по краям - берег. Все ребята стоят на берегах. Ведущий подает команду: река, и все ребята прыгают в реку. По команде берег все выпрыгивают на берег. Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: берег, река, река, берег, река, река, река...» Если по команде берег кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды река оказались на берегу. Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник. Его можно поздравить и начать игру заново.

65. «Иголка, нитка, узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

66. «Жонглёры»

Описание: участники с маленькими мячами в руках располагаются по всему залу. По команде учителя дети выполняют подбрасывание и ловлю мяча: одной рукой, двумя, перебрасывая с руки на руку и т.п. Выигрывает тот участник (участники), который дольше всех останется на площадке. Примечания: игрок, уронивший мяч, садиться на скамейку либо уходит “за кулисы” (специально отведённая для этого часть зала), и там продолжает выполнять упражнения с мячом.

67. «Золотые ворота»

Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры говорит:

Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый – разрешается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга. Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не всегда удается. Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки. Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем, а команды меняются ролями.

68. «Тик -так»

Игра проводится для двух команд. Лучше, если у учителя будет свисток, но если его нет - сигнал свистка можно заменить на хлопок в ладоши. Учитель объясняет и репетирует правила: если дан один сигнал (свисток или хлопок) - первая команда кричит "ТИК!", если даны два сигнала - вторая команда кричит - "ТАК!". Сначала учитель в правильном порядке дает сигналы, но через некоторое время дает один и тот же сигнал подряд, что сбивает ребят, они ошибаются и кричат невпопад. По опыту такая неразбериха вызывает смех и веселье. Лучше чередовать периоды "правильных" сигналов и сигналов "невпопад". Учитель должен тщательно следить за количеством ошибок у команд, после игры он сам определяет победителя-команду, стараясь быть максимально объективным и справедливым.

69. «Лиса и куры»

Посредине зала ставятся четыре гимнастических скамейки в виде квадрата, рейками вверх, это — «насест». Выбирается один водящий — «лис» и один «охотник». Все остальные играющие — «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в которой помещается «лис». В другом углу встает охотник. Куры располагаются вокруг насеста. Описание игры. По сигналу куры начинают то взлетать на насест, то слетать с него, то просто ходить около «курятника» (около скамеек, образующих курятник). По второму условленному сигналу лис, подобравшись к курятнику, ловит любую курицу, касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. Лис берет осаленного за руку и ведет в свою нору. Если по пути ему встречается охотник, лис выпускает пойманного, а сам убегает в нору. Пойманный возвращается в курятник, после чего все куры слетают с насеста. Если охотник поймает лиса, выбирается новый лис. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу. Правила. 1. Забегая в курятник, лис может осалить только одного игрока. 2. По сигналу руководителя лис должен покинуть курятник, независимо от того, поймал он курицу или нет. 3. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать).

70. «Через скакалку»

Все участники становятся в общий круг и рассчитываются на первый-второй. Руководитель, стоя в центре круга, вращает скакалку, а играющие, двигаясь по кругу, перепрыгивают через скакалку толчком одной ноги. Игрок, задевший скакалку, получает штрафное очко. Игра продолжается 3 минуты. Побеждает команда, игроки которой за это время наберут меньше штрафных очков. Как вариант, игра проводится с выбыванием. В этом случае выигрывает команда, у которой по истечении времени останется больше игроков.

71. «Кто выше?»

Планка устанавливается на высоте, доступной для игроков обеих команд. Описание игры. Прыгают поточно сначала игроки одной команды, затем другой. Если в одной из попыток (всего 2) участник преодолел планку, он продолжает соревнование на следующей высоте. После второй неудачной попытки игрок выбывает из соревнований. Побеждает команда, в которой осталось больше участников. Можно разыграть и лично-командное первенство, определив чемпиона группы. Правила. 1. Руководитель может начислять очки командам за правильность отталкивания и приземления. 2. Их сумма приплюсовывается к показанному результату, который также может быть выражен в очках.

72. «Город за городом»

Для игры требуется поле размером 10x10 — 20x20 м. По четырем сторонам или по углам площадки чертятся 3 города 1*1 и 4-й, главный, 3х3 м или немного меньше. Играющие делятся на 2 равные команды, и каждая из них выбирает себе капитана. По жребию одна команда заходит в главный город, другая — в поле (по всей площадке между городами). У команды, находящейся в главном городе, маленький мяч и лапта. Описание игры. Одна команда (находящаяся в городе) называется подающей, другая (разместившаяся по всему полю) — командой поля. Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и встает за переднюю черту города, а капитан на этой же черте — напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его лаптой как можно выше и дальше в поле. Если удар был хороший и можно предположить, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый город. Затем, если успеет, во второй, третий и обратно в главный город. Если же игрок отбил мяч плохо и видит, что он далеко не полетит, то может совсем не убегать из главного города и там дождаться следующего удара очередного игрока, чтобы обежать другие города и вернуться в главный город. Игроки поля стараются поймать мяч с воздуха — «поймать свечу» или схватить мяч и попасть им в игрока, перебегающего из города в город. Если им удастся «поймать свечу» или попасть мячом в перебегающего игрока, они меняются местами с подающей командой; если нет, то отбивает мяч в поле следующий игрок и т. д. Ударивший по мячу старается обежать все города и возвратиться в главный город (при условии, если его не осалят). Каждый, обежавший все города и возвратившийся в главный город, выигрывает для своей команды очко и имеет право опять бить по мячу в свою очередь. Цель игры подающей команды — отбивать мяч возможно сильнее и дальше, чтобы успеть обежать все города; цель команды, находящейся в поле, — «поймать свечу» или осалить мячом бегущего игрока противника. Во время игры команды неоднократно меняются местами.



73. «Охотники и звери»

Дети, изображая разных зверей, ходят, бегают, прыгают по площадке. По сигналу учителя «Охотники!» звери разбегаются по площадке, залезают на скамейки, лестницы. Охотники стараются попасть в них мячом (снежком), метая 4-5 раз. Правила: Разбегаться и залезать на снаряды можно только по сигналу. Охотники должны бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места). Играющие могут менять положение (переходить на новое место), когда охотник берет новый мяч.

74. «Зайцы и волк»

Зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки, становятся на скамейки и др.). Домик волка – сбоку площадки. Учитель или все дети вместе произносят слова:

Зайцы скачут – скок, скок, скок, да на беленький снежок (на зелененький лужок). греют лапки, греют ушки, ставят ушки на макушке, Приседают, слушают: не идет ли волк!

С началом текста зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке, выполняя движения в соответствии с текстом. По сигналу учителя « Волк!» зайчики перепрыгивают речку (бревно, ров) и скрываются в лесу, в своих домиках. Волк старается их поймать. Правила: Зайцы перепрыгивают речку на двух ногах. В домике зайцев ловить нельзя. Пойманные зайцы идут в дом волка.

75. «Совушка»

По сигналу ведущего « День» дети, изображающие жучков бабочек, лягушек, двигаются по площадке, залезают на гимнастическую стенку, прыгают и т.п. По сигналу « Ночь наступила » ребята останавливаются («засыпают»), а совушка вылетает на охоту. Заметив пошевельнувшегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в свое гнездо. Правила: Совушка может вылетать из гнезда только по сигналу « Ночь ». Она не имеет права подолгу наблюдать за одним игроком. При повторении игры каждый игрок должен принимать новую позу.

76. «Защита крепости»

Подготовка к игре. На земле чертят большой круг. Все играющие становятся за линией круга, лицом к центру. Лишь один водящий остается в круге. В середине круга ставятся пять булав или кеглей. Это крепость, которую водящий должен защищать. Для игры нужен волейбольный мяч. Играющие, перебрасывая мяч между собой, стараются уловить удобный момент, когда защитник крепости зазевается, и ударом мяча сбить булавы. Защитник имеет право отбивать мяч любым способом. Тот, кому удастся разрушить крепость, становится новым защитником. Крепость может быть также сделана в виде треножника из связанных в верхней части палок. На треножник кладется мяч.



77. «Перебежка с выручкой»

Площадка делится поперечной чертой на два равных участка. На расстоянии 3-4 шагов от каждой из коротких сторон площадки проводится по одной « игральной » черте. За ними расставляются в одну линию вдоль всей ширины площадки на равных расстояниях по 5-10 флажков (булав). Играющие делятся на две равные по количеству игроков команды и располагаются на своих участках в произвольном порядке. После сигнала руководителя игроки каждой команды стремятся перейти среднюю линию и перенести на свою территорию возможно больше флажков другой команды. Но сделать это не так просто. Игроки, проникнувшие на территорию другой команды, могут быть задержаны противником. Выигрывает команда, перенесшая на свою территорию за время игры больше флажков или успевшая отобрать у противника до истечения срока все флажки. Правила: 1. Игрок, которого коснулся рукой кто-нибудь из игроков другой команды, считается задержанным. 2. Задерживать игрока другой команды можно только на своей половине площадки. 3. Задержанный игрок не сходит с места до тех пор, пока его не выручит кто-нибудь из товарищей по команде. 4. Игрок, подбежавший к флажкам другой команды, может за один раз взять только один флажок. 5. Игрок, завладевший флажком, может в случае опасности быть настигнутым передать этот флажок из рук в руки кому либо из своей команды. 6. Если задержан игрок с флажком, отбирается и относится обратно, а задержанный игрок остается стоять на месте до выручки. 7. Игрок, допустивший нарушение 3-4 правил, выбывает из игры.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник подвижных игр по физической культуре для начальной школы

Автор: Ломако Светлана Анатольевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по физической культуре для 3 класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "109685"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404911417"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по физической культуре для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "109684"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404911190"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по физической культуре для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "109682"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404910575"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа учебного предмета  «Физическая культура» для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "115841"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412151967"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Сборник подвижных игр для начальных классов "
    ["seo_title"] => string(49) "sbornik-podvizhnykh-ighr-dlia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "174546"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424154142"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства