Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательная – ввести понятие веса тела; показать разницу между силой тяжести и весом тела, дать понятия невесомости и перегрузок.
Развивающая – продолжать развивать кругозор учащихся, формировать научное представление об устройстве материального мира; развивать речь учащихся, мышление; формировать умения (находить связи между физическими понятиями);
Воспитательная - учить подготавливать рабочее место, соблюдать дисциплину, быть собранным, усердным, чувствовать товарища; применять полученные знания для объяснения различных природных явлений.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация
тестирование (тесты даны на слайдах)
Способ проверки: самопроверка с выставление промежуточных оценок.
Мотивация
Вопрос: как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Сообщение темы урока, целей и задач урока
Изложение нового материала
Цель: ввести понятие веса тела.
(на доске изображено тело на опоре, показаны сила тяжести и сила упругости)
Метод – словесный (рассказ учителя)
Деформация испытывает не только опора, но и само тело. Деформированное тело давит на опору с силой, которая получила название вес тела.
(Работа с учебником: учащиеся записывают определение веса тела в тетрадь).
Учитель показывает на рисунке точку приложения и направление веса тела.
Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то вес тела равен по модулю силе тяжести.
Р = Fтяж.
Запомни: сила тяжести приложена к телу, а вес тела приложен к опоре или подвесу.
Соотношение между весом тела и силой тяжести изменяется, если тело вместе с опорой станет двигаться в направлении действия силы тяжести неравномерно. Оказывается, в этом случае опора давит на груз сильнее или слабее, чем при равномерном движении, следовательно, вес тела оказывается больше или меньше силы тяжести. При разгоне космического корабля, когда он выходит на орбиту, или при торможении во время посадки вес корабля оказывается больше силы тяжести и космонавт испытывает сильные перегрузки.
Интерес представляет случай, когда опора падает свободно вместе с находящимся на ней телом. В этом случае опора падает, не препятствуя движению тела, поэтому в теле не возникает деформации и оно не дави на опору. Такое состояние называют невесомостью. Невесомость наступает в космическом корабле, когда выключают двигатели. При этом космонавты могут свободно парить в кабине.
Формирование умений и навыков.
Цель: сформировать навыки графического изображения сил, используя масштаб
Метод – практический (выполнение упражнений)
Упражнение ев конце параграфа
Построение рисунков в тетради и на доске.
Применение полученных ЗУН
Цель: научиться применять полученные ЗУН при решении качественных задач.
Метод – практический (задания даны на карточках, работа в парах).
Вопросы для самоконтроля:
Вес тела – это …
Куда обычно направлен вес тела?
Почему вес тела - не тоже самое, что и сила тяжести?
Сформулируйте условие равенства веса тела и силы тяжести.
Когда ты качаешься на качелях, то твой вес становится то больше, то меньше твоего обычного веса. В какие моменты времени это происходит? Почему меняется вес?
Исправь неверные выводы: а). лифт закрыл двери и поехал вверх, в этот момент сумка в руках Андрея стала тяжелее – увеличилась ее масса.
Проверка и оценка ЗУН.
Цель: проверить и оценить усвоение изученного материала.
Метод: электронное тестирование.
Домашнее задание. Параграф
Домашний опыт: наблюдение невесомости.
Возьмите лист тонкого картона и положите на него мешочек с песком, рисом или горохом. Поднимите картон со стола на уровень глаз и обратите внимание, что картон прогнулся под весом мешочка.
Разжав пальцы, позвольте предметам упасть. Обратите внимание, что во время падения картон почти не прогибается.