Актуализация знаний. | Создаёт проблемную ситуацию. Опыт 1. Опускаем в воду последовательно алюминиевый цилиндр, шарик и пузырёк с водой. Наблюдаем поведение тел. Результат: цилиндр тонет, шарик всплывает, пузырек плавает, погрузившись в воду полностью. Проблемная ситуация: Почему? Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело? Нарисуйте вектора и на рисунках Запишите условия, при которых тела, помещенные в жидкость, тонут, всплывают или «висят» в жидкости (поставьте знак ). Проделаем эксперимент и проверим соотношение между силой тяжести и выталкивающей силой. (За основу берется лабораторная работа "Выяснение условий плавания тел в жидкости" стр. 211 учебника). Какую цель эксперимента вы бы поставили перед собой? Запишите её в тетради. Какое оборудование нам для этого потребуется? Вспомните, как определяется объём тела с помощью мензурки. Вспомните, что 1 см³ = 0,000001 м³. При выполнении лабораторной работы вам необходимо соблюдать технику безопасности Учитель читает инструкцию по ТБ 1.Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя. 2.Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя. 3.Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание. 4.Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения. 5.Не уходите с рабочего места без разрешения учителя. | Отвечают на вопросы. На все тела в воде действуют две силы: сила тяжести, направленная вниз и выталкивающая сила (сила Архимеда), направленная вверх. Из правила сложения сил, действующих на тело вдоль одной прямой, следует: тонет, если Fт ˃ FА; всплывает, если Fт ˂ FА; плавает, если Fт = FА. | Познавательные УУД 1. умения извлекать информации из структурированного текста Регулятивные УУД 1.умение целеполагания Коммуникативные УУД 1. умение слушать и понимать других. 2. формирования речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами. 3. оформления своих мыслей в устной и письменной форме. |
Применение знаний. | Выполните эксперимент по алгоритму. Указания к работе Задание 1. 1. Наполните пробирку-поплавок на 1/4 часть песком, определите на весах его массу в граммах. Переведите значение массы в кг и запишите в таблицу. 2. Опустите пробирку-поплавок в воду и определите объём вытесненной воды в см3. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки-поплавка в воду. Запишите значение объёма в м3 в таблицу. 3. Рассчитайте силу тяжести и архимедову силу по формулам: Р = Fтяж = m g и FА= ρжgVт 3.Сравните архимедову силу с силой тяжести. Результаты вычислений занесите в таблицу и отметьте: пробирка-поплавок тонет или всплывает. Задание 2. 1. Наполните пробирку-поплавок полностью песком, определите на весах его массу в граммах. Переведите значение массы в кг и запишите в таблицу. 2. Опустите пробирку-поплавок в воду и определите объём вытесненной воды в см3. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки-поплавка в воду. Запишите значение объёма в м3 в таблицу. 3. Рассчитайте силу тяжести и архимедову силу по формулам: Р = Fтяж = m g и FА= ρжgV 4.Сравните архимедову силу с силой тяжести. Результаты вычислений занесите в таблицу и отметьте: пробирка-поплавок тонет или всплывает. Задание 3. 1. Определите при каком соотношении силы тяжести и архимедовой силы пробирка-поплавок будет плавать в любом месте жидкости, полностью погрузившись в неё? Какое значение при этом будет иметь объём вытесненной капсулой воды? 2. Определите массу для плавающего тела (без вычисления). 3. Заполните пробирку-поплавок песком до необходимой массы, затем опустите в воду и убедитесь на опыте в правильности ваших рассуждений. 4. Сделайте вывод об условии плавания тела в жидкости. | Выполняют лабораторную работу. | Познавательные УУД 1.умения применять теоретические знания для определения цены деления и предела измерений измерительного прибора. 2.умения выполнять эксперимент по алгоритму. 3.умения видоизменять информацию в виде таблицы. 4.умения выполнять прямые измерения 5.понимать неизбежность погрешности любых измерений. 6.умения соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с лабораторным оборудованием Коммуникативные УУД 1. умения планировать учебное сотрудничество, работать в парах. 2.умения управлять поведением партнёра при совместном выполнении эксперимента. Регулятивные УУД 1. умения целеполагания (постановка учебной задачи при выполнении эксперимента, постановка цели эксперимента, планирование этапов выполнения эксперимента) 2.умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности. 3.умения самоконтроля. Личностные УУД 1.мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |