«Подвижные игры в системе физического воспитания в школе как основа сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни».
«Подвижные игры в системе физического воспитания в школе как основа сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни».
Предмет "физическая культура"включает в себя различные принципы обучения, это позволяет учителю и учащимся участвовать в исследовательской деятельности, дает возможность расширить границы изучаемого предмета. чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской деятельности, ему необходимо создать условия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Подвижные игры в системе физического воспитания в школе как основа сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни».»
Инновационный проект
«Подвижные игры в системе физического воспитания в школе как основа сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни».
Автор: Чуднов Дмитрий Александрович, учитель физической культуры
высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №3 Труновского района
Соавторы: учащиеся 7 – 8 классов МКОУ СОШ №3
Вступление.
В здоровом теле – здоровый дух.
Проблема здоровья детей относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и лучше, но результат получается – сами знаете какой… Увы, касается это и наших детей.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.
В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьников.
Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами, в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура, как совокупность специфических, духовных и материальных ценностей, в том числе и система физического воспитания школьников.
Содержание обучения физической культуре должно быть нацелено на формирование здорового образа жизни школьников, на хороший уровень физического развития и физической подготовленности обучающихся, на умение контролировать свое физическое состояние и нагрузку, охранять и укреплять здоровье учащихся, достигать полноценного физического развития, гармоничного телосложения. Для этого должен создаваться положительный эмоциональный настрой. Школе необходимо формировать интерес и потребность в занятиях физической культурой, уверенность, выдержку, воспитывать ответственность, умение работать в группе, взаимопомощь, патриотизм, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
В этой связи актуальными становятся социокультурные знания:
- основные сведения из истории развития спорта не только на территории
России, но и в зарубежных странах.
- зависимость национальных игр и спорта от географических, природно –
климатических, политических особенностей страны, их отличия и
сходства.
- тенденции развития спорта в стране, крае, районе, селе и их проблемы.
Так как предмет физическая культура включает в себя различные
принципы обучения, то это помогает учащимся и учителю участвовать в исследовательской деятельности, дает возможность расширить границы изучаемого предмета.
Для того чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у
него необходимо разбудить интерес в получении новых знаний и желание обрести себя в новых видах деятельности.
Глава I
Проблемный анализ ситуации
(пояснительная записка)
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.
Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.
«Здоровье – это состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам». В.И. Дубровский.
По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые работают в школе и об их отношении к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения?
Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?». И себе же отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза в жизни, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.
Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма педагога, только тогда воспитанники поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Чтобы быть не только образованным, но и успешным, в современном мире, человек должен владеть различной информацией, уметь находить, анализировать, отбирать и использовать нужные факты, мнения для решения определенных задач. В связи с этим большую роль будет занимать информационная компетентность. Чем раньше будут сформированы комплексные информационно-коммуникативные умения у учащихся, тем успешнее пойдёт процесс обучения и социализации школьников.
В связи с этим перед учителем возникает целый ряд проблем:
1. Как научить находить необходимую информацию в разных
источниках, как на бумажных, так и на электронных носителях.
2. Как научить отбирать необходимую информацию, выделяя главное и
и второстепенное, умение составить последовательный рассказ,
доступный для понимания всем учащимся школы
3. Как научить обобщать, анализировать, сравнивать, оценивать,
интерпретировать полученную информацию, использовать её
выступлений или письменных работ.
4. Как научить применять полученные знания, информацию на
практике, использовать её в своей жизни.
Эти проблемы необходимо решать, учитывая социокультурную направленность обучения учащихся в школе. Зачастую на уроках физической культуры хватает времени только на показ и выполнение физических упражнений, а также узкий обзор теоретической информации, система же проектов даёт возможность научить школьников самостоятельно развивать свои физические качества через нестандартные методы.
Проектное обучение хорошо укладывается в пропаганду здорового образа жизни, личностно – ориентированной педагогики, даёт возможность для развития самостоятельной деятельности учащихся, которая будет соответствовать его интересам и возможностям.
Наилучшей же формой работы над проектом должна стать внеурочная деятельность, так как она предполагает более гибкий график выполнения задач, а также большее количество времени.
Исследования, проведённые участниками проекта показали, что современные дети мало знают подвижных игр, мало играют на свежем воздухе, наиболее распространённое занятие - компьютерные игры, скачивание музыки, видеороликов из Интернета; большая часть детей не выпускает из рук сотовые телефоны. В результате утрачивается связь игры со здоровьем и здоровым образом жизни. Одним из путей решения проблемы и стал проект по игровой деятельности, как составляющей работы по здоровьесбережению в школе.
Глава II
Описание планирования проекта
Авторами данного проекта стали учащиеся средних классов.
Объект исследования: система сохранения и укрепления здоровья учащихся через игровой метод.
Предмет исследования: использование подвижные игр на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Гипотеза: использование подвижных игр на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях способствуют формированию здорового образа жизни, развитию двигательных качеств, навыков и умений, повышению активности и развитию морально – волевых качеств, навыков поиска и работы с необходимой информацией, умению работать в команде, представлять результаты проектной деятельности.
Основная цель: формирование самостоятельности у учащихся при выполнении физических упражнений посредством использования подвижных игр.
Дидактические задачи:
Сформировать навыки здорового образа жизни посредством вовлечения учащихся в подвижные игры, привлечение учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Развивать навыки самостоятельной работы с большим объемом информации, поиска информации и ее использования.
Развивать умение работать в команде.
Развивать умение оформлять и представлять результаты своей деятельности.
Методические задачи:
Применять разнообразные методы, приемы, формы взаимодействия
учеников и учителя.
Осуществить диагностику уровня физической подготовленности
учащихся.
Организовать работу с литературой различного направления по
предмету.
Осуществить обучение учащихся специальным знаниям в области
физической культуры и спорта, привитие гигиенических знаний
и навыков.
5.Использовать межпредметные связи для подтверждения
положительного влияния подвижных игр на формирование
определённых качеств в характере детей, навыков самостоятельных
занятий физической культурой, эмоционального настроя.
Основополагающий вопрос: Какова связь подвижных игр с воспитанием
у учащихся устойчивого интереса и привычки к систематическим
занятиям физической культурой и спортом?
Проблемные вопросы:
1. Какова история развития подвижных игр?
2. На какие виды классифицируются подвижные игры?
3. Какое влияние оказывают подвижные игры на развитие двигательных
способностей учащихся?
4. Какие народные игры распространены на Ставрополье?
5. Что значит быть здоровым человеком?
Вид проекта: групповой, межпредметный, творческий (с элементами
исследования).
Сроки реализации: два месяца.
Содержательный аспект:
- Поиск информации о разнообразии подвижных игр.
- Знакомство с народными играми, распространёнными в Ставропольском крае.
- Поиск популярных подвижных игр во всём мире.
- Проведение опроса «Кто такой здоровый человек?».
- Поиск информации о влиянии подвижных игр на формирование здорового
образа жизни.
- Проведение подвижных перемен для учащихся начальной школы.
Информационное описание проекта – печатные и электронные статьи, книги, аудио – видео о спорте, беседы с учителями, родителями, специалистами в этой области.
Планирование содержания проекта и этапов его проведения.
Определение темы проекта и обсуждение со всеми участниками.
Формулирование проблемных вопросов.
Формирование групп для проведения исследования и определение формы представления результатов.
Обсуждение плана работы учащихся и источников информации.
Работа в группах.
Оформление результатов работы: выпуск школьной газеты, буклета, информационного бюллетеня, проведение подвижных перемен для учащихся начальной школы.
Защита полученных результатов и выводов.
Оценивание результатов учениками и учителем.
Планируемые результаты:
Выступление на педагогическом совете школы, на общешкольном родительском собрании, на заседании школьного и районного МО учителей физической культуры и ОБЖ, проведение общешкольного праздника «День здоровья», публикация в газете «1 сентября».
Ресурсы:
Организационные: создание пяти инициативных групп. Кадровые: учителя физической культуры, ОБЖ, информатики, литертуры, истории, биологии, библиотекари школьной и сельской библиотек.
Глава III
Практическая реализация проекта.
Аннотация проекта.
Разработка проекта «Подвижные игры в системе физического воспитания в школе как основа сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни» является попыткой соединить подвижные игры и двигательную активность учащихся на уроках физической культуры, внеклассных мероприятиях, переменах. В результате поисковой работы участники установили, что подвижные игры имеют большую историю развития, они очень разнообразны и имеют свою классификацию, издавна культивируются на территории Ставропольского края. По опросам учащихся – должны использоваться в учебном процессе. В процессе работы было установлено, что формирование здорового образа жизни является неотъемлемой частью культуры современного человека, и привитие навыков здоровьесбережения- одна из первоочередных задач современной школы. В процессе проектирования были классифицированы подвижные игры по их влиянию на развитие определённых качеств: силу, ловкость, выносливость.
Учителем были разработаны рекомендации по использованию подвижных игр разных возрастных группах учащихся.
Все участники разделились на группы по интересующим их
вопросам и определили задачи:
- Группа №1 «Информаторы»: найти информацию об истории развития
подвижных игр, их классификацию. Подготовить сообщение,
выступить на классных часах, выпустить стенгазету.
- Группа №2 «Краеведы»: найти информацию о народных играх на
Ставрополье, создать буклет.
- Группа №3 «Социологи»: провести социологический
опрос «Насколько вы подвижны, или как ваше
самочувствие?», выпуск информационного
листка.
- Группа №4 «Физруки»: разучить народные игры с учащимися
начальных классов, играть с ними на переменах.
- Группа №5 «ЗОЖевцы», найти информацию о содержании понятия
«здоровый образ жизни», подготовить буклет, распространить
его по классам, выступить на классных часах.
Работа групп.
Группа №1. «Информаторы». История и классификация подвижных игр.
Учащиеся осуществляли поиск информации об истории развития народных игр, их видах и составили классификацию игр, подготовили сообщение, выступление на классном часе, выпустили стенгазету.
Результат:
- Учащиеся проанализировали и систематизировали информацию об истории
развития подвижных игр;
- Выявили виды подвижных игр и составили их классификацию
(Приложение1);
- Подготовили сообщение и выступление.
- Выпустили стенгазету.
(Приложение 2);
Группа №2. «Краеведы». Народные игры на Ставрополье.
Учащимися проведена поисковая работа на тему «Народные игры
Ставрополья» и найдено множество народных игр, которые существуют в Ставропольском крае: «Волк во рву», « У медведя во бору…», «Горелки», «Лапта», «Городки», «Чушки», «Ряхи», «Деревянные бабки», «Мы весёлые ребята», «Бой петухов», «Охотники и утки», «Салки с прыжками на одной ноге»и множество других. По найденной информации был составлен буклет.
Результаты:
- Учащиеся систематизировали информацию о народных играх Ставрополья
- Изготовили буклет.
(Приложение 3);
- классифицировали игры по развитию определённых качеств.
(Приложение 3);
Группа №3. «Социологи».Социологический опрос.
Учащиеся провели социологический опрос по вопросам:
Сколько времени в течение дня вы находитесь в движении?
Какие народные игры чаще всего используете во время отдыха?
Какие качества вы хотели бы в себе воспитать?
Проанализировали ответы учащихся, результаты изобразили графически.
Результаты:
- Провели социологический опрос и выяснили:
игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
- Оформили результаты социологического опроса;
- Выпустили информационный листок (Приложение 4).
Группа №4. «Физруки». Влияние народных игр наформирование
здорового образа жизни.
Эта группа учащихся вела поиск информации о влиянии народных игр на формирование здорового образа жизни. Выяснили у учителей физической культуры информацию о положительном влиянии народных игр на здоровье, на духовно – нравственное воспитание. Изготовили информационный бюллетень.
Результаты:
- В различных источниках нашли информацию о влиянии народных игр на формирование здорового образа жизни; Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метание, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
- Разучили с детьми начальных классов игры, распространённые в Ставропольском крае, играли с ними на переменах.
Группа №5 «ЗОЖевцы»
- Выделили основные правила здорового образа жизни:
· Правильное питание.
· Здоровый сон.
· Активная деятельность и активный отдых.
· Отказ от вредных привычек.
Игра- активная форма отдыха.
Результаты:
Физическая активность повышает устойчивость к переносимым нагрузкам, повышает жизненный тонус, формирует правильный режим дня.
При правильном питании снижается заболеваемость учащихся, улучшается их психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное – повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.
Выработали рекомендации об употреблении в пищу большего количества овощей и фруктов.
Выпустили буклет (Приложение 6).
Критерии оценки учащихся
3 (слабо)
4 (хорошо)
5 (отлично)
Содержание материала
Нет логической последовательности в изложении материала, тема раскрыта неполно.
Содержание логично, интересно. Ответ на вопрос темы изложен не в полном объеме.
Содержание логично, интересно. Дан исчерпывающий ответ на вопрос темы.
Грамотность
Допущены грамматические ошибки в тексте.
Допущены незначительные грамматические ошибки в тексте.
Работа грамотна.
Качество оформления
Оформление не продумано. Допущена небрежность.
Работа оформлена эстетично.
Работа оформлена эстетично, с использованием информационных технологий.
Активность работы в группе
Ученик был пассивен. Внес небольшой вклад в работу группы.
Ученик был активен, изобретателен, проявил умение работать в команде.
Ученик лидировал в команде, проявил способность к исследованиям.
Заключение.
В результате работы групп гипотеза проекта нашла свое подтверждение. Учащимися сделаны следующие выводы:
- Исследования отвечают на основополагающий вопрос. Они доказывают,
что существует связь подвижных игр с воспитанием у учащихся устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой.
- Ученики узнали о различных видах народных игр, о их классификации, дали оценку их актуальности в современности.
- Участники групп познакомились с развитием народных игр на Ставрополье.
- Юные участники проекта не только узнавали информацию о народных играх, но и провели социологический опрос на тему: «Насколько вы подвижны, или как ваше самочувствие?».
В результате работы над проектом было изучено влияние подвижных игр на здоровый образ жизни. Это способствовало формированию: основ информационной, коммуникативной, социокультурной компетентностей учащихся; навыков поиска и работы с необходимой информацией: умения работать в команде, представлять результаты проектной деятельности.
Данный творческий проект – это ученический исследовательский проект, в результате которого были найдены факты, подтверждающие гипотезу.
В ходе работы групп был подобран интересный материал. Использован широкий спектр Интернет – ресурсов. Подготовка и защита подпроектов способствовала развитию навыков применения информационных компьютерных технологий. Проектная деятельность позволила выявить лидеров, была предоставлена возможность каждому ребенку проявить себя в работе, занимаясь интересующим его вопросом.
Проект реализован на практике, предназначен для обучения учащихся 7 -8 классов. Результатом работы является организация и проведение динамической паузы и подвижных физминуток в начальной школе, «Дня здоровья».
Проект может быть реализован учителями физической культуры, воспитателями группы продленного дня.
Результаты проекта могут быть использованы в проведении классных часов, внеклассных мероприятий, предметных недель.
Информационные ресурсы.
Печатные ресурсы:
Былеева Л.В., Григорьев В.М. Инры народов СССР. М.: ФиС,1985
Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М.: ФиС, 1982
3.Былеева Л.В., Табарков К.М. Игра?.. Игра! М.: Молодая гвардия, 1988.
4.Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - спорту. М.: ФиС,1985.
5. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-8 классов.М.: ФиС, 1985.