Просмотр содержимого документа
«Игры для детей на свежем воздухе "Летние забавы"»
ИГРЫ С МЕЛКАМИ НА АСФАЛЬТЕ
Маленькую коробку с мелками так просто всегда носить с собой, а ведь в ней - десятки возможностей для новых развлечений.
1. Конечно, мелками можно и нужно рисовать. Соберите как можно больше художников и создайте огромной коллективное полотно, связанное одним сюжетом. Или нарисуйте город, по которому смогут ездить настоящие машинки. Можно нарисовать паровоз и пусть каждый ребенок пририсует к нему свой, фантастический вагон. Устройте выставку деревьев, цветов, принцесс, техники, а потом переходите от одного рисунка к другому и слушайте пояснения автора. Если малыш не очень хорошо рисует – предложите ему закрасить намеченный вами контур, дорисовать детали. Но даже если ребенок преуспел в рисовании, не оставляйте его одного – рисуйте вместе, давайте советы, заказывайте сюжеты и неизменно радуйтесь результатам работы.
2. Играйте в классики. Малыши могут просто прыгать по клеточкам, повторяя порядковый счет и изучая цифры. Об игре Отличная подвижная игра, в которую играет каждое поколение во дворе. Если собралась подходящая компания, которая не хочет скучать на скамейке, то предложите им сыграть в "классики". Веселое настроение и здоровый румянец вам гарантирован! Преимущество этой игры в том, что в нее могут играть любое количество участников, и не важно будут это мальчики или девочки. Все что вам понадобится это мел, если вы будете играть на асфальте (только не на проезжей части, ну вы же знаете), и биток. Битком мог служить любой плоский камешек или кусок кирпича, но можно насыпать песком жестяные или пластмассовые баночки из-под ваксы, конфет. Биток может быть один на всех или у каждого свой, тогда можно заговаривать свой биток на удачу и он будет служить талисманом своему хозяину. Если нет мела и асфальта, не расстраивайтесь, можно поле для прыжков нарисовать прутиком на земле. Размеры поля могут быть довольно произвольными. Рисуете поле, по которому будете прыгать, делите его на квадраты, отмечаете каждый квадрат цифрой от 1 до ... (какой договоритесь со своими товарищами). Эти цифры обозначают номера "классов": 1-й класс, 2-й класс, 3-й класс и т.д. (как будто в школе). Смысл игры в том, чтобы пройти все эти "классы", сначала вы первоклашки, но постепенно вы будете переходить в старшие "классы". "Классики" могут быть нескольких видов, они отличаются только рисунком и техникой прыжков. Со старшим дошкольниками попробуйте играть по правилам. А наши бабушки прыгали в "Сложные классики": Каждый кон играется по своим правилам: первый - простой, второй - на одной ноге, третий - простой, четвертый - прыгается от 10 к 1 наоборот, пятый - двумя ногами одновременно (после прохождения этого кона полагается выбирать "домик"- клетку в которую никто кроме тебя вставать не может), шестой - через одну клетку прыгать надо, седьмой - здесь главное не рассмеяться или даже "не показывать зубы".... а все пытаются насмешить, восьмой - кидаешь плитку из пятого класса, девятый - "горбатый"- нужно прыгать, согнувшись, и десятый - ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого - в десятый (сразу, т.е. вправо) и обратно). Обязательные условия: с плиткой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение- пятый кон, который прыгается весь двумя ногами); не топтаться (не перебирать ногами во время прыжков); не подвигать плитку; И конечно, на черточки не наступать!
Варианты соревнований: - нарисовать кочки-кружочки: кто допрыгнет точно с одного на другой, кто через один сможет перепрыгивать, а кто- и через два? - нарисовать классики-"перемешки"- квадрат с числами от 1 до 9 вперемешку: кто быстрее пропрыгает на одном дыхании все классы? - рисуем мелом мишень: кто попадет маленьким мячиком в цель с пяти шагов? а с десяти? а большим мячом- это труднее? - рисуем запутанную змейку- кто быстрее пройдет? для деток постарше интересен лабиринт с тупиками и ложными ходами. И, главное, чтобы так весело провести день, нужно-то совсем не многое: пачка мелков, куча ребят и пара активных взрослых. А, если всем хорошо, программа может затянуться и на несколько дней с проведением первенств между дворами и улицами!
3. Напишите на небольшой площадке в разнобой буквы алфавита. Называйте букву – и пусть малыш прыгает на нее. Обучившийся грамоте ребенок может таким образом писать слова и целые фразы, поочередно прыгая на каждую из нужных букв. Кроме рисования букв и цифр на асфальте можно нарисовать просто картинки, и нужно было прыгать на них: от цветочка к бабочке, потом на машинку, потом на грушу… Потом в обратном порядке, потом в разброс. Рисовать удобней не по кругу, а хаотично, следить, чтобы далеко не нужно было прыгать.
4. Нарисуйте лабиринт, и пусть ребенок найдет выход сам или двигается по вашим подсказкам, отрабатывая команды “направо/налево”. Или предложите следовать по начерченной дорожке, которая извивается, запутывается, многократно пересекает сама себя, так что нужно быть очень внимательным, чтобы не сбиться. Еще одна подвижная игра, требующая сосредоточения внимания – бег по стрелкам.
5. “Ходьба по линии”, для которой вам понадобиться начертить на асфальте эллипс. Есть множество других, подвижных, спортивных игр для которых так же понадобиться разметка поля. Даже в обычных салках можно нарисовать мелом круги-домики, в которых игроки спрячутся от водящего. Линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.
6. Нарисуйте на небольшом расстоянии друг от друга круги и предложите ребенку прыгать по ним: просто перескакивать, прыгать на двух ногах, на одной ножке, спиной, прыгать сидя на корточках, шагать, придумать свой способ передвижения.
7. Можно учить буквы и цифры по книжке, но намного интереснее нарисовать их на асфальте и гулять по линиям, запоминая, какие изгибы у цифры 3 и то, как часто приходиться перепрыгивать с линии на линию буквы Ж.
8. Рисуйте препятствия, и пусть ребенок попытается объехать их на самокате, велосипеде или возить между ними машинку на веревочке. А можно сделать разметку как на настоящей дороге и играть, повторяя правила дорожного движения. 9. Нарисуйте горизонтальную мишень и предложите кидать в нее камешки, шишки. Впрочем, не обязательно кидать, различные предметы можно пинать носком ноги, запускать катиться рукой, подталкивать палкой.
Игры и упражнения
«Классики»
Это международная игра. В нее играют во многих странах мира. Примечательно, что число клеток в фигурах соответствует числу классов в средней школе данной страны. На асфальте чертится фигура «классиков». Формы ее бывают разные. Длина клеток от 30 до 50 см, ширина - 50 см. Клетки обозначаются цифрами. У каждого из играющих бита - это небольшой плоский камешек, шайба, коробочка и др. В игре участвуют 3-4 игрока. Один из играющих становится перед коновой чертой (в 2 м. от фигуры) и бросает свой камешек в первый «класс». Если это ему удалось, то игрок прыгает в него на одной ноге, выталкивает камешек носком ноги обратно за коновую черту и выпрыгивает. Так же бросают камешек во все последующие «классы». Выигрывает тот, кому удастся пройти все «классы» первым. В четные «классы» надо прыгать на правой ноге, в нечетные - на левой. Если игрок попадет камешком на одну из линий или в другой, не соответствующий его уровню «класс», то уступает место следующему. Когда же приходит его очередь снова, то он продолжает играть с того «класса», в котором ошибся. Если игрок встанет на обе ноги, наступит на линию или, выбивая камешек, начнет прыгать не на той ноге, это считается нарушением правил. «Классы» могут иметь самую различную форму. Дети отличаются такой изобретательностью в этом вопросе! «Классы» имеют и такую разновидность. На земле чертят фигуру с десятью клеточками, обозначенными цифрами, и двумя пустыми. Размер клеточки - 30x30 см. Каждый участник игры прыгает по порядку из одной клетки в другую, а из десятой - сразу через три клетки - «домой». Во время прыжка игрок должен поворачиваться на лету то налево, то направо. Победителем считается тот, кто сможет прыгнуть в большее число клеток. Цель: закрепление счёта и обратного счёта, отработка прыжковой техники
Компас
На асфальте рисуют круг диаметром 2-3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга пишут согласно направлению буквы «С» (север), «Ю» (юг), «3» (запад), «В» (восток). Все участники становятся спиной к центру круга и слушают команду водящего: «Юг», «Север», «Запад», «Восток». Услышав команду, все должны повернуться в нужную сторону (на юг, север и т.д.). Для этого некоторым игрокам придется повернуться на 180°, а другим достаточно сделать пол-оборота вправо или влево, в зависимости от того, в каком направлении находится тот или иной игрок. Все участники должны быть внимательными. Тот, кто повернулся не в ту сторону, выходит из круга. Так число игроков постепенно уменьшается. Победителем считается тот, кто последним останется в кругу. Водящий может быть один до конца игры, но по договоренности его можно менять после трехчетырех команд. В этом случае водящим становится тот, кто чаще ошибался. Выигрывает тот, кто меньше раз был водящим.
Воздушный шарик
На асфальте нарисован огромный воздушный шар, внутри которого находятся 4 вида геометрических фигур с порядковыми номерами на них. Рисунок «Воздушный шарик» используется проведения для игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе организации дошкольников. С целью повышения двигательного компонента и плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий можно нарисовать два или три воздушных шарика на асфальте.