kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие молекул

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – расширить естественнонаучную  систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

Метапредметный результат – развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,  самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.

Предметный результат – - формирование понятия всемирного тяготения, силы тяжести;

- формировать умение анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку;

- показать взаимосвязь силы тяжести и массы тела.

Задачи урока

  1. используя основные положения  МКТ  объяснить явление диффузии
  2.       Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;
  3. Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

Тема:__________________________________________________________________________________

Цель:__________________________________________________________________________________

Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде:

357мм = __________________

43т = _____________________

0,542нс = _________________

0,00032мкм =______________











ЗАДАНИЕ №1

А). Нанести с помощью салфетки масло на поверхность стекла. На промасленную поверхность выдавить шприцом 2-3 капли воды, пластмассовым стержнем попытаться сблизить капли, проследить за их слиянием. Подготовить вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Попытаться сжать металлический цилиндр. Подготовить вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В). Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня. Подготовить вывод.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишем выводы:

·1.)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример: ______________________________________________________________________________

·2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Пример: _______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №2


А). Возьмите две стеклянные пластинки попробуйте их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавите капли 2-3 воды на поверхность одного стекла, соедините стекла и попробуйте их разъединить. Сравните результаты.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Опустите кусочек пластилина в воду и достаньте из воды. Проследите за поведением воды на поверхности пластилина. Сделаете вывод.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишем выводы в тетрадь:

Смачивание: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Несмачивание: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Откройте учебник и ответьте с его помощью на вопросы


  1. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что означают слова: молекулы взаимодействуют?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твёрдого тела и жидкости притягиваются?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работа в группах

1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?

_______________________________________________________________________________________

2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола?

_______________________________________________________________________________________

3.Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу?

_______________________________________________________________________________________

4. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

_______________________________________________________________________________________
5. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? 

_______________________________________________________________________________________


Прочитайте § 11, ответьте на вопросы после параграфа.

Выполните одно из заданий:

1.Подготовьте презентацию по одной из тем. « Взаимное притяжение и отталкивание молекул». «Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул».

2.Подготовьте анимацию по данной теме.

3.Выполните экспериментальное задание упражнения 2(1) на стр 33 учебника

4.Решить задачи


Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока взаимодействие молекул»

Технологическая карта урока физики

Тема

Взаимодействие молекул

Цель урока

а) вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул». Контроль знаний системы СИ и закрепление навыков работы с числами, заданными в стандартном виде. Актуализация знаний по теме « Диффузия». (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Задачи урока

  1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о взаимном притяжение и отталкивание молекул.

  2. Доказать с помощью опыта взаимное притяжение и отталкивание молекул.


Планируемые результаты:

УУД

Личностные: Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения Наблюдают и объясняют явление диффузии

Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений

Регулятивные: Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи

Коммуникативные: Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы

Тип урока

Урок открытия нового знания

Формы работы

коллективная, индивидуальная, групповая.

Основные понятия

Взаимное притяжение, взаимное отталкивание, молекулы

Источники информации

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013

Ресурсы

Рабочий лист, технологическая карта, презентация.

Оборудование на столах у учащихся: стеклянные пластинки, растительное масло, вода, трубочки, шприц, цилиндр металлический,

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать Вас на моем уроке. Присаживайтесь. Командиры групп, подойдите и возьмите рабочие листы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

1. Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде:

357мм =…

43т =…

0,542нс =…

0,00032мкм =…

2. Определить цену деления и показания прибора: ( мл)

1.Рассказать о диффузии.

2. Рассказать о результатах домашнего эксперимента?

Класс, выслушивает ответы, контролирует содержание ответа и речь отвечающего по плану:

- Что положительного было в ответе?

- Что не удалось в ответе?

- Что можно добавить к ответу?

- Какую оценку следует поставить?

Объявляются итоги проверки домашнего задания.

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

На прошлом уроке мы узнали, что такое диффузия, где мы можем её наблюдать. А сегодня мы продолжим говорить о взаимодействии частиц вещества.

Объявляется тема урока. Тема урока: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.


Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала




По теме урока вы уже догадались, что сегодня нам предстоит убедиться в том, что между молекулами веществ существует взаимодействие: притяжение и отталкивание. У вас на столах лежат приборы и карточки с описанием экспериментов, которые сегодня вам предстоит выполнить.

ЗАДАНИЕ №1

А). Нанести с помощью салфетки масло на поверхность стекла. На промасленную поверхность выдавить шприцом 2-3 капли воды, пластмассовым стержнем попытаться сблизить капли, проследить за их слиянием. Подготовить вывод.

Б). Попытаться сжать металлический цилиндр. Подготовить вывод.

В). Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня. Подготовить вывод.

Учитель: Есть ли вопросы по ходу выполнения экспериментов?

( Учащиеся выполняют эксперименты: )

Учитель: Итак, какие выводы по экспериментам вы получили?

Учащиеся: В первом опыте у нас капли слились, потому что между молекулами воды есть притяжение.

Второй и третий опыты показали, что твердое тело и жидкость нельзя сжать, потому что молекулы начинают при сжатии веществ отталкиваться.

Учитель: А как вы думаете можно ли заставить соединиться свинцовые цилиндры, как так же как можно соединить два пластилиновых цилиндра? (учитель показывает, как соединяются два пластилиновых цилиндра)

Учащиеся: Соединить свинцовые цилиндры нельзя, т.к. цилиндры - твердые тела и у них неровные поверхности. Поэтому приблизить молекулы на расстояние, когда начнет действовать притяжение молекул, нельзя.

Учитель: А теперь посмотрим опыт. Свинец мягкий металл, мы зачистим поверхности цилиндров, выровняем их и соединим. Цилиндры соединились. Теперь посмотрим, насколько сильно притягиваются молекулы цилиндров. Подвесим к нижнему цилиндру груз. Какие выводы сделаем по опыту?

Ученик: Для того, чтобы между молекулами двух цилиндров возникли силы притяжения, необходимо приблизить молекулы цилиндров очень близко друг к другу.

Запишем выводы в тетрадь:

·1. Между молекулами есть взаимное притяжение, существующее только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).

Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров .

·2. Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).

Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей.

Учитель: А теперь мы должны познакомиться еще с одним явлением физики. Для этого у вас есть задание №2 в карточке:


ЗАДАНИЕ №2


А). Возьмите две стеклянные пластинки попробуйте их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавите капли 2-3 воды на поверхность одного стекла, соедините стекла и попробуйте их разъединить. Сравните результаты.

Б). Опустите кусочек пластилина в воду и достаньте из воды. Проследите за поведением воды на поверхности пластилина. Сделаете вывод.

Учитель: какие выводы по экспериментам вы сделали?

Ученик: В первом эксперименте легче было разделить два стекла, когда они между ними не было воды.

Во втором опыте вода с кусочков пластилина стекла.

Учитель: В первом случае вода смачивала стекло, во втором вы увидели, что вода не смачивает пластилин. Объясните с точки зрения молекулярного строения результаты опытов.

Ученик: Молекулы воды сравнительно сильно притягивались к стеклу и не давали оторвать стекла, а во втором случае молекулы воды слабо притягивались к молекулам пластилина, сильнее притягивались друг к другу, и поэтому собирались в капли.

Запишем выводы в тетрадь:

Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела.

Несмачивание: Жидкость не смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела.

Этап первичной проверки понимания изученного материала

Анализ содержания параграфа. Выделение существенной информации.

Логические умозаключения.

Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Ребята откройте учебник и ответьте с его помощью на вопросы

1. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет?
2. Что означают слова: молекулы взаимодействуют?
3. Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твёрдого тела и жидкости притягиваются?
4. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?

Этап закрепления новых знаний и способов действий


Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Рецензирование ответов товарищей.

Оценивание ответов и их корректировка.


Работа в группах. Учащимся выдаются карточки с вопросами.

1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?

2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола?

3. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу?

4. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
5. Почему на классной доске пишут мелом , а не куском белого мрамора? 

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Прочитайте § 11, ответьте на вопросы после параграфа.

