"Особенности физиологии человека во время физических нагрузок"
"Особенности физиологии человека во время физических нагрузок"
Актуальность: В наши дни наблюдается активное обесценивание значения спорта и занятий физической культурой, в частности проявляющееся со стороны молодёжи: школьники часто предпочитают пропустить уроки физической культуры. Более того по последним данным Минздрава в России процент курящих подростков (дети 13-15 лет) составляет 15%, о чем докладывает опрос ВЦИОМ; сайт «СтопЗависимость» информирует: 20% учеников выпускных классов употребляют алкоголь каждый день, 39% - раз в неделю. Ученики пренебрегают занятиями спортом, не имеют знаний о процессах, происходящих в организме, не осознают прямую зависимость между спортом и здоровьем.
Цель: Сформировать доступные знания о человеческой физиологии, её нормах и отклонениях, о работе организма во время физических нагрузок. Обозначить важность спорта и здорового образажизни.
Задачи:
Понятие об уровне здоровья, его расчет.
Показатели организма до и после тренировок и влияние спорта на организм.
Отклонения от нормы, их возможные причины; к кому стоит обратиться при патологии?
Актуальность: В наши дни наблюдается активное обесценивание значения спорта и занятий физической культурой, в частности проявляющееся со стороны молодёжи: школьники часто предпочитают пропустить уроки физической культуры. Более того по последним данным Минздрава в России процент курящих подростков (дети 13-15 лет) составляет 15%, о чем докладывает опрос ВЦИОМ; сайт «СтопЗависимость» информирует: 20% учеников выпускных классов употребляют алкоголь каждый день, 39% - раз в неделю. Ученики пренебрегают занятиями спортом, не имеют знаний о процессах, происходящих в организме, не осознают прямую зависимость между спортом и здоровьем.
Цель: Сформировать доступные знания о человеческой физиологии, её нормах и отклонениях, о работе организма во время физических нагрузок. Обозначить важность спорта и здорового образажизни.
Задачи:
Понятие об уровне здоровья, его расчет.
Показатели организма до и после тренировок и влияние спорта на организм.
Отклонения от нормы, их возможные причины; к кому стоит обратиться при патологии?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Особенности физиологии человека во время физических нагрузок"»
Учебно-исследовательская работа
по теме:
Особенности физиологии человека во время физических нагрузок
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….3
Уровень здоровья…………………………………………………………………………...3
Показатели организма «до» и «после» тренировок. Его изменения во время регулярных занятиях спортом……………………………………………………………..5
Отклонения от нормы, их возможные причины………………………………………….7
Вывод………………………………………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………………………..10
Введение
Актуальность: В наши дни наблюдается активное обесценивание значения спорта и занятий физической культурой, в частности проявляющееся со стороны молодёжи: школьники часто предпочитают пропустить уроки физической культуры. Более того по последним данным Минздрава в России процент курящих подростков (дети 13-15 лет) составляет 15%, о чем докладывает опрос ВЦИОМ; сайт «СтопЗависимость» информирует: 20% учеников выпускных классов употребляют алкоголь каждый день, 39% - раз в неделю. Ученики пренебрегают занятиями спортом, не имеют знаний о процессах, происходящих в организме, не осознают прямую зависимость между спортом и здоровьем.
Цель: Сформировать доступные знания о человеческой физиологии, её нормах и отклонениях, о работе организма во время физических нагрузок. Обозначить важность спорта и здорового образажизни.
Задачи:
Понятие об уровне здоровья, его расчет.
Показатели организма до и после тренировок и влияние спорта на организм.
Отклонения от нормы, их возможные причины; к кому стоит обратиться при патологии?
Уровень здоровья
Существуют цифровые показатели физического здоровья, один из них – уровень здоровья. Данная величина сориентирует школьников и позволит узнать свой индекс здоровья. Оценку мы будем проводить с помощью таблицы Г.Л. Апанасенко. Его методика широко используется в кругах спортсменов в возрасте 15 лет и преподавателей физкультуры. Работа с таблицей крайне проста: практические величины сравниваем с табличными данными и находим балл, которому они соответствуют, полученный балл записываем.
Таблица складывается из 6-ти искомых значений, сливающихся в показатели.
1. Рост
2. Вес
3. Жизненная емкость легких
4. Пульс
5. Динамометрия кисти
6. Уровень систолического давления и время восстановления пульса после пробы (20 приседаний за 30 сек.)
Первый показатель – масса тела. Массу тела в граммах делим на рост в см (. Взвешиваться необходимо на ровной поверхности, для правильного измерения роста необходимо же следующее:
1. Снять обувь
2. Удалить повязки на голову, элементы причёски, мешающие измерению
3. Встать ровно, глядя прямо, вперед. Линия взгляда и подбородок должны быть параллельны полу.
Находим соотношение. (Мой рост/вес)
Для второго показателя необходимо значение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких) разделить на массу тела в килограммах. ЖЕЛ – показатель максимального выдоха, сделанного после максимального вдоха, находящийся с помощью спирометра. Для этого необходимо:
1. Насадить чистый мундштук на входное устройство спирометра
2. Кольцо расположить так, чтоб стрелка находилась на отметке О
3. Сделать максимальный вдох, выдохнуть с максимальным усилием через мундштук спирометра
Я воспользовалась школьным спирометром. (см. приложение)
Третий показатель – отношение произведения ЧСС и СД к 100. ЧСС (пульс) я измеряла с помощью пульсоксиметра, для изменения СД мне понадобился, непосредственно, тонометр.
Для четвёртого показателя необходимо измерить пульс в состоянии покоя, далее выполнить 20 приседаний в течение 30 секунд, снова измерить ЧСС и проследить, через какое время она вернётся в исходный показатель.
Пятый показатель – отношение динамометрии кисти к массе тела в, килограммах, умноженное на 100. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Данное измерение проводится на обе руки, учитывается лучший результат. (см. приложение) Измеряла данный показатель с помощью динамометра школьной лаболатории.
Показатели организма «до» и «после» тренировок. Его изменения во время регулярных занятиях спортом.
Во время физических нагрузок, у человека включается симпатическая нервна система. Она – регулятор процессов, идущих внутри, влияет на работу сердца, легких, кишечника, повышает давление, а также потоотделение. Для более детального ознакомления рассмотрим таблицу:
Как видно, симпатическая система оказывает возбуждающее действие на органы человека. Это действительно так, на уроке физкультуры, я замерила давление и пульс одноклассников до физических упражнений и после.
Но что же происходит, когда человек регулярно занимается тренировками? Существует такая единица, как мотонейрон – это один моторный нейрон и связанные с ним мышечные волокна. У тренированного человека единомоментно работает небольшой процент двигательных единиц, при двигательном сокращении они сменяют друг друга.
В начале тренировки успех нарастает быстро за счет увеличения числа мотонейронов, затем результат нарастает медленно, потому что перестраиваются сами мышцы (мышечные волокна), увеличивается количество митохондрий, следовательно: увеличивается синтез белка, АТФ (больше белка – больше строительного материала для новых клеток и гормонов. Прошу так же заметить, что утомление мышцы начиняется с нехватки АТФ.) Данный процесс увеличения сократительных нитей, митохондрий и синтеза белка называется тренировочным эффектом. Он исключает развитие гиподинамии – снижение двигательной активности. У нетренированного человека, снижается активность биологического окисления, следовательно, мышцы становятся дряблыми (в том числе и сердечная мышца), из костей вымывается кальций, который впоследствии соединяется с холестерином и оседает на внутренних стенках сосудов, т.е развитие атеросклероза. Однако, это не единственная проблема человека с гиподинамией. У индивида, незанимающегося спортом, возрастает риск возникновения: ожирения, ломкости сосудов, застоя крови в нижних конечностях.
Стоит заметить, что максимальный уровень мышечной работы достигается при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. (Шмидт)
Отклонения от нормы, их возможные причины.
Нормой принято считать состояние организма или органа, которое не нарушает его функционирования. Какие же существуют отклонения? В чем их причины? Будем опираться на составляющие таблицы Апанасенко:
Причины ожирения
Длительные интервалы между приемами пищи и чрезмерные порции
Переедание вечером
Еда перед сном
Большое количество углеводов и жиров (особенно кондитерских и животного происхождения) при недостатке клетчатки и пищевых волокон
Избыточное получение калорий по сравнению с их расходованием
В данном случае необходимо обратиться в эндокринологу, диетологу.
Причины недостатка веса
Хронический стресс и усталость
Потеря аппетита по разным причинам
Вредные привычки
Заболевания ЖКТ, эндокринной системы
Вынужденное или осознанное ограничение в пище
Низки ЖЕЛ может свидетельствовать о развитии гиподинамии. Высокий ЖЕЛ – успортсменов.
Причины высокого давления (гипертонии) до сих пор не установлены, но существует несколько факторов, провоцирующих гипертонию:
При первых симптомах гипотонии садитесь или ложитесь
Носите компрессионное белье
Выполняйте простые упражнения
При низком или высоком давлении стоит обратиться к: терапевту, кардиологу.
Вывод: Итак, из следуемого, следует: спорт благоприятно влияет на организм человека, снижая риск серьезных болезней (таких как ожирение, атеросклероз), что делает его главным средством профилактики гиподинамии, сформированы знания об изменениях организма во время физических нагрузок, их отклонения и рекомендации.