Просмотр содержимого документа
«"Закон Ома для участка цепи"»
Урок по физике на тему "Закон Ома для участка цепи" (8-й класс)
Чехлова Людмила Александровна , учитель физики
Цели урока:
Образовательные — организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний (понятий: сила тока, напряжение, сопротивление), подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о зависимости силы тока от напряжения, опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, научить учащихся используя закон Ома решать расчетные задачи.
Воспитательные — приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске; точности оформления и чтения графиков; доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.
Развивающие — проводить анализ и оценку работы одноклассников ,продолжать развивать умение анализировать условия заданий.
Оборудование к уроку:
Источник тока,
вольтметр,
амперметр,
магазин сопротивлений,
ключ,
соединительные провода.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала:
открытие закона
постановка опыта
практическая работа
подведение итогов урока
Здравствуйте ребята! Сегодня нам с вами предстоит изучить важнейший закон электричества, без которого нельзя произвести ни один электротехнический расчет. Генри о нем писал: «Когда я первый раз прочел его теорию, то она мне показалась молнией, вдруг осветившей комнату, погруженную во мрак». О каком загадочном ученом идет речь и какой закон он открыл?
Далее проверяю выполнение домашнего задания
Для успешной и плодотворной работы на уроке нам необходимо иметь хороший багаж знаний. Давайте для этого подготовимся. Три ученика работают у доски над вопросами по два из перечисленных и составляют. На доске изображают опорные схемы по темам «Сила тока. Напряжение. Сопротивление». Остальные учащиеся в парах собирают электрические цепи со схемами на столах.
1. Что определяет силу тока в цепи? Как она обозначается и в чём измеряется?
2. Что такое напряжение? Как можно определить его через работу тока и электрический заряд?
3. Как подключают амперметр и вольтметр в цепь?
4. Как зависит сила тока от напряжения?
5. Какую величину называют электрическим сопротивлением?
6. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока и от напряжения? Почему?
На данном этапе учащиеся самостоятельно осуществляют самопроверку.
Результаты самопроверки отмечают в листе самооценки.
Лист самооценки
Фамилия:
Имя:
Учебные элементы
Общее количество баллов
1.Повторение изученного
2. Творческое задание
3. Тестовое задание
4. Практическое задание
Итоговое количество баллов:
Оценка:
Итак, следующее задание- творческое.
I ряд. Перед вами карточка с рисунками: два из них относятся к роду электрических явлений, а один из них третий лишний. Вы должны выбрать, какой из них третий лишний. Почему? Но в одном из оставшемся рисунке есть ошибки, исправьте их.
Рисунок 1 .
II ряд. Из кубиков соберите формулы физических величин, характеризующих любую физическую цепь и дайте им определение.(Сила тока, сопротивление, напряжение).
III ряд. Перед вами физическое лото. На маленьких карточках написаны определения. Если они соответствуют рисунку, изображенному на большой карточке, то вы их на неё накладываете.
Рисунок 2.
Затем проводится проверка и выставление баллов в лист самооценки.
Далее, ребята, вам предстоит выполнить тестовое задание. Перед вами тесты разного уровня сложности. Каждый из вас выберет тест своего уровня.
Приложение
А теперь давайте проверим правильность выполнения задания.
Молодцы справились и с этим заданием. Теперь выставьте баллы в свой оценочный лист.
Демонстрирую портрет Ома. Именно он и откроет нам тайну в мир электрических явлений. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Закон Ома для участка цепи”. Вы наверное обратили внимание, что портреты ученых соответствуют единицам измерения физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления. Вот мы и должны выяснить с вами, а как же связаны между собой эти величины, какое практическое значение имеет закон Ома. Но сначала давайте узнаем, а как же Ом открыл свой закон? (рассказываю об истории открытия закона). Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными. Сначала рассмотрим как зависит сила тока от сопротивления. Перед вами собрана электрическая цепь, в которую включены приборы (я показываю им прибор, а они мне называют его). Напряжение на концах проводника всегда поддерживается постоянным. Для этого следим за показанием вольтметра. (Демонстрирую опыт, показания приборов фиксирую в таблице). Ребята, обратите внимание на значения величин, изображенных в таблице.
U = 2 В
R, Ом
I, А
1
2
4
2
1
0,5
Какой отсюда следует вывод? А теперь посмотрите на график. Какую зависимость он показывает?
Рисунок 3.
Итак, ребята, обобщая результаты опытов, приходим к выводу: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
А теперь давайте проверим как связаны между собой сила тока и напряжение. Снова обратимся к опыту. Чтобы установить зависимость этих величин, сопротивление должно оставаться неизменным. (Демонстрирую опыт). Давай посмотрим, как изменяется сила тока при изменение напряжения.(Работа с таблицей и графиком).
R = 2 Ом
U,В
I, А
2
6
10
0,5
1,5
2,5
Рисунок 4.
Какой отсюда следует вывод? Обобщая результаты этого опыта, приходим к выводу: сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи называется законом Ома по имени немецкого ученого Ома, открывшего это закон. А читается он так: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению:
А теперь потренируемся с формулой на задачках.
Напряжение электроосветительной сети 220 В. Какой ток потечет в цепи, если нагрузка имеет сопротивление 1000 Ом?
Как изменится сила тока, если напряжение на концах проводника увеличится вдвое?
Как изменится сила тока, если сопротивление поводника уменьшить в 4 раза?
Как изменится сила тока в проводнике, если напряжение и сопротивление увеличить в 8 раз?
Результаты индивидуальной работы отражаются в листах самооценки.
Даю информацию учащимся о домашнем задании, даю инструктаж по его выполнению, проверяю понимание учащихся содержания и способов выполнения домашней работы
- Выучить закон Ома для участка цепи.
- Сформулировать и представить решение задачи по теме «Закон Ома для участка цепи»
Наш урок подходит к завершению, подвожу итоги.
Давайте вместе с вами подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли? Что научились делать? (Отвечают учащиеся)
Подтвердили ли наши исследования закон Ома для участка цепи?
Далее провожу реффлексию
1. Показался ли вам закон Ома для участка цепи трудным, если да, то в чём трудность?
2. Заполнение листа самооценки (для каждого лежат на столах)
Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении закона Ома для участка цепи ).