Выполните одно из заданий:

1.Подготовьте презентацию по одной из тем. « Взаимное притяжение и отталкивание молекул». «Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул».

2.Подготовьте анимацию по данной теме.

3.Выполните экспериментальное задание упражнения 2(1) на стр 33 учебника

4.Решить задачи

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

  1. Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?

  2. Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают?

  3. Чему вы научились?

Как вы можете использовать на практике полученные знания?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ».


Просмотр содержимого презентации
«11»

Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде 0, 357 м 357мм = 43т = 0,542нч =  0,00032мкм = 43 000 кг 32 км

Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде

0, 357 м

  • 357мм =
  • 43т =
  • 0,542нч =
  • 0,00032мкм =

43 000 кг

32 км

Определить цену деления и показания прибора: ( мл)

Определить цену деления и показания прибора: ( мл)

Рассказать о диффузии.

Рассказать о диффузии.

  • - Что положительного было в ответе?
  • - Что не удалось в ответе?
  • - Что можно добавить к ответу?
  • - Какую оценку следует поставить?
Тема урока: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Тема урока: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Практическая работа. ·1. Между молекулами есть взаимное притяжение, существующее только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).  Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров .  ·2. Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).  Пример:
  • Практическая работа.
  • ·1. Между молекулами есть взаимное притяжение, существующее только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).
  • Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров .
  • ·2. Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).
  • Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей.
Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела.  Несмачивание:
  • Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела.
  • Несмачивание: Жидкость не смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела.
1. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет?  2. Что означают слова: молекулы взаимодействуют?  3. Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твёрдого тела и жидкости притягиваются?  4. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?
  • 1. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет? 2. Что означают слова: молекулы взаимодействуют? 3. Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твёрдого тела и жидкости притягиваются? 4. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?
1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?  2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола? 3. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу? 4. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?  5. Почему на классной доске пишут мелом , а не куском белого мрамора? 
  • 1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?
  • 2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола?
  • 3. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу?
  • 4. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается? 5. Почему на классной доске пишут мелом , а не куском белого мрамора? 
Прочитайте § 11, ответьте на вопросы после параграфа. Выполните одно из заданий: 1.Подготовьте презентацию по одной из тем. « Взаимное притяжение и отталкивание молекул». «Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул».
  • Прочитайте § 11, ответьте на вопросы после параграфа.
  • Выполните одно из заданий:
  • 1.Подготовьте презентацию по одной из тем. « Взаимное притяжение и отталкивание молекул». «Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул».
  • 2.Подготовьте анимацию по данной теме.
  • 3.Выполните экспериментальное задание упражнения 2(1) на стр 33 учебника
Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока? Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают? Чему вы научились? Как вы можете использовать на практике полученные знания?
  • Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?
  • Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают?
  • Чему вы научились?
  • Как вы можете использовать на практике полученные знания?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Взаимодействие молекул

Автор: Глобинец Ольга Владимировна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок физики по теме "Взаимодействие молекул"; 7 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-fiziki-po-tiemie-vzaimodieistviie-moliekul-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188043"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426607182"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок на тему "Взаимодействие молекул""
    ["seo_title"] => string(35) "urok_na_temu_vzaimodeistvie_molekul"
    ["file_id"] => string(6) "515319"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560925445"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Открытый урок на тему  ""Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее опытное подтверждение.Масса и размеры молекул" "
    ["seo_title"] => string(143) "otkrytyi-urok-na-tiemu-osnovnyie-polozhieniia-moliekuliarno-kinietichieskoi-tieorii-i-ieie-opytnoie-podtvierzhdieniie-massa-i-razmiery-moliekul"
    ["file_id"] => string(6) "132322"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416326296"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары (статья) "
    ["seo_title"] => string(77) "modiel-stroieniia-zhidkosti-nasyshchiennyie-i-nienasyshchiennyie-pary-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "137983"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417455065"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока физики 8 класс: "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-fiziki-8-klass-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva-plavlieniie-i-otvierdievaniie"
    ["file_id"] => string(6) "120036"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413573839"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства