Урок по физике 9 класс «Законы Ньютона» (обобщение).
Цель урока:
создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме “Законы Ньютона”;
научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности, развивать познавательный интерес к предмету.
Задачи:
продолжить учиться работать в парах; умения применять знания в нестандартных ситуациях; реализовать творческие способности учащихся.
Тип урока:
обобщающий (с использованием ИКТ)
Формы деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, приборы для демонстрации опытов и экспериментальной работы учащихся, презентация учителя, презентации учащихся “Законы Ньютона в литературе”, “Законы Ньютона в природе и технике”, портрет Ньютона.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Законы Ньютона (обобщение) »
Урок по физике 9 класс «Законы Ньютона» (повторение).
Цель урока:
создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме “Законы Ньютона”;
научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности, развивать познавательный интерес к предмету.
Задачи:
продолжить учиться работать в парах; умения применять знания в нестандартных ситуациях; реализовать творческие способности учащихся.
Тип урока:
обобщающий (с использованием ИКТ)
Формы деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, приборы для демонстрации опытов и экспериментальной работы учащихся, презентация учителя, презентации учащихся “Законы Ньютона в литературе”, “Законы Ньютона в природе и технике”, портрет Ньютона.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
В истории есть немного имен и книг, пронизывающих века и даже тысячелетия и непрестанно влияющих на развитие культуры, техники и науки.
В архив науки сложены системы Птолемея, теплород и многое другое. Но есть научные открытия, которые оказываются пригодными для решения современных практических задач, и это означает, что они достоверны, ибо они прошли самое жесткое испытание – испытание временем. Именно таким великим законам физики посвящен наш урок. А о каких законах сегодня будем говорить, мы узнаем, отгадав кроссворд.
II. Отгадайте кроссворд
. (Презентация 1.Слайд 2)
Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. (Перемещение.)
Векторная величина, которая изменяется только в результате воздействия на тело силы. (Скорость.)
Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил. (Равнодействующая.)
Длина траектории. (Путь.)
Прибор, измеряющий скорость движения. (Спидометр.)
Физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости движения. (Ускорение.)
Прибор для измерения силы. (Динамометр.)
Ньютон – величайший ученый не только своего времени, но и истории. Он изучал природу света, построил зеркальный телескоп, но самая главная заслуга Ньютона в том, что он вывел три закона механики, которые управляют движением тел во Вселенной.
Итак, сегодня наш урок посвящен “Законам Ньютона”.
На уроке мы повторим законы движения, закрепим знания при решении задач, покажем связь законов с жизнью.
Давайте вспомним, о чем говорят эти законы.
3. Особенности законов Ньютона.
Выберите слова, имеющие отношение к закону. (На магнитной доске расположены карточки со словами, учащиеся по очереди выходят к доске и заполняют таблицу.)
1-й закон Ньютона
2-й закон Ньютона
3-й закон Ньютона
Справедлив для любых сил;
Силы уравновешиваются, т.к. приложены к одному телу;
Если результирующая равна 0, то ускорение тоже равно 0
Верен для любых сил;
Сила – причина изменения скорости;
Вектор ускорения сонаправлен с вектором силы;
Силы возникают только парами и всегда при взаимодействии;
Силы не уравновешивают друг друга;
Силы одной природы;
Верен для всех сил в природе.
4. Проверь себя
. Каждый учащийся получает тест самоконтроля.
После окончания работы на экран проецируются правильные ответы и критерии оценки. Ребята проверяют свою работу и ставят себе оценки согласно критериям.
ТС. Вариант – 1
ТС. Вариант – 2
Принцип относительности впервые сформулировал: А. Ньютон Б. Г. Галилей В. Аристотель
Какая из приведенных ниже единиц является единицей измерения скорости? А. м/с Б. м/с2 В. Н
Система отсчета связана с автомобилем. Ее можно считать инерциальной, если автомобиль А. движется равномерно по прямолинейному участку шоссе; Б. разгоняется равномерно по прямолинейному участку шоссе; В. движется равномерно по извилистой дороге.
Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Какова траектория движения этого тела? А. Парабола Б. Прямая В. Окружность
Во сколько раз нужно изменить силу, действующую на тело, чтобы ускорение уменьшилось в 3 раза? А. увеличить в 3 раза; Б. уменьшить в 3 раза; В. увеличить в 2 раза.
Инерцией называется… А. свойство тел сохранять скорость; Б. изменение скорости тела под действием других тел; В. явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
Какая из приведенных ниже единиц является единицей измерения ускорения? А. м/с Б. м/с2 В. Н
Система отсчета жестко связана с лифтом. Будет ли она инерциальной, если лифт… А. свободно падает; Б. движется равномерно вверх; В. движется замедленно вниз.
Как связаны между собой изменение скорости и инертность тела? А. Если тело более инертно, то изменение скорости больше; Б. Если тело более инертно, то изменение скорости меньше. В. Изменение скорости тела от его инертности не зависит.
Во сколько раз нужно изменить массу тела, чтобы ускорение увеличилось в 3 раза? А. увеличить в 3 раза; Б. уменьшить в 3 раза; В. уменьшить в 2 раза.
5.Работа с ИКТ (интеллектуальная школа)
6.
Самостоятельная работа. Вариант – 1.
Самостоятельная работа. Вариант – 2.
Уровень А
Чему равна сила, сообщающая телу массой 3 кг ускорение 0,4 м/с2?
С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 50т? Сила тяги двигателей 80кН.
На движущийся автомобиль в горизонтальном направлении действует сила тяги двигателя 1250Н, сила трения 600Н и сила сопротивления воздуха 450Н. Чему равна равнодействующая этих сил?
Какую силу надо приложить к репке массой 200г, чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0,5 м/с2 ?
Уровень В
Лыжник массой 60кг, имеющий в конце спуска скорость 36км/ч, остановился через 40с после окончания спуска. Определите силу сопротивления его движения.
Пуля массой 7,9г вылетает под действием пороховых газов из канала ствола длиной 45см со скоростью 54км/ч. Вычислите среднюю силу давления пороховых газов. Трением пули о стенки ствола пренебречь.
Электровоз развивает силу тяги 700кН. Какое ускорение он при этом сообщит железнодорожному составу массой 3000т, если сила сопротивления движению 160кН?
Уровень А.
Вагонетка массой 200кг движется с ускорением 0,2м/с2. Определите силу, сообщающую вагонетке это ускорение.
Чему равно ускорение, с которым движется тело массой 3кг, если на него действует сила 12Н?
Судно буксируют три баржи, соединенные последовательно. Сила сопротивления воды для первой баржи 9000Н, для второй – 7000Н, а для третьей – 6000Н. Сопротивление воды для самого судна 11000Н. Определите силу тяги, развиваемую судном при буксировке этих барж, считая, что баржи движутся равномерно.
К телу массой 4 кг приложены две горизонтальные силы, 10 Н и 30 Н, направленные в противоположные стороны. Куда и с каким ускорением будет двигаться тело?
Уровень В
Порожный грузовой автомобиль массой 3т начал движение с ускорением 0,2м/с2. Какова масса этого автомобиля вместе с грузом, если при той же силе тяги он трогается с места с ускорением 0,15м/с2?
На автомобиль массой 2т действует сила трения 16кН. Какова начальная скорость автомобиля, если его тормозной путь равен 50м?
Мальчик массой 50кг, скатившись на санках с горки, проехал по горизонтальной дороге до остановки путь 20м за 10с. Чему равна сила трения, действующая на санки?
7. Физкультминутка.
“Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной”
По мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнесся к окружающему миру, полному неизведанного. И мы сейчас с вами немного поиграем. А игра называется “Немое кино”
Изобразите:
Вы пассажир автобуса, который резко поворачивает вправо;
Второй закон Ньютона;
Третий закон Ньютона;
Идя в школу, вы споткнулись;
Во время гололеда вы поскользнулись.
8.Заключение.
Со времен установления Ньютоном основных законов движения прошло почти три столетия. За это время законы множество раз проверялись в различных условиях, и всякий раз полученные результаты подтверждали их истинность.
9. Рефлексия.
Каждый ученик заполняет концептуальную таблицу.
Что нового вы узнали на уроке?
Что вызвало затруднения?
Что осталось непонятным?
Что заинтересовало?
Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке и творческие работы учащихся.
Презентация 2. Законы Ньютона в природе и технике.
Литература:
Физика, 9кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. – М.: Дрофа, 2007.
Физика. 9класс: учебно-методическое пособие/ А.Е.Марон, Е.А.Марон,– М.: Дрофа, 2004.